Типологизация управляющих советов

 

Зимин Е.Ю., начальник управления

образования администрации Советского района

 

Многолетний опыт развития общественной составляющей в управлении школой, или как позже это стало называться государственно-общественным управлением системой образования, позволяет сделать первые попытки типологизации процессов создания и последующего функционирования управляющих советов в образовательных учреждениях по некоторым критериям.

Первое основание: развитость инфраструктуры общественных институтов до создания управляющего совета в школе в школе.

Первым и самым существенным основанием для типологизации является история создания в школе общественных структур до появления управляющих советов. Иначе говоря, от того, насколько разнообразен  или однообразен  процесс создания этих структур, насколько высок уровень развития того или иного общественного института, представленного в школе. От этого будут зависеть ответы на многочисленные вопросы, которые возникают при создании управляющего совета и которые будут возникать в результате его практической работы: кто войдет в состав совета, как будут организованы выборы, какова структура управления, насколько серьезны риски, какую управленческую технологию выбрать, как распределить ответственность и т.д.

Анализируя таблицу развития инфраструктуры уже созданных общественных институтов за последние десять-пятнадцать лет, можно предположить, что их наличие наложит существенный отпечаток на процесс создания управляющих советов, и на практике это подтверждается.

 

Типы школ

I тип

 

II тип

 

III тип

 

IV тип

 

Общественные институты

Родители и попечители

+

+

+

-

Общественно-педагогические организации

+

+

-

-

Детские общественные организации

+

+

+

-

Ассоциация выпускников

+

-

-

-

 

Таблица 1 Уровень развития инфраструктуры общественных институтов в школах

Если в школе первого типа имеется многолетняя плодотворная практика привлечения к деятельности родительской общественности, которая со временем оформилась в юридически и финансово самостоятельную организацию со своей системой выборов, структурой управляющих органов, имеющих свое имущество, полномочия, и несущую ответственность по взятым на себя обязательствам перед всем родительским сообществом, то влияние такого органа на создание и работу будущего управляющего совета будет огромным, и это необходимо обязательно учитывать. То же самое можно сказать и о влиянии на управляющий совет сформированных общественных организаций, представляющих педагогические сообщества и детские общественные организации, ассоциации выпускников.  В ситуациях первого типа создание управляющего совета практически сведется к переговорам, согласованию своих и чужих интересов по поводу общественного управления школой, согласованию нормативно-правовой базы самих юридических организаций с уставом школы.

В школах II и  III типов, на наш взгляд, при создании управляющего совета может происходить следующее. Во-первых, явная инициатива будет взята на себя администрацией школы и руководством уже работающих общественных организаций. Риск этой ситуации заключается в том, что у сложившихся организаций может возникнуть соблазн «захвата власти», либо создания монопольного представительства в комиссиях управляющего совета. Во-вторых, могут возникнуть перекосы, зафиксированные в создаваемой нормативно-правовой базе при введении управляющих советов.

В школах IV типа, к которым относятся вновь создаваемые школы, пассивные, со вновь назначенными директорами, где не развиты общественные институты управления, может быть реализован следующий сценарий развития событий.

При конструктивном подходе создания управляющего совета администрацией школы  создается уникальная возможность одновременного решения управленческой и образовательной задач. Администрация школы, будучи инициатором создания управляющего совета, решает задачу повышения эффективности управления с использованием коллегиальных органов и одновременно может решить очень важную образовательную задачу, так как процесс создания управляющего совета, накопления опыта первых лет работы автоматически должен запустить процесс просвещения и образования участников процесса.

При этом решать придется совершенно новую образовательную задачу – научиться коллегиально управлять школой на основе партнерства, учета интересов разных сторон, различных потребностей родителей, учителей, учащихся, администрации школы, выпускников, учредителя и других заинтересованных общественных структур.

В школах IV типа с неразвитой инфраструктурой общественных институтов может быть реализован и отрицательный «коньюнктурный» сценарий. Директора, предпочитающие авторитарный стиль управления, могут «для галочки отрапортовать», что у них уже созданы управляющие советы, изменена нормативно-правовая база, прошли выборы и работает управляющий совет. На самом деле все представители в управляющий совет от родителей, учителей, школьников, учащихся и т.д. будут «назначены» лично директором. Таким образом, директор, создав управляющий совет, прикроется якобы «коллегиальным органом» для манипулирования общественным мнением.

В отличие от конструктивного сценария для школ IV типа, в этом случае не решается образовательная задача, так как не будет организована коллективно распределенная деятельность, наработаны новые законы, процедуры, опыт партнерской деятельности и не решится управленческая задача. Уровень управления остается на том же уровне – в процесс обсуждения и принятия решения не втягиваются новые участники, а значит, не учитываются многочисленные интересы, опыт многочисленных участников образовательных процессов, а они, в свою очередь, не приносят дополнительных ресурсов для развития образовательного учреждения.

Основание второе: уровень конфликтности при создании управляющего совета в школе и опыт разрешения конфликтных ситуаций в предыдущие годы.

Практика работы школ Советского района показала три возможных пути развития событий при создании общественных институтов по инициативе школ.

Путь первый: школа опережает общественные инициативы, и сама выступает инициатором создания общественных институтов (родителей, старшеклассников, учителей и др.). В этом случае у школы есть временной гандикап для собственного понимания процессов, самообразования, наработки бесценного опыта партнерских отношений в решении вопросов управления школой.

Путь второй: общественные инициативы опережают деятельность администрации школ. Как правило, это происходит достаточно конфликтно, так как школы не готовы к такой активности и порой не знают, что делать и как реагировать на такую «не санкционированную» администрацией школы активность. Такие ситуации характерны для жилых микрорайонов, в которых проживают люди с высоким уровнем образования и высокими потребностями, претензиями на уровень образования своих детей и внуков. Конфликт со временем разрешается путем активных переговоров администрации школы с родительским активом, созданием юридических общественных организаций, где и реализуется избыточная активность родителей, но при этом перераспределяется ответственность в вопросах управления школой между администрацией школы и родителями в сторону последних.

Путь третий: администрация школы выходит на родительскую и ученическую общественность без глубокой проработки вопроса, без четкого плана и программы развития общественной составляющей в управлении школой. Это может привести к непониманию цели, методов и средств реализации предложений администрации, что может вызвать неразбериху, сумятицу и на этой почве стать источником вялотекущего и длительного конфликта до тех пор, пока разным сторонам не удастся четко сформулировать свои цели, свои интересы и потребности. И на основе переговоров найти способы разрешения конфликта и сформулировать программу создания коллегиальных форм управления в виде управляющих советов.

Таким образом, многолетний опыт большого количества школ в области государственно-общественного управления показал, что все многообразие можно подвергнуть некоторой типологизации по двум основаниям – развитость инфраструктуры общественных институтов в школе до создания управляющего совета и уровню конфликтности в зависимости от действий администрации школы либо представителей общества. Мы надеемся, что эта статья с попыткой типологизировать различные сценарии создания управляющих советов в школе поможет административным командам школ, учителям, родителям, учащимся избежать грубых ошибок, излишних конфликтов, потери времени в этом сложном, новом для многих школ процессе создания управляющего совета в школе.