АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями», 09 - 10 апреля 2009 г., Барнаул

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ


Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

Обсудив актуальные вопросы деятельности юридических служб органов местного самоуправления, возникающие в процессе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перспективы его дальнейшего развития, проблемы, связанные с применением Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правоприменительную и судебную практику, участники конференции отмечают:

1. Необходимость совершенствования правовой работы в органах местного самоуправления, укрепления роли юридической службы в структуре органов местного самоуправления, развития правового просвещения.

2. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» одной из основных задач органов местного самоуправления является профилактика коррупции, предупреждение коррупции, а также выявление и последующее устранение причин коррупции.

Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов является одной из основных мер по профилактике коррупции. В связи с этим возникает необходимость организации антикоррупционной экспертизы как одного из направлений работы юридических служб органов местного самоуправления.

3. Правоприменительная практика показала, что необходимо возвратить органам местного самоуправления городов – административных центров субъектов Российской Федерации право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для чего внести соответствующие изменения в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

4. Сложившаяся в муниципальных образованиях практика применения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования процедуры размещения муниципального заказа в целях устранения дисбаланса в правах заказчика и исполнителя заказа, который выражается в следующем:
- невозможность расторжения муниципального контракта в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, муниципальным контрактом (гражданско-правовым договором);
- в случаях ненадлежащего исполнения поставщиками (подрядчиками) муниципальных контрактов в связи с продолжительными сроками рассмотрения споров в судах расторжение муниципальных контрактов производится, как правило, по соглашению сторон, что снижает ответственность поставщиков (подрядчиков) и влечет невозможность включения таких участников размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков;
- запрет на установление в конкурсной документации (документации об аукционе) требований к квалификации участника размещения заказа на практике приводит к тому, что в конкурсе (аукционе) участвуют и признаются победителями лица, не имеющие достаточной квалификации, опыта работы в соответствующей сфере, у которых отсутствуют производственные мощности, технологическое оборудование, трудовые финансовые и иные ресурсы, необходимые для качественного и своевременного исполнения муниципального контракта;
- безнаказанность участников размещения заказа за предоставление недостоверных сведений, документов или иной информации для участия в конкурсе (аукционе, запросе котировок), на основании которых он был признан победителем, но не произвел поставку продукции, не выполнил работы, не оказал услуги, определенные конкурсной документацией (документацией об аукционе, документацией запроса котировок) вызвана, в том числе, отсутствием административной ответственности за указанные действия.

5. В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства актуальными для многих муниципальных образований являются вопросы о правовых механизмах взаимодействия органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, о возможности осуществления органами местного самоуправления контроля за их деятельностью и создания условий для управления многоквартирными домами в интересах жителей муниципальных образований.

Потребность в осуществлении указанного контроля основана не столько на желании органов местного самоуправления распространить свои властные полномочия на отдельные хозяйствующие субъекты, сколько на обращениях и жалобах граждан на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, на бездействие управляющих организаций, в значительном количестве поступающих в органы местного самоуправления.

Опыт практической реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости внесения в него ряда изменений и дополнений, предусматривающих предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий по осуществлению контроля за деятельностью управляющих организаций.

6. Практика реализации Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» позволяет сделать вывод о наличии в нем отдельных пробелов и противоречий и о назревшей необходимости внесения в него изменений и дополнений.

Так, Федеральным законом не регламентированы:
- порядок исчисления начала установленных законом сроков;
- правовые механизмы изменения места и (или) времени проведения публичных мероприятий;
- порядок устранения несоответствия уведомления о проведении публичного мероприятия требованиям Федерального закона, юридические последствия за это неустранение;
- обязанность организатора публичного мероприятия указывать в уведомлении о проведении публичного мероприятия конкретное место проведения мероприятия, которое однозначно можно установить на местности;
- способ подачи уведомления в уполномоченный орган (непосредственно организатором публичного мероприятия либо через иных лиц), а также порядок подтверждения полномочий лица подписывать и подавать уведомление о проведении публичного мероприятия, что может повлечь за собой нарушение прав лиц, которые не желали проводить публичные мероприятия, но от их имени были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий;
- порядок и критерии установления территории, непосредственно прилегающей к зданиям и другим объектам, на которой запрещено проведение публичных мероприятий, что может привести к возможности фактического проведения публичных мероприятий на данных территориях в нарушение запрета, прямо установленного Федеральным законом.

Отсутствие правового регулирования этих вопросов приводит к нарушению прав граждан реализовывать свои конституционные права собираться мирно и без оружия, к нарушению порядка организации и проведения публичных мероприятий, к невозможности заблаговременного обеспечения безопасности граждан и соблюдения законности при проведении публичных мероприятий.

7. Опыт реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости внесения в него изменений, предусматривающих, что форма, основные требования к содержанию, основания для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, а перечень документов, прилагаемых к заявлению (обращению) о выдаче указанной схемы, устанавливается органами местного самоуправления.

Внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации позволит урегулировать возникающие на практике вопросы, связанные с утверждением и выдачей органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

8. Опыт взаимодействия органов местного самоуправления и органов прокуратуры показывает, что в последнее время необоснованно увеличилось количество запросов, направляемых органами прокуратуры разного уровня в органы местного самоуправления, а также требований о предоставлении информации в максимально короткие сроки. При этом тематика запросов не всегда связана с вопросами местного значения муниципальных образований, с полномочиями соответствующих органов местного самоуправления. В качестве обоснования своей позиции органы прокуратуры не всегда ссылаются на нормы федеральных законов, вопросы законности того или иного положения подменяют вопросами целесообразности, запрашивают общедоступную информацию, содержащуюся в действующем законодательстве, муниципальных правовых актах.

Подготовка информации по данным запросам отнимает значительное количество времени должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих от непосредственного исполнения возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения.

9. Статья 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции», вступившая в силу в июле 2008 года, существенно изменила порядок распоряжения муниципальным имуществом, ограничив возможность заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества без проведения торгов. На практике при заключении указанных договоров с отдельными организациями (общественные объединения инвалидов, ветеранов, органы территориального общественного самоуправления и др.) у органов местного самоуправления возникли определенные трудности в применении указанной нормы права.

10. Действующим законодательством не предусмотрена специальная процедура предоставления земельных участков для строительства линейных объектов.

В соответствии с законодательством возможны два варианта оформления земельных участков для строительства линейных объектов:
- по общей процедуре оформления земельных участков под строительство объектов недвижимости в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации;
- путем оформления права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако и в том, и в другом случае процедура оформления земельных участков достаточно длительная и сложная, в связи с чем актуальным для муниципальных образований является вопрос о необходимости установления на федеральном уровне упрощенной процедуры оформления земельных участков для строительства линейных объектов.

11. В некоторых субъектах Российской Федерации складывается судебная практика о признании незаконными действий территориальных управлений Роснедвижимости по внесению в Росземкадастр экономических характеристик земельных участков, принадлежащих заявителям на праве собственности либо ином праве, и обязании исключить их из Росземкадастра, что приводит к отсутствию кадастровой стоимости земельных участков, в том числе для целей налогообложения, и к невозможности обеспечения принципа платности использования земли, установленного Земельным кодексом Российской Федерации.

Поэтому в настоящее время открытым остается вопрос, на основании каких критериев определять стоимость земельных участков и рассчитывать суммы земельного налога в случае признания кадастровой стоимости земельного участка недействительной и при отсутствии утвержденной нормативной цены земли.

12. Несмотря на непродолжительный период действия Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возникла необходимость внесения в него дополнений в части уточнения понятия «надлежащее исполнение обязательства по перечислению арендной платы за аренду недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства».

Участники конференции решили:

Признать удовлетворительной деятельность Юридической секции АСДГ. Продолжить практику взаимодействия юридических служб муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в целях формирования единой правовой политики и обеспечения защиты прав и интересов местного самоуправления.

Участники конференции рекомендуют:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1.1. внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающие предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий по осуществлению контроля за деятельностью управляющих организаций и включение в перечень вопросов местного значения поселений и городских округов создания условий для управления многоквартирными домами, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 1);

1.2. внести изменения в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования процедуры размещения государственного и муниципального заказа и установления административной ответственности недобросовестных участников размещения заказа, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 2);

1.3. внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 3);

1.4. рассмотреть и поддержать предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направленные на совершенствование порядка проведения публичного мероприятия, порядка уведомления о нем, порядка исчисления сроков (приложение № 4);

1.5. рассмотреть и поддержать предложения по внесению изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на уточнение условий признания арендатора недвижимого имущества надлежаще исполняющим договорные обязательства (приложение № 5);

1.6. внести изменения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части исключения возможности установления законами субъектов Российской Федерации норм о том, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 6);

1.7. внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части исключения требования о представлении правоустанавливающих документов на земельные участки для выдачи разрешений на строительство линейных объектов, изложенные в проекте федерального закона (приложение № 7).

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. принять законодательные акты, устанавливающие обязательный порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2.2. оказывать методическую и организационную помощь муниципальным образованиям по совершенствованию правовой работы в органах местного самоуправления.

3. Органам местного самоуправления:

3.1. внедрить в работу юридических служб обязательное проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов и действующих муниципальных правовых актов;

3.2. принять муниципальные правовые акты, направленные на предупреждение коррупции, в том числе утвердить методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов;

3.3. провести анализ практики взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры и до 1 мая 2009 года представить информацию в исполнительную дирекцию АСДГ.

4. Исполнительной дирекции АСДГ:

4.1. направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4.2. направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

4.3. направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Земельного кодекса Российской Федерации»;

4.4. направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

4.5. направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

4.6. направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций и Правительство Российской Федерации предложения по изменению Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

4.7. направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по собственности и Правительство Российской Федерации предложения по изменению Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4.8. направить обращения Президенту Российской Федерации иГенеральному Прокурору Российской Федерации с предложением обратить внимание на неоправданно большое количество запросов органов прокуратуры, направляемых в органы местного самоуправления, в том числе по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, что негативно сказывается на деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

4.9. направить обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации с просьбой разъяснить вопрос, в соответствии с какими критериями определять стоимость земельных участков и рассчитывать суммы земельного налога в случае признания кадастровой стоимости земельного участка недействительной и при отсутствии утвержденной нормативной цены земли;

4.10. направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, в союзы и ассоциации муниципальных образований, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главам и руководителям представительных органов муниципальных образований Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи