Информационно-коммуникационные технологии как способ развития государственно-общественного управления

 

Гревцова И.В., директор ММЦ

 Советского района г. Красноярска

 

Совершенно понятно, что без использования информационно-коммуникационных технологий сегодня нельзя эффективно работать в любой сфере. Поэтому программа развития системы образования Советского района г. Красноярска до 2010 года в части становления и развития государственно-общественного управления образованием ставит задачу использования новых информационно-коммуникационных технологий. Повышение эффективности коммуникационных процессов стало необходимо для развития общественной самоорганизации, основанной на сетевом взаимодействии, общественного самоуправления и саморазвития в сфере образования района.

С 2003 года в районе работает образовательный портал. Цель его создания: Создание единого информационно-образовательного пространства муниципальных учреждений района, образуя сетевое сообщество образовательных учреждений (общеобразовательные школы, коррекционные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, дошкольные образовательные учреждения).

Государственно-общественный ресурсный центр, о работе которого вы сегодня много слышали, работает также через раздел образовательного портала «Государственно-общественное управление». Он является важным ресурсом, как для образовательных учреждений, так и для представителей широкой общественности (родителей, представителей власти и бизнеса, НКО) по вопросу создания, функционирования и развития форм государственно-общественного управления. Это правовая, методическая и организационная поддержка возникших инициатив.

Чем же интересен и как этот раздел помогает развивать государственно-общественное управление в районе? В разделе «ресурсы» можно изучить нормативные документы федерального, краевого, районного и школьного уровней по вопросу усиления государственно-общественного управления в сфере общего образования. Это: приказ МО и науки РФ о создании координационной группы по развитию государственно-общественного характера управления образовательным учреждением, приказ о создании краевой рабочей группы, приказы районного управления образованием, а также федеральный и краевой сайты по управляющим советам и статьи, книги по обсуждаемой теме.

Каждый желающий может познакомиться с историей и хронологией развития форм попечительства в районе. Для инициативных групп по созданию Управляющих Советов имеется весь необходимый материал, описывающий механизм его создания (Положение об Управляющем Совете, Положение о рабочей группе по созданию Управляющего Совета, протоколы выборных конференций, приказ по Управляющему Совету и т.д.). Таким образом, любая инициативная группа, посетив портал, может создать в своем учреждении Управляющий Совет, не обращаясь за дополнительной помощью. Но если эта помощь необходима, ее можно получить не только в ресурсном центре, но и опять таки на  портале в разделе «опыт». В нем действующие управляющие советы  представляют свою деятельность (структура, регламент, описание деятельности, направления работы, опыт разделения полномочий между администрацией школы и Управляющем Советом и многое другое).

Не остались без внимания и дошкольные образовательные учреждения. В разделе «ДОУ» описаны виды попечительства в дошкольных образовательных учреждениях, представлены нормативные документы и формы родительских инициатив. Например, таких, как, проектная деятельность, создание единого образовательного пространства «Детский сад-школа».

Таким образом, используя сетевую организацию, образовательные учреждения сами  оказывают друг другу нормативную, методическую и организационную поддержку.

Раздел «Государственно-общественное управление» используется и для развития контактов с другими территориями. Территории края через портал обращаются за методической помощью по вопросам создания и функционирования Советов, как школьного, так  районного или городского уровней. Это города Шарыпово, Сосновоборск. На форуме проходят бурные дискуссии по обозначенным вопросам, можно задать любой вопрос адресно, обсудить «наболевшую» проблему и даже поздравить друг друга с праздником. Выделен один день, когда все желающие могут придти и выставить материал на портал. Это вторник каждого месяца.

Можно говорить, что на сегодняшний день положено начало для организации дистанционного обучения по обсуждаемому нами вопросу. И такой  курс сейчас находится на стадии разработки.

Что же изменилось в управлении образовательным учреждением с момента организации работы с использованием информационно-коммуникационных технологий? Организация сетевого взаимодействия через портал позволила повысить эффективность работы форм государственно-общественного управления, что выражается в переводе управления учреждением в программно-проектный режим, участии родителей и общественности в создании и реализации программ развития школы, стал открытым процесс управления, функционирования и развития образовательных учреждений.