ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 28 (329)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

21 сентября

2006 г.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Правительство Российской Федерации

- Актуальные вопросы управления муниципальной собственностью обсуждаются в ходе расширенного заседания Совета по местному самоуправлению при Министерстве регионального развития Российской Федерации, которое проходит 21 сентября под руководством заместителя Министра регионального развития Российской Федерации Михаила Пономарева.

Основная задача заседания - создание действенных экономических рычагов, которые позволят органам местного самоуправления эффективно заниматься реализацией возложенных на них задач, как одного из уровней публичной власти, которая наиболее приближена к народу. В обсуждении проблем, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления в решении вопросов управления муниципальной собственностью, развития в муниципалитетах земельных правоотношений, формирования муниципальной казны принимают участие представители более 80 муниципальных образований, а также и работники ключевых министерств и ведомств, деятели науки и общественности. В программе заседания - выступления Президента Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса) Российской Федерации Степана Киричука, Директора Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Минрегиона России Сергея Мирошникова, представителей российской муниципальной элиты, мэров городов, глав муниципальных районов, представителей сельской глубинки, работников ключевых министерств и ведомств, деятелей науки и общественности. Одна из основных тем заседания - обсуждение деятельности вновь созданного Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса), созданного на базе существующих в субъектах России советов по местному самоуправлению и является наиболее ярким примером межмуниципального сотрудничества. Совет по местному самоуправлению при Минрегионе России планирует определить основные направления деятельности объединения и выработать основные принципы дальнейшего взаимодействия. Кроме того, в ходе заседания обсуждаются первые итоги применения в Российской Федерации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2006 г. Совет по местному самоуправлению при Минрегионе России образован Приказом от 1.03.2005 г. № 23 Министра регионального развития Российской Федерации Владимира Яковлева. Основная задача Совета - развитие и поддержка местного самоуправления в Российской Федерации, учет особенностей его осуществления в регионах России и координации взаимодействия министерства и органами местного самоуправления.

 

- До окончания нынешнего года не менее 18 000 российских школ будут подключены к сети Интернет, в 2007 году – еще 34 940

Эти цифры были озвучены заместителем руководителя Федерального агентства по образованию (Рособразование) Ольгой Волжиной. Таким образом, до конца 2007 года все регионы Российской Федерации, 52,94 тыс. образовательных учреждений будут охвачены программой, реализуемой в рамках приоритетного национального проекта «Образование». 14 сентября, состоялось подписание государственного контракта между Рособразованием и компанией РТКОММ об обеспечении доступа к Интернету образовательных учреждений Российской Федерации. Исполнитель государственного заказа был определен Рособразованием в ходе открытого конкурса. Речь идет о подключении к сети Интернет со скоростью не менее 128 кбит/сек. (с возможностью увеличения скорости передачи данных по каналам связи не менее чем до 512 кбит/сек.) всех российских школ, не имеющих такого доступа. Государственный контракт предусматривает круглосуточный неограниченный доступ образовательных учреждений к информации сети Интернет до конца 2007 года. Но при этом будут введены ограничения по доступу к сайтам, информация которых несовместима с задачами воспитания обучающихся. По словам заместителя начальника управления программ развития в сфере образования Рособразования Юрия Петрова, «система контентной фильтрации спроектирована как централизованная и развертывается на магистральных маршрутизаторах провайдера, подключающего школы (РТКОММ.РУ). Таким образом, исключен ее взлом и обход со стороны подключенных школ. Система является постоянно актуализируемой, что практически полностью исключит доступ к нежелательным ресурсам». Подключение к сети Интернет будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. На эти цели выделено 3 млрд руб. А софинансирование по данной программе со стороны регионов, по словам О. Волжиной, предусматривается в части оснащения подключаемых к сети Интернет общеобразовательных учреждений комплектами современного компьютерного оборудования. Это оборудование должно соответствовать техническим требованиям, утвержденным Мининформсвязи России и Минобрнауки России. Кроме того, региональные учреждения повышения квалификации должны принять на себя ответственность за подготовку педагогических коллективов школ к работе в сети Интернет и эффективное использование в образовательном процессе возможностей, предоставленных национальным проектом «Образование».

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

- Депутаты государственной Думы приняли в первом чтении поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты РФ, направленные на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства.

Законопроект поддержали 310 парламентариев, против проголосовал 51. По словам председателя думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, законопроектом предусматриваются изменения в 35 федеральных законах, причем изменения решают многие проблемы законодательства, которые в настоящее время существенно сдерживают рост объемов жилищного строительства. Председатель комитета подчеркнул, что весь комплекс предлагаемых законопроектом изменений имеет важное значение для решения одной из первоочередных задач приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» – вовлечения в оборот обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков. Проект закона вводит понятие «развитие территории в целях жилищного строительства», устанавливает критерии определения таких территорий и порядок предоставления права на их освоение. Согласно документу земельный участок предоставляется победителю конкурса после выполнения им обязательств по переселению граждан и сносу зданий. В целях защиты прав граждан законопроект предусматривает помимо выкупа жилого помещения возможность предоставления гражданину равноценного жилого помещения взамен изымаемого. Законопроект также содержит положения, касающиеся перераспределения земельных участков между различными уровнями власти. Так, законопроектом вводится правило о необходимости передачи неиспользуемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ или в муниципальную собственность. Поправки предусматривают возможность предоставления участков под строительство без проведения аукционов, если строительные работы ведутся на основе размещения заказа для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, законопроект содержит ряд норм, направленных на снятие излишних административных барьеров в сфере землеустройства. В частности, в документе содержится исчерпывающий перечень согласований землеустроительного дела, формируемого в целях предоставления земельного участка для строительства, а также установлен срок таких согласований – не более 1 месяца. Государственный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов недвижимости авторы поправок предлагают проводить только в том случае, если проектная документация подлежит государственной экспертизе или является типовой проектной документацией либо ее модификацией. В случае окончательного принятия закон вступит в силу с 1 января 2007 года.

 

Сибирский федеральный округ

- На карте Сибири появится 5-6 новых крупных экономических центров, имеющих не только общероссийское, но и мировое значение.

Об этом заявил полномочный представитель Президента Российской Федерации Анатолий Квашнин. Полпред выступил с докладом на IV Байкальском экономическом форуме, который проходит в Иркутске. А. Квашнин представил перспективные направления экономического развития Сибири. Он подчеркнул, что за последние 2 года подготовлено большое число научных, ориентированных на практическое воплощение наработок стратегического характера. Это позволяет сформировать системное представление о возможностях Сибири. Полпред обозначил конкретные проекты, которые будут реализованы в субъектах РФ Сибирского федерального округа. Среди них - Удоканский меднорудный комплекс, Читинский горнодобывающий комплекс, Ковыктинский газоконденсатный комплекс, центр гелиевой промышленности и ряд других. «Рост экономического потенциала Сибири будет достигнут, главным образом, за счет осуществления более 40 новых, крупных проектов национального и транснационального масштаба, а также более 100 малых и средних по международным меркам проектов регионального и межрегионального значения», - сообщил А. Квашнин. Реализация перспективных проектов предусматривает привлечение масштабных инвестиций, в том числе иностранных. По мнению полпреда, в ближайшей перспективе можно ожидать существенные изменения в организационных формах сотрудничества сибирского и иностранного бизнеса. На первый план выдвинутся кооперация, совместное производство с использованием местной рабочей силы и инвестирование. А. Квашнин отметил: «Бизнес должен уходить от практики вывоза сырья и развивать переработку и обрабатывающие отрасли». Полномочный представитель Президента РФ в СФО подчеркнул, что власть и бизнес Сибири стремятся развивать взаимовыгодные отношения со всеми заинтересованными государствами. «Точек соприкосновения экономических интересов предостаточно, нам нужно совместно превращать их в реальные дела, приносящие взаимную выгоду».

 

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

- В Новосибирске проходит межрегиональная конференция «Территориальное общественное самоуправление – 2006. Партнерство власти и общественности во благо развития городов».

Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно c мэрией города Новосибирска. Цель мероприятия - обобщение и распространение позитивного опыта городов Сибири и Дальнего Востока в условиях действия реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определение перспектив развития территориального общественного самоуправления во взаимодействии с органами местного самоуправления во благо развития территорий. Для этого в Новосибирск приехали более 50 руководителей и специалистов администраций городов в области взаимодействия с общественными объединениями, депутаты, а также представители органов ТОС из 27 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Конференцию открыл заместитель мэра Новосибирска Павел Попов. Опытом развития территориального общественного самоуправления в своих городах обмениваются представители Новосибирска, Красноярска, Томска, Иркутска, Нового Уренгоя и др. Участники обсуждают вопросы взаимодействия органов ТОС и органов муниципальной и государственной власти, механизмы привлечения бюджетных и внебюджетных средств в работу ТОС, правового регулирования деятельности ТОС на современном этапе развития местного самоуправления, механизмы активизации населения через деятельность органов ТОС. По результатам конференции будут выработаны рекомендации.

 

- 28-29 сентября в Хабаровске состоится конференцияпредставителейэкономических и финансовых служб администраций городов Сибири и Дальнего Востока «Экономическая политика городов на современном этапе» (Приложение 329-1).

Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно c администрацией города Хабаровска. Участники конференции обсудят вопросы взаимодействия региональных и муниципальных уровней власти по реализации стратегий и программ социально-экономического развития, экономических проблем реформирования ЖКХ, нормативно-правового регулирования и обеспечения собираемости налога на землю, поделятся опытом управления, привлечения инвестиций и внедрения элементов инновационной экономики.

 

- 12-13 октября в Красноярске состоится конференция руководителей органов образования и образовательных учреждений городов Сибири и Дальнего Востока «Муниципальное образование в современном социально-экономическом контексте» (Приложение 329-2).

Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно с Администрацией г. Красноярска, главным управлением образования администрации города в рамках Красноярского городского форума. Задачи конференции определить возможные вклады образования в реализацию задач социально-экономического развития территории, представить перспективные исследования и разработки в области образования, направленные на повышение качества городской среды, оценить проекты модернизации Российского образования с точки зрения их актуальности и перспективности. На конференции планируется рассмотреть вопросы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования через запуск общественно-государственных механизмов, проблемы ресурсного обеспечения открытого дополнительного образования, возможности и ограничения модернизации учреждений дополнительного образования, вопросы совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования и др.

 

- Началась подготовка к совместной конференции МАСС и АСДГ «Комплексное применение информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления», которая состоится 18-20 октября в Иркутске (Приложение 329-3).

Конференция будет проходить в рамках «Недели информационных технологий в Иркутске» и предполагает участие руководителей департаментов (управлений), комитетов (отделов) информатизации администраций городов Сибири и Дальнего Востока.

 

Новости муниципалитетов

 

Абакан (АСДГ)

- Инвестиционный совет администрации города, возглавляемый мэром Николаем Булакиным, дал согласие на предоставление залога из залогового фонда города на приобретение на условиях лизинга крупной уборочной техники в количестве 7 единиц для МП «Спецавтобаза ЖКХ».

На реализацию этого инвестиционного проекта из залогового фонда будет передано на обеспечение кредита через ООО «Муниципальная лизинговая компания» городской недвижимости на сумму около 17 млн. рублей. Общая сумма приобретения составляет 9170 тыс. рублей. Лизинговые платежи рассчитаны на приобретение 2 самосвалов, 2 погрузчиков, 2 мусоровозов, комбинированной универсальной машины. Техника преимущественно отечественная, поставки начнутся уже в октябре, поэтому уже к началу зимы МП «Спецавтобаза ЖКХ» будет иметь снегоуборочный комплекс в составе 2 самосвалов и погрузчика. По словам директора предприятия Виктора Сметанина, комплекс можно использовать круглогодично. В теплое время года эта техника будет задействована на ликвидации стихийных свалок. Универсальный погрузчик может использовать навесное оборудование и, прежде всего, будет востребован в городском хозяйстве для пересадки крупногабаритных деревьев. Универсальная комбинированная машина незаменима, как пескоразбрасыватель и имеет приспособление для скалывания льда. Мусоровозы обеспечат своевременный вывоз мусора, объемы транспортизации которого растут. На сегодняшний день это самый крупный инвестиционный проект.

 

Благовещенск (АСДГ)

- В течение нескольких месяцев при администрации города работает Координационный совет по выработке предложений по легализации «теневой» заработной платы на территории муниципального образования.

Задачами Координационного совета является формирование согласованных действий городской администрации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по вопросам легализации «теневой» заработной платы на территории города, подготовка предложений по вопросам обеспечения исполнения трудового законодательства, касающихся оплаты труда организаций всех форм собственности. В результате неофициальных выплат зарплат городской бюджет ежегодно теряет значительную часть своих доходов. От этого показателя во многом зависит благосостояние учителей, врачей, других работников бюджетной сферы. По итогам 1 полугодия 2006 года на территории города осуществляет деятельность 1622 крупных, средних и малых предприятий, более 2400 индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников. По данным межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области в 1 полугодии в 96 организациях города и у 142 индивидуальных предпринимателей среднемесячная заработная плата была ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 мая 2006 года 1100 рублей в месяц), что является нарушением не только трудового законодательства, но и конституционных прав работника. В тоже время постановлением губернатора области ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума. Для трудоспособного населения на 2 квартал 2006 составила 4664 рублей. Руководителям предприятий, учреждений и организаций области рекомендуется использовать величину прожиточного минимума при установлении минимальных тарифных ставок (окладов). Учитывая, что средняя зарплата в отдельных организациях и у индивидуальных предпринимателей ниже величины прожиточного минимума, не остается сомнений, что часть заработной платы выплачивается в конвертах. Так, зарплата работников, работающих у индивидуальных предпринимателей, в среднем немногим превышает 2000 рублей (а точнее 2244 рубля). Доказать, что работодатель выплачивает часть зарплаты неофициально, экономя при этом на налогах, очень трудно. И хотя в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области открыт телефон доверия, работники спокойно относятся к выдаче зарплат «в конвертах». Никто не задумывается о социальных гарантиях и предстоящей пенсии. Координационный совет, созданный постановлением мэра города Благовещенска, призван обеспечить рост реальной заработной платы, полноту уплаты налогов, социальную защищенность работающего населения. Для решения поставленных задач в настоящее время составляются списки работодателей, выплачивающих заработную плату работникам ниже установленной величины прожиточного минимума, которых планируется пригласить на заседания Координационного совета. По выявленным грубым нарушениям трудового законодательства материалы будут направлены в прокуратуру города. На прошедших 4 заседаниях Координационного совета заслушано 13 индивидуальных предпринимателей, 4 руководителя организаций — юридических лиц, которым рекомендовано выплачивать заработную плату работникам не ниже величины прожиточного минимума. Многие индивидуальные предприниматели уже внесли изменения в трудовые договора, заключенные с работниками, повысив заработную плату до величины прожиточного минимума.

 

Братск (АСДГ)

- За 8 месяцев этого года предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и подрядными организациями выполнено работ на сумму 90,95 млн. руб. – 84,2% от плана.

Капитальный ремонт выполнен на 69% от запланированных объемов, текущий - на 87% от плана. Об этом сообщила председатель комитета ЖКХ Любовь Попова. По результатам проделанной работы снято с учета 3170 протекающих и промерзающих квартир из 4725 квартир. Значительный объем работ в мероприятиях занял капитальный ремонт лифтов, отслуживших нормативный срок эксплуатации (т.е. 25 лет). Из 75 таких лифтов 59 будут капитально отремонтированы до конца текущего года на сумму свыше 7 млн. руб. против 27 лифтов в 2005 году. В направлении благоустройства городских территорий продолжаются работы по ямочному ремонту внутриквартальных проездов, по состоянию на 1 сентября работы выполнены на площади 20,14 тыс. кв. м., что уже на 39% больше чем в 2005 г. Что касается благоустройства в микрорайонах города – там обустроено 18 новых детских площадок, подготовлены к монтажу 5 детских городков и 5 детских комплексов, оборудован детский парк. На существующих детских площадках отремонтированы и окрашены малые формы, в песочницы завезено 219 куб. м. песка. В этом году у 501 подъезда выставлены скамейки и 89 металлических урн. За счет средств экологического фонда выполнены работы по формовочной обрезке и валке 1439 деревьев в микрорайонах старой застройки, обустроены газоны на площади 7650 кв. м., что в 2 раза больше чем в прошлом году. Продолжаются работы по обустройству 107 мусорокамер, 95 контейнерных площадок. Также за счет средств экологического фонда изготовлены 203 металлические урны, установленные вдоль пешеходных тротуаров, возле остановочных павильонов общественного транспорта. Запланирована осенняя посадка 853 деревьев и кустарников.

 

Владивосток

- План по ремонту жилищного фонда города выполнен на 50%.

127 жилых зданий и 317 подъездов восстановлены в этом году в рамках программы администрации города «Наш дом». Лестничные клетки этих зданий не приводились в порядок на протяжении нескольких лет, в результате чего пришли в полное запущение. Результатом работы ремонтных бригад стали выбеленные и выкрашенные стены, пластиковые стеклопакеты в окнах, укрепленные леера и дверные проемы. Всего же в этом году в рамках программы будут восстановлены лестничные клетки 712 подъездов 252 многоквартирных домов.

 

Екатеринбург

- С начала года в городе введено в действие 214,5 тысячи квадратных метров общей площади жилья, что составляет 47,3% от показателя всей Свердловской области.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области с начала 2006 года в области сдано в эксплуатацию 453,1 тысячи квадратных метров общей площади жилья, что на 16,3%, чем в аналогичный период прошлого, 2005, года. Уровни прошлого года превышены в 33 городах и районах Свердловской области. Высокие темпы ввода жилья достигнуты помимо уральской столицы в 24 городах и районах области. В частности, в Верхней Пышме введено 25 тысяч квадратных метров жилья, в Березовском -14,7 тысячи, в Серове - 6,3. Лидерская позиция Екатеринбурга в этом году только укрепилась. Так, по данным Свердлстата, в 2005 году по данным за январь—август доля столицы Урала в общеобластном вводе жилья составляла 38,3%, а в 2006 она увеличилась на 9% до 47,3%.

 

Иркутск (АСДГ)

- Вокруг города будет построено автотранспортное кольцо, по которому можно будет быстро добраться в любой район, минуя пробки в центре.

В городе зарегистрировано почти 139 000 единиц автомобильного транспорта, плюс огромное количество неучтенных автомобилей, которые идут через областной центр транзитом. Причем количество транспорта возрастает с каждым годом. Городская улично-дорожная сеть, спроектированная и построенная в советские времена, не выдерживает такой нагрузки. Ведущие институты Иркутска – ИрГТУ, Иркутскгражданпроект, Гипродорнии, БГУЭП другие получили от мэрии заказ на разработку оптимальных схем движения автомобильного транспорта и дальнейшего развития улично-дорожной сети. Как отметил мэр города Владимир Якубовский, все научные разработки сделаны в рамках генерального плана города. «Теперь нужно воплотить их на практике, и, в первую очередь, мы должны решить задачу внешнего транспортного кольца, которое позволит в скоростном режиме преодолевать городскую черту и пустить весь транзитный транспорт для транзитного транспорта, что также существенно изменит ситуацию на городских дорогах в лучшую сторону», - заявил В. Якубовский. В числе приоритетных задач и планов строительство многоярусных подземных и надземных автостоянок, двухуровневых дорожных развязок и магистральных переездов на опорах, подземных пешеходных переходов. В городе уже началось расширение улиц, отдельно обсуждается план разгрузки от автотранспорта центра города и оптимальная схема движения маршрутного пассажирского транспорта.

 

Кемерово (АСДГ)

- По данным управления промышленности и потребительского рынка администрации города, в состав машиностроительного комплекса города входит около 20 крупных и средних предприятий с численностью работающих около 6 000 человек.

Доля машиностроения в структуре экономики города составляет более 6,0%. По предварительной оценке в 2006 году темп роста объемов производства будет на уровне 20%, средняя заработная плата повысится на 15% и достигнет 10 000 рублей. Машиностроительная отрасль города развивается в основном за счет загрузки действующих предприятий, расширения номенклатуры конкурентоспособной выпускаемой продукции и модернизации производственных линий.

 

Красноярск (АСДГ)

- Завершается разработка Концепции развития потребительского рынка города на 2006-2010 годы.

Глава города Петр Пимашков заявил: «В новой Концепции мы должны определить стандарты качества потребительского сектора, поскольку его состояние напрямую влияет на самочувствие горожан». Он отметил, что в новой концепции развития потребительского рынка «следует учесть роль административного сектора. Необходимо нормализовать схему размещения предприятий потребительского рынка по районам с учетом их пешеходной доступности, запрещать строительство торговых комплексов без крупных парковок, упростить процедуры получения разрешений бизнесменам. Кроме того, важным направлением работы должна стать социальная ориентированность объектов потребительского рынка, а также качество и безопасность товаров и услуг». Новая концепция основана на результатах Концепции развития торговли в Красноярске до 2005 года. Это стратегия дальнейшего качественного совершенствования основных сфер потребительского рынка: розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Согласно Концепции, развитие потребительского рынка Красноярска будет осуществляться по основным направлениям:

- развитие инфраструктуры потребительского рынка в соответствии с «инфраструктурным стандартом». В настоящее время предприятия торговли и услуг расположены неравномерно: большое количество в центре города и нехватка на окраинах и в микрорайонах-новостройках. Концепция предполагает учесть размещение и пешеходную доступность предприятий в нормативах градостроительного проектирования. Необходимое каждому микрорайону количество объектов потребительского рынка станет инфраструктурным стандартом;

- развитие сети социально-ориентированных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- эффективное управление системой потребительского рынка города через развитие центров мониторинга состояния этого сектора;

- кадровое обеспечение объектов потребительского рынка, направленное на создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров.

Результаты реализации Концепции к 2010 году:

- увеличение объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 1,5 тыс. единиц;

- создание около 7 000 новых рабочих мест;

- налоговые поступления в бюджет возрастут не менее чем в 1,6 раза.

Более 50% всех городских предприятий относятся к сектору потребительского рынка. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в Красноярске в 1,5 раза выше, чем в среднем по России, а обеспеченность местами предприятий общественного питания – в 1,2 раза. По этим показателям краевой центр занимает ведущие позиции среди крупных городов России. В городе развиваются современные форматы торговых предприятий: супер - и гипермаркетов, растет число торговых сетей. Развивается сеть социально ориентированных предприятий розничной торговли, объединяющая сегодня около 100 магазинов. В 2001 году между администрацией города и главами администраций Центральных районов края было подписано соглашение о торгово-экономическом и социальном сотрудничестве. Так образовалось «продовольственное кольцо» Красноярска. В рамках соглашения в городе проходят продовольственные «Ярмарки выходного дня».

 

Магадан

- В первом полугодии 2006 года для обеспечения нужд города размещено заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - на сумму 1 млрд. 132 млн. 600 тыс. рублей.

Из них на конкурсы пришлось 704 млн. 400 тыс. руб., на закупки путем запроса котировок цен - 12 млн. 900 тыс. руб., на закупки у единственного поставщика - 371 млн. 900 тыс. руб., на закупки малого объема - 43 млн. 400 тыс. руб. За этот период управлением материально-технического обеспечения и муниципальных заказов мэрии города организовано и проведено 29 муниципальных конкурсов, или выставлено на торги 130 лотов. За аналогичный период 2005 года было проведено 14 муниципальных конкурсов, что в 2 раза меньше, чем в 1 полугодии текущего года. Более 130 претендентов подали конкурсные заявки для участия в конкурсах в 1 полугодии текущего года, 75 физических и юридических лиц признаны победителями. По итогам проведенных конкурсов заключено 2699 муниципальных контрактов на сумму 704 млн. 400 тыс. руб., исполнено контрактов на сумму 448 млн. 100 тыс. руб. или 63,6% от суммы заключенных контрактов, из них оплачено 97,4 млн. руб. или 21,7%. Существующая задолженность местного бюджета перед поставщиками, отрицательно сказывается на исполнении контрактов в целом. Впервые организован и проведен значимый для города конкурс по «Определению подрядчиков на проведение капитальных работ объектов жилищного фонда муниципального образования «Город Магадан» в 2006 году» с объемом бюджетного финансирования 46 млн. 568 тысяч рублей. По заявленным условиям конкурса к ремонту жилищного фонда целого городского района должен применяться целостный, комплексный подход, то есть все работы должны быть выполнены в одном стиле. В целях обеспечения города топливными ресурсами на отопительный период 2006-2007 гг. мэрия города выступила заказчиком на проведение открытых муниципальных конкурсов на поставку и доставку угля для Магаданской ТЭЦ в объеме 260 тыс. тонн на общую сумму 665 млн. 800 тыс. руб. Проведена закупка местного каменного угля для МУП «Гортопсбыт» в количестве 4700 тонн на сумму 13 млн. 558 тыс. 500 руб. Жизненно важными для города остаются конкурсы по определению поставщиков продуктов питания для учреждений бюджетной сферы, которые проводятся один раз в полугодие. В данных конкурсах приняли участие 26 юридических и физических лиц, из них 19 претендентов признаны победителями. Предполагаемая сумма заключенных муниципальных кон¬трактов (в течение 2006 года) составит 89 млн. 400 тыс. руб.

 

Нижневартовский район

- Депутаты районной Думы утвердили исполнение бюджета за первое полугодие по доходам в сумме 1 млрд. 54 млн. 892 тыс. рублей, по расходам — 1 млрд. 189 млн. 382 тыс. рублей.

По словам директора департамента по финансам Алла Кидяева, социальная направленность остается одним из главных приоритетов бюджетной политики администрации района. Так, 34% или 402 млн. 845 тысяч рублей в расходной части бюджета занимает образование, 16% или 187 млн. 795 тысяч рублей — здравоохранение и спорт, 7% или 83158 тыс. рублей — культура и кинемотография. На жилищно-коммунальное хозяйство выделено 15% или 179 млн. 27 тыс. рублей. Дума также утвердила изменения и дополнения в бюджет района на 2006 год. Доходы уточнены в сумме 264 млн. 103 тыс. рублей, расходы — в сумме 271 млн. 119 тыс. рублей. Дополнительные средства направят в социальную сферу, ЖКХ и по другим направлениям.

 

Новосибирск (АСДГ)

- Благодаря муниципальному заказу за полгода сэкономлено 85 млн. рублей городского бюджета.

С апреля нынешнего года вся информация о муниципальном заказе на сумму более 250 тысяч размещается как минимум в трех источниках: на официальном сайте мэрии, сайте Новосибирской области и в «Бюллетене органов городского самоуправления Новосибирска» (до 21 июля – в газете «Вечерний Новосибирск»). В соответствии с ФЗ-94 с 1 января 2006 года все муниципальные образования России извещают о закупках подобным образом. Новосибирск в числе первых разработал конкретный механизм реализации закона. Это позволило бесперебойно проводить закупки: обеспечивать детские сады и школы продуктами питания, приобретать медицинское оборудование и медикаменты для больниц, ремонтировать учреждения культуры. Начиная с апреля, департаменты мэрии и районные администрации объявили о намерении разместить муниципальный заказ на сумму до 250 тыс. рублей (запрос котировок) более тысячи раз. Проведено более 200 конкурсов (сумма закупки от 250 тыс. рублей). Проведение конкурсных процедур по размещению муниципального заказа позволило мэрии сэкономить в 1 полугодии более 85 млн. руб. Из них 26,13 млн. руб. сэкономлены только за счет проведения конкурсов по новому федеральному закону. В ближайшее время официальный сайт мэрии будет усовершенствован: муниципальному заказу будет отведен отдельный сетевой ресурс, чтобы упростить поиск информации об интересующем конкурсе.

 

- Состоялись публичные слушания проекта решения городского Совета о внесении изменений в Устав Новосибирска.

Подобная процедура в городе состоялась впервые. Согласно Положению о публичных слушаниях, принятому решением горсовета № 74 от 31.08.2005, на обсуждение городской общественности должны выноситься проекты Устава Новосибирска, проекты решений о внесении изменений в Устав Новосибирска, бюджета города, планы и программы развития, вопросы о преобразовании города и т.п. Участие в слушаниях могут принимать все горожане, желающие высказать свое мнение по предлагаемым документам. На первые публичные слушания Новосибирска пришли эксперты, представители финансовых структур, активисты ТОС, студенты, просто горожане. Проект решения горсовета по внесению изменений в Устав города был подготовлен мэрией. Как отметил заместитель мэра Павел Попов, предлагаемые поправки – первый шаг по приведению основного документа города в соответствие с изменившимся законодательством, в том числе с 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетным кодексом, 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и целого ряда других законодательных актов. «Мы на протяжении нескольких лет не вносили изменений в Устав города, - отметила председатель горсовета Надежда Болтенко. – И сегодня мы начинаем эту работу». Изменения, вынесенные на обсуждение публичных слушаний, приводят основной документ города в соответствие с требованиями бюджетного законодательства и законодательства РФ о ценных бумагах. Как отметили в своих выступлениях эксперты слушаний – к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института ТГУ, начальник юридического управления ОАО «Банк «Алемар» Татьяна Савельева и проректор по юридическому образованию НУВПО Сибирский университет потребительской кооперации, к.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ Лидия Устинова – в соответствии со статьей 104 Бюджетного кодекса РФ полномочия органа местного самоуправления по осуществлению заимствований от имени муниципального образования должно быть отражено в Уставе города. Кроме того, в Уставе должны быть определены и полномочия мэрии выступать эмитентом муниципальных ценных бумаг – убеждены эксперты. Проект решения горсовета был одобрен участниками публичных слушаний. Теперь документ будет направлен в постоянно действующую специальную комиссию по рассмотрению предложений в Устав города для последующего внесения в горсовет. На следующие слушания, скорее всего, будет вынесен проект бюджета Новосибирска на 2007 год.

 

- Власти города создали благоприятные условия для обеспечения жителей города услугами связи и снижения затрат на проектирование сетей телефонной связи.

По распоряжению мэра, топографические основы для проектирования сетей выдаются инициативным группам и гражданам в первоочередном порядке и на безвозмездной основе.

Как отмечает начальник департамента связи и информатизации мэрии Вячеслав Шибанов, в прошлом году совместно с операторами связи органами социальной защиты мэрии и администрациями районов города департаменту удалось помочь абсолютному большинству граждан, обратившихся в мэрию по вопросам телефонии. Были подготовлены документы по оказанию адресной социальной помощи 159 горожанам на сумму 1 млн 49,9 тыс. рублей. Эти деньги потрачены на телефонизацию частных домов, установку квартирных телефонов, приобретение сотовых телефонов и обеспечение услугами мобильной связи. Для комплексного решения вопросов телефонизации домов частного сектора и удешевления стоимости работ по их проведению в Заельцовском и Кировском районах были организованы многочисленные (каждая почти по 300 человек) инициативные группы. Более чем у тысячи новосибирцев, проживающих в частных домовладениях, зазвонили долгожданные телефоны. Теперь перед специалистами департамента стоит новая задача - оптимизировать процесс установки телефонов в домах частного сектора. Уже в текущем году сорока семьям оказана адресная социальная помощь для получения услуг телефонной связи на сумму более 300 тысяч рублей. ОАО «Сибирьтелеком» планирует в ближайшее время удовлетворить все заявления граждан, поданные оператору связи до 1 января 1996 года. А их – более 1300.

 

Прокопьевск

- В городе сданы 2 новых дома.

Как отметил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, именно на долю Прокопьевска приходится четверть всего ветхого и аварийного жилья Кузбасса. Большинство домов в городе строилось, в основном, в предвоенные годы. Перед торжественным вводом 2 новых домов, в городе было снесено еще 5 аварийных бараков. Еще в городе осталось около 700 бараков, в которых проживают 6 000 семей. Начиная с 1999 года, в городе построено 35 новых многоквартирных домов. Новоселье отметили более 5 000 прокопчан. В том числе, почти 300 семей приобрели новые квартиры с помощью льготных областных займов. В рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в Прокопьевске идет активное строительство. В этом году, в начале сентября, в 3-х новых домах уже справили новоселье 66 семей. Кроме того, 200 семей улучшили условия проживания за счет рынка вторичного жилья. Строительство двух новых домов обошлось в 253 млн рублей. В них въедут 234 семьи, в том числе: 10 детей, которые остались без попечения родителей, они получают квартиры бесплатно (за счет средств областного бюджета), а от города – мебель. 151 семья работников бюджетной сферы и УВД получает квартиры за счет льготных бюджетных ссуд. А квартиры, которые освободили бюджетники в счет уплаты кредита, будут заселены жителями из ветхих и аварийных бараков – по «цепочке» - это еще 90 семей. В итоге, новоселами станут 324 семьи. Кроме этого, до конца года будут построены еще 2 дома, и ключи от новых квартир получат 140 семей. В целом же, в 2006 году в Прокопьевске планируется ввести не менее 35 000 кв. метров жилья. Таким образом, жилищные условия улучшат 500 семей.

 

Томск (АСДГ)

- В администрации города рассмотрели вопрос дополнительного финансирования программы расселения ветхого и аварийного жилья.

Всего в 2006 году на реализацию этой программы выделено 24 млн. рублей. При условии изыскания в городском бюджете 5 млн. руб., дано обещание выделить еще 10 из областного бюджета. Первая программа расселения аварийного и ветхого жилья была разработана в 2003 году, но ее хроническое недофинансирование привело муниципалитет к практике «точечного расселения» отдельных непригодных для проживания квартир, в основном, по решениям суда. Сегодня в городском департаменте градостроительства и перспективного развития города программа «Переселение граждан г. Томска из аварийного жилищного фонда» обновлена с учетом изменения земельного и градостроительного законодательства. Чтобы обновленную программу не постигла участь предыдущей, необходимо предусмотреть ее финансирование. Ситуацию осложняет тот факт, что, если финансирование в этом году ведется в пропорции 30% город: 70% область и федерация, то в последующем доли решением областной власти будут уравнены. Каждый год, начиная с 2007-го на, эти цели в городском бюджете должно предусматриваться не менее 16 млн. рублей. Всего на реализацию программы «Переселение граждан г. Томска из аварийного жилищного фонда» требуется 160 млн. рублей.

 

- Управление культуры администрации города составило проект бюджета на нужды городской культуры на 2007 г.

Согласно проекту, городской культуре потребуется 233 млн. 495 тыс. руб. Сегодня в городе работают 18 учреждений культуры. Из них образовательной деятельностью занимаются 10: 6 музыкальных школ, 2 художественных и 2 школы искусств; просветительской – 1 музей и 24 публичных библиотеки; культурно-досуговой – 6. По словам начальника управления культуры Аркадия Ратнера, в городе нет своего Дворца культуры, недостает учреждений дополнительного образования детей, множество проблем с капремонтом очагов культуры. Предлагается финансирование учреждений культуры по следующей схеме:

на содержание детских музыкальных, художественных школ и школ искусства в том числе,

- на надбавки молодым специалистам, педагогам, имеющим квалификационную категорию и специальные звания – 1 млн. 923 тыс. руб.;

- компенсации за методическую литературу – 326 тыс. руб.;

- коммунальные услуги – 1 млн. 935 тыс. руб.;

- содержание имущества - 17 млн. 890 тыс. руб. в том числе, текущий ремонт – 5 млн. 960 тыс. руб.; капремонт – 11 млн. 40 тыс. руб.;

- приобретение костюмов – 1 млн. 260 тыс. руб.; инструментов – 3 млн. 916 тыс. руб.; мебели и оргтехники – 758 тыс. руб. и т.д.

Всего 78 млн. 539 тыс. руб. Расходы на МУ «Муниципальная информационная библиотечная система» составят 45 млн. 501 тыс. руб. в том числе, на текущий ремонт - 7 млн. 930 тыс. руб.; на капремонт – 5 млн. 152 тыс. руб.; на подписку – 1 млн. 500 тыс. руб.; на пополнение книжного фонда - 6 млн. 350 тыс. руб.

На дома культуры в том числе, на присоединенных территориях необходимо 80 млн. 94 тыс. руб.

 

- Директор департамента градостроительства и перспективного развития администрации города Валентин Чернета представил депутатам проект программы «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда» на 2006-2010 годы.

По мнению администрации Томска, эта сумма должна быть не менее 200 млн. рублей. Программа подготовлена департаментом градостроительства и перспективного развития и департаментом экономики администрации города. Ее цель – обеспечение новым жильем горожан, проживающих в ветхих и аварийных домах. Программа позволит повысить качество жизни тысячей томичей. Итогом ее реализации к 2010 году станет расселение десятков многоквартирных аварийных домов: проживающим в муниципальном фонде будет предоставлено новое жилье, владельцам приватизированных квартир – выплачена компенсация, размер которой установит независимая экспертиза. Программа представлена в 2 вариантах. Среди ее основных этапов: формирование нормативно-правовой базы для осуществления всех запланированных мероприятий, корректировка городского реестра аварийного жилья и поэтапное переселение граждан с последующим сносом домов. Различие двух вариантов программы заключается в объемах ее финансирования. Источников финансового обеспечения программы: средства бюджета города и субвенции из бюджета Томской области. По первому варианту предполагается с 2007 года паритетное финансирование программы в ежегодном объеме 32 млн. рублей (16 миллионов – средства города и 16 миллионов – субвенции). По второму варианту город увеличивает свои финансовые обязательства до 50 млн. рублей ежегодно. По словам В. Чернеты, принятие к исполнению первого варианта программы позволит к 2010 году завершить расселение тех домов, которые на сегодняшний день вошли в реестр аварийных зданий. То есть снять остроту проблемы, но не решить ее окончательно. Если же события будут развиваться по второму варианту, данный результат деятельности будет достигнут уже в середине 2008 года, и в дальнейшем деньги будут направляться на расселение уже тех домов, которые дополнили реестр аварийных зданий в годы реализации программы. Таким образом, естественный прирост аварийного жилья будет сбалансирован объемами его расселения. А так же появятся средства на осуществление мероприятий по перспективному градостроению: это позволит за счет расселения старых домов снять обременение с земельных участков, перспективных для квартальной застройки. Депутаты согласились с первым вариантом программы «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда», как с объективно необходимым. Необходимость эта обусловлена тем, что сегодня муниципалитет вынужден расселять аварийные дома не только в качестве плановой работы, но и по решению суда о непригодности к проживанию того или иного здания. Поэтому средства на переселение горожан из аварийного жилья, даже минимальные, должны быть заложены в бюджет. Второй вариант программы депутатами не отвергается, но к нему имеется ряд конструктивных замечаний. В частности, депутаты предложили администрации города указать доходную часть программы - поступления от реализации высвобожденных земельных участков, - включить затраты на переселение горожан частными застройщиками, связать мероприятия по расселению сносу аварийных домов с генеральным планом застройки Томска. То есть создать комплексную программу «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда», в полном объеме учитывающую перспективу развития города. «Два варианта программы нельзя рассматривать в качестве альтернативных и останавливать свой выбор на одном из них», - считает депутат Алексей Сергеев. – Нужна единая программа, включающая два направления деятельности: переселение граждан из аварийного жилья по требованию суда и расселение и снос ветхого жилья, осуществляемые с точки зрения перспективного градостроительства. Второй вариант программы в качестве плана действий на несколько лет вперед еще не достаточно проработан. Тем более, основой такой программы должен служить генеральный план застройки Томска, корректировка которого до сих пор не завершена. Согласно предварительному решению, члены комитета по градостроительству и землепользованию городской Думы утвердили программу «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда» в ее первом варианте с высказанных замечаний и предложений.

 

Хабаровск (АСДГ)

- Из-за нехватки бюджетных средств финансирование муниципальных учреждений культуры города осуществляется по остаточному принципу.

И хотя бюджет отрасли с 2001 года вырос более чем в 3 раза, увеличившись с 21,5 млн. рублей до 70,8 млн. рублей в прошлом году, это произошло главным образом за счет роста затрат на заработную плату и коммунальные услуги. В нынешнем году объем бюджетного финансирования учреждений культуры спланирован в размере 93,6 млн. рублей, что лишь 70% от их реальных потребностей. Наиболее остро проблема технического оснащения стоит в городских школах искусств, основная часть зданий и помещений которых построена в 50-70-е годы прошлого века и нуждаются в капитальном ремонте. На эти цели отрасли сегодня требуется не менее 6,4 млн. рублей. Кроме того, 3,7 млн. рублей составляет потребность в проведении противопожарных мероприятий. Необходимость обновления музыкальных инструментов составляет от 50 до 100%. Между тем, суммы, выделяемые на эти цели, кажутся смехотворными – в 2001 году, например, из бюджета было израсходовано 47,3 тыс. рублей, в прошлом году – 663,8 тысячи, а на 2006 год вообще не предусмотрено ни копейки. Еще хуже ситуация с финансированием закупки мебели - с 2004 по 2006 год на эти цели вообще не выделялись средства. Одной из статей доходов, позволяющих пополнить скудный бюджет учреждений культуры, может стать расширение объема платных услуг, которых и без того сегодня оказывают 65 видов. В прошлом году, например, их общая сумма составила 875 тыс. рублей. Причем, с каждым годом их становится все больше.

 

- В городе разрабатывается концепция комплексной санитарной очистки города.

Специальный полигон для хранения и переработки мусора будет оборудован за пределами города, а рядом с ним появятся мусороперерабатывающие предприятия, где твердые отходы будут проходить сортировку и брикетирование. Проблема ликвидации твердых отходов возникла в краевом центре еще несколько лет назад, однако из-за недостатка средств в муниципальном бюджете найти комплексный метод ее решения было невозможно. Проект «Отходы», ставший составной частью городской программы улучшения экологического состояния Хабаровска, рассчитанной до 2010 года, не принес ожидаемых результатов, - зарубежный опыт раздельного сбора отходов вошел в противоречие с отечественным менталитетом. Жители района, в котором проводился эксперимент, отказывались самостоятельно сортировать пластиковые, бумажные, стеклянные и пищевые отходы по пакетам, которые предлагалось выбрасывать в специальные контейнеры. По приблизительной оценке специалистов, ежегодно с территории Хабаровска на свалки вывозится около миллиона тонн твердых отходов. Между тем, объемы производства пластиковой упаковки, нуждающейся в последующей переработке, с каждым годом увеличиваются. Сегодня городские свалки пополняются двадцатью тысячами тонн пластиковых бутылок в год. Даже при умелой организации их сбора, мощности единственного в городе перерабатывающего предприятия, в создание которого вложены средства городского экологического фонда, не хватит на переработку такого количества пластика. Остро стоит проблема сбора, сортировки и утилизации промышленных отходов, значительная часть которых содержит токсичные компоненты. Нерешенными пока остаются вопросы вывоза крупногабаритного мусора, не вмещающегося в контейнеры, а также централизованного сбора твердых бытовых отходов с территории частного сектора. По мнению городских властей в решении задач санитарной очистки города необходим комплексный подход, который возможно воплотить в жизнь только при поддержке зарубежных грантов.

 

Чита (АСДГ)

- Подведены итоги исполнения бюджета города за 6 месяцев 2006 года.

Более чем на 51% выполнен план по доходам за 1 полугодие, в казну города поступило более 1 млрд. 320 тысяч рублей. По 15 налоговым источникам план перевыполнен. Вместе с тем недостаточен объем расходных средств, вследствие объективных причин не освоено более 87 млн. рублей. Несмотря на ужесточившиеся межбюджетные отношения, бюджет города обеспечивает все его насущные потребности. Были внесены изменения в действующий бюджет. Они вызваны тем, что в казну дополнительно поступило более 212 миллионов рублей из областного и федерального бюджетов. Средства будут направлены на обеспечение заработной платы бюджетникам с учетом ее повышения, на исполнение государственных полномочий муниципалитета в сфере социальной политики и образования, обеспечение перевозки имеющих льготы пассажиров, на подготовку бывших домов военного ведомства к отопительному сезону, благоустройство территории возле кафедрального собора, на другие актуальные нужды. 2,5 миллиона рублей за счет перераспределения средств выделено для приобретения снегоуборочных машин, другой необходимой техники, поскольку в городе всего 16 изношенных дорожно-ремонтных машин.

 

- 6 октября 2006 года Дума городского округа проводит публичные слушания по проекту муниципальной целевой программы «Реформирование муниципальных финансов городского округа «Город Чита» на 2006-2008 гг.» (Приложение 329-4).

 

 

Код

приложения

Приложения

329-1

Проект программы и регламента конференции АСДГ «Экономическая политика городов на современном этапе», 28-29 сентября 2006 г., Хабаровск

 

329-2

Проект программы и регламента конференции АСДГ «Муниципальное образование в современном социально-экономическом контексте», 12-13 октября, Красноярск

 

329-3

Проект программы и регламента конференции АСДГ «Комплексное применение информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления», 18-19 октября, Иркутск

 

329-4

Проект муниципальной целевой программы «Реформирование муниципальных финансов городского округа «Город Чита» на 2006-2008 гг.»

 

 

Информационной сетью АСДГ подготовлены очередные перечень № 483 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших с 12.09.2006 по 19.09.2006, а также анонс № 32/06 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ.

 

 

 

Редактор Бюллетеня АСДГ – Чистякова Мария Вадимовна

тел. (383) 223-85-00

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов