АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Современные тенденции развития института выборов муниципальной власти в условиях реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации», 09 - 10 октября 2014 г., Тюмень

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Участники конференции, обсудив новеллы избирательного законодательства Российской Федерации и практику их применения на муниципальных выборах в единый день голосования 14 сентября 2014 года, особенности подготовки и проведения муниципальных выборов с учетом реформирования местного самоуправления, вопросы взаимодействия избирательных комиссий и политических партий при выдвижении и регистрации кандидатов и на иных стадиях избирательного процесса, работы избирательных комиссий по организации досрочного голосования, отметили, что рассмотренные вопросы имеют существенное значение для совершенствования работы по организации и проведению муниципальных выборов в Российской Федерации.
Большое внимание участники конференции уделили обсуждению вопросов, связанных с применением избирательного законодательства при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов. Было отмечено, что региональные и местные отделения политических партий не всегда ответственно относились к оформлению документов, нарушали порядок и сроки избирательных действий, что влекло за собой принятие решений об отказе в заверении списков кандидатов, отказе в регистрации кандидатов, списков кандидатов и, соответственно, судебные разбирательства. В условиях значительного увеличения числа политических партий, имеющих право участвовать в выборах, возрастает необходимость совершенствования форм и методов работы избирательных комиссий муниципальных образований с политическими партиями на этапах подготовки и проведения муниципальных выборов.

В процессе обсуждения указанных вопросов были определены следующие проблемы и предложения по их разрешению:
1. Как отметили участники конференции, не все политические партии при извещении избирательных комиссий в целях соблюдения установленной подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» обязанности извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия, разумно оценивают временные сроки, позволяющие обеспечить участие представителей избирательных комиссий в проводимых мероприятиях, что приводит к возникновению споров о соблюдении указанной нормы права. В связи с чем предлагается внести в подпункт «в» пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» изменения в части установления конкретных сроков, не позднее которых необходимо извещать избирательную комиссию (например, не позднее чем за два дня до проведения мероприятия).

2. Участники конференции отметили, что сроки определения схемы избирательных округов организующими выборы избирательными комиссиями, установленные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 02.10.2012 № 157-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.02.2014 № 14-ФЗ) требуют корректировки. Так, для избирательных комиссий сохранился срок определения схемы округов 1 декабря года, предшествующего году назначения выборов, в то время как для законодательных (представительных) органов срок составляет не позднее чем за четыре месяца до ближайшего дня голосования на соответствующих выборах. Таким образом, с учетом установленного единого дня голосования в сентябре, временной разрыв между определением схемы округов и ее утверждением представительным органом составляет более пяти месяцев.
При этом, схема округов определяется избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, установленной по состоянию на 1 июля текущего года, а ее утверждение представительным органом осуществляется после определения численности избирателей по состоянию на 1 января следующего года. В течение указанного периода фактическое количество избирателей в округе может существенно измениться и не соответствовать норме отклонения, установленной статьей 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…»), что потребует существенной корректировки представленной избирательной комиссией схемы округов при ее утверждении.
Учитывая, что необходимость в таком заблаговременном определении схемы округов отсутствует, предлагается срок определения избирательной комиссией схемы округов и представления ее в законодательный (представительный) орган в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2012 № 157-ФЗ установить не позднее чем за шесть месяцев до ближайшего дня голосования на соответствующих выборах.

3. Участники конференции отметили, что на выборах глав муниципальных образований сохраняется положение о том, что регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, что приводит к необоснованно большому количеству кандидатов, практически неизвестных избирателям и не пользующихся их поддержкой и выдвигаемых во многих случаях не в целях избрания, а в целях использования избирательных технологий в борьбе между реальными кандидатами.
В связи с чем, предлагается в пункте 16 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» первое предложение изложить аналогично пункту 3 статьи 35.1 указанного Федерального закона: «16. На выборах должностного лица местного самоуправления выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) (далее в настоящей статье - выдвижение политической партией) кандидата считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу».

4. Участники конференции отметили, что достаточно часто кандидатами, избирательными объединениями используется возможность снятия кандидатом своей кандидатуры или отзыва кандидата избирательным объединением в последние дни избирательной кампании, тем более, что такая возможность предусмотрена пунктами 30 и 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» в срок не позднее чем за пять дней без вынуждающих на то обстоятельств. При проведении досрочного голосования это приводит к дезориентации избирателей, потере их голосов (в случае голосования досрочно за кандидатов, впоследствии снявших свои кандидатуры или отозванных избирательным объединением), а также к необоснованным затратам избирательных комиссий, вынужденных в отдельных случаях перепечатывать тираж бюллетеней для голосования или организовывать вычеркивание из избирательных бюллетеней данные о таких кандидатах, вносить изменения в информацию о кандидатах практически накануне дня голосования. Предлагается установить единый срок для снятия своей кандидатуры кандидатом или отзыва кандидата избирательным объединением - не позднее чем за 15 дней до дня голосования, оставив пятидневный срок только для случая повторного голосования.

5. В ходе конференции отмечалось, что достаточно часто у избирательных комиссий возникают проблемы определения наличия у кандидата пассивного избирательного права у кандидата с учетом сведений о судимости, представляемых по результатам проверки МВД России. Такая ситуация обусловлена неоднозначным толкованием решений судов в отношении лиц, осужденных в соответствии с ранее действовавшей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе по квалификации, отнесению статей Уголовного кодекса к категории тяжких или особо тяжких, а также в отношении лиц, осужденных к лишению свободы условно, освобожденных условно досрочно и др. Предлагается подготовить совместно с МВД России дополнительные разъяснения, с определением единых правовых позиций по возникающим вопросам.

6. Участники конференции отметили, что вопросы ведения предвыборной агитации в сети интернет недостаточно урегулированы Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав…». С учетом все более активного использования кандидатами в своей агитационной деятельности сети интернет назрела необходимость более детального законодательного регулирования указанного вопроса в целях единообразного применения всеми участниками избирательного процесса.

7. Участники конференции положительно оценили возвращение института досрочного голосования и подробно обсудили практику его применения в единый день голосования 14 сентября 2014 года. При обсуждении вопроса о перечне уважительных причин, по которым избиратель имеет право проголосовать досрочно- должен ли этот перечень носить открытый или закрытый характер, участники конференции полагают, что данный перечень должен носить открытый характер.
Вместе с тем, предлагается внести изменение в п. 14 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права…», в соответствии с которым печать участковой избирательной комиссии проставляется на избирательных бюллетенях, извлеченных из конвертов, в случае если число досрочно проголосовавших избирателей составляет не один, а пять процентов от числа избирателей, внесенных в список избирателей.

При обсуждении вопроса о времени вскрытия конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей участники конференции пришли к выводу о целесообразности вскрытия конвертов до 8 часов утра дня голосования, в связи с чем предлагается в п. 13 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» слова «перед началом голосования» заменить словами «перед началом времени голосования». Однако, в этом случае потребуется дополнительное регулирование вопроса о переводе в режим голосования технических средств подсчета голосов избирателей (при их применении) до 8.00 часов.

8. Участники конференции при обсуждении вопроса применения технологического оборудования на избирательных участках отметили, что число избирателей на избирательных участках существенно различается, а в большинстве сельских поселений не превышает 500 избирателей, не всегда в день голосования проводятся совмещенные выборы, достаточно часто количество бюллетеней составляет один - два, в связи с чем, не всегда целесообразно использовать установленное Постановлением ЦИК России от 29.01.2014 № 214/1405-6 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» количество стационарных ящиков для голосования. Участники конференции полагают, что вопрос о количестве стационарных ящиков для голосования мог бы достаточно эффективно регулироваться избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Возможно также установление в вышеуказанном постановлении допустимого количества стационарных ящиков для оснащения помещений для голосования, в том числе с учетом проведения совмещенных выборов.

9. При обсуждении вопроса об организации выборов в городских округах с внутригородским делением участники конференции отметили, что необходимо в п. 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» урегулировать вопрос о порядке обжалования решений, действий (бездействия) комиссий, организующих выборы во внутригородских районах, установив, какая избирательная комиссия наделена полномочиями по рассмотрению обращений.

10. В ходе обсуждения вопроса о контрактной системе в сфере закупок для нужд избирательных комиссий, в том числе для проведения выборов, участники конференции отметили, что избирательные комиссии муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, необоснованно исключены из перечня комиссий, к отношениям по закупке товаров, работ и услуг с которыми не применяются положения о контрактной системе в сфере закупок. Вместе с тем, действующие положения части 2 статьи 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выводят из-под действия названного закона избирательные комиссии иных муниципальных образований, а также целый ряд иных комиссий, вплоть до участковых. При этом специфика закупок избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, в силу характера и масштаба их деятельности, особенно в период избирательной кампании, в не меньшей степени требует особых условий и особого правового режима. Участники конференции предложили внести дополнение в часть 2 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определяющее, что указанный Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, в целях осуществления полномочий по организации и проведению ими выборов глав и депутатов представительных органов муниципальных образований. Особенно актуально данное предложение при организации и проведении досрочных выборов с учетом крайне ограниченного времени для проведения конкурсных процедур.

Участники конференции отметили эффективность ежегодных встреч председателей избирательных комиссий и руководителей организационных служб исполнительных органов муниципальных образований в формате конференции, выразили мнение о важности продолжения практики обмена опытом российских регионов по организации и проведению выборов органов местного самоуправления и поручили Исполнительной дирекции АСДГ направить рекомендации в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи