Общественная составляющая в управлении ДОУ

 в форме попечительского совета ДОУ

 

Ляндрис И.Н. ,

заведующая ДОУ № 43

 

   Одной из основных проблем современного дошкольного учреждения является разрыв между изменяющимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью. Последнее время очень большое внимание уделяется государственно-общественному управлению в образовательных учреждениях, где под общественным понимается, в том числе и управление посредством попечительских советов.

   В ДОУ № 43 общественно-государственное управление прошло этап становления. В ДОУ проводилась специальная организационная работа, общественная составляющая в управлении ДОУ изменялась:

1997-2000 г. -  родительский комитет ДОУ,

2000-2002 г. -  попечительский совет ДОУ,

с 2002 г. – попечительский совет, как отделение районного фонда попечительства об образовании (БФПО).

   Попечительский совет создавался по инициативе родителей и администрации для оказания содействия учреждению в деле обучения и воспитания детей. Деятельность попечительского совета строится в трех направлениях:

1.     Нормативно-правовая деятельность.

2.     Финансово-экономическая деятельность.

3.     Участие в организации учебно-воспитательного процесса.

· Важным моментом в деятельности попечительского совета является создание локальных нормативных актов. Организационная деятельность в ДОУ по созданию попечительского совета была начата с внесения изменений в Устав ДОУ, в которых был отражен порядок выборов членов попечительского совета и разграничение компетенции между администрацией и органом общественного самоуправления. Попечительский совет является активным участником в обсуждении и принятии локальных актов, вносит предложения и замечания.

Совместно с попечительским советом в ДОУ были разработаны и приняты такие локальные акты, как «Положение о попечительском совете», «Положение о расходовании внебюджетных средств», должностные инструкции работников отделения БФПО, «Положение об оказании платных образовательных услуг», «Положение о разновозрастных группах повышенной комфортности». Ежегодно попечительским советом разрабатываются и принимаются финансово-нормативные документы: штатное расписание ОБФПО, сметы, калькуляции.

 

· В современных рыночных условиях наиболее важным направлением в работе попечительского совета ДОУ является – финансово-экономическое направление. Основные функции попечительского совета при проведении финансово-хозяйственной деятельности:

-         содействие организации и совершенствованию образовательного процесса, привлечение внебюджетных средств для обеспечения и развития;

-         содействие развитию материально-технической базы ДОУ, благоустройству его помещений и территории;

-         определение направлений, форм, размера и порядка использования благотворительных средств МДОУ;

-         осуществление контроля за целевым использованием пожертвований, полученных МДОУ.

В условиях перевода образовательных учреждений на казначейскую систему исполнения бюджета, попечительский совет ДОУ принял решение о создании отделения ДОУ № 43 при районном благотворительном фонде попечительства об образовании. Этот важный шаг решил сразу несколько проблем: невозможность чиновниками замещать бюджетное финансирование средствами попечительского совета, нет необходимости проходить огромную процедуру регистрации собственного благотворительного фонда учреждения и содержать бухгалтерию фонда, возможность создания дополнительных рабочих мест и введения системы доплат и премирования работников ДОУ.

К тому же, в отличие от существующих сегодня в ряде учреждений практики сбора средств «черным налом», создание попечительского совета в ДОУ и отделения БФПО позволило легализовать финансовые потоки и не бояться обвинений в вымогательстве денег и проверок налоговых органов и прокуратуры. Так как вся финансовая деятельность стала открыта для общественности, нам удалось достичь доверия, понимания и желания со стороны родителей оказывать благотворительную помощь ДОУ.

· Одно из направлений деятельности попечительского совета – участие в организации учебно-воспитательного процесса. Родители участвуют в организации учебно-воспитательного процесса не только как спонсоры, но и как участники, а иногда и как руководители творческой деятельности. Очень важно видеть в родителе социального партнера, а не только и не столько финансового. Наши усилия по воспитанию детей только умножатся от такого сотрудничества.

Для повышения качества образования в ДОУ был создан проектный совет, активными участниками которого стали родители. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов и родителей является разработка «Программы развития ДОУ на 2003-2008 г.г.» и комплексная целевая программа «Физическая культура и развитие здоровье ребенка на период 2006-2010 г.г.».

Реализация задач данных программ невозможна без активного участия представителей социума. В ДОУ широкое распространение получили следующие современные формы взаимодействия:

-         «Школа молодого родителя» (педагогические гостиные, игры-тренинги, семинары-практикумы по вопросам здоровья и адаптации ребенка к условиям детского сада);

-          организация совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий (соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», марафон «Стартуют все!», досуги, развлечения);

-         валеологический дискуссионный клуб « К вопросу о здоровье».

С 2002 г. в ДОУ № 43 педагогический потенциал современной семьи активизируется через вовлечение родителей в совместную проектную деятельность. В течение 3 лет в ДОУ реализованы три долгосрочных проекта, выполненных в различных направлениях:

-         здоровьесохраняющая деятельность – проект «Здоровье детей - в наших руках», в результате которого сформирован коллектив единомышленников, родители стали активными сторонниками здорового образа жизни и постоянными участниками всех спортивно-оздоровительных мероприятий ДОУ, наблюдается положительная динамика в снижении заболеваемости детей, значительно пополнилась МТБ физкультурно-оздоровительного комплекса ДОУ;

-         в области образования – проект «От девиза программы «Чувствовать – познавать – творить» к реальным результатам», в ходе которого родители стали активными участниками различных смотров-конкурсов построения предметно-развивающей  среды групп, необходимой для полноценной реализации программы «Детство»;

-         в области правовой культуры родителей и педагогов – проект «Я тоже имею право», результатом которого явилось повышение правовой культуры родителей и педагогов, создание консультационного клуба «Адвокатская контора», разработка цикла познавательных занятий для детей «Я тоже имею право».

Одним из необходимых условий содержания дошкольной ступени образования и повышения его качества является создание развивающего пространства в ДОУ. В тесном сотрудничестве с родителями в ДОУ были реализованы следующие проекты, направленные на обогащение предметно-развивающей среды:

-         проект «Мозаика лета», целью которого являлось создание условий для разнообразной детской деятельности на территории ДОУ и групповых площадках. В результате прогулочные групповые участки значительно пополнились малыми архитектурными формами, на территории были созданы различные развивающие центры: «Театр на лужайке», «Метеоцентр», спортивный городок, проложена экологическая тропинка, включающая в себя такие объекты, как лес, сад, огород, водоем, альпийская горка. Данный проект получил высокую оценку – 1 место в городском конкурсе «Лучший двор – 2005г.» среди ДОУ г. Красноярска.

-         проект «Зеленый мир» по организации Зимнего сада и мини-музея «Природа Красноярья»; в результате которого появился прекрасный Зимний сад с большим количеством комнатных растений, аквариумом «Подводное царство», мини-музей с коллекцией макетов ландшафтов Красноярского края, гербариев, природных ископаемых и насекомых, библио- и видеотека «Юные исследователи».   

Внедрение метода проектной деятельности в практику ДОУ и активное участие в них родительской общественности позволило:

-         осуществить интеграцию различных видов деятельности взрослых и детей;

-         расширить взаимодействие всех участников образовательного процесса;

-         увидеть результат совместной деятельности;

-         оценить возможности попечительства как общественной составляющей управления образованием.

Достигнутые результаты позволяют надеяться на совместное участие в решении проблемных ситуаций, связанных с кадровыми, финансовыми, материальными проблемами ДОУ. В перспективе взаимодействия ДОУ с ОБФПО – проекта «Современному ДОУ – современные кадры», целью которого является содействие в повышении квалификации и поддержка профессионального роста педагогов.

   Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, формулирует социальный заказ образованию и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство ДОУ, родителей, попечителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.