ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 23 (286)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

УЧРЕДИТЕЛЬ КОНГРЕССА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ

25 августа

2005 Рі.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам городов и сельских муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока  информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных  городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Президент Российской Федерации

- Р’.Путин: Р’РѕРїСЂРѕСЃ разграничения полномочий власти должен быть закрыт Рє 26 августа 2005 Рі.

Президент Р РѕСЃСЃРёРё Владимир Путин призвал "поставить точку РІ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ разграничения полномочий между СѓСЂРѕРІРЅСЏРјРё власти". РќР° совещании РІ Сочи СЃ членами кремлевской администрации Рё правительства РѕРЅ заявил, что РІСЃРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ организационного РїРѕСЂСЏРґРєР° нужно закрыть Рє заседанию Госсовета РІ Казани 26 Р°РІРіСѓСЃС‚Р°. "Давайте РѕР± этом еще раз Рё конкретно РїРѕРіРѕРІРѕСЂРёРј Рё окончательно поставим точку РІ этом РІРѕРїСЂРѕСЃРµ", - предложил глава государства.

"Проблема связана с естественным желанием сделать функционирование власти и на местах, и в центре гораздо более эффективным, чем до сих пор, чтобы люди могли дотянуться до этой власти рукой, почувствовать отдачу от деятельности административных структур и на местах, и в центре", - подчеркнул В.Путин.

Президент отметил, что согласен с позицией многих губернаторов - количество федеральных органов власти на местах неуклонно увеличивается, а качество работы не улучшается и часто, наоборот, ведет к ухудшению их деятельности, - передает телеканал "Россия".

"Происходит смешение функций и параллельная работа, а там, где нужно брать на себя ответственность, происходит перебрасывание с одного органа на другой", - указал В.Путин. "Такое состояние дел нужно прекратить, выйти на новое, качественное улучшение деятельности госаппарата", - заключил глава государства.

 

Правительство Российской Федерации

- М.Фрадков провел совещание по подготовке к вступлению в силу федерального закона о местном самоуправлении.

Председатель Правительства Михаил Фрадков в понедельник провел совещание по подготовке к вступлению в силу федерального закона о местном самоуправлении. Как заявил премьер, приведение законов субъектов РФ в соответствие с российским законодательством имеет первостепенное значение для реализации 131-го закона в установленные сроки.

М.Фрадков также отметил, что эффективность реализации полномочий органов местного самоуправления напрямую зависит от единой правоприменительной практики на всех уровнях власти. Кроме того, должны быть приняты правовые акты, определяющие порядок назначения губернатора.

Премьер напомнил о необходимости информационного сопровождения подготовки к вступлению в силу закона о местном самоуправлении. "Мы должны обеспечить регионы и муниципальные образования всей необходимой информацией для работы в новых условиях, а население - ответами на вопросы, что же им даст 131-й закон" - подчеркнул М.Фрадков. С основным докладом на совещании, как сообщает пресс-служба Правительства, выступил заместитель министра юстиции В.Ялунин.

 

- Министр финансов Р Р¤ Алексей РљСѓРґСЂРёРЅ уверен, что РІ первом чтении проект федерального бюджета РЅР° 2006 Рі. будет РїСЂРёРЅСЏС‚ без замечаний.

Как он отметил в беседе с журналистами в преддверии внесения документа в Госдуму, проведено нулевое чтение с депутатами, и по основным параметрам Правительство получило согласие "Единой России".

Однако, отметил министр, в ходе подготовки ко второму и третьему чтениям бюджета предстоит работа всех профильных комитетов, необходимо будет убедиться, что "выбранные приоритеты федерального бюджета соответствуют чаяниям общества и избирателей". "Если депутаты захотят внести поправки, мы будем открыты и будем прислушиваться к их мнению", - сказал он.

А.Кудрин также отметил, что этот документ особый, так как впервые подготовлен трехлетний бюджет. Это, по его словам, сделает более прогнозируемым выполнение, в частности социальных задач - повышение пенсий, зарплат, денежного довольствия. Все эти расходы расписаны на три года. Министр подчеркнул, что подготовленный бюджет является бюджетом развития. Об этом свидетельствует, по словам А.Кудрина, дальнейшее снижение налогов, в первую очередь по тем направлениям, которые поддерживают инвестиционный процесс. Кроме того, в бюджете спрогнозированы темпы инфляции, укрепление рубля, которые должны строго соблюдаться. Это позволит бизнесу планировать свою деятельность, сказал министр. Бюджет также предусматривает несколько инфраструктурных проектов, завершение нескольких новых крупных проектов. А.Кудрин напомнил, что в проекте бюджета увеличиваются расходы на образование на 29%, на здравоохранение - на 64%.

В свою очередь отметим, что по оценкам аналитиков, данный бюджет отличается от предыдущих прежде всего беспрецедентным превышением госрасходов на национальную оборону и безопасность - на 5% ВВП. Так, ФСБ получит на 37% финансирования больше, национальная оборона разбогатеет на 20%, а близким к силовым структурам судьям добавят и того больше - 38%.

Бюджет рассчитан, исходя из прогноза МЭРТ по инфляции в размере 7-8,5%, среднегодовой прогнозной цены на нефть марки Urals 40 долл. за барр. и цене отсечения в Стабилизационный фонд - 27 долл. Расчетный курс рубля составит 28,6 руб. за 1 долл. Укрепление рубля ожидается не более 4%.

Доходы бюджета-2006 ожидаются в размере 5 трлн 46 млрд 137,5 млн руб., общий объем расходов - 4 трлн 270 млрд 114,7 млн руб. Процентные расходы федерального бюджета на следующий год запланированы в объеме 202 млрд 482,2 млн руб., непроцентные расходы - 4 трлн 67 млрд 632,5 млн руб. Профицит, как ожидается, составит 776 млрд 22,8 млн руб.

Поступления РІ бюджет налога РЅР° добавленную стоимость (НДС) РїРѕ импорту товаров РІ 2006 Рі. составят 510,6 РјР»СЂРґ СЂСѓР±. РЎСѓРјРјР° налога рассчитана РЅР° основании прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта РёР· стран дальнего зарубежья, РёР· стран РЎРќР“ Рё РёР· Белоруссии РІ размере 104,3 млрд долл. Потери федерального бюджета связаны СЃ применением пониженной ставки налога РЅР° СЂСЏРґ товаров РІ размере 10% Рё оцениваются РІ 32,5 млрд СЂСѓР±. Поступления НДС РїРѕ импорту товаров РёР· Белоруссии прогнозируются РІ размере 39,4 млрд СЂСѓР±. РљСЂРѕРјРµ того, СЃСѓРјРјР° поступлений РІ федеральный бюджет РѕС‚ акцизов РїРѕ товарам, ввозимым РЅР° территорию Р Р¤, РІ 2006 Рі. составит 21 млрд 661,4 млн СЂСѓР±.

Правительство Р РѕСЃСЃРёРё 18 августа уже одобрило проект федерального бюджета РЅР° 2006 Рі. Министерство финансов внесло документ РЅР° рассмотрение РІ кабинет министров 13 августа. Нижняя палата рассмотрит проект РЅР° пленарном заседании 21 сентября текущего РіРѕРґР°.

 

Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации

- РЎ.РњРёСЂРѕРЅРѕРІ полагает правильным поощрить РїРѕ итогам 1-РіРѕ полугодия исполнения бюджета 2006 Рі. те регионы, которые полностью введут РІ действие закон "РћР± общих принципах местного самоуправления".

Председатель Совета Федерации Сергей РњРёСЂРѕРЅРѕРІ дал комментарий состоявшемуся 22 августа совещанию Правительства Р Р¤ РїРѕ вопросам социально-экономического развития регионов Р РѕСЃСЃРёРё. РќР° нем, РІ частности, шла речь Рѕ готовности субъектов Р Р¤ Рє введению РІ действие 131 Федерального закона "РћР± общих принципах местного самоуправления". Глава Правительства Михаил Фрадков сообщил, что органы власти 23 СЂРµРіРёРѕРЅРѕРІ РїРѕРєР° РЅРµ завершили работу РїРѕ принятию нормативных актов, определяющих РїРѕСЂСЏРґРѕРє избрания глав регионов. Как заявил РЎ.РњРёСЂРѕРЅРѕРІ, РЅР° всех СѓСЂРѕРІРЅСЏС… госвласти должно быть осознание, что госполитика нуждается РІ соответствующем механизме ее реализации, РІ коренном улучшении действующей законодательной базы. Прозвучавшие слова главы правительства Рѕ необходимости формирования единого правового пространства - тому свидетельство. Следует также укрепить авторитет Рё ответственность региональных руководителей Р·Р° социально-экономическое положение РІ субъектах Р Р¤.

С.Миронов приветствует намерение правительства развернуть работу по информированию населения об особенностях вступающего с 1 января 2006 года закона о местном самоуправлении и стремление обеспечить его реализацию необходимыми финансовыми ресурсами.

Спикер Совета Федерации отметил, что необходимо ввести единые правила игры для подъема экономики во всех субъектах РФ, и принятие 131 закона направлено на создание единого правового пространства, на то, чтобы у региональной власти были рычаги влияния на бюджетный процесс. Когда все будут жить по одинаковым законам, будет понятно, где и как работают органы власти всех уровней по преодолению бедности и увеличению ВВП.

РЎ.РњРёСЂРѕРЅРѕРІ полагает правильным поощрить РїРѕ итогам 1-РіРѕ полугодия исполнения бюджета 2006 РіРѕРґР° те регионы, которые полностью введут РІ действие 131 федеральный закон "РћР± общих принципах местного самоуправления", Р° средства направить РЅР° выравнивание местных бюджетов.

 

Ассоциация муниципальных образований Ростовской области

В районном поселке Каменоломни (Октябрьский сельский район) 1 июля состоялось Общее собрание членов Ассоциации муниципальных образований Ростовской области, в котором приняли участие главы 55 городов и районов области.

На Общем собрании обсуждались следующие вопросы:

- «О вопросах реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».

- «О развитии муниципальных тепло-электрических сетей на примере опыта города Ростова-на-Дону».

По результатам обсуждения приняты соответствующие решения (Приложения 1, 2,3).

 

Новости муниципалитетов

 

Барнаул (АСДГ)

- Работ по капремонту муниципального жилья выполнено больше.

Р’ Барнауле финансирование капитального ремонта муниципального жилья РёР· бюджета РіРѕСЂРѕРґР° составило 13,8 РјР»РЅ рублей. Работы РїРѕ капитальному ремонту выполнены РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 20 РјР»РЅ рублей, что РІ 2,4 СЂР°Р·Р° больше соответствующего периода 2004 РіРѕРґР°. РћР± этом сообщил председатель комитета администрации Барнаула РїРѕ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Рё инвестициям Сергей Баев.

РџРѕ текущему ремонту выполнены работы РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 55,6 РјР»РЅ рублей, что составляет 41% Рє плану РЅР° 2005 РіРѕРґ.

Сергей Баев сообщил также, что СЃ начала строительного сезона для проведения ремонта РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РґРѕСЂРѕРі выпущено 17,2 С‚ыс. тонн асфальтобетона. Дорожно-эксплуатационными службами районов выполнен ямочный ремонт улиц РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° площади 36 тыс. РєРІ. Рј (68% Рє соответствующему периоду 2004 Рі.). Р’ первом полугодии РњРЈРџ "Барнаулавтодор" капитально отремонтировано 29,4 тыс. РєРІ. Рј асфальтобетонного покрытия РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РґРѕСЂРѕРі (142% Рє соответствующему периоду 2004 Рі). РћРћРћ "Алтайдорстрой" выполнен капитальный ремонт проспекта Комсомольского РЅР° площади 19,9 тыс. РєРІ. Рј.

Для улучшения технических возможностей организации дорожного движения изготовлено и установлено 823 дорожных знака, выполнено 4 тыс. кв. м дорожной разметки.

 

- В городе значительно вырос ввод жилья.

Из РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджета РЅР° объекты капитального строительства СЃ начала текущего РіРѕРґР° выделено 47,8 РјР»РЅ рублей СЃ учетом 13 РјР»РЅ СЂСѓР±. кредита РЅР° газификацию.

Объем строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, составил 11,6 РјР»РЅ СЂСѓР±., или 240,4% Рє соответствующему периоду прошлого РіРѕРґР°.

Объем инвестиций РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ капитал предприятий Рё организаций РіРѕСЂРѕРґР° РїРѕ оценке составил 2,45 РјР»СЂРґ СЂСѓР±. (107,9% РІ сопоставимых ценах). Введено РІ эксплуатацию 55161 РєРІ. Рј жилья, РІ том числе индивидуального - 47192 РєРІ. Рј. РџРѕ сравнению СЃ прошлым РіРѕРґРѕРј РІРІРѕРґ жилья вырос РЅР° 19,2%, РІ том числе индивидуального - РЅР° 12,7%.

В текущем году в городе продолжено строительство средней общеобразовательной школы в микрорайоне "Юбилейный" и 7-й детской многопрофильной больницы по ул. С. Западной.

Из объектов жилищного строительства продолжается строительство жилого РґРѕРјР° в„– 2 РІ микрорайоне 2003 для переселения граждан РёР· оползневой Р·РѕРЅС‹ РіРѕСЂРѕРґР°, Р° также начато строительство жилого РґРѕРјР° в„– 16 РІ микрорайоне 2002 для переселения граждан РёР· ветхого Рё аварийного жилищного фонда. Финансирование работ РЅР° данных объектах РІ текущем РіРѕРґСѓ осуществляется СЃ привлечением средств федерального бюджета, РІ рамках действующих федеральных целевых программ.

Для пострадавших дольщиков РЎРџ РћРћРћ "Барнаулстрой" ведется строительство жилого РґРѕРјР° в„– 10 РІ микрорайоне 2002, - сообщает пресс-служба РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации.

 

Братск (АСДГ)

- Подписано постановление «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений» (Приложение 4).

Положение Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений утверждено, Александр Петрунько подписал соответствующее постановление. Положение определяет РїРѕСЂСЏРґРѕРє комплектования детских садов РіРѕСЂРѕРґР°. Так, РІ дошкольные учреждения принимаются дети РІ возрасте РѕС‚ 1,5 РґРѕ 7 Р»РµС‚. Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного учреждения СЃ учетом индивидуальных способностей детей, состояния РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, СѓСЂРѕРІРЅСЏ физического развития, возможностей семьи. Количество РіСЂСѓРїРї РІ ДОУ определяется РІ зависимости РѕС‚ санитарных РЅРѕСЂРј Рё условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой РїСЂРё расчете нормативов бюджетного финансирования. Для некоторых категорий населения ежегодно муниципальным заказом определяется количество мест РІ ДОУ. Рљ РЅРёРј относятся: дети родителей-инвалидов 1 Рё 2 РіСЂСѓРїРї, работающих РѕРґРёРЅРѕРєРёС… родителей, дети РёР· малообеспеченных семей, РёР· многодетных семей Рё СЂСЏРґ РґСЂСѓРіРёС…. Комплектование возрастных РіСЂСѓРїРї производится ежегодно СЃ 1 Р°РїСЂРµР»СЏ РґРѕ 1 Р°РІРіСѓСЃС‚Р°. РџСЂРё приеме ребенка РІ детский сад РІ обязательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ заключается РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ родителями (законными представителями) воспитанников РІ РґРІСѓС… экземплярах, РѕРґРёРЅ РёР· которых выдается РЅР° СЂСѓРєРё родителям (законным представителям). Дошкольные учреждения компенсирующего РІРёРґР° Рё дошкольные учреждения, имеющие РІ своем составе специальные (коррекционные) РіСЂСѓРїРїС‹ для детей СЃ недостатками РІ физическом или психическом развитии, комплектуются РІ соответствии СЃ установленным РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј РЅР° основании направлений учреждений здравоохранения Рё заключения психолого-медико-педагогической РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Родителям (законным представителям) может быть отказано РІ приеме ребенка РІ ДОУ РІ случае отсутствия свободных мест РІ учреждении, либо РїРѕ медицинским показаниям.

 

Екатеринбург

- В городе идет массовая ликвидация объектов социальной сферы.

Депутаты Екатеринбургской городской Думы обратились к администрации города с просьбой прекратить ликвидацию учреждений социальной сферы, учредителями которых является мэрия, сообщила председатель думской комиссии по социальной защите и здравоохранению Светлана Шаманова. По мнению депутатов, упразднение не решит проблему передачи социальных объектов из собственности города в ведение правительства Свердловской области.

Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ РФ», Екатеринбург должен передать РІ ведение области 77 РѕР±СЉРµРєС‚РѕРІ (14 объектов здравоохранения, 36 - образования, 23 - социального обслуживания населения, 3 - культуры, 1 - физической культуры). Причем, РІ собственность области должны перейти как здания, РІ которых расположены соцучреждения, так Рё РІСЃСЏ бытовая техника, мебель Рё РґСЂСѓРіРёРµ материальные ценности. Передать РёС… муниципалитет должен РґРѕ 1 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ.

Между тем, администрация города начала ликвидировать некоторые учреждения социальной сферы. Как сообщила начальник управления по социальной политике администрации Екатеринбурга Эльвира Гончаренко, на сегодняшний день мэрия ликвидировала семь из 23 подлежащих передаче в ведение региона объектов социального обслуживания населения. По ее словам, два освободившихся здания в Ленинском и Верх-Исетском районах решено отдать под детские сады. Кроме того, на сегодняшний день по инициативе городской администрации в Екатеринбурге упразднены две коррекционные школы. Судьба зданий, где располагались учреждения здравоохранения, пока остается неизвестной.

По мнению ряда наблюдателей, за процессом ликвидации части передаваемых в ведение области учреждений социальной сферы стоит желание администрации города сохранить в своей собственности здания и материальные ценности организаций.

По словам Светланы Шамановой, решить проблему передачи соцобъектов можно, создав четырехстороннюю согласительную комиссию. «В нее должны войти депутаты городской и областной дум, а также представители мэрии и правительства Свердловской области», - уточнила она. Также по ее словам, к 30 августа администрация Екатеринбурга должна представить в региональное правительство уточненный перечень передаваемых объектов.

 

Иркутск (АСДГ)

- ИРО «Единая Россия» утвердило Владимира Якубовского в качестве своего кандидата в мэры города.

Иркутское региональное отделение политической партии «Единая Р РѕСЃСЃРёСЏВ» (ИРО ЕР) выдвинуло Владимира РЇРєСѓР±РѕРІСЃРєРѕРіРѕ РІ качестве кандидата РІ РјСЌСЂС‹ Иркутска. Такое решение было принято 22 Р°РІРіСѓСЃС‚Р° РЅР° XII РІРЅРµРѕС‡РµСЂРµРґРЅРѕР№ конференции партийного отделения, состоявшейся РІ Иркутске. Напомним, Владимир РЇРєСѓР±РѕРІСЃРєРёР№ является действующим главой РіРѕСЂРѕРґР° РІ течение РґРІСѓС… СЃСЂРѕРєРѕРІ – восемь лет. Р’ настоящее время РѕРЅ также возглавляет политсовет ИРО «Единая Р РѕСЃСЃРёСЏВ». Как сообщил делегатам конференции лидер единороссовской фракции РІ Законодательном собрании Иркутской области Алексей Федоров, данная кандидатура была рекомендована для выдвижения президиумом центрального политсовета партии 18 Р°РІРіСѓСЃС‚Р°.

Всего РЅР° выборах РІ муниципалитетах второго СѓСЂРѕРІРЅСЏ региональное отделение ЕР намерено выдвинуть 190 С‡РµР»РѕРІРµРє. Из РЅРёС… 28 кандидатов РѕС‚ «Единой Р РѕСЃСЃРёРёВ» Р±СѓРґСѓС‚ баллотироваться РЅР° должности РјСЌСЂРѕРІ муниципальных образований, 162 - участвовать РІ избирательных кампаниях РЅР° выборах депутатов районных Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… РґСѓРј.

Помимо этого у партии остается право официально поддерживать любых других кандидатов, - заметил заместитель секретаря президиума регионального политсовета партии Сергей Резниченко.

Делегаты конференции отвергли кандидатуру действующего мэра Усть-Кута Владимира Сенина, который предложил партии выдвинуть его на пост главы администрации города. Как пояснил Сергей Резниченко, региональный политсовет принял решение воздержаться от поддержки любой кандидатуры на пост главы Усть-Кута. В итоге «за» выдвижение Владимира Сенина от партии проголосовали 60 делегатов, «против» - 102, еще 31 делегат воздержался.

Ранее РЅР° XI внеочередной конференции ИРО «Единая Р РѕСЃСЃРёСЏВ», которая состоялась 12 августа, было принято решение выдвинуть РѕС‚ партии 825 РєР°РЅРґРёРґР°С‚РѕРІ РЅР° выборах органов власти муниципалитетов первого СѓСЂРѕРІРЅСЏ (сельских Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений). Таким образом, всего РЅР° местных выборах 9 РѕРєС‚СЏР±СЂСЏ «Единая Р РѕСЃСЃРёСЏВ» собирается выдвинуть 1 тыс. 15 кандидатов.

 

Красноярск (АСДГ)

- Администрация города в среду выплатила 2 млн 329,5 тыс. рублей в счет погашения первого купона двухлетних муниципальных жилищных облигаций третьей серии.

На одну ценную бумагу номиналом 1 тыс. рублей выплачено 23,95 рубля, ставка купона составляет 9,5% годовых. "Облигации размещались среди населения для приобретения жилья, поэтому когда владелец бумаги заключает договор на долевое строительство, мы выкупаем облигации. Процесс идет непрерывно, пока не будет исчерпан лимит на обслуживание муниципального долга в бюджете", - отметил собеседник агентства.

Как сообщалось ранее, администрация Красноярска 25 мая текущего РіРѕРґР° завершила размещение муниципальных жилищных облигаций третьей серии РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 100 млн рублей. Бумаги имеют 8 РєСѓРїРѕРЅРѕРІ, купонная ставка является фиксированной Рё составляет 9,5% годовых. Выплата второго РєСѓРїРѕРЅР° состоится 23 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2005 РіРѕРґР°. Дата погашения облигаций - 29 мая 2007 РіРѕРґР°.

 

- Петр Пимашков пообещал препятствовать московским бизнесменам в приобретении недвижимости в городе.

23 августа Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края принял Обращение к губернатору и главам районов и городов региона с просьбой приостановить процесс приватизации муниципальной недвижимости. Предприниматели надеются, что Государственной Думой будут приняты поправки в закон о приватизации, наделяющие представителей малого бизнеса - арендаторов этих помещений льготами на их приобретение.

На инициативу бизнесменов уже откликнулся глава Красноярска Петр Пимашков. Как отметил мэр, он не только разделяет мнение представителей малого предпринимательства, но и считает острой необходимостью организовать им поддержку на самом высоком уровне.

«Что касается Красноярска, то городская власть сделает все возможное, чтобы наши предприниматели остались в арендованных зданиях. Мы будем препятствовать тому, чтобы эти помещения попали в руки богатых москвичей и, в случае необходимости, можем даже приостановить приватизацию», - подчеркнул Петр Пимашков.

 

Находка (АСДГ)

- Администрация города остановила продажу за бесценок муниципального имущества.

Итоги семи месяцев 2005 года показывают, что квадратный метр реализованных на торгах муниципальных помещений подорожал почти в три раза по сравнению с прошлогодней ценой, установленной прежним руководством города.

Реализация на аукционах муниципального имущества мера сегодня вынужденная. С одной стороны, администрация Находки продает неликвидные помещения, с другой – исполняет федеральное законодательство, обязывающее муниципалитеты полностью избавиться от собственности, которая не задействована в решении вопросов местного значения. На протяжении нескольких последних лет в Находке ежегодно утверждается Программа приватизации, в которую входят все подлежащие продаже муниципальные объекты. Затем эти помещения выставляют на открытые торги и реализуют. Такая схема действует и в текущем году, за тем лишь исключением, что новое руководство администрации Находки стало качественнее и эффективнее проводить аукционы и смогло существенно повысить стоимость муниципального имущества.

РџРѕ данным комитета РїРѕ управлению муниципальным имуществом, Р·Р° весь 2004 Рі. прежней администрацией РіРѕСЂРѕРґР° было продано объектов Рё помещений общей площадью 10 739 РєРІ. Рј РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 30 РјР»РЅ 801 тыс. СЂСѓР±., то есть стоимость 1 РєРІ. Рј РІ среднем РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРјСѓ РѕРєСЂСѓРіСѓ, включая поселки Врангель Рё Ливадия, составила 126,3 американских доллара. РџРѕ итогам семи месяцев 2005 РіРѕРґР° средняя цена 1 РєРІ. Рј реализованного муниципального имущества возросла более чем РІ 2,5 раза Рё составила 321 РґРѕР»Р»Р°СЂ, Р° непосредственно РІ черте РіРѕСЂРѕРґР° увеличение произошло СЃРѕ 135 РґРѕ 393 долларов Р·Р° 1 РєРІ. Рј, то есть почти РІ три раза.

Поставлен РІ этом РіРѕРґСѓ РІ Находке Рё своего СЂРѕРґР° рекорд РІ стоимости муниципальной недвижимости. Р’ историческом центре РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° улице Ленинской помещение было продано Р·Р° 1 450 долларов Р·Р° 1 РєРІ. Рј. Для сравнения, РІ прошлом РіРѕРґСѓ РѕРґРёРЅ РёР· объектов там же РЅР° улице Ленинской реализовали РїРѕ цене 125 РґРѕР»Р»Р°СЂРѕРІ Р·Р° 1 РєРІ. Рј. Необходимо также отметить, что РІСЃРµ наиболее ценные объекты, то есть представляющие повышенный интерес для покупателей, были распроданы Р·Р° прошлые РіРѕРґС‹. Сегодня администрация Находки выставляет РЅР° торги так называемые остатки муниципальной собственности, РѕС‚ которой необходимо избавляться РїРѕ закону, РЅРѕ даже РІ этой ситуации руководство РіРѕСЂРѕРґР° делает это СЃ ощутимой пользой для РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ казны. Вырученные РІ первой половине РіРѕРґР° средства РѕС‚ продажи имущества были направлены РЅР° погашение многомиллионного муниципального долга, сложившегося РІ прежние РіРѕРґС‹, Рё решение первоочередных РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… проблем.

 

Новосибирск (АСДГ)

- Президиум мэрии одобрил проект решения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилфондом.

Президиум мэрии рассмотрел проект решения городского Совета "Основные положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска".

Разработка этого документа обусловлена введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 14, 50, 104 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставление жилых помещений малоимущим, определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, и другие вопросы.

Проект решения устанавливает: полномочия органов городского самоуправления в области жилищных отношений (городского Совета, мэра города, подразделений мэрии в пределах их полномочий); пути формирования муниципального жилищного фонда; порядок учета муниципального жилищного фонда; основные положения порядка управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом.

В проекте документа определено, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. А норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Председатель комитета ЖКХ Владимир Ткаченко предложил вместе с данным законопроектом разработать к сессии городского Совета договор на управление многоквартирными домами. Мэр Владимир Городецкий поддержал это предложение и подчеркнул важность и необходимость представленного законопроекта. Кроме того, Владимир Филиппович попросил обратить особое внимание на проблемы горожан, проживающих в общежитиях и найти возможность им помочь.

Президиум одобрил проект документа, и после некоторой доработки он будет направлен на рассмотрение депутатам горсовета.

 

- Президиум мэрии утвердил проект решения горсовета об исполнении плана социально-экономического развития Новосибирска в 1-м полугодии 2005 года.

Итоги социально-экономического развития города Новосибирска в первом полугодии позволяют дать положительный прогноз динамике важнейших макроэкономических показателей в целом за 2005 год.

Так, в январе-мае нынешнего года инвестиции в основной капитал (по крупным и средним предприятиям) составили 4,5 млрд рублей, индекс физического объема был равен 106,8% (по сравнению с уровнем соответствующего периода 2004 года).

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг промышленного характера крупными и средними предприятиями и организациями составил 44578,8 млн рублей (77,3% областного объема) или 125,5% в действующих ценах к уровню соответствующего периода 2004 года.

При этом ведущими видами деятельности являются "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (35,1%), "производство пищевых продуктов и напитков" (17,0%), "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" (9,0%).

Оборот розничной торговли крупных и средних предприятий Новосибирска в январе-июне 2005 года составил 12794,8 млн рублей (84,1% областного оборота), что в фактических ценах на 56,1% больше соответствующего периода прошлого года.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам крупных Рё средних предприятий Рё организаций РіРѕСЂРѕРґР° РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєР° Р·Р° январь-май 2005 РіРѕРґР°, составила 8630,4 рублей, что РЅР° 22,6% больше, чем Р·Р° соответствующий период 2004 РіРѕРґР°. Размер реальной начисленной средней заработной платы (СЃ учетом роста потребительских цен) увеличился РїРѕ сравнению СЃ уровнем мая 2004 РіРѕРґР° РЅР° 8,0%.

РќР° капитальное строительство объектов РјСЌСЂРёРё Р·Р° счет всех источников финансирования РІ первом полугодии 2005 РіРѕРґР° направлено 497,9 РјР»РЅ рублей (ожидаемое Р·Р° РіРѕРґ - 932,4 РјР»РЅ рублей), РІ том числе РёР· бюджета РіРѕСЂРѕРґР° - 406,3 РјР»РЅ рублей (506 РјР»РЅ рублей), РёР· областного бюджета - 33,7 РјР»РЅ рублей (151,2 РјР»РЅ рублей), РёР· прочих источников - 57,9 РјР»РЅ рублей (275,2 РјР»РЅ рублей). Из РЅРёС… финансирование строительства РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ метрополитена составило 175,9 РјР»РЅ рублей (всего РІ 2005 РіРѕРґСѓ запланировано 208,5 РјР»РЅ рублей).

Р’ 2005 РіРѕРґСѓ продолжено строительство автомагистрали РЅР° СѓР». Ипподромской, РЅР° этом объекте уже освоено 65 РјР»РЅ рублей, РґРѕ конца РіРѕРґР° планируется выполнить объем работ РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 159,9 РјР»РЅ рублей.

Ко Дню города была завершена реконструкция дороги и благоустройство прилегающих площадей на пересечении улиц Гоголя - Кошурникова, работы выполнены на площади 74,5 тыс. кв. м.

Объем закупок для муниципальных нужд посредством конкурсных процедур составил 545,4 РјР»РЅ рублей, РІ том числе: РїСЂРё проведении РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРѕРІ - 122,9 РјР»РЅ рублей, СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј запроса ценовых котировок - 422,5 РјР»РЅ рублей.

Последовательно расширяется сеть магазинов, обслуживающих малообеспеченных граждан, состоящих РЅР° учете РІ органах социальной поддержки РїРѕ муниципальным дисконтным картам (МДК) СЃ 7 % торговой СЃРєРёРґРєРѕР№ РЅР° товары продовольственного ассортимента. Сейчас СЃ МДК работают 116 магазинов торговых сетей, 10 РјСѓРЅРёС†РёРїР°Р»СЊРЅС‹С… магазинов Рё РґСЂ. Р—Р° первое полугодие СЃ применением МДК было совершено более 830 С‚ыс. РїРѕРєСѓРїРѕРє РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 93,8 РјР»РЅ рублей (РІ 2,8 раза больше, чем РІ первом полугодии 2004 Рі.), РїСЂРё этом СЃСѓРјРјР° дисконта составила 6,6 РјР»РЅ рублей.

РЎ целью исполнения РґРѕС…РѕРґРЅРѕР№ части бюджета РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєР° РІ 2005 РіРѕРґСѓ продолжена работа РїРѕ снижению задолженности РїРѕ налоговым платежам РІ бюджет РіРѕСЂРѕРґР°. Р’ первом полугодии 2005 РіРѕРґР° администрациями районов проведено 52 заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ сокращению налоговой задолженности, РЅР° которых было рассмотрено финансовое состояние 429 организаций-недоимщиков. Р’ отделах экономического развития Рё трудовых отношений администраций районов РіРѕСЂРѕРґР° РїСЂРё регистрации трудовых РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ наемных работников СЃ работодателями-физическими лицами проводится разъяснительная работа Рѕ необходимости повышения заработной платы РґРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ прожиточного РјРёРЅРёРјСѓРјР°. Проведены проверки соблюдения трудового законодательства Сѓ 11 работодателей-физических лиц. Р’ С…РѕРґРµ проверки зарегистрирован 41 РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ уровнем заработной платы ниже 1875 рублей. Работодатели, указавшие РІ договорах РЅРёР·РєРёР№ уровень заработной платы, были приглашены РІ администрации районов, РІ итоге были заключены дополнительные соглашения Рѕ повышении заработной платы СЃ 189 работниками. Однако, РїРѕ мнению РјСЌСЂР° Владимира Городецкого, процент укрываемости зарплат коммерческими структурами РІ РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєРµ еще велик. Р’ нашем РіРѕСЂРѕРґРµ есть даже торговые сети, РіРґРµ официальная зарплата работников РЅРµ превышает 2,5 С‚ыс. рублей. И здесь нужно искать РїРѕРґС…РѕРґС‹ Рє решению проблемы через взаимодействие органов РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ власти СЃ налоговыми органами. Ведь РёР·-Р·Р° этого страдает РЅРµ только РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ бюджет (РѕРґРЅР° РёР· важнейших статей РґРѕС…РѕРґРѕРІ которого - именно налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц), РЅРѕ Рё сами работники таких предприятий Рё организаций: РїСЂРё РЅРёР·РєРѕР№ официальной заработной плате минимальны Рё отчисления РІ Пенсионный фонд.

Усилить работу нужно еще по ряду направлений социально-экономического развития, подчеркнул Владимир Городецкий. Так, отставание наметилось в газификации частного сектора. В первом полугодии построено 6,9 км газопроводов низкого давления (9,3% плана), газифицировано 137 домов (9,1% плана). Строительство газопроводов высокого давления и финансирование из областного бюджета предусмотрено во втором полугодии 2005 года. По словам специалистов комитета энергетики, одна из причин отставания от графика - задержка с разработкой ряда схем по газификации. И основные объемы работ (70-75%) будут выполнены осенью.

Еще одно проблемное направление: установка приборов учета в учреждениях бюджетной сферы в рамках городской программы теплоэнергосбережения. Сегодня приборы учета потребления тепловой энергии установлены на 212 объектах, всего в нынешнем году такое оборудование должно быть установлено на 512-513 объектах (это свыше 90% нагрузки по теплу в бюджетной сфере). Еще почти 300 учреждений расположено в жилых домах и установить на них приборы учета, по словам специалистов, невозможно. Но на эти 300 объектов приходится лишь 7-8% общей нагрузки. Отставание от графика в реализации программы произошло потому, что работы начали с наиболее сложных объектов и почти 1,5 месяца шло только согласование всей необходимой документации. Сейчас все проблемы решены и работы ведутся полным ходом.

 

Омск (АСДГ)

- В департаменте недвижимости администрации города появилось новое подразделение, главная задача которого – заставить муниципальную землю давать максимальный доход в городскую казну.

Об этом сообщил на пресс-конференции, прошедшей в мэрии, первый заместитель директора департамента Вадим Меренков. Для более эффективной работы специалисты департамента недвижимости скорректируют оценочные зоны, затем на продажу будут выставлены первые земельные участки. При этом на торги будут выставлены участки с уже подготовленными техническими условиями, что значительно облегчит их использование под строительство. В самом же департаменте недвижимости считают, что собирать земельный налог куда как выгоднее, чем собирать арендную плату.

Параллельно проводится большая работа по ревизии договоров аренды муниципальной собственности. Уже удалось обнаружить схемы, по которым оплата за один квадратный метр для некоторых предпринимателей составляла всего 80 копеек. По словам Вадима Меренкова с таким бизнесом, который сложился вокруг департамента в прошлые годы, нынешнее руководство будет нещадно бороться. Существенную часть пресс-конференции заняли ответы на вопросы об опротестовании продажи высоколиквидного муниципального имущества по заниженной стоимости, которое произошло по печально известному 306-му постановлению. В ближайшее время в арбитражном суде будет уже 120 исков от администрации города Омска с требованием признать эти сделки ничтожными. В случае, если предприниматели согласятся доплатить в казну недостающие суммы, претензии к ним будут сняты.

 

- Итоги работы абонентской службы ОАО «Омскводоканал» за четыре месяца 2005 года.

РџРѕ состоянию РЅР° 1 августа 2005 РіРѕРґР° общая дебиторская задолженность Р·Р° оказанные услуги составляет 220,2 РјР»РЅ СЂСѓР±. РїСЂРё общем объёме реализации услуг РІ 530,5 РјР»РЅ СЂСѓР±. Р’ июле это СЃСѓРјРјР° снизилась незначительно РЅР° 9 РјР»РЅ СЂСѓР±.

Р’ структуре дебиторской задолженности наибольшую долю (около 70%) составляют промышленные предприятия. Основными должниками являются: РћРђРћ РђРљ «Омскэнерго» (61,2 РјР»РЅ СЂСѓР±.), РњРЈРџ «Теплокоммуннэнерго» (7,03 млн СЂСѓР±.), ФГУП РџРћ «Полёт» (3,58 РјР»РЅ СЂСѓР±.), ФГУП РћРњРћ РёРј. Баранова (4,18 РјР»РЅ СЂСѓР±.), учреждения, финансируемые РёР· федерального Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ бюджетов (УИН РїРѕ РћРјСЃРєРѕР№ области, войсковые части РњРћ Р Р¤). Как поясняет начальник абонентской службы РћРђРћ «ОмскВодоканал» Александр Фукс, - «Такой огромный долг вынуждает предприятие жёстче относится Рє неплательщикам. Юридически проработана Рё технически претворяется РІ жизнь процедура ограничения Рё отключения РІРѕРґС‹ должникам. РќР° нас жалуются, РЅРѕ РїРѕСЂРѕР№ иначе РјС‹ поступить просто РЅРµ можем, так как время СѓРіРѕРІРѕСЂРѕРІ уже закончилось».

Помимо предприятий-должников необходимо отметить другую категорию потребителей, которые исправно исполняют перед водоканалом свои обязательства. Это ОАО «Омский бекон», ОАО «САН Интербрью», завод «Омскагрегат», другие предприятия. К ним у абонентской службы вопросов нет.

«Забывчивость РїРѕ оплате Р·Р° РІРѕРґСѓ Рё стоки СЃРѕ стороны жителей РіРѕСЂРѕРґР° тоже впечатляет», - продолжает Александр Фёдорович. «Долги СЃ апреля этого РіРѕРґР° составляют уже 33,2 млн СЂСѓР±. РёР· запланированного СЃР±РѕСЂР° абонентской платы РІ СЃСѓРјРјРµ 50 РјР»РЅ СЂСѓР±., Р° ведь размер ежемесячных платежей Р·Р° водоснабжение Рё водоотведение РІ расчёте РЅР° 1 человека зависит РѕС‚ степени благоустройства жилья Рё колеблется РѕС‚ 89 РєРѕРїРµРµРє (для жилых РґРѕРјРѕРІ, питающихся РІРѕРґРѕР№ РѕС‚ уличных водоразборов-колонок) РґРѕ 10 СЂСѓР±. 07 РєРѕРї.В».

Р’ настоящее время РћРђРћ «ОмскВодоканал» осуществляет реорганизацию абонентской службы. РџРѕРґ эти цели инвестиционной программой предусмотрено выделение 60,2 РјР»РЅ рублей. Запланированные денежные средства РїРѕР№РґСѓС‚ РЅР° разработку нормативно-методической базы для обеспечения реализации РІРѕРґС‹ РїРѕ приборам учёта РІ жилых многоквартирных домах, разработку Рё внедрение системы учёта производства, подачи Рё распределения РІРѕРґС‹ Рё стоков. Весь этот комплекс мероприятий преследует главную цель - повышение собираемости абонентской платы СЃ одновременным улучшением качества работы СЃ абонентами.

Абонентская служба ОАО «ОмскВодоканал» ещё раз напоминает омичам, что от своевременных платежей жителей города, предприятий, учреждений зависит выполнение задач омского водоканала – обеспечение населения города качественной питьевой водой, обеспечение промышленных предприятий и организаций водой для производственных нужд и целей пожаротушения, а также оказание услуг по приёму и отводу сточных вод.

 

Ростов-на-Дону

- 18 августа в администрации города состоялось очередное заседание коллегии, на котором, в частности, рассматривался вопрос «О совершенствовании работы общественного пассажирского транспорта в городе Ростове-на-Дону в части повышения качества транспортного обслуживания населения» (Приложение 5).

Основные мероприятия транспортной отрасли города Ростова-на-Дону направлены на повышение качества пассажирских перевозок, совершенствования системы управления городским пассажирским транспортом, обеспечения безопасности дорожного движения, улучшения экологической обстановки. Общим направлением деятельности в сфере управления общественным транспортом города Ростова-на-Дону было определено сохранение и развитие единой инфраструктуры городского пассажирского транспорта, создание единой интегрированной системы общественного транспорта.

Одним из основных направлений работы администрации города в обеспечении пассажирских перевозок является переход от количественных показателей транспортного обслуживания ростовчан к повышению качественных, в том числе комфортности поездки. Спрос на услуги транспорта во многом зависит от развития имеющихся видов транспорта в городе, степени их интеграции в единую систему, уровня тарифов по видам транспорта, ассортимента и качества услуг.

В настоящее время все большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания пассажиров, которые тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. В целях координации регулирования вопросов дорожного движения, обеспечения безопасности его участников, в том числе на пассажирском транспорте, при Администрации города на постоянной основе действуют:

- городская комиссия безопасности дорожного движения,

- транспортная комиссия по регулированию пассажирских перевозок в городе Ростове-на-Дону,

- рабочая группа по решению оперативных и перспективных задач организации дорожного движения в городе Ростове-на-Дону.

 

Хабаровск (АСДГ)

- В администрации прорабатывается вопрос о привлечении более эффективных и технологичных схем жилищного строительства с участием иностранного капитала.

В частности, с китайской строительной компанией «Восток» из Харбина подписано соглашение об объединении усилий в развертывании крупномасштабного строительства жилья, рассчитанного на средние слои населения. При этом решающее значение имеет солидный опыт китайцев в быстром и качественном строительстве при сравнительно невысоких затратах. Уже в нынешнем году предполагается приступить к сооружению жилого комплекса с развитой инфраструктурой на ул. Суворова, где прежде располагался военный городок расформированной части. С серьезными намерениями собирается войти на строительный рынок Хабаровска и южно-корейская компания «Керён Констракшн», специально зарегистрировавшая в городе свое представительство и получившая соответствующую лицензию на ведение строительных работ в России. В число проектов, реализацией которых займутся корейцы, входят строительство многоквартирных домов элитного типа по системе «build – in» (все встроено), а также строительство и развитие объектов социальной инфраструктуры Хабаровска. А другая южно-корейская компания «Глоуин Интерактив» также заявила о желании участвовать в реализации инвестиционных проектов на строительном рынке города. В частности, эта компания намерена принять участие в реализации проекта по строительству двух гостиниц, жилых высотных домов с квартирами, доступными для семей со средними доходами.

 

Направляю:

- перечень № 435 нормативно-правовых и распорядительных документов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших в АСДГ с 05.07.2005 по 23.08.2005.

 

Приложения к информационному бюллетеню № 23:

Для получения интересующего приложения необходимо направить в исполнительную дирекцию АСДГ (ИД АСДГ) запрос по электронной почте, факсу или телефону, указав пятизначный код документа.

 

 

РљРѕРґ

приложения

Содержание

92625

Приложение 1. Решение общего собрания муниципальных образований Ростовской области "О развитии муниципальных тепло-электрический сетей на примере опыта города Ростова-на-Дону"

92626

Приложение 2. Решение общего собрания муниципальных образований Ростовской области "О вопросах реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»"

92627

Приложение 3. Решение общего собрания муниципальных образований Ростовской области "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части, связанной с оборотом муниципальной собственности"

92628

Приложение 4. Постановление мэра города Братска от 11.08.2005 г. № 1307 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений"

92629

Приложение 5. "О совершенствовании работы общественного пассажирского транспорта в городе Ростове-на-Дону в части повышения качества транспортного обслуживания населения"

 

При неполучении заказанных документов, просьба обратиться к администратору БД АСДГ Ауровой Юлии Александровне по телефону (383) 227-11-16, e-mail: admin@asdg.ru

 

Редактор Бюллетеня АСДГ - Шлегель Аркадий Станиславович,

тел. (383) 227-11-52, 223-85-00, факс 227-11-08, e-mail: Shlegel@asdg.ru

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов