АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Совершенствование нормативно-правового регулирования и практика решения земельно-имущественных вопросов в городах Сибири и Дальнего Востока в современных экономических условиях», 03 - 04 декабря 2009 г., Новосибирск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ


 Р Е К О М Е Н Д А Ц И И 

Рассмотрев вопросы совершенствования нормативного правового регулирования и практики решения земельных и имущественных вопросов в городах Сибири и Дальнего Востока, конференция АСДГ отмечает наличие ряда проблем, препятствующих эффективному использованию земельно-имущественного комплекса городов и реализации имущественных полномочий органов местного самоуправления. К ним относятся:
снижение доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества в связи с проводимой приватизацией;
незавершенность разграничения государственной собственности на землю и наделения муниципалитетов собственным земельным фондом;
отсутствие у должностных лиц органов местного самоуправления права применения мер административного воздействия к нарушителям земельного законодательства и сложность постановки земельных участков на кадастровый учет.
В соответствии с действующим законодательством земельный налог и налог на имущество физических лиц являются единственными местными налогами. В связи с переходом на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки эти налоги становятся бюджетообразующими для муниципальных образований.
Несмотря на устойчивые тенденции развития рынка недвижимого имущества и рост стоимости принадлежащих гражданам строений, удельный вес налога на имущество физических лиц в доходах местных бюджетов остается крайне невысоким. Причинами этого являются: неполный учет объектов недвижимости, уклонение владельцев имущества от уплаты налога, отсутствие реальной оценки стоимости строений для целей налогообложения, ненадлежащий контроль за своевременным представлением сведений, необходимых для исчисления и взыскания налога.
Явно неэффективной оказалась законодательная норма, позволяющая органам государственной власти субъектов РФ распоряжаться землями городов – административных центров субъектов РФ.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ определен порядок безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами. Однако этот процесс значительно затруднен в связи с отсутствием в местных бюджетах средств на проведение инвентаризации, оценки, оформления технической документации передаваемых в муниципальную собственность земельных участков и имущества.
Серьезные правовые проблемы возникают при определении доли собственников жилых помещений в многоквартирных домах на земельные участки под этими домами.
Не ожидая решения всех правовых проблем, органы местного самоуправления ряда городов пытаются самостоятельно находить наиболее эффективные подходы к решению проблем земельно-имущественных отношений.
Так по инициативе органов государственной власти Кемеровской области в городских округах и муниципальных районах созданы специальные комиссии по инвентаризации жилья и земельных участков. Проведенная ими работа позволила выявить сотни тысяч кв. м. незарегистрированного жилья, гаражей и иных строений и множество фактов использования земельных участков при отсутствии прав на них. Проведена инвентаризация и выданы технические паспорта на множество фактически построенных, но не зарегистрированных объектов. В результате этой работы в местные бюджеты дополнительно поступают значительные суммы доходов.
В городе Сургуте проводится работа по передаче имущественных комплексов муниципальных учреждений (больницы, библиотеки, школы, детские сады и др.) на обслуживание профессиональным управляющим организациям, что обеспечивает более эффективное использование бюджетных средств на их содержание.
В ряде городов Сибири и Дальнего Востока при создании открытых акционерных обществ на базе приватизированных муниципальных имущественных комплексов органы местного самоуправления вкладывают в уставный капитал этих обществ землю и недвижимое имущество, получая таким образом контроль над их деятельностью и не допуская необоснованного перепрофилирования учреждений культуры, спорта и др.
Таким образом, на муниципальном уровне также имеются резервы более эффективного использования земли и муниципального имущества, увеличения на этой основе имущественных доходов местных бюджетов и (или) сокращения
По результатам обсуждения вопросов совершенствования нормативного правового регулирования и практики решения земельных и имущественных вопросов в городах Сибири и Дальнего Востока конференция АСДГ приняла следующие рекомендации:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть целесообразность:
1. Внесения изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части расширения перечня оснований для отнесения земель населенных пунктов к муниципальной собственности.
2. Повторно рассмотреть ранее вносимые предложения АСДГ об исключении частей 2, 3, 4 статьи 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые содержат исчерпывающие (закрытые) перечни состава муниципального имущества поселений, муниципальных районов и городских округов. Предметом законодательного регулирования должно быть только ограничение полномочий муниципальных образований на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности, но не на состав муниципального имущества.
3. Определения единого порядка ведения реестра муниципальной собственности.
4. Внесения изменения в главу 31 (Земельный налог) Налогового кодекса Российской Федерации в части порядка определения доли каждого собственника помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, включая двухквартирные дома. Определить орган, уполномоченный осуществлять расчет доли и механизм передачи информации о размере доли в налоговый орган.
5. Урегулирования порядка и условий передачи имущества в собственность муниципального образования в процессе безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями разного типа, непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта, в том числе порядка возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества.
6. Внесения изменений в статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривающих:
- отмену обязательной государственной регистрации права муниципальной собственности в случае перераспределения между муниципальными образованиями объектов, принадлежащих им в силу прямого указания закона и отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих указанное право;
- порядок перераспределения имущества между уровнями публичной власти в случае недостижения договоренностей между органами публичной власти о передаче или принятии в собственность соответствующего публично-правового образования отдельных объектов, а также в случае перераспределения полномочий между уровнями публичной власти.
7. В целях финансовой поддержки покупателей государственного и муниципального имущества, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, исключения абзаца 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ об установлении налоговой базы при реализации (передаче) государственного и муниципального имущества.
8. Внесения изменений в пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ в части установления возможности признания судом права собственности гражданина на самовольную постройку в случае, если данная постройка была возведена до введения в действие Земельного кодекса РФ и является индивидуальным жилым домом.
9. Внесения изменений в статью 49 Земельного кодекса РФ в части расширения перечня оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
10. Внесения изменений в п.п. 1, 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:
- п. 1 после слов «для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке)» дополнить словами «а также для строительства гаражей в гаражно-строительных кооперативах»;
- п. 3 после слов «выдача разрешения на строительство» дополнить словами «либо факт создания гаража в гаражно-строительном кооперативе».
11. Решить вопрос о возвращении городам-центрам субъектов РФ права распоряжения городскими землями на период до разграничения государственной собственности на землю при согласовании и учете интересов органов государственной власти субъектов РФ.
12. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность…», предусматривающие включение в перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче федерального имущества в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, предложений (согласий) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о передаче указанного федерального имущества в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность.
13. Предусматривать в федеральном бюджете средства на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с передачей в собственность соответствующего муниципального образования непригодного для эксплуатации имущества или имущества, требующего капитального ремонта.
14. Рассмотреть вопрос о возможности делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий по администрированию земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации (Сибири и Дальнего Востока):
1. Принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ, из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность, а также решения о разграничении имущества между поселениями, муниципальными районами и городскими округами при условии их обязательного предварительного согласования с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
2. Предусматривать в бюджетах субъектов РФ на соответствующий финансовый год (среднесрочную перспективу) средства на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов, возникающих в связи с передачей в собственность соответствующего муниципального образования, непригодного для эксплуатации, или имущества, требующего проведения капитального ремонта.
3. Изучить и использовать опыт Кемеровской области по организации и поддержке проведения органами местного самоуправления инвентаризации и постановки на налоговый учет незарегистрированного индивидуального жилья, гаражей, иных строений и земельных участков.
Органам местного самоуправления:
1. Принять меры к созданию благоприятных условий для собственников-владельцев объектов недвижимости и инвесторов, организовать с ними партнерские отношения, побуждая их приобретать и обустраивать недвижимость.
2. Развивать систему девелопмента, комплексного развития территории (формирование земельного участка, прокладка коммуникаций, освобождение земельных участков от прав третьих лиц и др.) в целях последующей продажи заинтересованным лицам. Результатом этих мер должна быть передача под жилищное строительство сформированных и инфраструктурно подготовленных земельных участков инвесторам в собственность или аренду.
3. Рассматривать целесообразность создания хозяйственных обществ в форме открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вкладывается земля и недвижимое имущество, с целью недопущения необоснованного перепрофилирования их деятельности.
4. Разрабатывать инвестиционные целевые программы, направленные на поддержание, модернизацию и развитие объектов муниципальной собственности, а также целевые программы по подготовке квалифицированных кадров в сфере управления муниципальной собственностью.
5. В целях привлечения частного капитала в различные отрасли социально-экономической сферы муниципальных образований использовать концессионные соглашения.
6. Изучить и использовать опыт г. Сургута по повышению эффективности управления муниципальными имущественными комплексами путем передачи их на обслуживание профессиональным управляющим организациям.
7. Изучить и использовать опыт муниципальных образований Кемеровской области по проведению инвентаризации и постановки на налоговый учет незарегистрированных индивидуальных жилых домов и земельных участков.
Правлению земельно-имущественной секции АСДГ:
Анализировать и обобщать нормативные правовые акты органов местного самоуправления, правоприменительную практику, поступающие вопросы и предложения по решению проблем формирования муниципальной собственности, устранению пробелов в правовом регулировании указанных вопросов и повышению эффективности управления и распоряжения данной собственностью.
Исполнительной дирекции АСДГ:

Направить настоящие рекомендации в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, в Министерство экономического развития РФ, в Министерство регионального развития РФ, в органы государственной власти субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока, в Общероссийский конгресс муниципальных образований, в советы муниципальных образований субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи