О методике формирования и технологии распределения субвенций 

и внебюджетных средств

 

 

И.А.Ушарова, директор школы № 69

 

Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты (СБОР) –    метод формирования бюджета исходя из целей и планируемых на среднесрочную перспективу результатов государственной политики,      предусматривающие тесную увязку выделяемых бюджетных ассигнований с результатами деятельности бюджетополучателей, полученными в ходе реализации          закрепленных за ними функций.

 

Индикаторы БОР:

 

 

 

Проблемы финансово-экономической деятельности ОУ:

-         разбалансированность в планировании, исполнении бюджета ОУ и оценке результатов деятельности ОУ;

-         программа развития, включающая образовательную программу, оценка результатов деятельности ОУ и финансирование ОУ никак или почти никак не связаны и не обусловлены друг другом;

-         несовпадение сроков финансового и учебного года.

 

Задача управления – обеспечение стабильного функционирования и развития ОУ в условиях НБФ с использованием новых инструментов финансирования:

-         принцип управления по результатам;

-         наличие четкого перечня индикаторов результатов;

-         нормативно-подушевое финансирование;

-         финансирование среднесрочных программ (три года).

 

Механизмы взаимодействия с органами государственно-общественного управления

 

То есть, школа реализуя принципы программно-целевого подхода, должна разработать среднесрочную программу развития ОУ, ориентированную на четко поставленные цели и описанные результаты, получить под эту программу финансовые средства из различных источников и эффективно их использовать.

Подавляющее большинство ОУ разработали и имеют программу развития школы (благодаря методическим разработкам М.Поташника), в которой есть обязательные разделы:

-         анализ состояния школы;

-         концепция развития школы;

-         общая стратегия, основные направления и задачи развития школы;

-         цели первого этапа;

-         план действий на периоды;

-         управление реализацией программы;

 

Финансово-экономическая деятельность школы

Для планирования бюджета школы важно тщательно проработать следующие разделы программы:

-         финансово-экономическое обоснование программы;

-         критерии оценки результатов реализации программы;

Основная часть программы по форме, объему может быть разной у разных ОУ (хотя все они будут ограничены рамками концепции, приоритетами краевой, муниципальной политики образования), а вот финансово-экономическое обоснование для оценки эффективности использования финансовых средств можно задать в одной парадигме.

Это позволит обеспечить единый подход при обсуждении и защите программы на уровне муниципалитета.

Таким образом, именно программа определяет бюджет ОУ, его величину, структуру, источники финансирования. Представительный орган управления школой утверждает программу и финансово-экономическое обоснование к ней.

 

 

 

Оценка эффективности использования финансовых средств школой.

Согласно ст.163 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны эффективно их использовать в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

В индикаторах эффективности и качества образования в школе использованы индикаторы результатов и ресурсов. Их соотношение, выраженное в цифрах, может стать свидетельством эффективности деятельности школы:

-количество учащихся на одного педагога в школе;

-соотношение педагогического и административно-вспомогательного персонала;

-количественные показатели системы повышения квалификации педагогов в соотношении с % качества обученности школьников;

-динамика годового бюджета в расчете на 1 ученика;

-соотношение бюджетных и внебюджетных средств;

 

Алгоритм финансово-экономической деятельности школы:

 

 

Сроки

Содержание деятельности

 

Январь

 

-оценка эффективности деятельности ОУ за предыдущий финансовый год;

-запуск работы по согласованию программы развития и планированию сметы ОУ на следующий финансовый  год:

  • с педагогами (зав. кабинетами, руководители МО, проектных групп, заместители, специалисты);
  • с родительской общественностью (ПС,УС);
  • с ученическим советом школы;

-сбор предложений по уточнению программы развития и ее финансовой обеспеченности от участников образовательного процесса;

 

Февраль

-уточнение (корректировка)  программы развития ОУ на следующий финансовый год;

-оформление финансово-экономического обоснования программы развития ОУ на следующий год;

 

Март

-исполнение бюджета школы за 1 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ);

-доведение лимитов бюджетных обязательств на 2 квартал текущего года до 25 марта;

 

Апрель

работа с ЦБ:

-предварительное комплектование и распределение учебной нагрузки на предстоящий  учебный год;

-составление образовательной программы на предстоящий учебный год;

 

Май

-согласование  образовательной программы и плана действий по реализации программы развития на предстоящий учебный год:

  • с педагогами (зав. кабинетами, руководители МО, проектных групп, заместители, специалисты);
  • с родительской общественностью (ПС,УС);
  • с ученическим советом школы;

-составление  бюджетной заявки на следующий финансовый год;

 

Июнь

-доведение лимитов бюджетных обязательств на 3 квартал текущего года до 25 июня;

-оценка эффективности деятельности ОУ за текущий учебный год;

-отчет школы перед УС;

-исполнение бюджета школы за 2 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ);

 

Июль

-подведение итогов финансовой деятельности за полугодие;

 

Август

-утверждение программы развития и образовательной программы на предстоящий учебный год;

-составление заявки на корректировку сметы ОУ на текущий финансовый год;

-согласование документов с УС школы;

 

Сентябрь

-доведение лимитов бюджетных обязательств на 4 квартал текущего финансового года до 25 сентября;

-комплектование, тарификация ОУ, УДО на учебный год;

-корректировка сметы ОУ на текущий финансовый год;

-исполнение бюджета школы за 3 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ);

 

Октябрь

Запуск работы по согласованию программы развития и планированию сметы 2007 года

-с педагогами (зав. кабинетами, руководители МО, проектных групп, заместители, специалисты);

-с родительской общественностью (ПС,УС);

-с ученическим советом школы

-составление сметы ОУ на следующий финансовый год;

 

Ноябрь

-утверждение сметы ОУ на следующий финансовый год;

 

Декабрь

-доведение лимитов бюджетных обязательств на 1 квартал следующего финансового  года до 25 декабря;

-подготовка плана действий по реализации следующего этапа программы развития ОУ;

-исполнение бюджета школы за 4 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ);