АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Электронное правительство: муниципальный уровень. Проблемы, связанные с переходом на межведомственное взаимодействие и пути их решения», 17 - 19 октября 2012 г., Красноярск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ
Материалы

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

17–19 октября 2012 года в городе Красноярске состоялась конференция АСДГ «Электронное правительство: муниципальный уровень. Проблемы, связанные с переходом на межведомственное взаимодействие, и пути их решения», посвященная реализации проектов по переходу к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В заседаниях конференции приняли участие 75 представителей из 33 муниципальных образований Сибири, Дальнего Востока, Урала и Москвы.

Проблемы, связанные с переходом на межведомственное взаимодействие и пути их решения», определили основные темы выступлений и дискуссий. Заседание первого дня открыл руководитель управления информатизации и связи администрации города Красноярска Андрей Карасев, научный руководитель конференции АСДГ, председатель правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления», задавший основные направления дискуссии, по обсуждению темы конференции.

Руководитель Экспертного центра электронного государства (Москва) Павел Хилов подчеркнул особую роль органов местного самоуправления в создании электронных способов общения между государством и гражданами. Он привел данные по обращению за услугами, из которых следовало, что наиболее востребованные гражданами сервисы оказываются как раз на муниципальном уровне, но их доступность в электронном виде находится пока на крайне низком уровне. Так, если количество электронных услуг регионов Сибири и Дальнего востока, доступных на Едином портале государственных и муниципальных услуг измеряются десятками и даже сотнями у некоторых регионов, то количество муниципальных электронных услуг исчисляется единицами. П.Хилов перечислил основные проблемы, затрудняющие процессы «электронизации» органов местного самоуправления и предложил обсудить их на отдельном круглом столе.

В выступлении была также отмечена необходимость координации мероприятий по информатизации не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. При этом важно как обеспечить единство целей и приоритетов, так и учесть специфику задач, решаемых органами местного самоуправления.

Представитель ООО «Ростелеком» Яков Диркс рассказал о развитии проекта «Информационное общество в Сибирском федеральном округе».

С докладом об опыте создания электронного муниципалитета в городе Комсомольске-на-Амуре выступил Сергей Уханов, начальник управления информатизации администрации города. Он рассказал о результатах внедрения и использования в городе информационной системы взаимодействия муниципальных служащих, которая позволила обеспечить межведомственное взаимодействие между городскими службами при оказании муниципальных услуг.

Елена Медведева, начальник отдела организационной работы Управления делами администрации городского округа «город Саянск», рассказала о проблемах перевода муниципальных услуг в электронный вид и организации межведомственного взаимодействия в малых городах и предложила организовать включение мероприятий по информатизации муниципалитетов и по обучению служащих в федеральные и региональные программы финансирования, а также обеспечить нормативно-законодательное регулирование вопросов разграничения компетенций, ответственности органов власти всех уровней в рамках реализации Федерального закона № 210-ФЗ.

Руководитель Омского управления информационно-коммуникационных технологий Игорь Катунин рассказал об успешных результатах города Омска в сфере создания электронных сервисов для жителей города (с такими говорящими названиями, как «Мой дом», «Мой маршрут»), а также об использовании системы электронного документооборота для оказания электронных услуг.

Ольга Пустынникова, заместитель начальника компьютерно-информационного управления, начальник отдела развития информационных систем администрации города Хабаровска, рассказала об опыте перевода в электронный вид наиболее приоритетных муниципальных услуг в сотрудничестве с ОАО «Ростелеком».

Представитель города Красноярска — Людмила Маркина — рассказала о затруднениях и достигнутых результатах муниципалитета в проекте по созданию электронных муниципальных услуг. Красноярск – один из немногих городов Сибири, реализовавших возможность получать услуги в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Анатолий Шевчук, начальник отдела информационных систем и сетей аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, рассказал об основных этапах перехода к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде в сфере образования, о возникающих затруднениях и опыте их решения.

Важнейшую проблему в реализации «Электронного правительства» и «Электронного муниципалитета», проблему цифрового неравенства жителей удаленных и труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, также в сельской местности поднял руководитель Аппарата администрации города Норильска Николай Тимофеев. В своем выступлении о проблемах прокладки волоконно-оптических линий связи к северным территориям Красноярского края, которые для региона являются значимой частью по реализации задач, связанных с формированием информационного общества, докладчик обосновал, что обеспечить телекоммуникационной связью реализацию проекта «Электронное правительство силами муниципальных образований и коммерческим структурам региона не представляется возможным. При этом, строительство инфраструктуры для эффективной информатизации муниципалитетов является для территорий определяющей задачей реализации политики в области информатизации органов местного самоуправления.

При внедрении электронных сервисов в муниципальных образованиях, часто большую роль играет такой фактор как численность населения муниципалитета. Об этой проблеме участникам конференции рассказала Елена Медведева – начальник организационного отдела администрации города Саянска.

Кроме представителей муниципальных образований в работе конференции приняли участие представители компаний-разработчиков программных решений для реализации межведомственного взаимодействия, электронного документооборота, электронных услуг и др. Которые представили такие компании как ООО «Ростелеком», ГК «БАРС Групп», Фонд развития свободного программного обеспечения «Центр СПО», ГК «Интертакс», ООО «Лаборатория Свободных Решений», «Майкрософт Рус», ООО «Девелопментгруп», ООО «САУМИ-Центр», ООО «2Bgroup», «ИнтерТраст», ООО «Технологика», РПС «Золотая Корона», Корпорация InterSystems. Выступления представителей компаний-разработчиков показали, что в настоящее время на рынке программных решений уже имеются апробированные и прошедшие успешное внедрение комплексные системы по оказанию услуг в электронной форме, программные системы, которые, несомненно, будут востребованы в зависимости от конкретных задач и требований муниципалитетов различного уровня.

По итогам работы конференции АСДГ участники сформулировали ряд предложений, которые вошли в рекомендации для федеральных и региональных органов власти. В частности, представители администраций городов Комсомольска-на-Амуре, Красноярска, Норильска, Омска, Петропавловска-Камчатского, Саянска, Хабаровска поделились опытом решения задач, поставленных в рамках Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Докладчиками были перечислены проблемы, препятствующие реализации проектов перехода к муниципальным услугам в электронной форме. Так, в числе наиболее острых вопросов, требующих решения со стороны федеральных органов, со стороны единственного исполнителя работ по проектированию и созданию инфраструктуры электронного правительства ОАО «Ростелеком», участниками конференции были названы следующие проблемы: отсутствие соответствующей телекоммуникационной инфраструктуры в удаленных и труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, также в сельской местности; наличие противоречий в нормативных правовых актах, регламентирующих процесс формирования «Электронного правительства» и «Электронного муниципалитета»; отсутствие федеральной и региональной нормативной правовой базы, регулирующей создание и эксплуатацию регионального и муниципального сегментов инфраструктуры «Электронного правительства»; необходимость организации процесса целенаправленного и централизованного обучения муниципальных служащих по применению новых технологий при оказании муниципальных услуг; не оперативная реакция органов, обеспечивающих размещение информации на ЕПГМУ (Едины портал государственных и муниципальных услуг); отсутствие единого порядка признания электронных подписей для работы в СМЭВ и МЭДО, что позволяет федеральным органам (Росреестр, ФНС) определять свои требования к составу полей электронной подписи; невозможность участия муниципальных учреждений, являющихся самостоятельными юридическими лицами, в предоставлении услуг, так как действующие федеральные методические рекомендации не предусматривают роли учреждения, не являющегося органом власти при выдаче электронно-цифровой подписи (ЭЦП); отсутствие доступа к статистике предоставляемых услуг в системе исполнения регламентов (СИР), что усложняет процесс контроля и отчета по предоставлению услуги; у органов местного самоуправления (ОМСУ) отсутствует доступ к отзывам заявителей о качестве предоставления услуг, поданных с Единого портала государственных услуг.

Участники конференции отметили также, что в настоящий момент к самым сложным и не разработанным вопросам относится интеграция эксплуатируемых муниципальных информационных систем (МИС) и баз данных (БД) с системой оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Все перечисленные проблемы создают предпосылки для существенной задержки реализации муниципальных услуг в электронной форме и приводят к низкому качеству оказываемых услуг.

Подводя итоги, участники конференции определили, что по вопросам, требующим принятия решений на федеральном уровне, необходимо обратиться в профильные министерства Правительства Российской Федерации, отвечающие за реализацию проекта «Электронное правительство»; вопросы, решаемые на территориальном уровне вынести на уровень исполнительной власти субъектов. Также следует организовать обмен опытом решения проблем муниципального уровня путем проведения территориальных семинаров для муниципалитетов.


Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи