ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 22 (364)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

28 июня

2007 г.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Правительство Российской Федерации

- Министерство регионального развития приступило к разработке долгосрочной стратегии развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2015 - 2020 годы.

Об этом сообщил заместитель министра регионального развития Юрий Тыртышов. По его словам, необходимость разработки такого документа давно назрела, но толчком к его созданию стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2007 года, в котором содержалось поручение сформировать долгосрочную государственную жилищную стратегию. «Мы считаем, что это наиболее серьезный документ за все время реформирования строительной и коммунальной отрасли», - заявил заместитель министра. Долгосрочная стратегия развития жилищной сферы России задумана как документ, более обширный по проблематике, инструментарию и постановке задач, чем обычная отраслевая стратегия; она предполагает комплексный подход к управлению развитием и функционированием строительного комплекса. Как сообщил Юрий Тыртышов, она определит приоритеты государственной жилищной политики Российской Федерации, основные направления развития жилищной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ в жилищной и коммунальной сферах, а также основные задачи развития жилищной сферы и направления их решения в отдельных отраслях с учетом их специфики. Стратегия включит в себя анализ российского и международного опыта реализации масштабных программ жилищного строительства, вопросы градостроительной политики, реформирования ЖКХ, создания комфортной жилой среды, обеспечения доступности жилья (в том числе и посредством увеличения его ввода), вопросы адресной поддержки населения при приобретении жилья в собственность, а также обеспечения населения жильем на основе коммерческого и социального найма, обеспечение доступности содержания жилья для населения, повышение энергоэффективности жилья, вопросы развития промышленности строительных материалов и новых технологий в строительстве, развития кадрового потенциала отрасли и др. В частности, стратегией будут предусмотрены меры по государственной поддержке развития производства строительных материалов, в особенности стратегически важных - цемента, лакокрасочной продукции, инновационных стеновых материалов, используемых при строительстве быстровозводимых зданий (например, OSB плита) и др. «На сегодняшний день в нашем государстве создались все необходимые предпосылки для реализации такой жилищной стратегии», - сказал он. Речь идет о сформированной нормативно-правовой базе, динамично развивающейся экономике, политической стабильности, высокой потребности в жилье и политической воле, необходимой для решения подобных вопросов. «Стратегия будет носить очень конкретный характер. Мы не ставим цель сделать из нее чисто политический документ. Она будет наполнена цифрами и индикаторами», - заявил Ю. Тыртышов. В качестве ориентиров успешной реализации стратегии предложены нормы жилищной обеспеченности, в том числе социальные нормы; нормы доступности жилья (оценка предельной стоимости жилья, исходя из среднедушевого дохода населения); экономические показатели территории; демографические ориентиры (прирост населения, трудоспособность, доходы); группы населения, по которым государство несет обязательства по обеспечению жильем; критерии комфортности жилья и др. Планируется также разграничить сферы ответственности государства в управлении жилищной сферой и сферы, в которых государство, выступая в качестве регулятора, стимулирует и поддерживает необходимые изменения, субъектом которых является бизнес. Главным инструментом реализации стратегии, по замыслу разработчиков, станет скорректированная соответствующим образом федеральной целевой Программы «Жилище».

 

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

- Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что участившиеся акции жителей крупных городов против точечной застройки должны рассматриваться как очень тревожный симптом.

Проблема в том, считает Сергей Миронов, что городские власти не соблюдают генеральные планы развития городов и не спешат их принимать. «Необходимо законодательно обязать муниципальные власти соблюдать генпланы развития городов и установить такую административную ответственность за их нарушение, чтобы она была для чиновника существенна», - заявил С. Миронов. Он предлагает внести изменения в Градостроительный кодекс РФ и четко прописать обязанности муниципальных властей по разработке и соблюдению генпланов. «Целесообразно было бы установить определенный период – от 1 года до 3 лет, в течение которого муниципалитеты обязаны разработать и принять Генеральные планы развития своих муниципальных образований. В противном случае, если генплана принято не будет, необходимо запретить городским властям любое строительство», - заявил председатель Совета Федерации. Он подчеркнул, что Совет Федерации в кратчайшие сроки подготовит в качестве законодательной инициативы соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ.

 

- Совет Федерации внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект по согласованию вопросов переустройства и перепланировки жилых помещений.

Такие вопросы, по мнению парламентариев, должны решать органы местного самоуправления. Это предполагает подготовленный комитетом Совета Федерации по вопросам местного самоуправления законопроект «О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предложенная законодателями норма приводит перечень вопросов местного значения в соответствие с полномочиями, которые возложены на местное самоуправление Жилищным кодексом РФ.

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

- Депутаты Государственной Думы РФ поддержали во втором чтении поправки в налоговое законодательство, касающиеся изменений, связанных с практикой применения налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога.

Максимальный размер суточных выплат, с которых не будет браться подоходный налог, - не более 700 рублей за день и не более 2 тыс. 500 рублей за день в загранкомандировке. Согласно поправкам, предлагается при расчете налогооблагаемой базы не учитывать доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам обязательного и добровольного страхования, пенсионные взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в пользу свою, супруга, родителей, детей-инвалидов. Предлагается также предоставлять социальные налоговые вычеты в размере фактически произведенных расходов, но не более 100 тыс. рублей в налоговом периоде. Принятые поправки освобождают от налога получателей дешевых ипотечных кредитов - ставка налога на материальную выгоду снижена с 35% до 13% при покупке не первого жилья, а за первое жилье, за которое гражданин получает налоговый вычет, налог с разницы между ставками не взимается. Принятыми поправками на индивидуальных предпринимателей распространяется льгота по неначислению единого социального налога на выплаты работникам-инвалидам. По налогу на прибыль организаций предлагается не учитывать при определении налоговой базы: суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, а также перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных или уменьшенных иным образом. Изменения касаются вступительных и членских взносов, паевых вкладов, пожертвований, а также отчислений на формирование резерва на проведение ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или товариществу. Законопроект устраняет также двойное налогообложение: фактически уплаченные российской организацией за пределами России суммы налога на имущество, принадлежащее организации и расположенное на территории других государств, засчитывается при уплате налога в России. Кроме того, поправками устанавливается порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, предлагается применять повышающий коэффициент и исчисление налога с момента государственной регистрации прав на эти земельные участки.

 

- 10 млрд. рублей дополнительно выделят на капитальный ремонт жилья и переселение из ветхого и аварийного жилья.

По словам председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, 10 млрд. рублей - это в 10 раз больше, чем запланировано на эти цели бюджетом 2007 г., «а это дополнительные средства». Он также отметил, что на ремонт автодорог предлагается выделить дополнительно 30 млрд. рублей, 1,9 млрд. - на создание президентской библиотеки им. Бориса Николаевича Ельцина. Еще 3 млрд. рублей планируется выделить на нанотехнологии. «Не думаю, что эти средства нужно направить на теоретические исследования. Есть ряд предприятий, ряд изобретателей, которые реально находятся на переднем крае науки в области освоения нанотехнологий. Их и нужно поддерживать», - заявил Б. Грызлов.

 

Дальневосточный федеральный округ (ДФО)

- Свыше 8 тыс. нарушений законодательства выявили прокуроры в округе в сфере ЖКХ при прохождении отопительного сезона 2006-2007 гг.

Это в 2 раза больше, чем отопительный период 2005-2006 гг.. Тогда было выявлено более 4 тыс. нарушений. Наибольшее их количество обнаружено в Приморье и в Амурской области. Наиболее распространенными являются нарушения при установлении размера оплаты жилищно-коммунальных услуг, бездействие органов местного самоуправления по обеспечению теплоснабжением населения, а также несвоевременное проведение ремонта систем горячего и холодного водоснабжения. Для устранения выявленных нарушений прокурорами принесено почти 300 протестов, к административной ответственности привлечено свыше 700 должностных лиц и возбуждено 20 уголовных дел.

 

Республика Чувашия

- В Республике досрочно завершен государственный кадастровый учет земель.

Завершение этой работы на территории всех муниципальных образований Республики является первым важным этапом на пути создания Единого государственного кадастра объектов недвижимости, в котором будут систематизированы все сведения о земельных участках и находящихся на них объектах - зданиях, строениях, сооружениях, а также об объектах капитального строительства, жилищного фонда. Чувашия как пилотный регион участвует в подпрограмме «Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)». В соответствии с решениями правительства Республики здесь планируется создать систему государственного кадастра недвижимости на 2 года раньше, чем в России в целом, то есть уже в 2008 году. Благодаря созданию государственного кадастра недвижимости граждане получат гарантию права собственности на земельные участки и объекты недвижимости, находящиеся в их пользовании. Информация, содержащаяся в кадастре, позволяет государству осуществлять контроль за охраной и эффективным использованием земель, поддерживать систему налогообложения, развивать территории, предоставлять всевозможные виды кредитов.

 

Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО)

- Правительство округа утвердило постановление о порядке и условиях предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно документу помещения предоставляются для временного проживания в комплексных социальных центрах (отделениях), домах ночного пребывания, социальных гостиницах, центрах социальной адаптации людям без определенного места жительства, в первую очередь, из числа престарелых и инвалидов, а также тем, кто пострадал от физического или психического насилия. Жилые помещения предоставляются этим категориям граждан на основании их заявления из расчета 9 кв. м на человека на срок, не превышающий 1 года. Исключение составляют случаи предоставления помещений в домах ночного пребывания - на 12 часов не более 10 дней и не более 30 дней в году, и в кризисных центрах помощи женщинам - не более 2 месяцев подряд. Размещение людей производится с учетом возраста, пола, психологической совместимости.

 

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО)

- В округе за январь-май 2007 года введено в эксплуатацию 49,2 тыс. кв. м жилья.

Это более чем в 2 раза превышает показатели за аналогичный период 2006 года. Наилучшие показатели – в Пуровском муниципальном районе, там сдано 13,8 тыс. кв. м жилья, чуть меньше в Новом Уренгое - 11,4 тыс. кв. м, Салехард на третьем месте - 7,8 тыс. кв. м. В других муниципальных образованиях округа с начала 2007 года построили от 0,2 тыс. кв. м до 5,3 тыс. кв. м жилой площади. Меньше всего жилья сдали в эксплуатацию в Лабытнангах - всего 0,03 тыс. кв. м.

 

Алтайский край

- По национальному приоритетному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» субсидии на покупку дома или квартиры получат 828 молодых пар края, оплатив за счет государственной казны 35-40% затрат на их приобретение.

Такая помощь охватит почти в 20 раз больше молодых семей, чем 3 года назад. На реализацию программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» в 2007 году выделено 47 млн. рублей из федерального бюджета, более 90 млн. - из краевого. Первый заместитель главы краевой администрации Сергей Локтев отметил, что национальный проект вполне успешно реализуется в регионе. «Социологические исследования показывают, что наличие собственного жилья является наиболее весомым фактором, влияющим на решение о рождении ребенка в молодой семье. Материальная поддержка со стороны государства, направленная на приобретение и строительство жилья молодыми семьями, является необходимым подспорьем», - подчеркнул он.

 

Красноярский край

- На совершенствование инфраструктуры краю в 2007 году выделено 11 млрд. рублей.

Об этом заявил губернатор края Александр Хлопонин. Губернатор края сообщил, что в 2007 году Красноярску Федерация выделит на ремонт дорог 727 млн. рублей дополнительно, а в целом на развитие дорожной сети края в текущем году будет направлено из федерального бюджета 5 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем предполагалось изначально. Отдельные программы строительства и ремонта дорог должна подготовить каждая территория, чтобы расходовать средства целенаправленно. «Наша цель, чтобы каждый житель края почувствовал на себе позитивные изменения в дорожной отрасли», - подчеркнул губернатор.

 

Приморский край

- В крае будет проведен эксперимент по монетизации услуг ЖКХ для льготников.

C 1 сентября 2007 года льготникам двух районов края услуги ЖКХ будут предоставляться на основе денежной компенсации затрат. Они станут первыми, где будет опробована система социальной поддержки, которую планируется ввести во всем регионе с начала 2008 года. Возможность проведения подобного эксперимента предусматривает проект закона «О внесении изменений в Закон «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края». Закон устраняет социальную несправедливость в отношении жителей ряда районов края. Там, где отсутствуют поставщики топлива, заключившие договор об отпуске населению топлива по нормативной стоимости, льготу невозможно было получить. По мнению краевых депутатов, с переходом от натуральной льготы к денежной компенсации все льготники Приморья окажутся в равной ситуации, так как деньги будут выплачиваться единовременно до начала отопительного сезона и гражданин сам решит, у кого выгоднее купить уголь или дрова. В свою очередь жители коммунальных домов, имеющие право на льготу, при монетизации услуг ЖКХ смогут экономить тепло и воду, поскольку денежная компенсация будет начисляться по нормативу. В общей сложности будут сделаны расчеты для 10 тыс. человек. Как отметил председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания края Руслан Кондратов, в ходе эксперимента в двух районах будет выплачено льготникам порядка 40 млн. рублей.

 

- Более 18 млн. рублей поступили в Приморье из федерального бюджета на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов.

Это позволит улучшить жилищные условия 39 семьям края, нуждающимся в особой заботе государства. Средства уже распределены между приморцами, имеющими право на получение жилья от государства. 27 человек получат субсидии на приобретение жилья, 12 льготникам будет предоставлена жилплощадь по договору социального найма. В феврале этого года 39 льготников уже получили жилье.

 

Хабаровский край

- Правительство края утвердило Положение о порядке предоставления субсидий из краевого фонда муниципального развития.

Документом определен порядок и условия перечисления субсидий из фонда муниципального развития края на финансирование инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Субсидии из Фонда предоставляются при условии подписания органами местного самоуправления муниципальных образований края соглашения на реализацию государственных капитальных вложений с уполномоченными краевыми исполнительными органами государственной власти: по объектам капитального строительства и реконструкции (за исключением объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса) – с министерством строительства края; по капитальному строительству, реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства – с министерством жилищно-коммунального хозяйства края; по объектам топливно-энергетического комплекса – с министерством топлива и энергетики края. В соглашениях оговариваются условия предоставления субсидий, целевое использование субсидий, сроки и порядок представления в министерство финансов края и отраслевые министерства края отчетов об использовании субсидий, о фактическом финансировании программ за счет средств местных бюджетов, контроль за целевым и эффективным использованием всех средств, выделенных на реализацию программ, другие вопросы по усмотрению сторон.

 

Волгоградская область

- 1200 квартир общей площадью около 155 тыс. кв. м сдано в этом году в эксплуатацию.

Это на 43% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Больше всего построено жилья в Волгограде (405 квартир), Дубовском (увеличение в 12,6 раза), Светлоярском (больше в 3,5 раза), Среднеахтубинском (в 2,2 раза) районах. В 2 раза вырос показатель ввода в эксплуатацию жилья индивидуальными застройщиками. Только за 5 месяцев ими возведено и сдано в строй более 1 тыс. квартир общей площадью 141 тыс. кв. м.

 

Иркутская область

- «Для реализации программы «Молодым семьям – доступное жилье» необходимо подключить ресурсы крупных финансово-кредитных учреждений», - заявил член Совета Федерации Дмитрий Мезенцев.

По этому вопросу он намерен в ближайшее время возобновить переговоры со Сбербанком России. Сенатор отметил, что в интересах региона требуется более активно задействовать возможности представительства Иркутской области при правительстве РФ и членов Совета Федерации. Областная программа «Молодым семьям – доступное жилье» реализуется с 2005 года. Первоначально она предусматривала погашение части процентной ставки по кредитам на покупку жилья. Таким образом, за 2005 год поддержка была оказана 250 молодым семьям из Иркутска, Братска, Шелехова, Саянска, Ангарска, Зимы, Усть-Илимска, Тайшета и Черемховского района. В 2006 году в программу внесли изменения - помощь стала оказываться в нескольких формах: предоставление субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам; предоставление субсидии на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (субсидия составляет не менее 35% средней стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 40% - для семей, имеющих 1 и более ребенка). Кроме того, предполагается предоставление дополнительной субсидии за счет средств областного бюджета в размере не менее 10% средней стоимости жилья на погашение части кредита либо на компенсацию затраченных собственных средств на приобретение или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка. При компенсации 35-40% стоимости жилья используется принцип софинансирования: 10% средств предоставляет федеральный бюджет, 10% (или 15% - если будет компенсировано 40% средств) - областной и 15% - местный. Сейчас в области действуют такие программы в 21 муниципалитете (в 2006 году – всего в 10). Заместитель главы обладминистрации Семен Круть отметил, что для привлечения средств федерального бюджета в 2006 и 2007 годах область приняла участие в конкурсных отборах субъектов РФ для участия в федеральной подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». По итогам конкурсных отборов регион был признан победителем и получил возможность привлечь в 2006 и 2007 годах средства федерального бюджета (в 2006 году сумма составила 9 млн. рублей). На областном уровне – для софинансирования из облбюджета – также были проведены конкурсы для муниципалитетов. В 2006 году победителями стали 5 муниципальных образований – Иркутск, Зима, Шелехов, Ангарск и Саянск. Им было предоставлено 13,3 млн. рублей. Финансирование программ из местных бюджетов составило 14 млн. рублей. В 2006 году участниками программы стали 123 молодых семьи. В 2007 году распределение субсидий для уплаты части кредита (займа) молодым семьям участникам программы в 2007 году областной бюджет предоставит средства 10 муниципальным образованиям: Иркутску (3,2 млн. рублей), Зиме (1,6 млн. рублей), Братску (2,4 млн. рублей), Шелехову (2,5 млн.), Усть-Илимску (1 млн.), Ольхонскому району (416 тыс. рублей), Бодайбо (368 тыс. рублей), Саянску (2,1 млн.), Иркутскому району (1 млн.) и Ангарску (1,7 млн. рублей). Всего в областном бюджете на эти цели запланировано 17 млн. рублей. Одним из социально-экономических эффектов программы обозначено улучшение жилищных условий более 4 тыс. молодых семей. На сегодняшний день поддержка в улучшении жилищных условий оказана 535 молодым семьям. Эффективность реализации программы напрямую зависит от финансирования из средств областного и местных бюджетов, а также развитием строительной индустрии в муниципальных образованиях области. За весь период реализации программы из областного бюджета было направлено 71 млн. рублей. В 2008 году планируется помочь еще 350 семьям и направить на эти цели 60 млн. рублей из областного бюджета (240 млн. внебюджетных средств и 40 млн. – из федерального бюджета). Однако потребность значительно превышает эту цифру: только в Иркутске поданы заявки на участие в программе от 600 молодых семей. По области этот показатель составляет 3 тыс. семей.

 

Кемеровская область

- Помощник Президента РФ Игорь Шувалов и руководитель Росстроя Сергей Круглик дали высокую оценку развитию строительной отрасли и реформированию жилищно-коммунального комплекса области.

Они отметили, что регионам необходимо переходить от метода точечной застройки в районах с уже сложившейся инфраструктурой к комплексному освоению пригодных для строительства жилья городских территорий. При этом стоит ориентироваться на разные секторы рынка и категории спроса - строить как социальное, так и элитное жилье (многоквартирные и малоэтажные индивидуальные дома). В качестве положительного примера назвали строящиеся микрорайоны Кемерова и город-спутник Лесную Поляну. По словам И. Шувалова, другим регионами страны есть чему поучиться у Кузбасса, «Сейчас всем надо ориентироваться на миллионные проекты застройки, такие как город-спутник Кемерова Лесная поляна». В 2007 году в микрорайонах правобережной части Кемерова планируется ввести в строй более 100 тыс. кв. м жилья. В Лесной поляне планируют построить к 2015 году около 1,2 млн. кв. м жилья – малоэтажного социального жилья, таунхаусов, коттеджей. Первые новоселы появятся здесь к концу 2007 г. Одновременно с жилыми домами в городе построят школы, детские сады, спортивные объекты, поликлинику, торговые центры. Планируется, что, в основном, новоселами станут кемеровчане – жить они будут в городе-спутнике, а работать - по-прежнему в областном центре. По строящейся дороге доехать от спутника до центра Кемерова можно будет за 15 минут. Всего в 2007-м в Кузбассе планируется ввести в эксплуатацию не менее 1 млн. кв. м жилья, жилищные условия улучшат 15 тыс. семей. На строительство жилья за год предполагается направить 18 млрд. рублей из всех источников финансирования. Губернатор области Аман Тулеев сообщил о проводимой 3 года подряд в регионе областной программе капремонта жилья. За 2 предыдущих года на нее только из областного бюджета было профинансировано 420 млн. рублей. А в этом году предусмотрено 1,2 млрд. рублей из областного и местного бюджета, а также средств, собранных собственниками жилья. Выделение денег из фонда содействия реформе ЖКХ позволило бы региону снять большую часть вопросов по аварийному жилью в угольных городах региона, переселить жителей с подработанных территорий.

 

- По договоренности губернатора области Амана Тулеева с руководителем Росстроя Сергеем Кругликом в область из федерального бюджета поступили около 50 млн. рублей на субсидии молодым семьям для приобретения нового жилья.

Деньги выделены по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Выделение этих федеральных средств предусматривает софинансирование из областного и муниципальных бюджетов.

 

Курганская область

- Депутатами областной Думы утверждена целевая программа «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Курганской области на 2007-2010 годы».

Основная цель программы - создание условий для строительства и ввода в эксплуатацию 770 тыс. кв. м малоэтажного жилья. Общий объем финансирования более 18 млрд. рублей, из которых инвестиции и привлеченные средства застройщиков составят 97,6% или 17, 5 млрд. рублей. Примут участие в финансировании программы областной и местные бюджеты. Реализацию программы предполагается начать с упорядочения предоставленных под строительство земельных участков в сельских поселениях, часть которых до сих пор не освоена.

 

Магаданская область

- Третий съезд Совета муниципальных образований области прошел в Магадане.

На нем были рассмотрены итоги и работы муниципальных образований – о них рассказал председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Магаданской области», глава Ягоднинского района Федор Тренкеншу. Обсуждение подтвердило заинтересованность органов местного самоуправления во взаимовыгодном сотрудничестве. Такая работа позволяет более эффективно сотрудничать по всем позициям с органами государственной власти, политическими партиями, общественными движениями. На сегодня в организации местного самоуправления установлены границы и определен правовой статус 53 муниципальных образований. С 1 января 2008 года 17 вновь образованных муниципальных образований приступят к осуществлению полномочий по решению вопросов местного самоуправления в полном объеме. В настоящее время завершен процесс формирования органов местного самоуправления – в 50 муниципальных образованиях области они уже сформированы. Сегодня организаторам местного самоуправления передаются государственные полномочия: по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав, по предоставлению жилищных субсидий, для выезжающих из районов Крайнего Севера, по оказанию медицинской помощи отдельным категориям граждан, социальной поддержки и другие. Губернатор области Николай Дудов отметил, что в последнее время значительно повысилась активность в работе муниципальных образований. Муниципальная власть начинает осознавать свою самостоятельность и стоящие перед ней задачи. Формат и практика подобных встреч важна и необходима для конструктивного решения всех возникающих проблем, и Совет муниципальных образований, как выразитель интересов сообщества, играет в этом особо значимую роль. Был выбран новый председатель Ассоциации - глава Тенькинского района Виктор Милюков.

 

Новосибирская область

- Средняя зарплата жителя области в январе-апреле 2007 года составила 10 тыс. 795 рублей.

В марте эта цифра составляла 10 тыс. 715 рублей. По-прежнему самую высокую зарплату в Сибирском федеральном округе получают жители Красноярского края. Их средняя заработная плата за январь-апрель 2007 года составила 13 тыс. 641 рубль, за ними идут жители Томской и Иркутской областей (12 тыс. 744 и 12 тыс. 350 рублей в месяц соответственно). Самая низкая средняя заработная плата в Алтайском крае – 6 983 рубля. Больше всех в Новосибирской области в январе-апреле 2007 года получали работники, занятые в добыче полезных ископаемых (15 тыс. 108 рублей), сотрудники предприятий транспорта и связи (14 тыс. 271 рубль) и сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды (13 тыс. 717 рублей). Самая низкая заработная плата в области у работников сельскохозяйственной отрасли (3 тыс. 633 рубля) и сферы товаров и услуг (8 тыс. 629 рублей). Средняя начисленная заработная плата в Российской Федерации за январь-апрель 2007 года, по предварительным данным, составила 12 тыс. 35 рублей.

 

Челябинская область

- За органами местного самоуправления области сохранены функции по расчету субсидий на оплату жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.

Соответствующий проект закона был одобрен на заседании правительства области. В области, начиная с 2003 года, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам назначают органы социальной защиты населения городов и районов. С 1 января 2008 года Федеральным законом № 184 полномочия по расчету субсидий и организации их выплат закрепляются за субъектом РФ. Министерство социальных отношений вышло с предложением оставить данные функции органам местного самоуправления, наделив их полномочиями по расчету субсидий и организации предоставления. Само министерство в свою очередь будет осуществлять жесткий контроль за исполнением муниципалитетами возложенных на них функций и ежемесячно проводить мониторинг ситуации по выплате субсидий населению. Этим же законопроектом утверждена методика расчетов размера субвенций местным бюджетам на осуществление переданных им полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В 2007 году на выплату субсидий малоимущим гражданам в областном бюджете предусмотрено порядка 1 млрд. рублей.

 

Читинская область

- Депутаты областной Думы и главы муниципальных образований области выступили с предложением депутатам Государственной Думы - членам Комитета по вопросам местного самоуправления с предложением по улучшению 131-ФЗ.

Главы районов и поселений области одобряют закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако не могут понять, каким образом реализовать его в существующих экономических условиях. Представители муниципальной власти подчеркивают, что 131-ФЗ установил четкие границы полномочий, исполнение которых невозможно без финансового обеспечения. Как отметил глава Ононского района Валерий Духновский, «сегодня мы должны решать многочисленные вопросы: ремонтировать и строить дороги, обеспечивать людей водой и теплом, вывозить мусор, покупать топливо – а это не всегда возможно сделать не то что поселению, но и району. Денег на эти цели катастрофически не хватает». Глава Шилкинского района Олег Золотухин отметил: «Исполнять не обеспеченные финансами полномочия мы не можем, денег не имеем, живем в нищете. При этом каждый наш шаг контролируют надзорные органы и применяют к нам самые строгие меры воздействия. Сегодня мы фактически находимся между молотом и наковальней». Пополнить муниципальные бюджеты за счет налогов на имущество и землю невозможно, так как ни земля, ни имущество в подавляющем большинстве случаев не оформлены в собственность. Это дорогостоящая процедура. Районы и область также испытывают постоянный дефицит средств, поскольку большая часть налоговых поступлений уходит на уровень федерального центра. На места в виде субвенций и дотаций возвращается лишь малая часть этих денег. По словам спикера областной Думы Анатолия Романова, по России нехватка средств на исполнение тех полномочий, которые сегодня возложены на поселения, составляет 300 млрд. рублей. По мнению главы регионального парламента, сегодня есть несколько вариантов решения возникшей проблемы межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Первый – увеличение дотаций субъектам Российской Федерации из федерального фонда выравнивания регионов. Второй – перераспределение налоговых поступлений. И третий – увеличение собираемости местных налогов путем проведения за счет средств федерального бюджета регистрации в собственность граждан их земельных участков, а также осуществление оценки и регистрации принадлежащего физическим лицам имущества. Председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Гаджимет Сафаралиев констатировал, что эти проблемы не уникальны – аналогичная ситуация складывается практически во всех регионах страны. «Хотелось бы отметить, что проблемы в реализации закона не всегда связаны только с нехваткой средств. Как правило, насколько грамотен регион, настолько эффективен и сам закон. Но, конечно, практика перекачки всех средств в федеральный центр неверна, это всем понятно, - сказал он. - До 2009 года еще есть время, чтобы исправить ситуацию. Мы внимательно изучим все предложения, которые разработали наши забайкальские коллеги и представители исполнительной власти региона».

 

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)

- АИЖК вводит с 1 июля обновленную линейку стандартных кредитных продуктов, ставки составят от 10,75% до 14% годовых в рублях.

В зависимости от срока кредитования и суммы первоначального взноса процентная ставка по ипотечным кредитам составит от 10,75 до 14% годовых в рублях. АИЖК вводит 9 новых ипотечных стандартных продуктов вместо ранее действовавших 6, что позволит потенциальным заемщикам выбрать наиболее комфортные условия кредитования и повысит доступность ипотеки для граждан со средними доходами.

 

Новости муниципалитетов

 

Ангарск (АСДГ)

- 54 млн. рублей предусмотрено выделить из городского бюджета на ремонт учреждений образования.

Как пояснила начальник управления образования города Наталья Белоус, по каждому из 45 объектов уже есть результаты - либо готовится проект ремонта или реконструкции, либо проводится конкурс по выбору подрядчика, либо работы подходят к завершению. Он рассказала, что в истории города ремонты объектов образования в таком объеме никогда не проводились. А время уже давно пришло - здания и коммуникация обветшали. Порядка 20 детских садов и 20 школ через несколько месяцев оснастят новыми окнами, отопительными коммуникациями, электропроводкой, кровлями и многим другим. В частности, для проведения работ в дошкольных учреждениях на этот год выделено более 26 млн. рублей. Работы будут продолжаться до конца года, но основная часть будет выполнена к 1 сентября. Поэтому воспитанники детских садов и школьники встретят день знаний в обновленных и чистых зданиях.

 

Артем (АСДГ)

- На территории города ужесточается контроль над торговыми предприятиями, осуществляющими безлицензионную деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, а также за незаконной продажей алкогольной продукции и табачных изделий несовершеннолетним.

Такое решение было принято на заседании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений. Причем, о фактах продажи спиртного и табака будет узнаваться на заседаниях комиссии и во время рейдов. Контроль также поручено вести городскому штабу добровольных народных дружин (ДНД). В ходе патрулирования общественных мест на территории округа особое внимание будет уделяться торговым точкам, реализующим алкогольную продукцию и табачные изделия несовершеннолетним. Предпринимаются меры по предотвращению, выявлению, пресечению нелегальных поставок алкогольной продукции. По результатам совместных проверок милиции, налоговой инспекции будет создаваться база данных по торговым предприятиям, торгующим нелегальным спиртным.

 

Владивосток

- Внесены изменения в бюджет города на 2007 год.

Они связаны с увеличением плана по доходам на общую сумму 64,6 млн. рублей. Это стало возможным за счет повышения на 16 млн. рублей плана по земельному налогу в связи с увеличением количества земельных участков, прошедших кадастровую оценку. Кроме того, на 69,02 млн. рублей увеличен объем безвозмездных перечислений из краевого бюджета бюджету города на 2007 год по сравнению с первоначальным планом. В то же время доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности уменьшены на 20,4 млн. рублей. На 64,1 млн. рублей выросли и расходы бюджета Владивостока. На благоустройство городских территорий планируется израсходовать 50,7 млн. рублей. В соответствии с изменением доходов и расходов по бюджету на 2007 год предельный размер дефицита бюджета города составит 477,5 млн. рублей.

 

- Депутаты городской Думы поддержали муниципальную целевую программу «Развитие ипотечного кредитования в городе Владивостоке на 2007 - 2011 годы».

По словам первого заместителя главы городской администрации, начальника управления финансов и экономики Ольги Козерацкой, необходимость принятия целевой программы обусловлена тем, что действующими программами ипотечного кредитования может воспользоваться незначительная часть населения города. «Существует дисбаланс между спросом и предложением на длинные и дешевые кредиты», - отметила она. В соответствии с предложениями городской администрации субсидии будут предоставляться в размере 40% от процентной ставки. Воспользоваться такими условиями кредитования смогут молодые семьи, живущие в городе и работающие в бюджетной сфере. Ожидается, что с помощью программы в течение 5 лет жилье смогут получить около 1 тыс. семей. При этом участие в долевом строительстве пока не рассматривается. На реализацию программы планируется направить 220 млн. рублей.

 

Вологда

- Бюджетом города на субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг предусмотрено в 2007 году 71,3 млн. рублей.

На начало мая за счет средств городского бюджета профинансировано субсидий на сумму 21 млн. 329 тыс. рублей. Ожидаемое исполнение на июль с учетом начислений за май и июнь и расчетов по процентам банка составит 30 млн. 295 тыс. рублей. Остаток средств на эти цели составит 41 млн. 73 тыс. рублей. В настоящее время на территории области действует стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10%, а также утверждены дополнительные меры социальной поддержки.

 

Иркутск (АСДГ)

- Принят генеральный план развития города до 2020 года.

 «Это стратегический документ, по которому наш город будет развиваться ближайшие 20 лет. Его принятию предшествовала очень серьезная работа и архитекторов проекта, администрации города и депутатского корпуса», - заявил председатель городской Думы Андрей Лабыгин. Генеральный план города разрабатывался институтом ОАО «Иркутскгражданпроект» с 2001 года в 2 стадии: «Концепция генерального плана» и «Генеральный план». Концепция была разработана в 2003 году и прошла общественные обсуждения и утверждена решением городской Думы. В соответствии с заданием, согласованным с Министерством культуры, в рамках Генерального плана разработан проект зон охраны памятников истории и культуры г. Иркутска. Как сообщил председатель комитета по градостроительной политике Евгений Харитонов, документ разработан в электронном виде, как геоинформационная система, в качестве топографической основы использовалась топосъемка. Для анализа сопредельных с городом территорий и для выяснения изменения контуров территорий, произошедшего за последние годы, использовался космический снимок. В основу разработки архитектурно-планировочного решения генерального плана города был положен анализ существующего положения города, изучены и учтены материалы ранее разработанной документации. В состав проекта входят пояснительные записки, графические материалы, проектные материалы. Как заявил мэр города Владимир Якубовский: «Генеральный план имеет огромное значение для развития города, там указаны все параметры и рост населения города, развитие транспортной инженерной инфраструктуры, дорожной системы – это та база на которой будет разрабатываться вся другая градостроительная документация проекты детальной планировки районов города, Программа социально-экономического развития».

 

- Депутаты городской Думы утвердили городскую целевую программу «Реконструкции, модернизации и восстановления крупнопанельных жилых домов первых массовых серий».

Результатом реализации программы разработчики - специалисты Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, Иркутского государственного технического университета, предприятия «Иркут-Инвест» - видят в первую очередь улучшение социальных условий использования жилых зданий первых массовых серий, снижение сейсмоуязвимости и вероятных последствий землетрясений и создание картотеки – единой базы данных системного мониторинга технического состояния крупнопанельных жилых домов первых массовых серий. Кроме того, в процессе реконструкции зданий 335 и 163 серий должен увеличиться объем энергосбережения в этих домах. Программа разделена на 2 этапа: 1 этап - 2008 год, 2 этап – 2009–2012 годы. Во время 1 этапа в городе должны быть произведены учет и оценка (обследование и диагностика) технического состояния жилых зданий первых поколений индустриального домостроения для обеспечения предпроектной основы Программы, создание нормативно-правовой и нормативно-технической базы для организации реконструкции и восстановления жилых зданий и выполнение пилотных проектов по восстановлению жилых домов серий 1-335 и И-163. Начиная с 2008-2010 годов начнется массовая реконструкция, модернизация и усиление жилых домов с использованием результатов исследований и проведенного мониторинга.

 

- Разработана муниципальная целевая программа «Благоустройство территорий индивидуальной жилой застройки г. Иркутска на 2008-2012 годы».

Всего на территории частного сектора в настоящее время проживает около 10% населения города, это примерно 57 тыс. человек. Причем отдельные районы индивидуальной жилой застройки расположены в центре города и, по сути, являются лицом Иркутска. Однако на сегодня текущее состояние внешнего благоустройства некоторых улиц частного сектора можно назвать критическим. Долгое время на обустройство таких районов не выделялось достаточное количество средств, что в результате привело в негодность улицы и дороги, сети наружного освещения и водоснабжения. Кроме того, в отдельных районах отсутствует эффективная система сборов и вывоза бытовых отходов. Всего на реализацию пятилетней программы благоустройства индивидуальной жилой застройки из бюджета города планируется выделить 1 млрд. 188 млн. рублей, из которых 282 млн. 600 тыс. будет освоено уже в следующем году. До 2012 года планируется провести дорожные работы по асфальтированию и гравированию улиц частного сектора на сумму 443 млн. 700 тыс. рублей. На обустройство и асфальтирование тротуаров будет выделено 136 млн. рублей и 139 млн. планируется на восстановление наружного освещения. Кроме того, до конца реализации программы в частном секторе появятся 5 тыс. 603 новых светоточек; 9 млн. 500 тыс. рублей предусмотрены на строительство 300 новых контейнерных площадок.

 

- Все горожане, владеющие жилой площадью, являющиеся собственниками жилья, должны до конца 2007 года выбрать способ управления своим жильем.

Об этом заявила начальник экономического управления комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Щепина. Выбор способа управления для собственников очень важен: обслуживание производится за счет квартплаты, то есть те жильцы многоквартирного дома, которые исправно платят, не будут страдать из-за отдельного неплательщика. Но достаточно значительная часть населения до сих пор не определилась со способом управления. Некоторые граждане считают, что этот выбор должна за них сделать администрация города. Как считает С. Щепина, это происходит, потому что у людей отсутствует чувство собственности, а так же они недостаточно информированы, хотя, по словам представителей муниципальных управляющих кампаний, различными способами ведется работа по информированию населения. Важным для населения новшеством реформы является полное исключение перекрестного субсидирования домов. Прежняя система приводила к тому, что новые дома не ремонтировались, а квартплата, вносимая жильцами одних домов, зачастую уходила на ремонт других более ветхих домов. Теперь же все деньги будут уходить только на тот дом, с которого они собраны, а старые дома будут финансироваться дополнительно из бюджета города. Несколько ужесточена система взысканий платежей с жильцов. Сначала в подъездах развешиваются объявления с именами задолжников, если это не действует, подают иски в суд. Крайней мерой воздействия на нерадивых жильцов - это отключение услуг энергоснабжения, поскольку неплательщики коммунальных услуг обычно не платят и за энергию.

 

Казань

- Город вступит во Всемирную туристическую организацию.

Глава администрации города Марат Загидуллов встретился с представителем Всемирной туристической организации (WTO), членом консультативного Комитета Всемирного Конгресса Организации городов всемирного наследия Эухеньо Юнисом, где обсуждался вопрос развития Казани как туристического центра. Э. Юнис указал на необходимость составления стратегического плана развития города как туристического центра и создания общественного Совета, который будет включать в себя все организации, заинтересованные в развитии туризма в Казани (туристические компании, рестораторы, представители аэропорта, речного порта, гостиничного бизнеса и т.д.) с целью совместной разработки стратегии развития. Для того, чтобы популяризовать Казань как туристический центр, необходимо организовать систематические информационные туры для представителей туристического бизнеса с целью ознакомить их с инфраструктурой города. Среди достоинств Казани - удачное географическое положение города, сохраняющееся архитектурное и историческое наследие. Э. Юнис указал на необходимость наиболее тщательной подготовки к международным туристическим выставкам, повышения уровня сервиса, установки большего числа надписей и указателей на иностранных языках. Предполагается, что специалисты Всемирной туристической организации посетят Казань с целью совместной разработки маркетинговой стратегии развития города как туристического центра. Также планируется вступление города в WTO, куда в настоящее время входят 150 стран, 7 территорий и около 300 присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации.

 

Красноярск (АСДГ)

- Всего в этом году будет освоено 1,4 млрд. рублей и выполнен текущий ремонт проезжей части дорог на 207 улицах города площадью 108,5 тыс. кв. м.

Глава города Петр Пимашков отметил: «Масштаб реконструкции и строительства таков, какого Красноярск не знал на протяжении многих лет. Важно, что идет не просто ремонт, а расширение, модернизация дорог, строительство развязок. Выполняется весь комплекс мер, который напрямую влияет на обеспечение современного качества жизни красноярцев». В последние годы в городе наблюдается резкое увеличение количества автомобилей. Это привело к тому, что город начал ощущать острую недостаточность пропускной способности автодорог. Особенно сложная ситуация сложилась в центральной части города и новых жилых районах, где ранее просто отсутствовали магистральные дороги. Для разрешения сложившейся ситуации, в 2005 году по заказу администрации города была разработана «Комплексная транспортная схема города Красноярска до 2015 года». В ней представлены оптимальные варианты обеспечения пропускной способности транспортной сети. По инициативе партии «Единая России», объем инвестиций в дорожную сферу Российской Федерации должен составить 20 млрд. рублей, в том числе Красноярску выделяется 691 млн. рублей.

 

Магадан (АСДГ)

- Мэр города Владимир Печеный на встрече в Москве с мэром столицы Юрием Лужковым обсудили вопросы, связанные с проведением в городе конференции Ассоциации крупных и столичных городов.

Всероссийский форум градоначальников пройдет в Магадане в конце августа. Также обговорили и сотрудничество в деталях. В. Печеный подчеркнул, что были обсуждены конкретные направления сотрудничества с Северным административным округом Москвы. Это касается инвестирования в строительство, расселения аварийного жилья в Магадане, снабжения нашей базы по ремонту дорог новой техникой, - здесь Москва тоже готова оказать содействие городу. Также шла речь и об участии Москвы в городских инвестиционных проектах. Это касается развития туризма, перерабатывающей отрасли, добычи биоресурсов.

 

Новосибирск (АСДГ)

- При городском Совете создается постоянно действующий Координационный совет, в состав которого войдут представители приемных и многодетных семей.

По словам председателя комиссии по социальному развитию Андрея Андрейченко, «не все федеральные законы, касающиеся данной категории граждан, исполняются. Один из самых острых вопросов, например, нехватка жилья. Если для выпускников детских домов по федеральному законодательству предусмотрена жилплощадь, то дети, воспитывающиеся в приемных семьях, таким правом не наделены. Это во многом препятствует развитию института приемной семьи. Аналогичная ситуация складывается и с многодетными семьями». Координационный совет будет решать вопросы поддержки, а также проблемы, с которыми сталкиваются многодетные и приемные семьи.

 

- Мэр города Владимир Городецкий высказался в поддержку крупных сетевых форматов торговли – супер- и гипермаркетов.

Он отметил, что сегодняшнее федеральное законодательство жестко регулирует деятельность рынков и микрорынков: «На каждый год дается официальная лицензия – раньше этого не было, и если рынок не соответствует никаким санитарным нормам – ни туалета, ни холодильного оборудования, как можно мириться с тем, что он существует? Нельзя». В. Городецкий также отметил, что крупные сетевые форматы имеют свои преимущества: «Они приходят как менеджеры, а все работники – наши: строят наши, из наших материалов, работают наши продавцы, кассиры. У «сетевиков» сегодня, если профессионально оценивать ситуацию, цены ниже». Для сельхозпроизводителей и «бабушек», по словам мэра, выделено до 2 тыс. торговых мест на рынках, и эти места не заполняются.

 

- Впервые на обслуживание учебного оборудования затратят 10 млн. рублей в рамках капитального ремонта и оснащение в образовательных учреждениях города.

В этом году мэрия выделила на новую мебель, оборудование, инвентарь для столовых, детских садов 18 млн. рублей, для школ – 27 млн., в том числе на столовое оборудование, парты, классные доски. Ученической мебелью планируется оснастить 72 школы, мебелью для дошкольных групп – 61 детский сад. Для школьных столовых мебель завезут в 28 образовательных учреждений, оборудование – в 142. Впервые в этом году около 10 млн. рублей бюджетных средств будет затрачено на обслуживание оборудования всех учреждений образования города – столового, медицинского и др. По всем муниципальным поставкам конкурсы проведены, договоры заключены, мебель и оборудование уже начинают поступать в образовательные учреждения города.

 

Нягань(АСДГ)

- Медалистам оплатят учебу в ВУЗах за счет бюджета города.

913 девятиклассников и 726 одиннадцатиклассников - таковы итоги выпуска 2007 в городе. Глава города Александр Рыженков вручил 50 выпускникам Медаль «За особые успехи в учении». Все медалисты Нягани получили направление на обучение за счет бюджета города в вузы страны. Теперь независимо от того, смогут они поступить на бюджетные места или нет, город будет оплачивать их обучение. В перспективе вчерашние школьники смогут вернуться в родной город, где они нужны и всегда будут востребованы как специалисты.

 

Пермь

- Администрация города и представители гражданских общественных организаций договорились создать коллегиальный орган для урегулирования конфликтных ситуаций, связанных со строительством в городе.

Как отметил глава администрации города Аркадий Кац, «смысл нашего диалога в том, чтобы найти возможности предотвращать конфликтные ситуации, а не браться за них, когда ситуация становится практически тупиковой». В ближайшее время будет подготовлен перечень документов, необходимых для реализации и развития правил землепользования и застройки города. Для разработки данных документов будет составлен план-график с четким указанием сроков и ответственных за подготовку того или иного документа. Особое внимание будет уделено правовой фиксации границ городских лесов, уточнению их статуса, а также проектам санитарно-защитных зон пермских предприятий. Планируется, что обязательства по исполнению всего перечня мероприятий будут закреплены за администрацией города в решении городской Думы о Правилах землепользования и застройки. До формирования всей необходимой правовой базы (по оценкам специалистов, эта работа займет около 7 лет) будет создан коллегиальный орган с участием представителей правозащитных и экологических общественных и гражданских организаций для урегулирования потенциальных конфликтных ситуаций, связанных со строительством на территории Перми. Также намечено разработать методические рекомендации по организации оповещения населения о предстоящих публичных слушаниях. Финансирование этих мероприятий будет предусмотрено в проекте среднесрочного бюджета города.

 

Петропавловск-Камчатский (АСДГ)

- Город награжден за участие во всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование».

Грамота за подписью директора Департамента федеративных отношений Государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ С.Н. Мирошниченкова пришла на имя главы города Владислава Скворцова. Начиная с 2005 года, администрация города активно участвует во всевозможных конкурсах, призванных осуществлять обмен опытом между муниципальными образованиями России. «Эти конкурсы позволяют систематизировать собственные достижения и померяться силами с коллегами из других крупных городов России. Тем более, что по некоторым направлениям мы стараемся опережать другие города, в частности, Дальнего Востока и Сибири, и даже идти на шаг впереди федеральных программ», - считает В. Скворцов.

 

Томск (АСДГ)

- Программа социально-экономического развития до 2011 года - действенный механизм реализации Стратегии города на долгосрочный период, до 2020 года.

Как подчеркнула директор департамента экономики городской администрации Елена Бушманова, применение механизмов долгосрочного и среднесрочного планирования особенно актуально в условиях ограниченных ресурсов городского бюджета. Главная цель Программы – повышение качества жизни томичей и создание благоприятных условий для экономической деятельности. Реализация данной Программы потребует 39,3 млрд. рублей, в том числе по 20% – из федерального и областного бюджетов, 14% - из городского бюджета, 46% – внебюджетные источники. В Программе прописаны целевые ориентиры практически всех органов администрации на ближайшие 5 лет, на основании которых будет проводиться оценка эффективности работы по управлению городом. Для реализации Программы разработаны 5 стратегических направлений, включающих систему плановых мероприятий. Так, в первом направлении 19 социальных и 33 инфраструктурных проекта, 5 бизнес-пректов. Наиболее значимые их них – «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», «Газификация», «Сохранение деревянного зодчества Томска», «Развитие общественного пассажирского транспорта» и другие. Всего на реализацию запланированных мероприятий потребуется 16 млрд. рублей: 29% – бюджет города, 34% - областной и федеральный бюджеты, 37% -внебюджетные источники. Второе направление – «Развитие Томска как центра инновационной экономики», базируется на утвержденной программе «Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня». Предполагается реализация ряда бизнес-пректов: «Развитие туристических и экскурсионных услуг» («Томсктурист»), «Обеспечение ТВЗ и жителей Томской области услугами связи на мировом уровне» («Сибирьтелеком»); инвестиционных проектов организаций оптовой и розничной торговли по расширению бизнеса и модернизации оборудования. Основная нагрузка в данном направлении ложится на внебюджетные источники: 69% из запланированных 17 млрд. рублей. Третье направление – «Развитие городского сообщества», включает программы «Наши дети», «Развитие местного самоуправления в Томске», «Содействие трудоустройству и занятости молодежи». На эти мероприятия планируется направить 530 млн. рублей из городского бюджета. Четвертое направление – «Внешнее позиционирование города», имеет важнейшее значение: определяет имидж Томска, что должно способствовать привлечение потенциальных инвесторов и дополнительных ресурсов. С этой целью будет разработана программа внешнего позиционирования. Финансовое обеспечение в 2007 году будет проводиться в рамках текущего финансирования комитета по информационной политике. Пятое направление – «Обеспечение комплексной безопасности жизни и здоровья горожан», охватывает 30 социальных и 12 инфраструктурных проектов с объемом финансирования 5,5 млрд. рублей на 5 лет. Это проекты, направленные на развитие медицинских учреждений – «Создание городской больницы скорой помощи», на повышение обеспеченности спортивными объектами - «Детский спорт» ( на 2008 год 15 млн.рублей из местного бюджета), обеспечение дорожной безопасности за счет развития транспортной схемы города и ряда других мер. По словам Е. Бушмановой, Программа социально-экономического развития Томска до 2011 является основой перехода на трехлетнее финансовое планирование и формирование бюджета развития в части расходования средств.

 

- Городская администрация готовит программу по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего в неблагоустроенном и полублагоустроенном жилье.

Проблема касается в основном содержания в нормативном состоянии дворовых туалетов, которых в городе насчитывается 1178, и 143 домов, оборудованных выгребными ямами. По информации заместителя мэра, директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Сергея Панасюка, программа по улучшению качества жилищно-коммунальных услуг для населения, проживающего в неблагоустроенном и полублагоустроенном жилье, находится в структурах администрации на согласовании. Ориентировочно на реализацию программы потребуется более 3 млн. рублей. Раньше население оплачивало услуги по очистке выгребных ям по установленным тарифам с учетом степени благоустройства. Экономически обоснованный тариф составлял 46,84 рубля за 1 кубом сточных вод. Жилищным предприятиям, осуществляющим очистку выгребных ям, возмещалась разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, утвержденным данным постановлением. С 1 января 2005 года в связи с принятием нового Жилищного кодекса и переходом на 100-процентную оплату за жилищные услуги в бюджете на данные цели средства не предусматривались. На 2007 год средства на компенсацию выпадающих доходов жилищным организациям заложены в размере 44 млн. рублей, в том числе по очистке выгребных ям, дворовых туалетов и вывозу стоков. Учитывая актуальность проблемы и санитарно-экологический аспект, администрация разработала дополнительно городскую целевую Программу, чтобы деньги шли отдельной строкой именно на приведение в нормативное состояние дворовых туалетов и выгребных ям при полублагоустроенном и неблагоустроенном жилье.

 

- В соответствии с инвестиционной программой, которая предлагается администрацией города, в жилищном фонде города будет установлено 3600 узлов учета питьевой воды, что позволит сократить нерациональное ее расходование, оптимизировать нормативы водопотребления.

На разработку проектно-сметной документации потребуется 560 тыс. рублей, стоимость реализации программы – более 135 млн. рублей. Данная инвестиционная программа должна быть разработана до 1 сентября 2007 года. В ходе подготовительных работ будут обследованы 3600 домов, имеющих подвальные помещения, пригодные по техническому состоянию и размерам для монтажа и эксплуатации узлов учета. В числе основных требований: наличие отдельных помещений для узлов учета, оборудованных сигнализацией и исключающих доступ посторонним лицам, использование при проектировании пожаробезопасных и влагозащищенных материалов. Ставится задача обеспечить автоматизированный сбор данных с узлов учета и повысить эффективность реализации питьевой воды, сократить расходы на ее добычу и очистку. Срок реализации программы будет определяться с учетом окупаемости инвестиционных вложений.

 

- Экономическая целесообразность – главный критерий в оценке деятельности муниципальных унитарных предприятий.

Количество действующих в городе муниципальных предприятий за последние 3 года сократилось. Так, в 2003 году насчитывалось 63 муниципальных предприятия, в том числе 51 из них вело хозяйственную деятельность. В 2006 году зарегистрировано 45 предприятий, из них действующих – 24. Происходящие перемены вызваны совершенствованием нормативно-правовой работы, развитием рыночных отношений, что приводит к усилению конкуренции и банкротству предприятий. На городских балансовых комиссиях определяются перспективы дальнейшего функционирования муниципальных предприятий, исходя из экономической целесообразности. При этом учитывается финансовое состояние предприятий, соответствие предметов ведения полномочиям муниципалитета, принятие оптимальных решений при реализации норм действующего законодательства. В 2006 году от муниципальных предприятий получено прибыли 13,7 млн. рублей. Общий же результат – 80 млн. рублей убытков, в основном за счет жилищных предприятий. Уплачено налогов во все уровни бюджета 100,7 млн. рублей, в том числе в городской бюджет – 1,046 млн. рублей. Выполнено работ, оказано услуг на общую сумму 850 млн. рублей. На городских балансовых комиссиях идет поиск наиболее оптимальных решений, чтобы избавить городской бюджет от дополнительных финансовых нагрузок.

 

- Утверждено дополнение к положению «О предоставлении субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда».

Оно состоит в том, что для получения субсидий из городского бюджета на содержание домов жилищные организации должны провести дополнительную экспертизу конструкций, техническое освидетельствование и обследование жилых домов. Жилищные организации в пакете документов, представляемых в администрацию города, должны предоставить итоги обмерных работ и обследование технического состояния строительных конструкций жилых домов. Это позволит провести комплексное обследование домов жилищного фонда города. Такая работа будет продолжена - в ближайшее время на предмет необходимости рассмотрения заявки на получение субсидии необходимо провести обследование 45 жилых домов, чтобы решить их дальнейшую судьбу. Положение «О предоставлении субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда» принято на собрании Думы 3 апреля 2007 г. В нем определен механизм предоставления средств из бюджета города на компенсацию части выпадающих доходов жилищных организаций. Речь идет о расходах на оказание услуг по тарифам, не обеспечивающим полное возмещение издержек по содержанию жилищного фонда Томска. Из бюджета города на эти цели в 2007 год предполагается выделение более 40 млн. рублей. Выпадающие расходы жилищных организаций возникают в случае оказания следующих услуг: очистка выгребных ям жилых домов, вывоз стоков и очистка дворовых туалетов, а также текущий ремонт домов. Действие данного Положения распространяется на малоэтажные многоквартирные дома (до 3-х этажей), в том числе не имеющих полного объема благоустройства, неблагоустроенных, с износом 60% и более, а также ветхие и аварийные дома, неподлежащих сносу и расселению в течение минимум 3 ближайших лет.

 

Хабаровск (АСДГ)

- В администрации города подведены итоги реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Ситуация, сложившаяся в городе со строительством доступного жилья, является весьма сложной. По сути, главные причины 2 – нехватка на эти цели бюджетных средств и низкая платежеспособность населения, которое не может угнаться за ростом стоимости жилья, не готово пока стать полноценным участником социальной ипотеки. «И, если люди с определенным достатком свое жилье построят сами, то всем остальным государство обязано всячески помогать», - заявил помощник Президента РФ Игорь Шувалов. Все остальные - это, ни много, ни мало - большинство населения россиян, в первую очередь, малоимущих граждан, молодых семей. Муниципалитетом города в настоящее время реализуются программы строительства жилья через ссудо-сберегательные товарищества, а также за счет бюджета и инвестиций для переселенцев из ветхого фонда и молодых семей. Что касается государственной программы переселения из ветхого жилищного фонда, финансирование которой прежде осуществлялось за счет федерального центра и бюджета города, то в последнее время муниципалитет в одиночку тянул эти затраты. Тем не менее, введена первую очередь жилого дома, куда скоро въедут более 50 семей переселенцев из ветхого жилищного фонда. Сейчас надежда на то, что обещанная недавно из Москвы финансовая поддержка будет значительно увеличена и государственная программа переселения вновь заработает. Интересный и перспективный опыт коллективного участия граждан в приобретении квартир - ссудо-сберегательные строительные товарищества (СССТ). В мэрии города несколько лет назад сделали ставку на этот проект, и к настоящему времени первые участники СССТ обзавелись собственным жильем. Однако в прошлом году этот проект неожиданно начал давать серьезные сбои из-за разлада в рядах членов СССТ, правление которого допустило просчеты при прогнозировании стоимости 1 кв. м жилья, что привело к увеличению вкладов участников строительства. Из-за пошатнувшегося к СССТ доверия людей, сегодня при застройке нового микрорайона не хватает средств, срываются сроки сдачи объектов в эксплуатацию.

 

- Подведены итоги финансово-хозяйственной деятельности муниципального сектора экономики.

В настоящее время в городе работают 37 муниципальных предприятий, осуществляющих свою деятельность в производстве, а также 276 муниципальных учреждений социальной сферы. С 2001 года ежегодно на балансовых комиссиях не только оценивались результаты, но всем предприятиям устанавливались контрольные показатели. Вырос профессиональный уровень управленцев и специалистов в организациях, шло постоянное увеличение объемов производства. Так, по сравнению с 2005 годом в 2006 году объемы выполненных работ возросли на 38,6%, а производительность труда – на 38,3%. По итогам прошлого года прибыльно отработали такие отрасли муниципального хозяйства, как благоустройство и жилищное хозяйство, строительство и пищевая промышленность. Что же касается деятельности транспорта и коммунальной сферы, то здесь отмечены убытки, что повлияло и на общие результаты - впервые за 6 лет муниципальный сектор экономики отработал нерентабельно. Основную причину такого положения специалисты видят в установлении экономически необоснованных тарифов, их сдерживание государством не дает возможности предприятиям полностью обеспечивать ремонтные работы, проводить модернизацию и капитальный ремонт основных фондов. Так, сегодня установленные тарифы «Водоканала» почти на треть ниже, чем экономически обоснованные. Сложное положение транспортных предприятий обусловлено отсутствием в полном объеме компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников, изношенностью подвижного состава. Для стабилизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспорта проведено реформирование, что позволило снизить расходы. Как подчеркнул мэр города Александр Соколов, в числе основных направлений для улучшения работы предприятий должны быть реформирование отраслей, отстаивание экономически обоснованных тарифов, оптимизация процессов в социальной сфере, разработка инвестиционных программ для всех отраслей. Сегодня инвестиционные программы утверждены городской Думой только для МУП «Водоканал» и «Спецавтохозяйство по санитарной очистке». Это позволило установить тариф на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения и надбавку к тарифу для потребителей услуг по утилизации твердых бытовых отходов. На очереди принятие инвестиционных программ для муниципального предприятия «Тепловые сети» и ОАО «Хабаровская горэлектросеть». Одним из направлений по оздоровлению предприятий должно стать и акционирование, которое намечено провести в нынешнем году на 3 жилищных предприятиях и 5 предприятиях благоустройства.

 

Череповец

- В городе приватизировано более 70% всего жилищного фонда.

Приватизировано около 74 тыс. квартир из 120 тыс. существующих, а также порядка 4 тыс. комнат. За последнее время наблюдается повышенная активность горожан, оформляющих приватизационные сделки. Так, в 2005 году было приватизировано в общей сложности более 7 тыс. квартир, в 2006 году – почти 8,5 тыс. квартир. Специалисты связывают такие всплески со сроком приватизации, который раньше ограничивался 1 января 2007 года. По прогнозам количество сделок по приватизации должно вскоре пойти на спад в связи с продлением соответствующего срока до 2010 года.

 

Информационной сетью АСДГ подготовлены очередной перечень № 520 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших с 19.06.2007 по 26.06.2007, а также анонс № 24/07 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ.

 

Редактор Бюллетеня АСДГ – Чистякова Мария Вадимовна

тел. (383) 223-85-00

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов