О методике формирования и технологии распределения субвенций
и внебюджетных средств
Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты (СБОР) – метод формирования бюджета исходя из целей и планируемых на среднесрочную перспективу результатов государственной политики, предусматривающие тесную увязку выделяемых бюджетных ассигнований с результатами деятельности бюджетополучателей, полученными в ходе реализации закрепленных за ними функций.
Индикаторы БОР:
Проблемы финансово-экономической деятельности ОУ:
- разбалансированность в планировании, исполнении бюджета ОУ и оценке результатов деятельности ОУ;
- программа развития, включающая образовательную программу, оценка результатов деятельности ОУ и финансирование ОУ никак или почти никак не связаны и не обусловлены друг другом;
- несовпадение сроков финансового и учебного года.
Задача управления – обеспечение стабильного функционирования и развития ОУ в условиях НБФ с использованием новых инструментов финансирования:
- принцип управления по результатам;
- наличие четкого перечня индикаторов результатов;
- нормативно-подушевое финансирование;
- финансирование среднесрочных программ (три года).
То есть, школа реализуя принципы программно-целевого подхода, должна разработать среднесрочную программу развития ОУ, ориентированную на четко поставленные цели и описанные результаты, получить под эту программу финансовые средства из различных источников и эффективно их использовать.
Подавляющее большинство ОУ разработали и имеют программу развития школы (благодаря методическим разработкам М.Поташника), в которой есть обязательные разделы:
- анализ состояния школы;
- концепция развития школы;
- общая стратегия, основные направления и задачи развития школы;
- цели первого этапа;
- план действий на периоды;
- управление реализацией программы;
Для планирования бюджета школы важно тщательно проработать следующие разделы программы:
- финансово-экономическое обоснование программы;
- критерии оценки результатов реализации программы;
Основная часть программы по форме, объему может быть разной у разных ОУ (хотя все они будут ограничены рамками концепции, приоритетами краевой, муниципальной политики образования), а вот финансово-экономическое обоснование для оценки эффективности использования финансовых средств можно задать в одной парадигме.
Это позволит обеспечить единый подход при обсуждении и защите программы на уровне муниципалитета.
Таким образом, именно программа определяет бюджет ОУ, его величину, структуру, источники финансирования. Представительный орган управления школой утверждает программу и финансово-экономическое обоснование к ней.
Оценка эффективности использования финансовых средств школой.
Согласно ст.163 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны эффективно их использовать в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
В индикаторах эффективности и качества образования в школе использованы индикаторы результатов и ресурсов. Их соотношение, выраженное в цифрах, может стать свидетельством эффективности деятельности школы:
-количество учащихся на одного педагога в школе;
-соотношение педагогического и административно-вспомогательного персонала;
-количественные показатели системы повышения квалификации педагогов в соотношении с % качества обученности школьников;
-динамика годового бюджета в расчете на 1 ученика;
-соотношение бюджетных и внебюджетных средств;
Алгоритм финансово-экономической деятельности школы:
Сроки |
Содержание деятельности
|
Январь
|
-оценка эффективности деятельности ОУ за предыдущий финансовый год; -запуск работы по согласованию программы развития и планированию сметы ОУ на следующий финансовый год:
-сбор предложений по уточнению программы развития и ее финансовой обеспеченности от участников образовательного процесса;
|
Февраль |
-уточнение (корректировка) программы развития ОУ на следующий финансовый год; -оформление финансово-экономического обоснования программы развития ОУ на следующий год;
|
Март |
-исполнение бюджета школы за 1 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ); -доведение лимитов бюджетных обязательств на 2 квартал текущего года до 25 марта;
|
Апрель |
работа с ЦБ: -предварительное комплектование и распределение учебной нагрузки на предстоящий учебный год; -составление образовательной программы на предстоящий учебный год;
|
Май |
-согласование образовательной программы и плана действий по реализации программы развития на предстоящий учебный год:
-составление бюджетной заявки на следующий финансовый год;
|
Июнь |
-доведение лимитов бюджетных обязательств на 3 квартал текущего года до 25 июня; -оценка эффективности деятельности ОУ за текущий учебный год; -отчет школы перед УС; -исполнение бюджета школы за 2 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ);
|
Июль |
-подведение итогов финансовой деятельности за полугодие;
|
Август |
-утверждение программы развития и образовательной программы на предстоящий учебный год; -составление заявки на корректировку сметы ОУ на текущий финансовый год; -согласование документов с УС школы;
|
Сентябрь |
-доведение лимитов бюджетных обязательств на 4 квартал текущего финансового года до 25 сентября; -комплектование, тарификация ОУ, УДО на учебный год; -корректировка сметы ОУ на текущий финансовый год; -исполнение бюджета школы за 3 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ);
|
Октябрь |
Запуск работы по согласованию программы развития и планированию сметы 2007 года -с педагогами (зав. кабинетами, руководители МО, проектных групп, заместители, специалисты); -с родительской общественностью (ПС,УС); -с ученическим советом школы -составление сметы ОУ на следующий финансовый год;
|
Ноябрь |
-утверждение сметы ОУ на следующий финансовый год;
|
Декабрь |
-доведение лимитов бюджетных обязательств на 1 квартал следующего финансового года до 25 декабря; -подготовка плана действий по реализации следующего этапа программы развития ОУ; -исполнение бюджета школы за 4 квартал текущего года (оформление заявки, получение бюджетных средств, исполнение, анализ);
|