ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ в„– 11 (353)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

29 марта

2007 Рі.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Правительство Российской Федерации

- Правительство РФ одобрило и взяло за основу основные характеристики проекта федерального бюджета на 3-летний период (с 2008 по 2010 годы).

Проект бюджета был представлен министром финансов Алексеем Кудриным. Премьер-министр Михаил Фрадков отметил, что в трехлетнем бюджете особое внимание уделено обеспечению соответствующего уровня зарплат бюджетников, финансированию приоритетных национальных проектов, развития инфраструктуры, выделению средств для мотивирования бизнеса и др. Как отметил А. Кудрин, в основе проекта трехлетнего бюджета заложен утвержденный в Правительстве РФ трехлетний прогноз социально-экономического развития страны. Согласно проекту бюджета, прирост ВВП составит в 2008 г. 5,9%, в 2009 г. - 5,9%, в 2010 г. - 6,1%. Министр финансов выразил надежду, что к 2010 г. инфляция снизится до 5,5% и будет удерживаться на этом уровне. Предполагается, что доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 6 трлн. 673 млрд. рублей, а расходы 6  трлн. 500 млрд. рублей, таким образом, профицит составит 172 млрд. рублей. К 2009 г. профицит бюджета составит 0,2% ВВП, а к 2010 г. - 0,1% ВВП. «Фактически, - отметил А. Кудрин, - мы выходим на безпрофицитный бюджет». Министр заметил, что доля нефтегазового сектора снизится до 21% ВВП в 2005 г. до 14,9% ВВП в 2010 г. Он предложил отдельно прогнозировать доходы от налога на добычу полезных ископаемых, при этом разделить его на нефть и газ, а также собирать средства, поступающие от сбора этого налога на отдельный счет. Предполагается, что доходы от налога на добычу полезных ископаемых составят в 2008 г. 8,2% ВВП, а к 2010 г. снизятся до 5,3% ВВП. Что касается функций федерального бюджета, глава Минфина отметил, что на поддержание Пенсионного фонда РФ в 2007 г. будет направлен 1 трлн. рублей, а в 2008 г. - 1 трлн. 265 млрд. рублей. При этом он заметил, что к 2015 г. при поддержании среднего уровня пенсий к уровню зарплат, которые будут расти, дефицит финансирования составит 2% ВВП. Это потребует либо повышения налогов, либо проведения пенсионной реформы, в том числе корректировки единого социального налога. Прирост расходов на поддержание национальной обороны в 2008 г составит 133 млрд. рублей, и, таким образом, потребует дополнительных расходов в размере 105,2 млрд. рублей. Прирост расходов на образование составит 29,6 млрд. рублей. Будут расти и расходы на сельское хозяйство, в связи с предполагаемым принятием государственной программы «Развитие сельского хозяйства» на ее реализацию потребуется 15 млрд. рублей, при этом на 2009-2010 гг. потребуется внесение уточнений в нее. В 2008 г. также будут увеличены расходы по статье «Дорожное хозяйство», их сумма составит 59 млрд. рублей. В этом году на развитие дорожного хозяйства запланировано потратить 200 млрд. рублей. А. Кудрин отметил, что особое значение будет предаваться содержанию федеральных автодорог: «К 2011 г. мы должны выйти на нормативное содержание всех федеральных трасс». Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф не согласился с показателями доходов, представленными Минфином. По оценкам Министерства экономического развития и торговли, объемы доходов федерального бюджета в 2008 г. будут на 145,3 млрд. рублей, в 2009 г. - на 223 млрд. рублей, в 2010 - на 127 млрд. рублей выше обозначенной суммы. Первый вице-премьер Сергей Иванов уточнил, что к 2010 г. жилье будет предоставлено только тем военнослужащим, которые заключили контракт на службу до 1 января 1998 г. Как отметил М. Фрадков, в течение месяца проект бюджета будет интенсивно дорабатываться. Планируется, что к 30 апреля бюджет будет полностью сформирован и внесен в Государственную думу РФ.

 

- Министерство финансов намерено поощрять субъекты РФ, достигшие наилучших результатов в социально-экономической и финансовой деятельности.

Об этом шла речь на всероссийском семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ по вопросам межбюджетных отношений федерального центра и регионов на 2008-2010 гг. «В зависимости от динамики развития региона за год, лучшие из них могут рассчитывать на получение грантов. Причем, это могут быть как регионы-доноры, так и реципиенты», - сказал заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, в результате обсуждения принципов и критериев формирования межбюджетных отношений с представителями регионов будут сформированы корректировки бюджета «с последующим представлением их в правительство и Госдуму».

 

- В Министерстве финансов Российской Федерации прошел отбор кандидатов из числа муниципальных образований для получения субсидий Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

В нем участвовал ряд крупных городов, в том числе и центров регионов. Условия конкурса - эффективные реформы. Оперативный контроль за соблюдением муниципальным образованием намеченных мер будет вести департамент межбюджетных отношений Минфина РФ. По результатам этого отбора на первое место вышел город Орск, заявка на получение субсидий была оценена в 82,71 балла. У победителя конкурса появился шанс получить на городские нужды 30 млн. рублей. Также хорошие результаты показали Ижевск (79,73 балла), Хабаровск (78,25), Чита (78,23), Тюмень (77,66), Рязань (77,06). Всего же на финансовую поддержку муниципальных образований России из федерального фонда предусмотрено выделить 128,4 млн. рублей.

 

- Правительство в ближайшее время подготовит ряд постановлений, которые будут касаться вопросов жилищно-коммунального хозяйства.

Об этом заявил вице-премьер правительства Александр Жуков. По его словам, одно из постановлений будет касаться порядка установления предельного уровня тарифов за жилые помещения. Другое постановление будет определять установление предельного уровня тарифов за коммунальные услуги.

 

- В Министерстве регионального развития РФ представлена Концепция стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

В ней представлено видение стратегических направлений развития Дальнего Востока и Забайкалья как одного из важнейших макрорегионов России. В Концепции обозначены процессы, определяющие развитие макрорегиона в долгосрочной перспективе, внешний контекст развития, внутрироссийские условия развития, системные проблемы и стратегические приоритеты макрорегиона, основные сценарии его развития на долгосрочную перспективу. Обозначены риски, цели и задачи развития макрорегиона, приоритетные программы и проекты развития на долгосрочную перспективу. В материалах содержится анализ истории освоения Сибири и Дальнего Востока, пространственной организации и демографической ситуации Дальнего Востока и Байкальского региона в сравнении со странами АТР. Приведен анализ транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, финансовой, образовательной инфраструктур. Разработка механизмов формирования стратегий российских регионов ведется в рамках Межведомственной комиссии по разработке Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации при Минрегионе России.

 

- В 2007 году в России будет введено в эксплуатацию 56,3 млн. кв. м жилья.

Это на 12,2% больше, чем в 2006 году. Об этом сообщил заместитель министра Владимир Дедюхин. «Планируется ежегодно увеличивать объем ввода жилья в эксплуатацию на 12-13%», – сказал он. В прошедшем году меньше всего было введено жилья в Мурманской и Магаданской областях - порядка 14 тыс. кв. м. Чуть лучше ситуация в Камчатской области – здесь введено 79 тыс. кв. м. Лидерами по строительству жилья среди регионов в прошлом году были Москва и Московская область, где объемы введенного в эксплуатацию жилья составили 4,805 млн. и 6,434 млн. кв. м соответственно. В. Дедюхин отметил также, что «заметна и динамика роста жилья, вводимого в эксплуатацию, из расчета на одного человека». В 2006 году этот показатель составил 0,35 кв. м на человека, что на 1,67% больше по отношению к предыдущему году. Первое место по объему выданных ипотечных кредитов среди субъектов РФ в прошлом году заняла Москва с показателем 49,5 млрд. рублей, второе – Санкт-Петербург (13,2 млрд. рублей). Минимальные объемы жилищного кредитования в 2006 году отмечены в республиках Калмыкия и Дагестан – около 22–23 млн. рублей. В 2006 году жильем была обеспечена 40 тыс. 981 молодая семья, на 2007 год запланирована поддержка 41 тыс. 700 семей. Замминистра подчеркнул, что в 2008 году планируется обеспечить жильем 39 тыс. 200 молодых семей, а в 2009 году этот показатель сократится до 37 тыс. «Так заложено в программе, – рассказал он. – Однако мы планируем, что в реализации проекта будут задействованы и региональные бюджеты, а эти цифры в таком случае будут увеличены». По словам В. Дедюхина, хуже всего молодые семьи обеспечены жильем в Курской области, где в 2006 году квартиру по льготной схеме не смогла приобрести ни 1 молодая семья, и в Камчатской области - 3 молодые семьи. Лучше всего в прошлом году были обеспечены жильем молодые семьи в Москве и Свердловской области, где квартиры смогли купить 3 тыс. 700 и 3 тыс. 400 семей соответственно.

 

- Ремонт и реконструкция существующих учреждений здравоохранения, а также строительство новых зданий должны финансироваться региональными и муниципальными властями, - заявил Первый заместитель Председателя Правительства Дмитрий Медведев.

Он убежден, что «довольно нелепо будет, если из федерального бюджета будут выделяться деньги на латание дырок в зданиях в том или ином населенном пункте, в том или ином муниципалитете». «У нас должно быть развитое федеративное государство, где каждый уровень власти, каждый уровень ответственности понимает, что он должен делать», – сказал Д. Медведев. По его мнению, при реконструкции зданий медицинских учреждений важную роль может играть также государственно-частное партнерство. «То есть возможности использования частных средств я бы тоже не исключал», – сказал первый вице-премьер. Федеральный центр в свою очередь поставляет в эти медицинские пункты диагностическое оборудование в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

- Госдума на пленарном заседании одобрила в первом чтении законопроект в части порядка ведения реестров расходных обязательств муниципальных образований.

По замыслу авторов, законопроект направлен на приведение в соответствие с Бюджетным кодексом РФ ряда норм базового закона. Для этого предлагается установить, что реестры расходных обязательств муниципальных образований ведутся органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и в порядке, установленном местной администрацией.

 

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

- 12-13 апреля 2007 г. в Омске состоится конференция на тему «Совершенствование плановой основы развития муниципальных образований и задачи органов местного самоуправления» для представителей экономических и финансовых служб администраций городов Сибири и Дальнего Востока (Приложение 353-1).

Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно c мэрией г. Омска. На конференции предполагается обсудить основные принципы среднесрочного планирования социально-экономического развития муниципальных образований и финансового планирования, вопросы разработки комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, организации работы по муниципальному заказу с учетом требований 94-ФЗ.

 

Сибирский федеральный округ

- 22 марта в Новосибирске полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин провел встречу с членами делегации Народного правительства провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики (КНР).

Участники обсудили перспективы дальнейшего развития сотрудничества субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа и провинции Хэйлунцзян. Хэйлунцзян – сопредельная с Сибирским федеральным округом территория КНР. Эта провинция - традиционный партнер регионов округа. Между Сибирским федеральным округом и провинцией Хэйлунцзян действует меморандум о дальнейшем развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Этот документ был подписан во время визита в Сибирский федеральный округ Председателя КНР Ху Цзиньтао в июле 2005 года. «Мы придаем большое значение развитию сотрудничества, особенно приграничного, сибирских регионов с провинциями Китайской Народной Республики», - сказал А. Квашнин. Полпред отметил, что за последние 3 года товарооборот между субъектами Федерации СФО и провинциями КНР вырос в 3,4 раза и превысил 8,4 млрд. долларов США. «Но этого явно не достаточно, потому что возможности и потребности той и другой стороны гораздо больше», - подчеркнул А. Квашнин. Полномочный представитель также сообщил членам делегации о созданной Президентом Российской Федерации Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.

 

Республика Бурятия

- 23 марта состоялось собрание ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Бурятия».

Цель встречи – обмен опытом по реализации 131 Федерального закона «Об организации местного самоуправления». В республике образовано 296 муниципальных образований, из них большинство - 215 - сельские поселения, 18 - городские поселения, 21 – районные и 2 городских муниципальных органа. Как отметил президент Республики Леонид Потапов, самая главная задача - выстраивание межбюджетных отношений - в прошлом году была выполнена. «Все поселения подписали двусторонние соглашения с районными администрациями по распределению полномочий и условиям финансирования. Теперь наша задача – сократить разницу в социально-экономическом развитии районов. Я понимаю, что это дело не одного года, но к этому надо стремиться», - подчеркнул президент. В целом, как отметили на собрании, каждое поселение стремится создать собственную базу доходов с учетом особенностей района, поскольку даже с помощью республиканского бюджета не удается выполнять все полномочия, возложенные на поселенческий уровень. «Эти встречи мы проводим именно для того, чтобы вы могли поделиться опытом, посмотреть на соседей – в такой форме работы каждый может узнать что-то новое и найти нужный путь», - отметил председатель правления совета ассоциации Валерий Цыремпилов.

 

Ханты-Мансийский автономный округ

- О ходе реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в автономном округе рассказал начальник управления по вопросам местного самоуправления администрации округа Алексей Крылов.

«Мы сохранили преемственность власти, произошла крупная реформа и хорошо, что население не заметило управленческой перестройки. Постоянно идет работа по усовершенствованию реформы, вносятся предложения и изменения в 131-ФЗ. Появилась возможность планирования доходной базы поселений. Четко обозначены полномочия у разных уровней власти, и какие налоговые доходы на это направляются», - отметил он. Муниципалитеты округа волнует вопрос, как они будут жить в 2008 году. Это во многом зависит от окружного закона «О порядке решения вопросов местного значения». Полномочий насчитывается уже 35. 2008 год, по мнению губернатора Югры Александра Филипенко, является определяющим, годом переходного периода реформы местного самоуправления. Надо решить, какие муниципальные образования будут исполнять весь объем полномочий, а какие, в силу различных обстоятельств, - только часть.

 

Алтайский край

- Решение об объединении муниципальных образований в крае будут приниматься на основе голосования.

Об этом сообщили в Управлении краевой администрации по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе. При изменении границ муниципального образования согласие населения необходимо. Сейчас в регионе создана рабочая группа, которая изучает целесообразность объединения муниципальных образований. Алтайский край - один из немногих регионов с таким большим количеством муниципальных образований. Всего насчитывается 797 муниципалитетов. Как рассказал начальник отдела по работе с органами местного самоуправления краевой администрации Сергей Королев, было бы целесообразно объединять поселения численностью менее 200 человек с близлежащими районами или округами. Объединение необходимо для улучшения социально-экономической ситуации в поселениях. Так, разговоры шли об объединении Славгорода и Славгородского района в одно муниципальное образование. При этом могли быть разрешены проблемы в сельскохозяйственном и промышленном производствах, а параллельно и с рабочими местами для селян.

 

Волгоградская область

- Члены ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» обсудили проект новой методики межбюджетных отношений.

Данная методика разработана областными финансистами совместно с депутатами областной Думы и специалистами контрольно-счетной палаты. Она предусматривает принципиально иной, чем тот, который существовал в прошлом году, механизм формирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований и распределения из них дотаций. Сейчас документ проходит стадию окончательной доработки. В феврале проект методики был разослан для ознакомления главам городских округов и муниципальных районов. Некоторые из них уже представили свои предложения, которые в основном касаются вопросов расчетов индекса налогового потенциала и коэффициентов, используемых при расчете индекса бюджетных расходов.

 

Омская область

- 27 марта в Омске состоялось заседание координационного совета по административной реформе при Полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

На заседании рассматривались вопросы реализации в регионах СФО основных мероприятий административной реформы. Место проведения заседания выбрано не случайно. В 2006 году Омская область вошла в число регионов, получивших поддержку из федерального бюджета на реализацию мероприятий административной реформы. В прошедшем году в области разработаны 5 проектов административных регламентов предоставления следующих государственных услуг: государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса; социальная поддержка отдельных категорий граждан путем предоставления ежемесячных денежных выплат; принятие решения о социальном обслуживании граждан на дому; регистрация акта гражданского состояния о рождении ребенка; лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. Административные регламенты определяют четкие сроки и последовательность действий чиновников, а также требования к качеству обслуживания граждан и предприятий. С принятием административных регламентов каждый гражданин получит ясное представление о собственных правах и возможных действиях для получения необходимых услуг от государства. С 2007 года в области ведется пилотное внедрение разработанных административных регламентов. Они позволяют повысить качество предоставляемых государственных услуг, сделать их более доступными для граждан и хозяйствующих субъектов, повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти Омской области.

 

РњРѕСЃРєРІР°

- Городская Дума приняла обращение к премьер-министру Михаилу Фрадкову «О необходимости внесения изменений в правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года.

В данном постановлении установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в котором предусмотрена возможность от 1 до 4 раз в год «корректировать» этот размер, что дает возможность повышать его сверх размеров, рассчитываемых по нормативам и показаниям счетчиков. По мнению лидера фракции «Яблоко» в городской Думе Сергея Митрохина, «особый цинизм правительства РФ заключается в том, что оно заставляет потребителей платить за потери, то есть бесхозяйственность коммунальщиков, дважды, так как эти потери уже заложены в нормативы и тарифы». Депутат пояснил, что на его имя уже поступили обращения граждан, возмущенных появлением немалых сумм в графе «перерасчет» квитанций об оплате коммунальных услуг. В обращении к М. Фрадкову предлагается исключить из правил само понятие «корректировка», а также содержится требование к правительству РФ определить размер и особый порядок оплаты общедомовых расходов коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении.

 

Компания «Регион»

- Расходы на местное самоуправление в России увеличились более чем в 2,5 раза.

Компания «Регион» провела исследование расходов на местное самоуправление. Оказалось, что расходы на местное самоуправление в России растут и за последние 10 лет увеличились в сопоставимых ценах более чем в 2,5 раза. Лидерами расходов на муниципальное управление и обслуживание муниципального долга в 2005 году были Тверь, Владивосток, Казань, Чита, Новосибирск, Хабаровск, Тула, Томск, Брянск, Ставрополь, Улан-Удэ, где долевые расходы составили от 12,2% до 18,7% бюджета города. Абсолютным лидером стала Тверь - 18,7% бюджета. Анализ расходов на представительскую муниципальную власть показал, что самыми «дорогими» являются депутаты Санкт-Петербурга - 17 млн. рублей и Москвы - 13 млн. рублей в год. Достаточно «дорогими» по среднероссийским меркам были депутаты городов Волгоград, Владикавказ, Екатеринбург, Новосибирск, Воронеж, Омск и Челябинск, где расходы на одного депутата в сопоставимых ценах превысили 1,5 млн. рублей в год. Самыми «экономичными» были депутаты Петрозаводска, Магадана, Йошкар-Олы, Хабаровска, Сыктывкара, Великого Новгорода, Абакана, Майкопа, где расходы на одного депутата не превысили 200 тыс. рублей в год. Сравнение расходов на деятельность администраций городов показало, что самыми «дорогими» в пересчете на 1 жителя в сопоставимых ценах оказались администрации городов Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Воронеж, Кемерово, Орел, Новосибирск, Нижний Новгород, Петрозаводск, Хабаровск, а самыми «экономичными» - администрации городов Йошкар-Ола, Чита, Оренбург, Тула, Сыктывкар, Казань, Абакан, Уфа, Курган, Ростов-на-Дону, Астрахань. Самые высокие издержки на обслуживание муниципального долга зафиксированы в городах Новосибирск, Улан-Удэ, Казань, Самара, Омск, Уфа, где они превышают 3% годового бюджета города. Лидером является - Новосибирск с 6,4% бюджета города. Выполненный сравнительный анализ позволил выделить города с «завышенными» и «заниженными» уровнями бюджетных расходов на муниципальное управление и обслуживание муниципального долга.

 

Новости муниципалитетов

 

Абакан (АСДГ)

- Приняты поправки к действующей с января 2007 года программе ипотечного жилищного кредитования для молодых семей города, особенность которой состоит в том, что частичное субсидирование процентной ставки банковского кредита производится за счет средств городского бюджета.

Внесены 3 основные поправки. Первая из них касается возрастного ценза участников. Он увеличился с 30 до 35 лет, и теперь молодые супруги при условии, если возраст каждого не превышает 35 лет на момент подачи заявления, могут принять участие в названной программе. То же самое касается и неполных семей, где возраст молодого родителя не превышает 35 лет. Возрастной ценз участников увеличен на 5 лет по многочисленным пожеланиям горожан. В администрации города была изучена и проанализирована статистика оптимального платежеспособного возраста абаканской молодежи, способного создать семью и самостоятельно оплачивать долгосрочные кредиты. Если совсем недавно оптимальный возраст вступающих в брак приходился на 23,5-24 года, то сейчас он приближается к 30 годам, что соответствует европейским стандартам. К этому времени молодые люди имеют работу, стабильный доход, они платежеспособны и ответственны. Вторая поправка также отвечает интересам молодой семьи. Квартиру для приобретения в собственность можно выбрать как на первичном, так и на вторичном рынках жилья города. Третья поправка касается тех молодых семей, которые уже принимали участие в ипотечных программах и частично или полностью получали помощь из бюджетов разных уровней. В субсидировании части процентной ставки банковского ипотечного кредита по данной программе им будет отказано. В настоящее время участниками программы признаны 4 молодых абаканских семьи. Еще 15 молодых семей проходят регистрацию документов по условиям первоначальной редакции программы.

 

Барнаул (АСДГ)

- Подведены промежуточные итоги выполнения Концепции санитарной очистки города.

По словам заместителя главы города, Юрия Петрова, за год со дня принятия Концепции разработаны и утверждены правила благоустройства города, проведены замеры объемов фактического накопления твердых бытовых отходов, формируется Реестр природопользователей, привлечены к вывозу мусора несколько частных коммерческих предприятий. Было установлено, что объемы накопления ТБО на 40% по факту выше нормы, поэтому мусорные контейнеры часто переполнены. Нужно установить 10 тыс. контейнеров, а не 7,5 тыс., как сейчас. Нужно увеличивать количество мусоровозов. К тому же из некоторых микрорайонов машина добирается 2 часа до полигона и успевает сделать всего 2 ходки за день.

 

- В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2007 год запланировано продолжить внедрение регистра первичного звена в здравоохранении.

По словам председателя комитета по делам здравоохранения Сергея Черникова, эта мера позволит привлечь средства федерального бюджета на оплату труда врачей, фельдшеров, медицинских сестер. Расчетная сумма средств составляет около 115 млн. рублей. Дополнительно на оплату труда узких специалистов планируется привлечь 15 млн. рублей за счет проведения дополнительной диспансеризации работающего населения и осмотров работающих на вредных производствах. Планируется, что диспансеризацию в этом году пройдут 39 тыс. 980 человек. Также в рамках проекта «Здоровье» запланированы поставки медицинского оборудования в амбулаторно-поликлинические лечебные учреждения города на сумму порядка 112,42 млн. рублей. По родовым сертификатам за год будет привлечено 75 млн. рублей для женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник.

 

Братск (АСДГ)

- В рамках системы реформирования муниципальных финансов, в администрации города разработан проект постановления об утверждении регламента разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.

Как отметил заместитель мэра по инновационному развитию и информационным технологиям Алексей Зезуля, ведомственные целевые программы (ВЦП) являются комплексом мероприятий, которые реализуются одним департаментом или комитетом и обеспечивают эффективное выполнение функций данных отраслей. ВЦП, наряду с муниципальными (межведомственными) целевыми программами, призваны реализовывать стратегические направления, заявленные в «Концепции социально-экономического развития города». Одна из основных целей разработки ВЦП - установление зависимости между финансовыми затратами и результатами использования средств. В этом случае, ВЦП становятся эффективным средством управления бюджетными ресурсами. Проект постановления предполагает описание процедуры разработки, утверждения и реализации ВЦП, определение требований к их структуре и содержанию, а также четкое распределение и закрепление ответственности между органами администрации. Все ВЦП, согласно проекту постановления, предполагается разделить на несколько видов. ВЦП функционирования будут предусматривать средства на обеспечение текущих затрат комитетов или департаментов. ВЦП развития будут направлены на достижение целей и задач развития функциональных органов администрации. Из этих программ, начиная с 2008 года, предполагается формировать бюджет города, как на очередной финансовый год, так и на среднесрочную перспективу (до 3-х лет). Как отметил А. Зезуля, в дальнейшем предполагается полностью уйти от сметного принципа формирования расходов и использовать ВЦП при планировании и исполнении бюджета.

 

Владивосток

- В 2007 году продажа имущества пополнит бюджет города на 700 млн. рублей.

Полученные средства будут распределятся на нужды города, в том числе на дополнительные социальные программы. Планы на текущий год несколько выше показателя 2006 г., когда в бюджет было перечислено дополнительных 656 млн. рублей. «И чем выше будет цена объектов на аукционах, тем больше средств поступит на реализацию задач по решению городских проблем, качественнее будет выполняться и финансирование программ администрации города в сфере благоустройства и социальной политики», - отметил директор МУ «Агентство по продаже муниципальных земель и недвижимости» Сергей Смирнов. Именно дополнительные доходы от приватизации неиспользуемого муниципального имущества на сумму свыше 650 млн. рублей позволили в 2006 г. реализовать ряд социально значимых планов. Так, более 70 млн. рублей было направлено на программу «Спортивный Владивосток», в рамках которой построены 7 пришкольных стадионов, а в этом году намечено возведение еще 7 аналогичных сооружений. По 10 млн. было выделено на возведение 5 подпорных стенок и капремонт 33 лестниц. Почти 60 млн. было направлено на обновление подвижного состава городского электротранспорта. Значительные средства были израсходованы на капитальный ремонт кровель и фасадов, установку детских игровых площадок, счетчиков воды в квартиры горожан и многое другое.

 

Екатеринбург

- В городе подвели итоги работы здравоохранения и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 году.

Успешно реализуются 3 городских стратегических проекта - «Здоровье маленьких горожан», «3 шага к долголетию», «Екатеринбург – медицинский центр региона» и национальный проект «Здоровье», финансирование которого в 2006 г. составило 455 млн. рублей.

 

Зеленогорск (АСДГ)

- Красноярским государственным проектно-изыскательским институтом Всероссийского проектного НИИ комплексной энергетической технологии разработан генеральный план Зеленогорска.

Документ отражает перспективы социально-экономического развития города до 2020 года. В основу планировочного решения положен принцип формирования города как единого целого прежде разобщенных районов. В проекте генерального плана отражены тенденции увеличения доли индивидуального жилищного строительства, рост автомобилизации населения, рост энергопотребления. Проектом предлагается строительство новых микрорайонов многоэтажной и индивидуальной застройки; увеличение уровня жилищной обеспеченности до 20 кв. м на человека; увеличение площади зеленых насаждений общего пользования с 32 до 121 га; увеличение общей протяженности дорожной сети в пределах города с 22,9 до 96,6 км; расширение сети автобусных маршрутов; организация размещения автостоянок и гаражей.

 

Казань

- Бюджет города будет приниматься на 3 года.

Об этом заявил мэр города Ильсур Метшин, - «Это позволит четко проводить планирование, в свою очередь, наши управления и бюджетополучатели будут четко знать - куда будут направлены финансовые средства. Мы скоординируем свою работу и с федеральным центром, и с руководством республики. Сами более ясно увидим те места, где мы недорабатываем по доходной части бюджета города».

 

Нижний Новгород

- Городская Дума приняла решение обратиться с законодательной инициативой в Законодательное Собрание Нижегородской области о введении штрафных санкций для владельцев транспортных средств, чьи автомобили препятствуют вывозу мусора с дворовых территорий.

В соответствии с предложениями, штрафы для граждан, чья машина на дворовой территории будет препятствовать механизированному вывозу бытовых отходов в соответствии с установленным графиком, будут составлять 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для должностных лиц 10-30 МРОТ, на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ. По мнению депутатов, если автотранспортное средство впервые зафиксировано в данном нарушении, то ему выноситься предупреждение. В дальнейшем на его владельца будет накладываться штраф. Контролировать и выявлять правонарушения будет специальная инспекция созданная в рамках административно-технической инспекции по благоустройству города. Фиксировать правонарушения будут с помощью фото и видеоаппаратуры.

 

Новосибирск (АСДГ)

- Доходную часть бюджета города на 2007 год планируется увеличить на 1 млн. 413 тыс. рублей за счет получения безвозмездных поступлений.

Доходы от предпринимательской и иной деятельности принесут в городскую казну еще 1 млн. 574 тыс. рублей. Общая же сумма доходов в 2007 году будет равна 22 млрд. 41 млн. 992 тыс. рублей. Бюджетные расходы составят почти 23 млрд. рублей, размер дефицита бюджета приблизится к 911 млн. рублей. Самыми финансируемыми сферами останутся образование и жилищно-коммунальное хозяйство, на которые планируется потратить более 7 и около 5 млрд. рублей соответственно. Социальная политика обойдется бюджету города в 2007 году в 3,5 млрд. рублей, а расходы в сфере здравоохранения составят 3 млрд. рублей. Из 3,5 млрд. рублей, предусмотренных на финансирование целевых программ, более 1 млрд. 600 млн. рублей заложено на исполнение целевой программы социальной поддержки населения на 2007 год. Кроме того, на 30 млн. рублей увеличены расходы на дополнительные работы по текущему ремонту дорог и тротуаров.

 

- 1 мая в городе начнется проведение открытых конкурсов в тех домах, жильцы которых не определились со способом управления.

Таких немного более 5%. В Новосибирске 9620 многоквартирных домов (общей площадью более 24 млн. кв. м), в которых проживают 1 млн. 238 тыс. 400 человек. На сегодняшний день 17 млн. кв. м жилой площади в многоквартирных домах находятся в ведении частных управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК. Основное препятствие, с которым столкнулись городские жилищники в процессе передачи домов в управление частным организациям, – это формирование пакета документов. «Большинство технических паспортов домов просрочены», – отметил заместитель начальника департамента экономики и жилищно-коммунального хозяйства города Николай Малай. Этот вопрос решается совместно с администрациями районов. Кроме того, еще у многих УО не заключены договоры с собственникам и ресурсоснабжающими организациями. Есть сложности, связанные с непосредственным содержанием жилфонда. «Если оценивать ситуацию по городу в целом, санитарное состояние городских крыш, дворов и внутриквартальных проездов, по сравнению с этим же периодом 2006 года, ухудшилось», – отметил Н. Малай. Слабо организована работа по устранению замечаний по результатам еженедельных выборочных проверок санитарно-технического состояния жилого фонда. По мнению Н. Малая, это уже проблемы переходного периода, который неизбежен в любом большом начинании: «В любом случае, главный судья во всех этих делах – собственник жилого помещения. Его не интересует название или уставной капитал организации, ему главное – качество предоставляемых услуг и создание благоприятных и безопасных условий проживания в доме».

 

- Рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) повысило долгосрочный кредитный рейтинг города Новосибирска с B до B+, а также рейтинг по национальной шкале - с ruA до ruA+, прогноз изменения рейтинга «позитивный».

«Рейтинги были повышены в связи с ростом доходов, улучшением финансовых показателей, сокращением долга и улучшением его структуры», - сообщила кредитный аналитик S&P Ирина Пильман. Уровень рейтингов Новосибирска, третьего по величине города РФ, ограничивается низкой финансовой гибкостью в результате роста расходов на заработную плату в муниципальном секторе и инфраструктуру, а также необходимостью улучшения среднесрочного финансового планирования, считают аналитики. «Растущая, диверсифицированная и ориентированная на сектор услуг экономика, рост доходов и улучшение структуры долга поддерживают уровень рейтингов. Помимо этого, позитивный импульс задан возросшей предсказуемостью бюджетных доходов вследствие дальнейшего укрепления российской системы межбюджетных отношений и проведения муниципальной реформы, - отмечают аналитики S&P, - Уровень прямого долга Новосибирска - 27,2% от текущих доходов в 2006 году - умеренный по международным стандартам».

 

- Мэр города Владимир Городецкий намерен на заседании межведомственной рабочей группы Минрегионразвития по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» поднять вопрос о мерах по предотвращению и ликвидации пожаров в новых микрорайонах.

В настоящее время в стране значительно увеличились темпы строительства – это один из национальных приоритетов. Так, в 2006 году в России было введено в эксплуатацию более 50 млн. кв. м жилья, в том числе, в Новосибирске – более 828 кв. м жилья. Между тем, в новых микрорайонах не ведется строительство пожарных частей, так как это не предусмотрено планами развития региональных подразделений МЧС. По мнению В. Городецкого, именно предотвращение пожаров в жилом фонде должно стать основной задачей всех структурных подразделений: «Механизм предоставления помощи пострадавшим в таких чрезвычайных ситуациях у нас хорошо отработан, но сегодня главный упор должен быть сделан именно на их предотвращение».

 

- Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов выразил благодарность мэру города Владимиру Городецкому за поддержку науки, высокотехнологичных производств и цифровых технологий.

В письме министра говорится о том, что значимым направлением деятельности министерства культуры и массовых коммуникаций РФ является создание условий для укрепления информационной безопасности государства, формирования единого информационного пространства, а также обеспечение потребности населения в информационных услугах. В рамках этих задач министерство поддерживает работу по стимулированию российских предприятий, ведущих разработку и производство высокотехнологичного оборудования в сфере телерадиовещания. Создание благоприятных условий на федеральном и местном уровнях для развития отраслей, имеющих высокий научно-технологический потенциал, способствует концентрации инвестиций в выпуск сложной продукции, – отметил А. Соколов в благодарственном письме мэру. А это, в свою очередь, позволяет создавать возможности для перехода нашей страны от сырьевой к инновационной экономике.

 

- Распоряжением мэра города создан координационный Совет по вопросам организации транспортного обслуживания.

Предложение о создании общественной структуры, участвующей в формировании транспортной политики. выдвинул Транспортный Союз Сибири. Новая структура создана с целью формирования и реализации единой политики в сфере пассажирских перевозок на территории города, повышения уровня качества и культуры предоставляемых услуг и планирования дальнейшего развития городского общественного пассажирского транспорта.

 

Омск (АСДГ)

- В мэрии разрабатывается программа развития города до 2010 года.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, в основу которой положены «Основные направления социально-экономического развития города Омска до 2010 года», предусматривает реализацию общегородских целевых программ, разработанных городской администрацией, и проведение мероприятий по развитию различных сфер города. Финансирование этой программы планируется за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, из областного бюджета - около 10 млрд. рублей, городского бюджета - около 5 млрд. рублей, более 30 млрд. - из внебюджетных источников. В настоящее время уже реализуются 6 концепций развития различных сфер города и 10 общегородских целевых программ.

 

Пермь

- Городская Дума утвердила Положение о принятии решений о реконструкции объектов недвижимости.

Положение регулирует вопросы получения согласия органа местного самоуправления как одного из собственников на реконструкцию муниципальных жилых объектов. Как сообщил заместитель главы администрации города Александр Черепанов, в городе немало многоквартирных домов, имеющих большой процент износа. Однако их реконструкция требует согласия всех собственников, в том числе и органа местного самоуправления. В настоящее время в муниципальной собственности Перми находится около 14 млн. кв. м жилья. Их ремонт или снос невозможен без привлечения инвесторских средств, которое также регулируется принятым положением. Документ, по словам А. Черепанова, позволит активизировать привлечение спонсорских средств, ускорит процесс реконструкции жилого фонда с правом получения дополнительных площадей для инвестора, активизирует переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

 

Петропавловск-Камчатский (АСДГ)

- Кабинеты всех поликлиник и больниц города мэрия планирует оснастить компьютерной техникой.

В этом году оргтехнику получат главврачи и регистратуры, сообщил мэр города Владислав Скворцов. По его словам, медицинская карта каждого жителя города будет доступна для любого врача в любой поликлинике. Это значительно упростит работу медиков и жизнь людям. Так как больше не придется таскать с собой бумажную медицинскую карту. В электронной карте гражданина будет содержаться вся информация о болезнях и о методах лечения, которые применяли врачи. В этом году на оснащение компьютерами поликлиник и на создание единой базы данных мэрия выделит более 7 млн. рублей.

 

Томск (АСДГ)

- Городская администрация разработала положение о предоставлении субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда.

Оно направлено на то, чтобы оказать помощь жильцам в содержании и ремонте наиболее проблемных домов – малоэтажных, ветхих и аварийных, в которых собираемые платежи по утвержденным тарифам не покрывают требуемых издержек для нормального содержания общедомового имущества. Как подчеркнул и.о. мэра города Игорь Шатурный, это важный социальный шаг - на покрытие убытков по содержанию муниципального жилого фонда на 2007 год в бюджете города заложено 44 млн. рублей. В понятие «жилищные организации» включены ТСЖ, жилищные или иные потребительские кооперативы; управляющая или обслуживающая организация, с которой заключены договор управления или договор по оказанию услуг (выполнению работ) по содержанию и ремонту общего имущества дома; уполномоченные собственники при непосредственном управлении домом, обратившиеся в уполномоченный орган администрации Томска за получением субсидии. В понятие «содержание общего имущества» включаются расходы на очистку выгребных ям жилых домов, дворовых туалетов, а также вывоз стоков; на текущий ремонт малоэтажных многоквартирных домов (включительно до 3-х этажей) следующих категорий: деревянные, шлакоблочные, каркасно-засыпные и кирпичные; имеющие не все виды благоустройства или полностью неблагоустроенные; с износом 60% и более; ветхие и аварийные дома, не подлежащие сносу и расселению в течение 3-х лет. Данная субсидия носит целевой характер и не может быть использована по другому назначению.

 

- Администрация города направила в городскую Думу предложение об утверждении понижающего коэффициента 0,1 для арендной платы за землю территорий комплексной застройки.

Такая мера, по мнению городской администрации, позволит создать экономические условия для стимулирования комплексной застройки кварталов и микрорайонов города с необходимой социальной инфраструктурой. В настоящее же время строителям проще и дешевле арендовать участки в виде маленьких участков.

 

Тюмень (АСДГ)

- Подведены итоги размещения муниципального заказа в 2006 году.

Директор департамента имущественных отношений Петр Дорош доложил, что в 2006 году было проведено 272 конкурса. Общая стоимость - более 16 млрд. рублей. С учетом предложенных участниками конкурса цен экономия бюджетных средств составила более 800 тыс. рублей. При закупках на сумму до 200 тыс. рублей применялся способ запроса котировок цен. С применением указанного способа размещения муниципального заказа произведено закупок на сумму 74,5 млн. рублей. Экономия бюджетных средств при этом составила около 5 млн. рублей. Общее количество заключенных контрактов за год - почти 6 тыс. на общую сумму более 21 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом, количество проведенных конкурсов увеличилось в 2,5 раза. Воспользовавшись рекомендациями федеральных органов, управление муниципального заказа департамента имущественных отношений разработало документацию, формулы, где ответственность за выполнение муниципального заказа, подтверждена критериями качества. К примеру, те, кто берется за выполнение работ по строительству, обязаны подтверждать наличие производственной базы, количество заявленных людей на объектах, их квалификацию или прописывать, сколько раз в день они будут вывозить мусор с объекта. Как показала практика, для эффективного выполнения муниципального заказа важны все мельчайшие нюансы. «Системная работа по исполнению Федерального закона будет продолжена и в дальнейшем. Акцент будет сделан на том, как выполняют подрядчики подписанные контракты, насколько качественно и в срок они делают работы, прописанные заказчиками» - подчеркнул глава города Сергей Сметанюк.

 

- В городе активно идет процесс выбора способа управления многоквартирными домами.

Реализация мероприятий по выбору способа управления многоквартирными домами жилого фонда города началась в 2005 году с малоквартирных домов, собственники которых взяли 24 таких объекта в непосредственное управление. 1 полугодие 2006 года горожане делали акцент на товарищество собственников жилья – жители 151 дома предпочли этот способ. Последующие полгода начался «бум» управляющих компаний, которых в Тюмени 15. Горожане передали им управление 705 домов. Собственники жилья имеют возможность видеть презентацию двух, а то и трех компаний, представители которых рассказывают, как собираются обслуживать дом, какие средства для этого имеют, какими возможностями обладают и, наконец, какие победы и удачи у них были. «Затем, когда управляющая компания представлена, мы создаем инициативную рабочую группу, которая начинает работать в рамках существующего законодательства по переводу дома из муниципального управления в частное», - отметил заместитель главы города, директор департамента ЖКХ администрации города Николай Романов, - После того как собственники отдадут свой голос за определенную компанию, в течение двух месяцев дом из муниципального жилого фонда переходит в управление частной УК либо ТСЖ и вскоре получает субсидию на капремонт дома». Сегодня в муниципальной собственности осталось 2020 домов, среди них общежития - 131, ветхие неблагоустроенные дома - 1031.

 

- Подведены предварительные итоги реализации городской целевой программы «Комплексные меры по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных на 2004-2007 годы».

Для хорошей, качественной, действенной работы участковых созданы хорошие условия. Каждому участковому (а их в Тюмени 220) выдан мобильный телефон, приобретены 12 автомобилей, который распределены на все административные округа города в соответствии с поданными заявками. Профинансировано приобретение технологий, компьютерных программ для участковых пунктов милиции. Разработан программный комплекс «Рабочее место участковых уполномоченных», где сосредоточены все базовые сведения, необходимые для выполнения функций и обязанностей участкового. Проведен ремонт помещений и оборудованы участковые пункты. Там, где не было возможности выделить отдельное помещение для работы участкового, были приобретены временные участковые пункты, которые располагаются в разных районах города, в основном, в частном секторе.

 

Улан-Удэ (АСДГ)

- Стратегический план, который разрабатывается в настоящее время, определит развитие города на ближайшие 20 лет.

Разработкой этого документа занимается команда из Москвы. Двое из них, Вячеслав Глазычев и Владимир Самошин, - члены Общественной палаты РФ. Вячеслав Глазычев входит также в Экспертный совет по национальному проекту «Доступное и комфортное жилье». Разработчики стратегического плана представили общественности Улан-Удэ свое видение развития города до 2027 года. Во главу угла московские эксперты поставили наличие особой экономической зоны в Бурятии. Располагается она в Прибайкальском районе республики, но без участия Улан-Удэ ее развитие невозможно. Для обслуживания туристического потока необходимо 150 тыс. специально обученных людей. Таким образом, перед образовательной сферой республики встают четкие планы подготовки специалистов на ближайшие десятилетия. Будет ли она реализовывать их собственными силами или во взаимодействии с соседними регионами – эти моменты должны быть учтены в планах развития Улан-Удэ, где и располагаются практически все вузы и ссузы республики. Курс на новые технологии - долгий и дорогостоящий и должен быть прописан в стратегическом плане развития города. В качестве конкурентных возможностей эксперты рассматривают уникальное геоэкономическое, геополитическое и геокультурное положение города. Эксперты из Москвы считают, что у Улан-Удэ и Бурятии в целом есть все шансы попасть в число перспективных территорий. В разработке стратегического плана принимают структурные подразделения администрации города, предприятия и организации. Комитетом экономического развития администрации города принимаются все предложения и замечания от жителей.

 

- Депутаты городского Совета утвердили стоимость социального билета федеральных льготников для проезда в трамвае.

Согласно распоряжению Правительства Республики Бурятия, проездной для этой категории льготников будет стоить 130 рублей. На 2007 год городу из федерального бюджета выделено 15 млн. 777 тыс. 200 рублей на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан федерального уровня.

 

Хабаровск (АСДГ)

- По итогам конкурсного отбора, проведенного Минфином РФ, город в течение 2 лет может рассчитывать на получение субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

Это право город получил после рассмотрения программы управления финансами, представленной на конкурс администрацией города. Конкретная сумма субсидий для города в соответствующем приказе министра финансов РФ А. Кудрина не указана, она будет предоставляться городу поэтапно в течение 2 лет по факту выполнения мероприятий программы. Всего же на финансовую поддержку муниципальных образований России из федерального фонда предусмотрено выделить 128,4 млн. рублей.

 

- В 2006 году финансирование медицинской отрасли составило 18,2% от городского бюджета или около 1,1 млрд. рублей.

Более 110 млн. рублей было израсходовано на проведение капитального и текущего ремонта городских медицинских учреждений. По итогам прошлого года плановые объемы по оказанию населению амбулаторно-поликлинической помощи выполнены на 107,8%. По сравнению с 2005 годом общее число амбулаторных посещений снизилось на 3,3% и составило 5,2 млн. за год. То есть среднестатистический горожанин обращался к врачам в течение 2006 года 9 раз. Увеличилось количество посещений врача с профилактической целью, на их долю приходилось 40% от всех посещений. Несмотря на то, что улучшилась ситуация с укомплектованностью участковыми терапевтами и педиатрами, кадровый вопрос по-прежнему остается одной из серьезных проблем городской медицины. В целом по городу укомплектованность врачами составила 64,9%. Более 2/3 медиков, работающих в поликлиниках, находятся в возрасте, превышающем 50 лет. Среди основных задач на 2007 год - реализация мероприятий приоритетного национального проекта в области здравоохранения, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, работа по целевым программам, выполнение программы госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи.

 

Южно-Сахалинск (АСДГ)

- Администрация города намерена вернуть в город перепрофилированные детские дошкольные учреждения.

Об этом заявил мэр города Андрей Лобкин. Программа минимум для администрации города – к 1 сентября этого года сократить очередь в дошкольные учреждения города, а максимум – убрать ее вообще. Как отметил мэр города, «эти меры приведут к стабилизации обстановки по обеспечению малышей путевками в детский сад». По распоряжению А. Лобкина была проведена ревизия тех детских дошкольных учреждений города, которые, начиная с 1992 года, были переданы в другие формы собственности и перепрофилированы. Из-за этого город лишился 26-ти детских садов. Предложение мэра города было одобрено губернатором Сахалинской области Иваном Малаховым.

 

Приложения Рє информационному бюллетеню в„– 11:

 

РљРѕРґ

приложения

Приложения

353-1

Проект программы и регламента конференции АСДГ «Совершенствование плановой основы развития муниципальных образований и задачи органов местного самоуправления» 12-13 апреля 2007 г., Омск

 

 

Информационной сетью АСДГ подготовлены очередной перечень № 509 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших с 21.03.2007 по 27.03.2007, а также анонс № 12/07 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ.

 

Редактор Бюллетеня АСДГ – Чистякова Мария Вадимовна

тел. (383) 223-85-00

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов