АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Перспективы развития похоронной отрасли. Развитие и защита конкуренции на локальных рынках ритуальных услуг», 16 - 17 апреля 2013 г., Новосибирск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ

Р Е З О Л Ю Ц И Я

16-17 апреля 2013 г. в Новосибирске прошла конференция «Перспективы развития похоронной отрасли. Развитие и защита конкуренции на локальных рынках ритуальных услуг». Данная конференция состоялась в рамках Регионального форума похоронной отрасли «Некрополь-Сибирь 2013». Организаторами конференции выступали: Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), Союз похоронных организаций и крематориев (СПОК), ООО «Некрополь», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТиС), Автономная некоммерческая организация содействия развитию похоронного дела «Орден Сочувствия и Содействия», при поддержке и участии Мэрии Новосибирска и Администрации Новосибирской области.
В конференции приняли участие более 140 руководителей и специалистов предприятий похоронной отрасли, индивидуальных предпринимателей, представителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных и научно-образовательных учреждений и религиозных конфессий.

Участниками были рассмотрены следующие блоки вопросов:
- современные тенденции и проблемы развития отрасли;
- модернизация похоронного законодательства;
- организация похоронного дела в муниципальных образованиях: социально-экономические и структурно-функциональные модели;
- государственно-частное партнерство в сфере похоронного дела;
- земельные отношения в сфере похоронного дела;
- наука, образование и системы контроля качества в похоронном деле.
Основным вопросом конференции стало обсуждение современных проблем и тенденций развития похоронной отрасли, в том числе отсутствие целостной многоуровневой системы управления похоронным делом и его нормативно-правового регулирования.
Участниками конференции были отмечены следующие характеристики современного рынка ритуальных услуг в России:
- недостаточность нормативно-правового регулирования организации похоронного дела (не прописаны все необходимые регламенты и процедуры, профессиональные и квалификационные требования к кадрам);
- нет ясности в понимании и распределении функций по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению;
- неоднородность локальных рынков ритуальных услуг и отсутствие стройной системы управления отраслью, а также точной системы учета, в т.ч. мест захоронения;
- нехватка финансирования на сооружение и содержание мест погребения, дефицит земель в крупных городах;
- конфликт интересов между сферами ритуального обслуживания и медициной, так как морги и патологоанатомические отделения (ПАО) повсеместно пытаются подменить собой похоронные организации;
- велика доля теневого рынка; значительно коррумпирована организационная схема взаимосвязи «потребитель – исполнитель», что выражается в покупке и продаже информации о фактах смерти с целью «перехвата» клиента в условиях жесткой конкуренции (особенно в крупных городах и мегаполисах);
- рост числа субъектов хозяйственной деятельности на фоне устранения преференций для муниципальных служб и отсутствия механизмов государственного (регионального, муниципального) контроля; иногда количество похоронных служб становится избыточным;
- рост процента кремации (связан с постепенным введением новых кремационных комплексов, а также возрастающим дефицитом земель);
- рост частных инвестиций и возрастающий интерес бизнеса к формированию и развитию объектов и инфраструктуры похоронного хозяйства на фоне недостаточности нормативно-правового регулирования (отсутствие гарантий для инвесторов, невозможность легально строить и управлять определенными частными объектами похоронного назначения);
- стремление руководителей похоронных служб (и местных администрацией) ориентировать свои предприятия на полный комплекс ритуальных услуг: сооружение похоронных домов, останкохранилищ, ритуальных залов и общих торговых площадок;
- рост ассортимента товаров и услуг, в том числе расширение импорта;
- развитие новых форм и методов обслуживания (новые формы погребения);
- совершенствование технологий: производственных, сервисных, маркетинговых, программного обеспечения, интернет-технологий (порталы, новые продукты, социальные сети, виртуальные некрополи, интернет-магазины и т.д.);
- рост профессионального уровня руководителей и специалистов похоронных служб, связанный с регулярным участием в профессиональных образовательных программах, специализированных отраслевых выставках, конференциях, межрегиональных и международных семинарах и стажировках;
- усложнение структуры спроса, связанное с общим развитием погребальной культуры и научно-техническим прогрессом;
- расширение инструментария организации сбыта и менеджмента качества (добровольная сертификация);
- укрепление интеграционных связей (межрегиональные оптовые сети);
- усложнение отношений собственности (применение различных организационно-правовых форм, инвестиционных контрактов, акционирования);
- импорт производств (сооружение производственных линий по франшизам, например, для производства гробов);
- рост активности бизнеса (общественные объединения, диалог с властью, нормотворчество);
- стремление минимизировать себестоимость в условиях спада экономики.
Среди наиболее перспективных направлений развития отрасли участники конференции выделили следующие:
- развитие похоронных объектов комплексного обслуживания;
- внедрение новых товаров, услуг и технологий;
- развитие кремации как экономичного и экологически безопасного способа погребения;
- рост объемов частных инвестиций в развитие объектов похоронного назначения;
- развитие частно-государственного партнёрства;
- развитие системы профессионального образования и сертификации персонала;
- развитие систем корпоративных стандартов. 

Участники конференции, рассмотрев и одобрив предложения Союза похоронных организаций и крематориев, определили первоочередные задачи дальнейшего развития похоронной отрасли:
1. Формирование системы управления отраслью, включая определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минрегион России) и наделение органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по организации похоронного дела. Выработка единой государственной политики в области развития похоронного дела и его нормативно-правового регулирования. Четкое определение субъектного состава похоронного дела, его прав и полномочий.
Необходимо в кратчайшие сроки закрепить полномочия по управлению похоронной отраслью за конкретным министерством, при котором создать рабочую (экспертную) группу по переработке Закона РФ «О погребении и похоронном деле».
2. Совершенствование нормативно-правовой базы отрасли, в т.ч.:
- внесение изменений  в Закон РФ «О погребении и похоронном деле» (разработка и принятие новой редакции закона);
- внесение дополнений в Земельный кодекс РФ;
- разработка необходимых технических регламентов в сфере похоронного дела («Безопасность объектов, оборудования, инструмента, материалов похоронного назначения», «Безопасность похоронной продукции», «Безопасность процессов и работ в сфере похоронного дела»);
- разработка и утверждение государственных профессионального и образовательных стандартов в сфере похоронного дела;
- формирование пакета подзаконных актов (порядок выделения земельных участков для создания мест погребения, порядок создания новых кладбищ и крематориев,  положение о едином государственном реестре мест захоронения, порядок инвентаризации мест захоронения, порядок признания мест захоронения бесхозными и их дальнейшего использования, правила предоставления ритуальных услуг и т.д.);
- выработать корпоративные стандарты деятельности и Этический кодекс работников похоронной отрасли Российской Федерации.
3. Определение форм государственного регулирования и поддержки отрасли, включая:
- разработку и утверждение Федеральных целевых программ развития похоронного дела и его инфраструктуры, отдельных категорий объектов похоронного назначения;
- разработку и утверждение региональных и местных программ развития похоронного дела за счет различных источников финансирования;
- разработку методических рекомендаций по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения для органов местного самоуправления.
4. Развитие государственно-частного партнерства в похоронном деле, где основными направлениями (сферами) могут стать:
- нормотворчество;
- управленческая, регулирующая и контрольная деятельность;
- экспертная и аналитическая работа, в т.ч. статистический учет и мониторинг рынка;
- инвестиционная деятельность, в т.ч. финансирование создания различных объектов похоронного назначения;
- научная и инновационная работа, профессиональное образование;
- противодействие коррупции и т.д.
5. Формирование многоуровневой системы подготовки и сертификации кадров в сфере похоронного дела на базе утвержденных стандартов (см. п. 2 резолюции).
6. Определение форм государственного, регионального и местного контроля за деятельностью лиц, оказывающих ритуальные услуги, включая ведение их реестров в муниципальных образованиях с указанием численности занятых и поименным указанием работников контактной зоны (агентов ритуальных услуг).
Разработать и принять государственную антикоррупционную программу в сфере похоронного дела.
Также необходимо в соответствии с нормами Закона о погребении создать попечительские (наблюдательные) советы при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах МСУ и обеспечить их эффективную работу.
Определить представителей от СФО и ДВФО для включения их в состав президиума СПОК и рабочей (экспертной) группы при федеральных органах власти.
Поручить участникам конференции в двухнедельный срок направить свои замечания и предложения по тексту настоящей резолюции в адрес Союза похоронных организаций и крематориев.

Исполнительной дирекции АСДГ:
Направить настоящие рекомендации федеральным органам власти, всем членам АСДГ.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи