Основания для создания и развития системы государственно-общественного управления образованием с учетом сложившейся практики

 в Советском районе г. Красноярска

 

Зимин Е.Ю., начальник управления образования

администрации Советского района

в городе Красноярск

 

 

Одним из важнейших приоритетов системы образования России недалекого прошлого, начиная с 1999 года, с Указа Президента РФ, настоящего и ближайшего будущего является усиление общественного участия в управлении системой образования. Одним из лидеров в реализации этого приоритета федеральной политики образования является система образования Красноярского края, а на муниципальном уровне в крае Балахтинский район и Советский район г. Красноярска. На наш взгляд, заслуживает внимания тот факт, что последние пять лет в стране Красноярский край имеет большие достижения в развитии движения попечительства об образовании. И Красноярский край, по сути дела, возглавил новое движение в России по созданию в школах управляющих советов (УС).

На наш взгляд, это лидерство носит не случайный характер, а наоборот, имеет глубокие корни и основания, история которых уходит в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. В основании пирамиды нынешних успехов в реализации практики государственно-общественного управления системой образования в ее высшем проявлении – управляющих советов в образовательных учреждениях –  лежит три важнейших основания, которые в суперпозиции дали этот эффект.

Основание первое: коллективная мыследеятельность (КМД) участников образовательного процесса. Реализация, начиная с 80-х годов в краевой системе образования практики использования способов коллективной мыследеятельности (КМД), позволила создать широкую систему использования в образовании способов и технологии коллективной мыследеятельности, начиная от использования коллективных способов обучения в рамках краевого инновационного комплекса коллективного способа обучения и в школах края до проведения многочисленных оргдеятельностных игр, управленческих сборов и семинаров с разными категориями профессионально-педагогического сообщества (педагогами, методистами, руководителями образовательных учреждений, руководителями муниципальных систем образования вместе с региональной стратегической командой Главного управления образования и ведущими учеными Красноярского края). За эти годы в крае развернулось целое движение сторонников коллективного способа обучения, во главе которого стояли и стоят ведущие ученые и педагоги-практики красноярского образования: Дьяченко В.К., Мкртчян М.А., Вебер Г.М., Минов В.А., Карпович Д.И. Это движение имеет многочисленную команду и большое количество последователей из числа руководителей, педагогов и родителей, создана Ассоциация, освещается деятельность в газете «Вестник КСО». Но самое главное, что продукты деятельности КИК КСО нашли свое продолжение не только в других краевых инновационных комплексах – «Развивающее обучение» и «Индивидуально-ориентированный способ обучения», –  но и в районных инновационных комплексах, так как в основе лежал основной способ – коллективная мыследеятельность.

Основание второе: программно-организационная деятельность    (ПОД). Благодаря усилиям команды управленцев, педагогов и ученых красноярского образования в 80 – 90-е годы были созданы первые программы развития краевой системы образования, заложены в практику основы программно-организационной деятельности. У истоков этой практики стояли такие яркие представители российской педагогической мысли, как Соколов В.С., Болотов В.А., Аверин С.П., Фрумин И.Д., Вебер Г.М., Вычужанина Г.А., Рубцова С.Г., Минов В.А., Реморенко И.М. и другие известные ученые и практики.

В настоящее время стало нормой иметь краевые, муниципальные программы развития образования и программы развития образовательных учреждений в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. Что важно отметить, эти программы создаются и оформляются на основании уже указанного выше способа коллективной мыследеятельности. «Пересечение» (рисунок 1) способа коллективной мыследеятельности и программно-организованной деятельности дает взаимный эффект: способ КМД получил широкое распространение на просторах края, многократно увеличил число использующих в своей повседневной практике управленцев и педагогов, а программно-организованная и проектная  деятельность, используя способы коллективной мыследеятельности, резко улучшила качество создаваемых и реализуемых программ и проектов. Примером может служить реализация уже шести российско-британских проектов: KEMP-1, KEMP-2, SAS-1, SAS-2, EMA и Мега-проекта «Развитие образования в России»; программы подготовки учителей английского языка, программы гражданского образования. Особенно это проявилось при участии команды Красноярского края в Мега-проекте в 2000-2003 годах. Красноярская система образования и в настоящее время является активным участником реализации многочисленных российских и международных проектов, и есть серьезные основания, что это движение будет только расширяться, ускоряться и становиться более мощным, так как   есть идеология, технологии и их носители.

Основание третье: вовлечение в процесс управления образованием общественных субъектов или государственно-общественного управления (ГОУ). С средины 90-х годов в крае стали появляться прецеденты участия общественности в управлении школой, в расчет не берется опыт шефствующих предприятий советских времен, так как он носил идеологический и экономический характер времен социализма, где всем в конечном итоге управляло государство. Планомерная работа центра «Сотрудничество» по расширению движения общественно-активных школ дала свои результаты: создан актив педагогов, учащихся и родителей, которые получили опыт создания первых социально значимых проектов в системе образования.

В 1997 году была начата работа в части институционального оформления привлечения общественности к делам школы: создан первый в Красноярском крае Благотворительный фонд попечительства об образовании школы-комплекса № 143 г. Красноярска. Это событие произошло под руководством директора школы № 143 Зимина Е.Ю. и будущего председателя попечительского совета благотворительного фонда Седельникова А.А.  Удачная практика была подхвачена в Советском районе г. Красноярска: в период с 1997 по 1999 год созданы подобные некоммерческие организации в школах  №№  22, 144, 149, а потом и в других городах края – Железногорске, Сосновоборске.

Огромным толчком усиления общественной составляющей в управлении образованием в крае стало участие Красноярского края в российском Мега-проекте «Развитие образования в России» под руководством Вычужаниной Г.А. Благодаря участию в проекте были созданы десятки практик вовлечения общественности в управление школой, разнообразных форм попечительства в образовательных учреждениях, но венцом этой практики стало создание муниципальных фондов попечительства об образовании в городах Енисейск (население – 21 тысяча человек), Лесосибирск (население – чуть менее 100 тысяч), в Советском районе г. Красноярска (население – более 230 тысяч человек) и городе Канск (население – чуть менее 100 тысяч).

Благодаря соорганизации попечительства на муниципальном уровне в Советском районе г. Красноярска удалось с 2001 по 2003 годы увеличить число школ и детских садов, имеющих юридически оформленные благотворительные общественные некоммерческие организации с 7% до 35% учреждений образования района. В настоящее время только в Советском районе около 80% школ имеют институты попечительства в виде некоммерческих организаций. Опыт работы, полученный в период реализации Мега-проекта, используется в настоящее время в Балахтинском районе, г. Шарыпово, Ленинском районе г. Красноярска и в создании Некоммерческого партнерства «Общество попечения об образовании» в г. Красноярске.

Такой успех красноярского Мега-проекта, на наш взгляд, был обусловлен благодаря совпадению трех составляющих, которые описаны выше, а именно: I основания – коллективной мыследеятельности, II основания – программно-организационной деятельности, III основания – вовлечения в процесс управления образованием общественных субъектов, для краткости будем обозначать эту составляющую как государственно-общественное управление. Таким образом, на схеме это можно изобразить как три окружности (три основания), которые имеют в пересечении общую площадь (рисунок 2).

В настоящий период времени можно считать, что управляющие советы образовательных учреждений – высшая стадия государственно-общественного управления системой образования.

На вызванное удивление федеральной рабочей группы по поводу очень быстрого распространения опыта создания управляющих советов следует отметить, что у этого феномена есть веские и глубокие обоснования.

Мы можем констатировать наличие коммулятивного эффекта развития (многократно усиленного) в региональной, муниципальной, межшкольной и школьной практике; это становится возможным там, где одновременно используются способы коллективной мыследеятельности, программной организации деятельности и опыт государственно-общественного управления в системе образования и вокруг нее.

Можно высказать гипотезу, что если хоть одно основание при реализации каких-либо работ и проектов отсутствует, то образовательный и управленческий эффект от реализации будет слабый, нулевой или даже отрицательный.

Так, не даст должного эффекта создание управляющего совета в школе, где не освоены способы коллективной мыследеятельности, и при попытках программирования и проектирования будущей деятельности административная команда будет постоянно скатываться к автократическим способам решения задач, в лучшем случае к консультативным, пользуясь классификацией Виктора Врума (1960 год).

Согласно исследованиям классика менеджмента Виктора Врума было доказано, что участие в принятии решения оказывает позитивное влияние на отношение к работе и положительную мотивацию. В дополнение к этому он показал, что величина влияния является функцией определенных личных характеристик участников. Люди авторитарного склада и люди со слабой потребностью к независимости остаются безучастными к возможности участвовать в принятии решений, в то время как люди, склонные к равенству, и люди с сильной потребностью к независимости развивают положительное отношение к делу и большую мотивацию для достижения более эффективной производительности за счет их участия в решении. Таким образом, групповой, коллективный способ принятия решений и мыследеятельности может привести к положительным эффектам.

Также могут ожидать большие трудности школы, не имеющие предварительного опыта государственно-общественного управления до создания управляющего совета и соответствующего опыта создания и работы различных общественных организаций: ассоциаций выпускников, благотворительных фондов и некоммерческих организаций родителей, попечителей и учителей, детских общественных организаций и т.д.

Трудности возникнут в связи с неразвитостью общественного субъекта, с отсутствием у него опыта решения проблем с использованием способов коллективной мыследеятельности и как следствие невысоким уровнем программирования будущей совместной деятельности.

Опыт лучших учреждений и муниципальных систем образования, в частности Советского района, показал, что необходимым и достаточным условием достижения максимальных образовательных и управленческих эффектов является многолетнее освоение большинством участников образовательного процесса способами коллективной  мыследеятельности и навыками программно-организованной деятельности на протяжении ряда лет, которое в конечном итоге выливается в дальнейшую многолетнюю плодотворную практику совместной деятельности с родительской общественностью, которая со временем оформилась в юридически и финансово самостоятельную организацию со своей системой выборов, структурой управляющих органов, имеющих свое имущество, полномочия и несущую ответственность по взятым на себя обязательствам перед всем родительским сообществом.

Влияние такого органа на эффективность работы школы и управляющих коллегиальных органов  будет огромным, и это необходимо обязательно учитывать руководству школы. То же самое можно сказать и о влиянии на управление школой и будущих и действующих управляющих советов, сформированных общественных организаций, представляющих педагогические сообщества, детские общественные организации и ассоциации выпускников.

В этой ситуации создание и работа управляющего совета практически сведется к переговорам, согласованию своих и чужих интересов по поводу общественного управления школой, согласованию нормативно-правовой базы самих юридических некоммерческих организаций с Уставом школы, использованию способов коллективной мыследеятельности для повышения качества программно-организованной  деятельности для достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей образовательного учреждения.