ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 33 (375)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

01 ноября

2007 г.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Правительство Российской Федерации

- В 2008 г. году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется начать создание сети широкополосного доступа в Интернет медучреждений России.

Об этом сообщил глава Министерства информационных технологий и связи Леонид Рейман. Он отметил, что подключение медучреждений к Интернету по аналогии со школами входит в стратегию развития информационного общества в России и может быть «таким же масштабным, как и подключение школ к Интернету». По словам Л. Реймана, сейчас в России активно развивается телемедицина, с помощью которой в малых больницах с помощью телеконференций местные врачи могут получить консультацию у опытных специалистов. Он считает, что Интернет в медучреждениях будет способствовать развитию этой практики. В начале следующего года будет проведен конкурс по созданию телемедицинской сети, и его условия будут вывешены на сайте Министерства информационных технологий и связи, рассказал министр. Л. Рейман напомнил, что в этом году все российские школы получат доступ к Всемирной паутине, и сейчас уже ведется работа по созданию условий для подготовки учителей для работы в интернет-классах.

 

- Расходы федерального бюджета на реализацию национального проекта «Образование» по состоянию на 1 сентября 2007 года составили 35,021 млрд. рублей.

Средства государственной поддержки, предназначенные инновационным школам (3 млрд. рублей) и лучшим учителям (1 млрд. рублей), были полностью перечислены в регионы до начала нового учебного года. Как и в 2006 году, 3 тыс. российских школ и 10 тыс. учителей, ставшие победителями конкурсов 2007 года, получили в рамках национального проекта по 1 млн. и 100 тыс. рублей соответственно. Среди других направлений финансирования национального проекта 57 инновационным вузам в текущем году по состоянию на начало сентября перечислено 12 млрд. рублей из 15 млрд., запланированных к перечислению. По направлению «Поддержка талантливой молодежи» на лицевые счета победителей конкурсов и олимпиад из федерального центра перечислено 46,725 млн. рублей из 200 млн., зарезервированных на эти цели. Продолжается перечисление средств на обеспечение дополнительных выплат классным руководителям. Из 11,680 млрд. рублей, запланированных на 2007 год, за 8 месяцев 2007 года в регионы было направлено 8,760 млрд. рублей. На подключение школ к сети Интернет к 1 сентября было израсходовано 1,521 млрд. рублей. К началу нового учебного года доступ в сеть получили 98% российских школ, а до конца года он должен быть предоставлен всем общеобразовательным учреждением. В настоящее время большинство работ ведется на удаленных и труднодоступных территориях. В рамках направления «Оснащение школ новым учебным и учебно-наглядным оборудованием» к 1 сентября было потрачено 1,453 млрд. рублей из 3,278 млрд., запланированных на эти цели (чуть меньше 50%). Однако, как рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр Рождественский, работа по данному направлению идет очень активно, и до 20 ноября российские школы должны получить все учебное оборудование, закупка которого запланирована на 2007 год. Кроме того, к 15 декабря в регионы должно быть поставлено учебное оборудование для кабинетов русского языка и литературы. На закупку автобусов для сельских школ направлено 479,765 млн. рублей из запланированного 1 млрд. рублей. На развитие Сибирского федерального университета к 1 сентября было перечислено 934,5 млн. рублей, Южного – 1,409 млрд. До конца года каждый из новых университетов должен получить по 3 млрд. рублей. 76 учреждениям начального и среднего профессионального образования – победителям конкурса 2007 года на реализацию их инновационных программ развития перечислен 1,120 млрд. рублей из 1,780 млрд. На внедрение комплексных проектов модернизации образования в 21 субъекте РФ к сентябрю государственный бюджет израсходовал 2,845 млрд. рублей. До конца года регионы должны получить в общей сложности 4,055 млрд. рублей.

 

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

- 25 октября 2007 г. в Комитете Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии государственной региональной политики в Российской Федерации и ее правового регулирования».

Министр регионального развития России Дмитрий Козак обозначил основные направления совершенствования взаимоотношений между федеральным центром и регионами. То, насколько эффективно будет проводиться на территориях единая политика федерального центра, во многом зависит от того, как организовано взаимодействие центра и территорий, считает он. «Нам необходимо выстроить механизмы, которые обеспечили бы самостоятельность территорий с учетом их особенностей, механизмы ответственности органов региональной, местной и федеральной власти за конечные результаты своей деятельности», - заявил Д. Козак. Министр указал направления реформирования 3 основных инструментов государственной региональной политики. Такими инструментами, по его мнению, являются распределение полномочий между уровнями власти, федеральная инвестиционная политика и межбюджетные отношения. Отметив, что курс на децентрализацию полномочий и реализацию принципа субсидиарности в отношениях центра и регионов взят еще 2002 году, Д. Козак констатировал, что к нынешнему времени эта задача выполнена не более, чем на 30%. «Мы наделили органы государственной власти субъектов Федерации собственными полномочиями, выработали механизм, который не позволяет возникать нефинансируемым федеральным мандатам, и практика показывает, что регионы на сегодняшний день успешно справляются с этими задачами. Что касается делегирования полномочий, то, к сожалению, в 2003-2004 годах поступили механистически - все то, что не попало в собственные полномочия субъектов Российской Федерации, сделали исключительно федеральными и насоздавали огромную армию территориальных органов федеральных структур. Это нанесло огромный урон не только развитию регионов, но и региональной политике», - заявил министр. В качестве примера он указал на ситуацию в Ростовской области, где количество чиновников в региональных органах власти и органах местного самоуправления вместе взятых и количество чиновников в территориальных органах федеральных органов власти соотносится как 1:3. При этом федеральными остаются органы, от деятельности которых в наибольшей степени зависит экономическое развитие региона, инвестиционный климат, количество административных барьеров для бизнеса и т.п. При этом, отметил Д. Козак, центр не в состоянии эффективно управлять сетью территориальных органов. «Формально это федеральные органы, а по факту, конечно же, на них ключевое влияние оказывает руководитель региональных или местных органов власти, - отметил он. - Создав такое противоречие между формальным и фактическим положением для огромной армии людей, мы лишили региональные и местные власти механизма ответственности за конечный результат». «Необходимо совершенствовать механизмы ответственности региональных руководителей за исполнение федеральных полномочий. Эта ответственность должна быть административная, непосредственно перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти, - заявил министр регионального развития РФ. - Мы должны наделить федеральные органы исполнительной власти правом по контролю деятельности и по отмене незаконных актов региональных руководителей. И если у органов государственной власти субъектов Федерации сосредоточить собственные полномочия плюс значительную часть федеральных, которые влияют, прежде всего, на социально-экономическое положение в регионе, мы можем тогда спрашивать с них за инвестиционный климат. Тогда можно будет внедрять и комплексные показатели эффективности их работы». В то же время, Д. Козак назвал «перекосом» то, что губернаторы наделены правом согласовывать назначение руководителей территориальных органов федеральных органов власти, включая и тех, функцией которых является контроль деятельности региональных органов исполнительной власти. Последние, по его мнению, должны оставаться «подлинно федеральными» и находиться под постоянным и жестким контролем из центра. Министр регионального развития также отметил важность принятия федеральных документов стратегического планирования - стратегии социально-экономического развития и схемы территориального планирования страны, и призвал перевернуть ситуацию в этом отношении «с головы на ноги». Именно на основе федеральной стратегии, с опорой на содержащиеся в ней ориентиры, по его мнению, должны формулироваться аналогичные документы регионального и муниципального уровня. Д. Козак заявил, что считает необходимым уже в ближайшее время собрать данные о стратегических планах развития, имеющихся у федеральных органов исполнительной власти и естественных монополий, чтобы регионы смогли на этом основании скорректировать свои схемы территориального планирования, а муниципалитеты - скорректировать свои генеральные планы. «Нам необходимо отказаться от фантазии управления инвестиционными процессами в регионах», - сказал министр. По его словам, сегодня подавляющее большинство федеральных целевых программ содержат огромное множество региональных объектов. Так, 10 ФЦП, закрепленных за Минрегионом, содержат только 0,86% федеральных объектов, а остальные объекты - региональные и местные, попавшие в ФЦП в результате лоббистских усилий, отметил он. Подобная ситуация ведет к хроническому недофинансированию и росту незавершенного строительства. «Необходимо смелее передавать функции по определению бюджетных инвестиций в регионы и муниципалитеты. Они должны сами принимать решения о том что, когда и в каких объемах строить», - подчеркнул Д. Козак. При этом он высказался за то, чтобы увеличить фонд софинансирования строительства региональной и местной социальной и инженерной инфраструктуры и предоставить руководителям регионов, нуждающихся в федеральной помощи, возможность самостоятельно выбирать объекты для инвестирования. Данное изменение подходов уже согласовано с представителями Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли, сообщил Д. Козак. Что касается перемен в системе межбюджетных отношений, министр отметил, что она, прежде всего, должна стимулировать работу органов исполнительной власти и местного самоуправления на конечный результат. В частности, он отметил, что, в соответствии с изменениями, внесенными весной 2007 года в Бюджетный кодекс, «степень политической комфортности» региональных и местных властей зависит от степени дотационности соответствующих бюджетов, однако эта степень может повышаться в случае отказа от части трансферта и развития собственных возможностей региона. «Необходимо перестать бесконечно ссылаться на историю размещения производительных сил на соответствующей территории! Есть множество примеров в нашей стране и за рубежом, когда депрессивные территории находили свою нишу в экономике, находили возможность привлечения инвестиций и выходили из депрессивного положения, - подчеркнул Д. Козак. - Сегодня необходимо сделать все, чтобы каждый город и каждый регион стремился к этому». Особенно деликатным моментом министр регионального развития назвал разработку показателей эффективности работы региональных и местных властей. В связи с этим он заявил о необходимости значительного увеличения объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (в который на 2008 год заложено 2,1 млрд. рублей), с тем, чтобы использовать эти средства для финансового поощрения не столько уже успешных регионов, сколько регионов, демонстрирующих наиболее динамичное развитие.

 

Дальневосточный федеральный округ

- Президент России Владимир Путин назначил заместителя главы МВД Олега Сафонова своим полпредом в Дальневосточном федеральном округе.

В. Путин отметил, что к реализации на Дальнем Востоке намечен целый ряд программ - региональных, местных. «И в этой связи одна из первоочередных задач - декриминализация региона», - сказал Президент. «Я вполне отчетливо отдаю отчет в значимости Дальнего Востока и проблемах, которые там есть», - сказал Сафонов. Он согласился со словами Президента о том, что начать работу необходимо с декриминализации экономики в регионе. Особенно, по его мнению, это важно в рамках подготовки к проведению в 2012 году на Дальнем Востоке саммита АТЭС.

 

Республика Коми

- Глава Республики среди новых полномочий получил право снимать с должности глав администраций городов и районов.

Решение внести поправки в Конституцию Республики принял Государственный Совет Коми. Таким образом, глава региона получает возможность вносить в Госсовет Республики проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования. Также он должен будет ходатайствовать о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании. По сути, глава Коми может через парламент распустить законодательный орган муниципалитета и отрешить от должности главу муниципального образования или руководителя администрации муниципалитета. Это возможно в случаях, если должностное лицо местного самоуправления издал правовой акт, противоречащий Конституции России, федеральному законодательству или законам Республики, а также уставу муниципального образования, и если это не было исправлено в течение 2 месяцев. Карательные меры глава Коми может также предпринять, если должностное лицо муниципалитета издало правовой акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина, носящий угрозу единству территориальной целостности федерации, национальной безопасности, единству правового и экономического пространства страны, а также за нецелевое расходование федеральных и республиканских средств, если это доказано судом. Кроме того, парламентарии согласились с тем, что глава Республики как высшее должностное лицо имеет право досрочно прекратить полномочия Госсовета, если после избрания парламента не состоялось ни одно заседание законодательного органа. Раньше такой нормы в Конституции Коми не было.

 

Республика Чувашия

- В Республике муниципалитеты подготовят комплексные программы модернизации ЖКХ.

Президент Чувашии Николай Федоров поручил подготовить администрациям муниципалитетов комплексные программы модернизации ЖКХ. В России создан Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства, и с его созданием у Чувашии появляется возможность привлечь для модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 5 млрд. рублей, сказал Н. Федоров. Он подчеркнул, все муниципалитеты должны иметь комплексные программы модернизации ЖКХ с тем, чтобы решить скопившиеся в течение десятилетий проблемы в этой сфере. «Шанс есть, все зависит от того, насколько грамотные проекты представят муниципалитеты», - подчеркнул глава Республики.

 

Красноярский край

- Заместитель губернатора края Анатолий Тубольцев сообщил, что в 2008 году край получит из Фонда содействия ЖКХ 1 млрд. 470 млн. рублей.

Из этой суммы 870 млн. рублей будет направлено на капитальный ремонт. Также на эти цели из краевого бюджета будет выделено 872 млн. рублей, что в целом составит более 1,7 млрд. рублей. Из этих средств 576 млн. получит Красноярск, 140 млн. – Норильск, 73 млн. – Ачинск. Заместитель губернатора подчеркнул, что средства получат только те муниципальные образования, которые выполнят все необходимые условия. Одним из таких условий является принятие на муниципальном уровне программы по проведению капитального ремонта и переселению граждан из аварийного жилья до 20 ноября. «Красноярский край в любом случае получит запланированные средства, а как они будут распределены по территории, зависит от качества работы местных властей», - сказал А. Тубольцев.

 

Тюменская область

- В 2007 году в области будет введено не менее 863 тыс. кв. м жилья.

В 2008 году этот показатель планируется увеличить до 931 тыс. Как сообщил губернатор региона Владимир Якушев, активное строительство - единственный способ снизить темпы роста цен на недвижимость. Стратегический ориентир - возводить не менее 1 кв. м жилья на человека в год. По словам В. Якушева, в 2008 году доля индивидуальной застройки превысит 50% от объемов ввода жилья в регионе. Особенно активно она идет в Тюмени, Тобольске, Ялуторовске, Ишиме, а также Тюменском и Ишимском районах. В 2007 году при участии средств областного бюджета будет построено и приобретено более 25 тыс. м жилья для отселения более 500 семей из ветхого и аварийного жилфонда. Продолжает действовать и программа обеспечения жильем молодых семей - с августа 2006 года 1 тыс. семей улучшила свои жилищные условия.

 

Новости муниципалитетов

 

Барнаул (АСДГ)

- В первом чтении принят бюджет города на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

Он принят на 2008 год по доходам в объеме 5 млрд. 743 млн., по расходам 6 млрд. 140 млн. с превышением расходов над доходами 397 млн. рублей. На 2009 год по доходам 6 млрд. 208 млн. рублей, расход - 6 млрд. 637 млн. рублей с дефицитом 429 млн. рублей. На 2010 год по доходам 6 млрд. 726 млн. рублей по расходам - 7 млрд. 229 млн. рублей с дефицитом 477 млн. рублей. По словам председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Надежды Тиньгаевой, основными отличительными особенностями доходной части бюджета является то, что теперь город не будет получать из центра дотации на предоставления льгот, субсидий ЖКХ, финансирование государственной противопожарной службы. Эти полномочия перешли на уровень краевого бюджета. Объем собственных доходов бюджета города в 2008 году прогнозируется в размере 4 млрд. 449 млн. рублей, это на 55% больше, чем в 2006 году. В дальнейшем темп роста собственных доходов прогнозируется на уровне 10%. Из краевого бюджета в 2008 году ожидается поступление в размере 1 млрд. 286 млн. рублей. Это на 60% меньше плана 2007 года. Дотации из краевого бюджета предусматриваются только на 2008 год. В размере 60 млн. рублей. В целом бюджет города, как и в предыдущие годы, планируется с предельным уровнем дефицита, покрыть который предполагается кредитами в размере 884 млн. рублей, а также за счет остатков средств бюджета города. Также в проекте предусмотрено повышение заработной платы бюджетникам в течение 3 лет: с 1 сентября 2008 года на 7%, с августа 2009 года – на 6,8%. С 1 января 2010 года: на 6,5%. Впервые в бюджете города разработана программа муниципальных гарантий, где отдельно указывается цель, на которую будет предоставляться муниципальная гарантия. Впервые же предусмотрены расходы на исполнение публичных нормативных обязательств. Это - льготирование лиц за заслуги перед городом, почетных граждан, финансирование субсидий на транспорт, газ, компенсационные выплаты по уплате земельного налога, опеки, доплат к пенсиям, поддержки молодых семей.

 

Владивосток

- Постоянная комиссия Думы города по бюджету, налогам и финансам рекомендовала городскому парламенту принять проект бюджета города на 2008 год в первом чтении.

Первый заместитель главы города Ольга Козерацкая представила депутатам проект бюджета города на 2008 год. Основные параметры бюджета сформированы по доходам в сумме 5 млрд. 281 млн. 873 тыс. рублей, по расходам - 5 млрд. 722 млн. 188 тыс. рублей. Таким образом дефицит бюджета составит 440 млн. 315 тыс. рублей. В соответствии с проектом бюджета Владивостока в составе налоговых доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц - 2 млн. 402 тыс. 53 тыс. рублей. Планируемое поступление единого налога на вмененный доход составляет 395 млн. 444 тыс. рублей, единого сельскохозяйственного налога - 3 млн. 6 тыс. рублей, налога на имущество физических лиц - 26 млн. 638 тыс. рублей, земельного налога - 404 млн. 552 тыс. рублей. Общий объем поступлений в городской бюджет прогнозируется в сумме 27 млн. 260 тыс. рублей. Неналоговые доходы в бюджете города планируют на уровне 22,5% или 1 млрд. 186 млн. 670 тыс. рублей. Объем поступлений от арендной платы за землю запланирован в сумме 283 млн. 660 тыс. рублей, от аренды помещений - 30 млн. 156 тыс. рублей. Сумма планируемых доходов от продажи земельных участков - 84 млн. рублей, от реализации муниципального имущества - 500 млн. рублей. Планируемые поступления от отчислений муниципальными унитарными предприятиями части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль, составят 2 млн. 688 тыс. рублей. Кроме того, плата за негативное воздействие на окружающую среду запланирована в сумме 64 млн. рублей. Прочие доходы от оказания платных услуг запланированы в сумме 101 млн. 99 тыс. рублей, общая сумма штрафных санкций определена в сумме 93 млн. 347 тыс. рублей. Поступления по прочим неналоговым доходам прогнозируются в общей сумме 27 млн. 720 тыс. рублей. Наибольшие расходы предусмотрены по разделам «Образование», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Здравоохранение».

 

Златоуст

- 644 млн. рублей из городского бюджета будут направлены на финансирование сферы образования в 2008 г.

Это составляет 38% расходов бюджета. Главными задачами в этом направлении остаются соблюдение прав и гарантий доступности образования, формирование системы школьного медицинского обслуживания, поддержка образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме, а также поддержка дошкольного образования. Более 11 млн. рублей в будущем году предусмотрено на обеспечение дополнительных 523 рабочих мест для направления дошкольного образования. Более 500 тыс. рублей планируется направить на выплаты библиотечным работникам ежемесячных надбавок, столько же - на содержание детско-юношеских школ, финансируемых из фонда соцстраха. В 2003 году объем финансирования сферы образования округа составил 245 млн. рублей, в 2006 - более 523 млн., в нынешнем - 610. В целом, размер городской казны в 2008 году равен 2 млрд. 270 млн. рублей.

 

Иркутск (АСДГ)

- Депутаты рассмотрели итоги социально-экономического развития города за 1 полугодие 2007 года.

Обзор социально-экономического развития Иркутска за 1 полугодие 2007 года представил начальник главного экономического управления администрации города Валерий Попов. Основные показатели жизнедеятельности муниципалитета соответствуют прогнозному плану, составленному специалистами комитета по экономике и финансам мэрии на 2007 год. Так, по итогам первого полугодия 2007 года оборот крупных и средних организаций города составил 50,8 млрд. рублей (122,9% по отношению к первому полугодию 2006 года). Индекс промышленного производства составил 84,7%. Общая площадь введенных за отчетный период в эксплуатацию жилых домов составила 87 тыс. кв. м. (99,6% по отношению к первому полугодию 2006 года). Оборот розничной торговли составил 30 млрд. рублей, что в товарной массе на 1,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Особо В. Попов отметил положительные сдвиги в демографической ситуации, которая характеризуется значительным сокращением естественной убыли и миграционного оттока. В период январь–июнь 2007 г. число умерших превысило число родившихся на 0,3% (в 2006 г. – на 16,9%). Коэффициент младенческой смертности снизился до 8,1 промилле.

 

Красноярск (АСДГ)

- На комплексное развитие дорожной сети города до 2015 года запланировано 34 млрд. рублей.

Об этом сообщил начальник департамента городского хозяйства Анатолий Григоренко. По его словам, за последние 3 года 3,2 млрд. рублей на строительство дорог уже израсходовано. Из них более 2 млрд. рублей - в текущем году. Предполагается, что до конца года будет выполнен ремонт 54 км дорог. В планах на ближайшие годы - строительство четвертого моста через Енисей и организация подъездов к нему. По словам А. Григоренко, для того чтобы проложить автомагистрали к будущему мосту, необходимо переселить более 400 семей, проживающих в тех домах, которые подлежат сносу согласно проекту. Большое внимание будет уделено созданию надземных пешеходных переходов для того, чтобы уменьшить количество светофорных объектов и, тем самым, ускорить автомобильные потоки.

 

- За победу в конкурсе на самый благоустроенный город России город получил 6,5 млн. рублей.

Они будут направлены на дальнейшее благоустройство города. Всероссийский конкурс на звание «Самый благоустроенный город России» ежегодно проводится федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и является самым авторитетным. В конкурсе участвовали около 800 городов и поселков городского типа, в основной этап вышли 96 городов из 48 регионов России. Конкурс проводился в 3 категориях: первая - административные центры российских регионов, вторая - города с населением от 100 тыс. человек и более, третья - города и поселки с населением до 100 тыс. человек. Первое место по итогам конкурса занял Хабаровск, третье - Тюмень. При подведении итогов конкурса учитывались такие показатели, как реализация государственных и муниципальных программ, объем жилищного строительства, уровень благоустройства, строительство и капитальный ремонт городских автодорог. На протяжении последних лет Красноярск входит в число городов-лидеров по благоустройству. В 2006 году город стал больше на 100 многоквартирных жилых домов общей площадью 810 тыс. кв. м. Продолжилась реализация жилищных программ доступного жилья: по программе муниципального облигационного заимствования сдано 3 дома на 637 квартир. Работает программа «Молодой красноярской семье - доступное жилье»: за 5 лет планируется помочь более 600 семьям приобрести квартиры на льготных условиях.

 

Магнитогорск

- Город признан одним из самых благоустроенных городов России.

26 октября, на церемонии награждения призеров конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» за 2006 год Магнитогорск получил специальный приз «За большую работу по развитию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования». Награду получил глава города Евгений Карпов. Конкурс на звание самого благоустроенного города России проводится каждый год Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроем), начиная с 1997 года. Для участия в основном этапе конкурса за 2006 год были представлены материалы по 96 городам и поселкам городского типа из 48 регионов России. Экспертная комиссия принимала во внимание такие показатели в процессе реформирования ЖКХ, как капитальный ремонт жилого фонда, снос ветхо-аварийного жилья, благоустройство дворов и придомовых территорий, реконструкция и оснащение коммуникаций приборами учета и другие. Победа в одной из наиболее значимых номинаций досталась Магнитогорску. Повышенное внимание городских властей благоустройству города отмечено и губернатором Челябинской области Петром Суминым. Он подписал постановление о выделении городу внушительной суммы на приобретение уборочной техники для нужд жилищно-ремонтных организаций и муниципального предприятия «ДРЭП».

 

Миасс

- Состоялись публичные слушания по бюджету на 2008 год.

Проект бюджета сбалансирован по доходам и расходам и составляет 1944,7 млн. рублей, что превышает первоначальный план текущего года на 57,8%. 42,7% доходов поступят из бюджета области. Расходная часть версталась с учетом повышения заработной платы бюджетникам - прошедшего с 1 сентября 2007 и планируемого в сентябре 2008 года, повышения денежного довольствия аттестованным сотрудникам милиции. Учтено в бюджете и повышение цен. В 2008 году на реализацию национальных проектов «Здоровье» и «Образование» будет направлено 21,4 млн. рублей. Это соответственно в 2,2 и 2,4 раза больше, чем первоначальные назначения в прошлом году. На реализацию проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» также будет направлено в 2,2 раза больше денег, чем в предыдущем году - 57,2 млн. рублей. На ремонт и содержание дорог сумма выросла в 2,8 раза - до 82,6 млн. рублей. Более 6 млн. рублей планируется потратить на открытие новых мест в детских дошкольных учреждениях, их будет открыто 240. Кроме областных доплат в размере 1000 и 500 рублей, воспитатели и их помощники будут получать дополнительные стимулирующие выплаты за счет местного бюджета. При дополнительном поступлении средств из бюджета области планируется увеличить стоимость питания детей в школах до 15 рублей 65 копеек. Заложены в бюджете средства для обучения школьников катанию на горных лыжах и плаванию, кататься должны 5000 ребят, плавать - 2700. 500 тыс. рублей выделено на восстановление наружного освещения на территориях школ и детских садов. Поддержку из бюджета получат работники учреждений культуры, медицинский персонал ФАПов и «Скорой помощи», малообеспеченные граждане в особых ситуациях, в том числе - погорельцы. Естественно, в бюджете предусмотрены расходы на текущее финансирование бюджетных учреждений округа.

 

Находка (АСДГ)

- Город первым из числа муниципальных образований Приморья в полном объеме освоил на дорожных работах средства краевого бюджета.

Выделенные в текущем году 102,9 млн. рублей пошли на капитальный ремонт и реконструкцию проблемных участков, замену бордюрного камня и оборудование ливневой канализации. По словам начальника управления благоустройства администрации города Ирины Сазонтовой, такого объема дорожных работ, как в нынешнем году, город еще не видел. В общей сложности за сезон с апреля по октябрь подрядчиками освоено более 150 млн. рублей. Из местного бюджета городская администрация профинансировала 51 млн. рублей, из краевой казны по предложению депутатов фракции «Единая Россия» Находке было дополнительно выделено 102,9 млн. В результате таких финансовых вливаний заасфальтировано 244 тыс. кв. м центральных и второстепенных дорог. Для сравнения - в 2006 году было отремонтировано 83 тыс. кв. м. Основной объем средств был направлен на приведение в порядок магистральных автодорог, по которым следуют главные транспортные потоки. Причем в некоторых случаях проблемные участки не только заново перекрывал новым асфальтом, но и реконструировали. Главным объектом года для Находки стал капитальный ремонт объездной автодороги. Не остался без внимания ряд удаленных от центра улиц, но от того не менее востребованных в общей транспортной схеме города. Следует отметить комплексный подход при выполнении работ, то есть капитальный ремонт дорожного полотна производился с обязательным восстановлением ливневых стоков и заменой бордюрного камня. Всего в этом году переложено 13 тыс. 100 м бордюр (для сравнения, в 2006 году было заменено 5,8 км).

 

Нягань (АСДГ)

- Глава города вошел в состав общественного совета по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы.

Восстановление при Президенте Совета по муниципальному уровню управления во главе с председателем правительства стало реакцией Владимира Путина на предложение муниципального сообщества взять муниципальную реформу под личное попечение. На состоявшемся в Москве совещании общероссийского объединения муниципальных образований глава Нягани Александр Рыженков сказал: «Мы возлагали большие надежды на этот диалог с высшими органами государственной власти, с теми, кто принимает решения и определяет стратегию развития страны. И очень важно, что обращение всего муниципального сообщества было не только услышано, но и подкреплено конкретными поручениями Президента России Владимира Путина в адрес правительства России. Честно говоря, это вселяет большие надежды». На состоявшемся в Государственной Думе совещании, посвященном созданию общественного Совета по местному самоуправлению при председателе Госдумы РФ, в него вошел член Центрального Бюро ВСМС, глава Нягани А. Рыженков. Совет по местному самоуправлению при Председателе Госдумы РФ призван решить задачу определения изменений, которые необходимо вносить в законодательство, чтобы муниципалитеты могли бы в полную силу выполнять свои задачи. Совет будет готовить свои предложения в законотворческую программу Думы и собираться не реже двух раз в год.

 

Оренбург

- В городе на рынке услуг по управлению многоквартирными домами осуществляют свою деятельность 95 управляющих организаций.

Их доли малы и сбалансированы по величине. На данном рынке нет хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, вследствие чего конкуренция достаточно развита. В городах Оренбургской области на рынке услуг по управлению многоквартирными домами высокий процент доли принадлежит муниципальным управляющим компаниям. «Несмотря на то, что население устраивает существующая система управления многоквартирными домами, практика показала, что муниципалитет не является эффективным участником экономических отношений в сфере ЖКХ. Привлечение частной инициативы в сфере управления жилищно-коммунального хозяйства способствует развитию конкуренции», - отмечают специалисты оренбургского УФАС.

 

Петропавловск-Камчатский (АСДГ)

- Текущий ремонт мягких кровель жилищного фонда города выполнен на 105%.

Коммунальщиками уже отремонтировано порядка 129 тыс. кв. м мягких кровель и более 16 тыс. кв. м крыш с металлическим покрытием. «Всего текущего ремонта в этом году требовали 119 тыс. кв. м кровель. Из них около 19 тыс. кв. м приходилось на металлические кровли. Ремонтная кампания должна была завершиться еще 1 октября, но пока позволяет погода, бригады продолжают работать», - сказала начальник отдела технического контроля эксплуатации и капитального ремонта жилищного фонда Инна Игнатенко. Работы на кровлях с мягким покрытием завершены полностью. Также полностью отремонтированы пять крыш с металлическим покрытием, в работе находятся 3 дома. Ремонт объектов с металлическими кровлями продлится до конца 2007 года, поэтому весь запланированный объем работ будет выполнен в срок.

 

Радужный (АСДГ)

- Мэр города Виктор Куссмауль рассказал об итогах работы за 9 месяцев 2007 года.

Так, производство основных видов промышленной продукции в городе за 9 месяцев 2007 года (в % к соответствующему периоду прошлого года) составило: нефть добытая – 4 933,2 тыс. тонн (93,9%), газ естественный – 1 653,4 млн. куб м (101,4%). Оказано платных услуг населению по предварительной оценке на общую сумму 441,9 млн. рублей, темп изменения в сопоставимых ценах составил 112,2%. С начала года введено 23,7 тыс. кв. м нового жилья, к концу года планируют сдать в общей сложности 25 тыс. Реконструировано 7 нежилых помещений в жилые. 63 человека переселено по программе переселения из ветхого и фенольного жилья. За 9 месяцев в Радужном родилось 437 ребенка. Общая заболеваемость населения составила 720,7 на 1000 человек населения, что составляет 105,8% к соответствующему периоду прошлого года. За 9 месяцев 2007 года на территории города зарегистрировано 805 преступлений, что на 7,3% больше аналогичного периода прошлого года. Коэффициент раскрытия составил 50,7% (по округу – 51,9%). Обстановка с аварийностью на транспорте на территории города в отчетном периоде 2007 года в сравнении с отчетным периодом прошлого года осталась практически без изменений.

 

Томск (АСДГ)

- В течение ноября проект городского бюджета на 2008 год будет доработан и представлен горожанам.

Проект городского бюджета–2008, подготовленный городским департаментом финансов, пока сформирован без учета полного объема безвозмездных поступлений из региональной казны. Размер субсидий и субвенций будет известен после утверждения областного бюджета, которое предполагается провести в ноябре. Доходная часть в проекте городского бюджета на 2008 год на сегодняшний день составляет немногим более 4 млрд. рублей, расходная – 4,2 млрд. рублей. Бюджет сформирован в соответствии с утвержденной Концепцией управления внутренним муниципальным долгом, поэтому дефицит заложен в размере 5%. Наибольшую долю в общем объеме расходов городской казны по проекту в 2008 году будут занимать образование (33,6%), жилищно-коммунальное хозяйство (26,4%), здравоохранение и спорт (11,6%). В целом расходы на содержание отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) должны составить половину всех расходов томской казны.

 

- По плану в 2007 году городской бюджет должен получить от аренды земельных участков 334 млн. рублей.

Фактически за 9 месяцев поступило 268,4 млн. рублей, что составляет 103,1% от планового показателя. При этом, задолженность в городской бюджет за аренду земельных участков на 1 октября составила 114,4 млн. рублей. Долг в размере 17,8 млн. рублей числится за предприятиями-банкротами, за игорными заведениями – 16,5 млн. рублей, за юридическими лицами, оформившими земельные участки под строительство жилья, – 61,2 млн. рублей. Городская администрация постоянно предпринимает меры для взыскания платежей за пользование земельными участками. За 9 месяцев 2007 года в департаменте недвижимости проведено 9 заседаний комиссии по платежам за землю, куда были приглашены 178 землепользователей. 56 руководителей предприятий-должников заслушаны на городской постоянно действующей комиссии по доходам. Администрация предъявила 441 требование о погашении задолженности по земельным платежам, направила 88 претензий, подготовила 80 дел в судебные органы по возмещению задолженности на сумму 78,5 млн. рублей. В результате этих мер к началу октября должники оплатили 52,1 млн. рублей в счет погашения аренды за земельные участки.

 

- Одобрена программа социально-экономического развития города до 2011 года.

Всего на финансирование данной программы планируется направить 52,8 млрд. рублей (из федерального бюджета - 16,4%, из областного - 19,4%, из местного - 10,6%, из внебюджетных источников - 53,6%). Главная цель программы - повышение качества жизни томичей и создание благоприятных условий для экономической деятельности. Для реализации проекта предлагаются 5 стратегических направлений: системное пространственное развитие городской территории; экономическое развитие Томска как центра инновационной экономики; развитие городского сообщества; внешнее позиционирование города; обеспечение комплексной безопасности жизни и здоровья горожан. Программа определяет среднесрочную перспективу развития города, и будет ежегодно увязываться с городским бюджетом. Для мониторинга эффективности реализации программы определены 76 индикаторов и 983 показателя выполнения поставленных задач и запланированных мероприятий.

 

- Администрация города нашла возможность направить дополнительные средства на капитальный ремонт школ, больниц и детских садов города и ряд целевых программ.

Она возникла за счет экономии бюджетных денег при проведении конкурсов. Сумма бюджетных средств, направленных в 2007 году на капитальный ремонт школ, детсадов и больниц Томска, увеличена на 43 млн. рублей. В связи с повышением цен на основные продукты, мэрия внесла предложение направить еще 2,3 млн. рублей на обеспечение питания в детских садах, поскольку норматив питания в детских садах был увеличен с 49 до 55 рублей в день на одного ребенка. Кроме того, на 7 млн. рублей возрос объем финансирования на 2007 год городской целевой программы «Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования «Город Томск» на 2006-2010 годы». Еще 20 млн. рублей планируется выделить на текущее содержание объектов благоустройства (обрезку деревьев, уборку улиц, ямочный ремонт дорог и т.д.). Уточнение бюджета коснулось и программы «Старшее поколение»: на ее выполнение до конца года из бюджета города дополнительно будет направлено 2,4 млн. рублей.

 

Хабаровск (АСДГ)

- Бюджет города продолжает оставаться социально направленным.

Директор финансового департамента мэрии Валерий Соколов отчитался об исполнении бюджета за январь-сентябрь. Общая сумма доходов с учетом поступлений из вышестоящих бюджетов составила 6,4 млрд. рублей. Среди собственных доходов городского бюджета основными источниками остаются налог на доходы физических лиц – более 1,7 млрд. рублей, единый налог на вмененный доход – свыше 379 млн. рублей. Серьезную долю составляют средства, полученные от сдачи в аренду земельных участков и имущества. Размер этих поступлений приблизился к 390 млн. рублей. Если говорить о расходах городской казны, то работы по благоустройству профинансированы на сумму более 421 млрд. рублей. Это затраты на капитальный ремонт и содержание дорог, озеленение, освещение города. На образование израсходовано свыше 1,7 млрд. рублей, на здравоохранение – 863,9 млн. рублей, мероприятия по социальной политике – 301,8 млн. рублей. С целью поддержки малообеспеченных горожан городские депутаты приняли решение об освобождении их от арендной платы за земельные участки в будущем году. Льгота по арендной плате за земельные участки, предоставленные для личного пользования, сохранена для хабаровчан пожилого возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, многодетных семей, тех горожан, у кого дачные участки расположены на левобережных островах. Для того чтобы поддержать негосударственные дошкольные образовательные учреждения, решено продлить льготу по аренде земли и для них. Одно условие – частные детские сады должны направлять высвобожденные средства на ремонт помещений и открытие дополнительных групп. Среди тех, кому предоставлена льгота по арендной плате за землю, также организации инвалидов, предприятия, на земельных участках которых расположены законсервированные объекты, общественные кладбища, земли общего пользования.

 

- Более 1,1 млн. рублей получили в нынешнем году победители конкурса социально значимых проектов в области ЖКХ на предоставление муниципальных грантов из бюджета города.

Уже третий год в городе инициативным горожанам, желающим сделать Хабаровск благоустроеннее, предоставляется поддержка из городской казны. Из всех представленных проектов по благоустройству территорий дворов, озеленению и ландшафтному дизайну территорий в нынешнем году конкурсная комиссия отобрала одиннадцать. Суммы, которые запрашивали разработчики проектов, варьировались от 40 до 150 тыс. рублей. В будущем году планируется продолжить проведение конкурсов на соискание муниципальных грантов в сфере ЖКХ, причем сумму финансирования намечено увеличить.

 

- У города появился второй официальный символ после герба – это флаг города.

Положение о флаге и его рисунок утвердили депутаты городской Думы. В рисунке нового официального символа города использован нынешний герб Хабаровска. Флаг краевого центра представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из 3 вертикальных полос: красного, синего и белого цветов. В красной части изображен черный белогрудый медведь, а в синей – желтый (золотой) амурский тигр. Центральная часть флага – белая, на ней изображен желтый (золотой) щит с вилообразным лазурным крестом и червленой рыбой в оконечности. В положении о флаге установлено и отношение его ширины к длине, оно должно составлять 2:3. В решении городской Думы прописан также порядок подъема и размещения флага города, его использования. Так, постоянно флаг Хабаровска будет поднят на здании, где расположены администрация города и городская Дума; установлен в рабочих кабинетах мэра, его заместителей, председателя городской Думы, а также в тех помещениях, где будут проходить торжественные церемонии с участием мэра краевого центра. Необходимый пакет документов по флагу города будет направлен в геральдический совет при Президенте России для проведения экспертизы, чтобы второй символ Хабаровска был внесен в геральдический реестр РФ.

 

Челябинск

- Проект бюджета города на 2008 год обсудили на публичных слушаниях.

Как сообщила собравшимся начальник управления финансов городской администрации Елена Яцукова, городской бюджет на следующий год планируется бездефицитным. Общая сумма доходов и расходов по сравнению с прошлым годом выросла на 22% и составила 11 млрд. 620 млн. рублей, из них 3,961 млрд. рублей – межбюджетные трансферты. Однако, часть основных распорядителей бюджетных средств, в частности управление дорожного хозяйства, управление ЖКХ, управление здравоохранения, выступили с предложением принять на 2008 год дефицитный бюджет. При этом, по их мнению, можно будет учесть хотя бы насущные затраты, не оставляя на будущее нерешенные вопросы. В 2008 году будет усилена социальная направленность бюджета, 74% средств направляются на решение социальных вопросов. Члены общественного совета при постоянных комиссиях Гордумы дали неоднозначную оценку этому факту. По их мнению, нужно большее внимание уделять развитию экономики, так как без ее роста невозможно решение социальных задач. Кроме того, общественный совет рекомендовал в дальнейшем вместе с проектом бюджета публиковать и пояснительную записку, которая позволит каждому жителю города оценить, насколько изменилась ситуация за год и куда были израсходованы бюджетные средства. По итогам проведения публичных слушаний Думе рекомендовано обратиться в правительство Челябинской области по вопросам финансирования в полном объеме мер социальной поддержки льготников, проведения до первого июля 2008 года новой государственной кадастровой оценки земель, оказания помощи населению на проведение капитальных ремонтов, софинансирования строительства и реконструкции дорожной сети. Администрации предложено обеспечить своевременное размещение процедур размещения муниципального заказа на поставку товаров для муниципальных нужд, подготовку данных для проведения новой кадастровой оценки земель, продолжить внедрение программно-целевых методов планирования.

 

Чита (АСДГ)

- Принята муниципальная программа «Развитие жилищного кредитования на территории городского округа» на 2007-2010 годы.

Ее общая стоимость 26 млн. 806 тыс. рублей. Эти средства пойдут на субсидии для граждан, желающих улучшить свои жилищные условия. Деньги могут быть использованы в качестве первоначального взноса для получения кредита в банке. Размер субсидии будет зависеть от количественного состава семьи: одинокий человек может получить помощь в размере 148 тыс. рублей, семья из 2 человек - 165 тыс., из 3 - 248 тыс. рублей и т.д. До 2010 года улучшить жилищные условия смогут порядка 80 семей. Как отметила председатель городского комитета экономики Тамара Сарина, «Помощь 80-ти семьям не сможет кардинально изменить напряженную жилищную обстановку, но эта программа в совокупности с другими, принятыми ранее, может как-то повлиять на разрешение ситуации». Так, на 1 октября по программе «Обеспечение жильем молодых семей» было выдано в этом году уже 92 сертификата.

 

Южно-Сахалинск (АСДГ)

- Объем строительно-монтажных работ за 9 месяцев текущего года превысил годовой объем за 2006 год.

В городе выполняется свыше 30% от общего объема строительных работ по Сахалинской области. При этом отмечается их социальная направленность: в Южно-Сахалинске возводятся жилые дома, торговые и гостиничные комплексы, административные здания, предприятия общественного питания. В настоящее время на территории города находятся 360 строящихся объектов. В этом году было выдано разрешение на строительство 193 индивидуальных жилых домов. Прогнозный план ввода жилья в 2007 году – 75 тыс. кв. м. До конца декабря будут сданы еще 10 домов общей площадью 36 тыс. кв. м. Это на 9% больше запланированного. Положителен тот факт, что в областном центре находится целый ряд предприятий, занимающихся производством строительных материалов: бетона, растворов, пиломатериалов, оконных и дверных блоков, щебне- и песочно-гравийной смеси. Поэтому население и предприятия имеют возможность приобретать стройматериалы местных товаропроизводителей. При поддержке из областного и федерального бюджетов проводится ряд мероприятий по благоустройству городской территории, в том числе в рамках принятой на период с 2004 по 2007 годы комплексной программы. В этом году более 230 млн. рублей израсходовано на ремонт улично-дорожной сети и фасадов здания. В целом, асфальтоукладочные работы – текущего и капитального характера – ведутся на 20 улицах и переулках города. При реконструкции и строительстве используется двухслойное асфальтобетонное покрытие с геосеткой, повышающей его прочность, предусмотрены отводы для ливнестоков. В некоторых частях города запланированы работы по расширению проезжей части. Впервые за последние годы проводится асфальтирование внутридворовых территорий. На эти цели затрачено 15 млн. рублей. Для улучшения водоснабжения городского округа ведутся работы по бурению скважин. 6 из них уже функционируют с полной нагрузкой. Как подчеркнул мэр города Андрей Лобкин, в бюджете 2008 года планируется предусмотреть финансирование проектных работ по газификации, водо- и теплоснабжению городской территории. Кроме этого, в настоящее время формируются земельные участки для продажи под строительство школы и детских садов.

 

Информационной сетью АСДГ подготовлены очередной перечень № 534 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших с 23.10.2007 по 30.10.2007.

 

Редактор Бюллетеня АСДГ – Чистякова Мария Вадимовна

тел. (383) 223-85-00

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов