ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 18 (281)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

УЧРЕДИТЕЛЬ КОНГРЕССА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ

09 июня

2005 г.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам городов и сельских муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока  информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных  городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Правительство Российской Федерации

- Министерство финансов РФ внесло в Правительство проект основных параметров федерального бюджета на 2006-2008 гг. Основной финансовый документ страны был внесен в Правительство поздно вечером 7 июня.

Доходы федерального бюджета за 2006 г. предусмотрены в размере 4 трлн 429,8 млрд рублей, расходы - в размере 3 трлн 929,6 млрд рублей, профицит госбюджета-2006 запланирован в размере 500,2 млрд рублей. Согласно прогнозным оценкам Минфина, размер стабилизационного фонда к концу 2006 года составит 1 трлн. 739,8 млрд рублей.

Ранее в этот же день министр финансов РФ Алексей Кудрин по итогам заседания фракции "Единая Россия" в Госдуме сообщил журналистам, что с 8 июня 2005 г. Минфин начнет проводить нулевое чтение бюджета на 2006 г. с депутатами. А.Кудрин напомнил, что 16 июня 2005 г. основной финансовый документ страны будет рассматриваться на заседании правительства, а к 26 августа его нужно будет внести в нижнюю палату парламента.

Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил по итогам заседания, что на сегодняшний день в целом финансовое состояние России "удовлетворительное", однако нижнюю палату "волнуют точные прогнозы, которые делает Минфин по структуре бюджета". По его словам, на заседании Совета Думы рассматривался правительственный законопроект о дополнительных доходах бюджета 2005 г. в сумме 382 млрд руб. и их распределении. По словам Б.Грызлова, данный законопроект Госдума будет рассматривать на своем заседании 17 июня 2005 г. "Мы хотели бы, чтобы расходы соответствовали доходам, и не приходилось бы по несколько раз корректировать бюджет, как это происходит сейчас", - заключил спикер.

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

- Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об особых экономических зонах в РФ".

Депутаты на пленарном заседании 9 июня приняли в первом чтении законопроект "Об особых экономических зонах в РФ", внесенный Правительством РФ.

Законопроект определяет правовой режим ОЭЗ на территории России, порядок их создания и прекращения действия, а также устанавливает особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории. Документ предусматривает создание двух видов особых экономических зон. Технико-внедренческие зоны, предназначенные для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, будут созданы на территории не более 2 кв. км. Ограничений по инвестициям в технико-внедренческих зонах не предполагается. Промышленно-производственные зоны расположатся на территории, не превышающей 10 кв. км. Обязательным требованием для компаний, работающих в такой зоне, является инвестирование в проект за весь срок его действия не менее 10 млн. евро, в том числе не менее 1 млн. евро в первый год. Зоны обоих типов могут существовать, согласно законопроекту, не более 20 лет. Предприятиям на их территории будут предоставляться льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль.

В особой экономической зоне будет действовать свободный таможенный режим: иностранные товары будут продаваться без импортных пошлин, а российские - без экспортных. Также предполагается ввести специальный режим землепользования. Земельные участки, выделенные на основании аренды, до окончания действия зоны не могут сдаваться в субаренду, а также продаваться. На них, по предложению МЭРТа, будет распространяться "дедушкина оговорка".

В соответствии с текстом законопроекта, ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Вместе с тем, документ прописывает основания, в соответствии с которыми Правительство может принять решение о досрочном прекращении ОЭЗ. Досрочное прекращение допускается в случае обеспечения обороноспособности и безопасности государства; в случае, если в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты; в случае, если в течение трех лет подряд на территории ОЭЗ ее резидентами не ведется промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Законопроект не допускает на территории ОЭЗ добычу и переработку полезных ископаемых, ломопереработку, производство и переработку продукции черной и цветной металлургии, а также производство и переработку подакцизных товаров. Исключение составляют производство особо чистых металлов и сплавов, соединения и изделия из них, производство материалов для электроники, а также производство легковых автомобилей и мотоциклов.

Также на заседании депутаты приняли в первом чтении поправки в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ".

В частности, поправки в НК РФ устанавливают особенности взимания налогов при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, и создание налоговых преференций для организации индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента ОЭЗ.

Согласно тексту законопроекта, резидентом ОЭЗ может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ. Резиденты ОЭЗ обязаны заключить с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных данным законопроектом.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов ОЭЗ устанавливаются особенности административного режима и особый порядок предоставления налоговых и таможенных преференций. В частности, предполагается для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В отношении их снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды, а также предусматривается ускоренный порядок начисления амортизации по основным средствам. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку ЕСН. Кроме этого, законопроект освобождает резидентов ОЭЗ в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и землю.

Также в законопроект включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Ранее глава Минэкономразвития Герман Греф говорил, что уже во II полугодии 2005 года можно будет начать проведение конкурсов среди регионов на создание в них особых экономических зон. О своих планах побороться за право создания ОЭЗ заявили уже несколько субъектов РФ, в частности, Красноярский край и Ленинградская область.

 

Уральский федеральный округ

 

ХМАО

- Объединение трех городов и Нижневартовского района возможно не раньше 2006 года.

Объединение в одно муниципальное образование городов Радужного, Нижневартовска, Мегиона и Нижневартовского района (Ханты-Мансийский автономный округ) станет возможным не ранее 2006 года. Такое мнение высказал глава района Виктор Пичугов. По его словам, слияние четырех муниципальных образований в одно экономически выгодно всем территориям и людям, которые здесь живут. Единственное, кому интеграционный процесс может навредить, так это чиновникам средней руки.

Слияние Радужного, Мегиона, Нижневартовска и Нижневартовского района в один муниципалитет неизбежно приведет к сокращению числа дублирующих друг друга начальников. Несмотря на то, что объединительный процесс можно запустить хоть через несколько месяцев, реально приступить к преобразованию наших территорий вряд ли удастся раньше 2006 года. Чтобы интеграция началась, необходимо преодолеть сопротивление бюрократического аппарата. Это будет сделать нелегко, отметил глава района Виктор Пичугов.

Свою позицию по вопросу возможного объединения в одно муниципальное образование трех городов и одного района высказал и глава Нижневартовска Борис Хохряков. В интервью журналистам местных СМИ он заявил, что подходить к вопросу объединения территорий нужно взвешенно. Пока жизнь перед нами ставит другие задачи, более животрепещущие, такие, как 122-й закон.

Специалисты считают, что если слияние Нижневартовска, Мегиона, Радужного и Нижневартовского района все же состоится, то новый муниципалитет станет одним из самых богатых в России.

На территории Нижневартовского района добывают нефть около десятка крупных, средних и малых нефтяных компаний. Только за первый квартал 2005 года эти предприятия перечислили в бюджеты разных уровней более 14 млрд. рублей налогов и сборов.

 

Ямало-Ненецкий автономный округ

- Губернатор Ямала провел традиционную встречу с главами муниципалитетов.

7 июня губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов в загородной резиденции провел традиционную рабочую встречу с главами муниципальных образований региона.

Открывая заседание, Юрий Неелов отметил: 2005 год является непростым в силу того, что в настоящее время полным ходом идет реализация новых федеральных законов (ФЗ № 95, 122), потребовавшая от конкретных исполнителей высокого профессионализма и ответственности.

«Сегодня нет никаких оснований говорить о том, что муниципальная реформа может быть отложена. С 1 января 2006 года на Ямале в полном объеме будут действовать положения федерального закона №131. В округе будут образованы 57 муниципальных образований, из которых 45 - новые. Конечно, эти изменения потребуют от всех ветвей власти особой концентрации и консолидации сил», - подчеркнул губернатор.

Глава региона напомнил, что 23 октября во многих муниципальных образованиях округа пройдут выборы. Юрий Неелов обратил внимание на то, что главной задачей государственной власти округа по-прежнему будет являться задача обеспечения достойного уровня жизни жителей округа. «Ни одна реформа не должна ущемлять интересы населения», - заявил губернатор.

Также на встрече губернатора Ямала с главами городов и районов округа поднимаются вопросы формирования окружного бюджета на 2006 год, проблемы подготовки жилищно-коммунального комплекса территории к новому отопительному сезону, ход строительства объектов социально-культурного назначения, жилья и объектов жилищно-коммунального хозяйства. Пройдет обсуждение и такого важного для региона вопроса, как досрочный завоз продукции в районы Крайнего Севера.

 

Сибирский федеральный округ

 

Иркутская область

- Мэры Нижнеудинска, Слюдянского и Нижнеудинского районов отчитались перед областной комиссией по реформе местного самоуправления.

3 июня на очередном заседании комиссии по реализации в Иркутской области реформы местного самоуправления отчитались мэры Нижнеудинска, Слюдянского и Нижнеудинского районов. Заседание вел первый заместитель главы обладминистрации Александр Битаров. В работе комиссии принимали участие исполняющий обязанности руководителя администрации губернатора Александр Ведерников и заместитель руководителя администрации губернатора Александр Сабуров.

Как отметил Александр Битаров, наиболее важной темой сейчас являются межбюджетные отношения. Для детальной проработки этого вопроса муниципалитетам необходимо плотно сотрудничать с рабочей группой, созданной по распоряжению губернатора Иркутской области. К началу июля система межбюджетных отношений должна быть выстроена. Он также напомнил представителям муниципалитетов, что в течение июня-июля они должны рассмотреть проект соглашения с администрацией Иркутской области по мероприятиям, которые должны реализовываться совместно с ее структурами.

На следующем заседании комиссии планируется обсудить тему разграничения ответственности за содержание дорог. Будет также заслушана информация Александра Сабурова о подготовке и повышении квалификации кадров. По его словам, сейчас разрабатывается проект областной целевой программы совершенствования системы дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц и муниципальных служащих на 2006-2008 годы. Кроме того, структурные подразделения обладминистрации должны подготовить рекомендации муниципальным образованиям по организации работы в сфере молодежной политики, спорта, ЖКХ и т.п. Комитет по культуре уже их разработал и готов направить в муниципалитеты. Об этом «Байкальской Службе Новостей» сообщили в пресс-службе администрации губернатора Иркутской области.

В Иркутской области на первом этапе реформы местного самоуправления было создано 392 муниципальных образования. Среди них 27 муниципальных районов, 9 городских округов, 67 городских поселений и 289 сельских поселений.

 

- Администрациям муниципальных образований области не хватает финансовой дисциплины.

К повышению финансовой дисциплины в муниципальных образованиях призвала аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Александра Вахрина, выступая на расширенном заседании коллегии Главного финансового управления региона 2 июня. По ее словам, нормативно-правовая база на уровне территорий зачастую не соответствует федеральному законодательству. Особенно актуальным это стало после изменений в бюджетной и налоговой сферах, произошедших в 2004 году. Александра Вахрина также обратила внимание на недостаточную работу муниципальных финансовых органов с доходной частью местного бюджета, в том числе неналоговыми доходами. Между тем, по мнению аудитора, именно они должны играть главную роль в процессе формирования муниципальной казны.

- Управление муниципальным имуществом должно быть эффективным, - подчеркнула Александра Вахрина.

Она обратила внимание коллегии на то, что по итогам аудиторских проверок в территориях выявлены неоднократные факты нецелевого использования средств. При этом зачастую речь идет о простом неисполнении формальностей – средства начинают расходоваться на новые цели до того, как были внесены изменения в муниципальный документ о бюджете. В этом Александру Вахрину поддержал заместитель председателя Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области Геннадий Истомин. Он отметил, что по итогам аудиторских проверок 20 муниципалитетов были выявлены одни и те же нарушения. При этом больше всего замечаний вызывает использование местными властями резервного фонда финансовой поддержки. Общая сумма «нецелевки» в муниципальных бюджетах по итогам 2004 года, согласно сведениям Геннадия Истомина, составляет около 3 млрд. рублей.

- При этом, как правило, заключения КСП местными думами не рассматриваются. Мэры просто не передают эти документы в представительный орган, - сказал Геннадий Истомин.

В связи с последним замечанием Александра Вахрина сообщила, что недавно Комиссией по контрольной деятельности ЗС было предложено направлять копии аудиторских заключений в местные думы, а также депутату ЗС от данного округа.

Александра Вахрина добавила, что ни одно из муниципальных образований Иркутской области не использует возможности создания собственного органа внешнего контроля над формированием бюджета. При этом было отмечено, что внутренние проверки в финансовых органах территорий проводятся достаточно квалифицированно, но они недостаточно эффективны, так как проверяющие зависят от проверяемых. Александра Вахрина посоветовала представителям муниципалитетов пользоваться услугами независимых аудиторских компаний.

Кроме этого, Александра Вахрина напомнила руководителям территориальных финансовых управлений о том, что им необходимо составить реестр расходных обязательств муниципального бюджета. По нему аудиторами будет определяться сбалансированность бюджета. Эффективность же бюджетных расходов теперь будет контролироваться через целевые программы. Каждый муниципалитет обязан самостоятельно сформировать такие программы и встроить их в свой бюджет.

 

Конгресс муниципальных образований

- В Страсбурге аплодировали намерению России сохранить выборность мэров.

1 июня в Страсбурге в рамках 12-й ежегодной сессии Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) состоялось обсуждение реформы местного самоуправления в России. Как сообщила ИА REGNUM пресс-секретарь президента Конгресса муниципальных образований РФ, мэра г. Углича (Ярославская область) Элеоноры Шереметьевой Ирина Кораблева, участники сессии с большим интересом заслушали информацию министра регионального развития России Владимира Яковлева "О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации". Министр сообщил, что границы муниципальных образований нарезаны, статус определен и до 1 ноября в России пройдут выборы в новые органы местного самоуправления. Аплодисментами было встречено его сообщение о том, что мэры в России назначаться не будут. Ранее мэры городов Европы были очень обеспокоены такой неутешительной с точки зрения демократии перспективой.

В ходе обсуждения российского Закона о местном самоуправлении Элеонора Шереметьева, в частности, отметила: "Сейчас в России работают комиссии при администрации президента, при правительстве РФ. Процесс реализации Закона о местном самоуправлении идет ускоренно. Но совершенно необходим единый информационно-методический центр при Министерстве регионального развития. Также необходима "горячая линия", по которой специалисты могли бы отвечать на вопросы с мест, получать рекомендации и сверять часы с федеральным центром. Меня беспокоит, что губернаторы и чиновники их команд не владеют деталями преобразований в области местного самоуправления. Поэтому так необходимо информационное обеспечение реформы. При этом важно объяснять, что именно зависит от самих людей на местах. России надо шаг за шагом преодолевать ситуацию, когда народ "крутится" вокруг власти. Во всем мире, наоборот, власть вращается вокруг людей и обеспечивает качество их жизни".

Коснувшись обсуждения проблемы местного самоуправления в других европейских странах, она также заметила: "Я глубоко убеждена, что поскольку страны Европы - как бы они ни стремились к объединению - имеют разную ментальность, разную общественно-политическую ситуацию, разный уровень экономического и социального развития, предлагать им единые правила игры нецелесообразно. Поэтому, принимая общие правила, Европа должна учитывать специфику всех стран. Самое главное: при всех обстоятельствах вектор должен оставаться один - на развитие демократии".

Особо на сессии была отмечена работа руководителя Комитета Госдумы России по местному самоуправлению Владимира Мокрого; он был назван "представителем демократии преобразующейся России". Владимир Мокрый не является членом российской делегации КМРВЕ, но специально прибыл в Страсбург на обсуждение российского Закона о местном самоуправлении.

 

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

- Состоялась конференция АСДГ «Молодежная инициатива, власть и бизнес – стратегия партнерства» (Приложение 1).

 

 - Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации» (Приложения 2-17).

 

Новости муниципалитетов

 

Ангарск (АСДГ)

- Субсидии на оплату услуг ЖКХ не будут предоставляться должникам.

Субсидии на оплату услуг ЖКХ в Ангарске будут предоставлять только гражданам, не имеющим долгов перед коммунальными службами. Кроме этого, предоставление субсидий будет приостанавливаться при накоплении трехмесячной задолженности. Предприятия, поставляющие коммунальные услуги, теперь обязаны ежемесячно до 15 числа предоставлять в Управление социальной защиты населения Ангарска списки должников. В их адрес будут направляться уведомление и предложение заключить с соцзащитой соглашение по погашению задолженности. Таким образом, отказ в предоставлении субсидии станет самой крайней мерой.

Еще одно изменение касается определения граждан, имеющих право на льготу. Совокупный доход семьи, которая претендует на предоставление жилищной субсидии, отныне будет исчисляться из всех видов доходов за последние шесть календарных месяцев. Раньше в расчет брались доходы за три месяца.

В настоящий момент в Ангарске субсидии на оплату услуг ЖКХ получают около 20 тыс. человек.

 

Барнаул (АСДГ)

- Получение субсидий будет значительно упрощено.

Председатель комитета администрации города по социальной поддержке населения Татьяна Абакумова сообщила, что в целях снижения документооборота по назначению субсидий уже налажен обмен данными в электронном виде между отделами субсидий и ООО "Вычислительный центр ЖКХ", обслуживающим ресурсоснабжающие организации, расчет с которыми идет через систему "Город".

Для повышения качества обслуживания населения в настоящее время сотрудники комитета совместно со специалистами системы "Город" ведут работу по созданию собственной городской программы для назначения субсидий. Новый программный комплекс позволит использовать необходимые для назначения сведения в реальном времени, повысить качественный уровень данных, предоставляемых коммунальными службами. Проект находится в стадии начального тестирования и отладки. Для эффективного функционирования этого программного обеспечения необходимо автоматизировать ЖЭУ, ПЖЭТ города и провести к ним надежные каналы связи, а также проложить каналы связи к комитетам по социальной поддержке, защите населения.

"На сегодняшний день проблема со связью решена для комитета по социальной защите населения и нескольких ЖЭУ Центрального района, что дает возможность начать отладку программного обеспечения. При нормальной организации потоков данных отпадает необходимость в предоставлении населением не только выписок с лицевого счета, но и справок о составе семьи. Комплекс также даст возможность централизованного использования необходимых для назначения субсидий данных Центра занятости населения, ЗАГСов, паспортно-визовых служб, налоговых инспекций, Пенсионного фонда и других служб", - подчеркнула Татьяна Абакумова.

Централизовано использовать данные, которыми располагают районные комитеты по социальной поддержке и защите населения, позволит программный комплекс, разрабатываемый специалистами АлтГТУ. Как отметила Татьяна Абакумова, при использовании этого программного комплекса назначение социальных пособий и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться на основании единого стандартного комплекта документов по принципу "единого социального окна". Новый программный комплекс позволит также объединить разрозненные данные о населении, нуждающемся в социальной поддержке.

Программный продукт находится в стадии разработки технического задания и потребует прокладки надежных каналов связи. Специалистами ИВЦ администрации г. Барнаула проанализирована возможность подключения 5 комитетов по социальной поддержке, защите населения и 21 ЖЭУ, ПЖЭТ к общей информационной системе.

 

Братск (АСДГ)

- На рассмотрение Думы выносится проект программы по энергоресурсосбережению в ЖКХ 2005 года

Для Братска эта программа сегодня – ключевая. 8 месяцев длится отопительный сезон, а расходы на тепло растут с каждым годом. В программе – планы по установке приборов учета и регулирования, проведению энергосберегающих мероприятий и внедрению эффективных технологий. На программу 2005 года нужны 36 млн. рублей. Экономический эффект от вложений – 40 миллионов.

Энергосбережением в Братске начали заниматься еще в 1996 году, особенно активно- с 2000-ного. Тогда специальной программы не требовалось – приборы учета и регулирования устанавливали за счет предприятий ЖКХ, бюджетных средств подготовки к зиме, части квартплаты, плюс за счет эффекта экономии, которую давали уже работавшие приборы. В этом году – ситуация иная. Тарифы для населения остались на прежнем уровне, остался 90% порог оплаты горожанами услуг ЖКХ, а инфляция повысила цены абсолютно на все. Прежняя система финансирования энергосбережения работать уже не может. Комитет по ЖКХ видит выход в принятии целевой программы – на деньги бюджета, предприятий ЖКХ, населения. Останавливать процесс энергосбережения, капитальных вложений в инфраструктурные сетевые отрасли нельзя ни в коем случае. Недавняя энергетическая авария в Москве – внятный сигнал тревоги.

Цель программы – полный охват жилого сектора приборами учета и регулирования. Сейчас 72% жилья контролируются приборами учета, но учет – это только первый шаг, гарантирующий точность оплаты за потребленное. Реальное энергосбережение могут обеспечить только приборы регулирования, которых еще мало. Экономию энергии, холодной и горячей воды дают также реконструкции систем, восстановление тепловой изоляции трубопроводов, применение антикоррозийной мастики, замена ветхих металлических сетей на пластиковые. Все это предусматривает проект программы. Чтобы вложить 36 миллионов, надо их откуда-то взять. Часть – у предприятий – сетевиков, ТЭПа и БИС. Часть – в бюджете. Часть – у населения, через тариф. Проект выносится на рассмотрение Думы, а там будет ясно, что возьмет верх - политика или экономика, популизм или ответственность. Главное оспорить невозможно – что энергосбережением заниматься необходимо, и что каждый - в квартире ли, на предприятии ли – должен платить ровно за то, что потребил, и стремиться это потребление снизить. 

 

Зима (АСДГ)

- Принят новый Устав города.

Новый устав Зимы был принят на очередном заседании городской думы в соответствии с требованием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Напомним, все муниципальные образования до 1 июля 2005 года должны привести свои уставы в соответствие с нормами федерального законодательства. Новые документы вступят в силу с 1 января 2006 года.

Согласно новому Уставу, в составе представительного органа местного самоуправления Зимы сохранится прежнее число депутатов – 21 человек. Мэр будет избираться прямым тайным голосованием населения. Проект нового устава прошел предварительную экспертизу в Главном правовом управлении Иркутской области. Кроме того, он обсуждался на специально созданной думской комиссии. Депутаты внесли только одно изменение в его текст, оно касается процедуры голосования при избрании заместителя председателя городской думы. Теперь кандидатура на эту должность будет утверждаться не открытым, как было предложено в проекте устава, а тайным голосованием. С этим изменением устав Зимы был принят. В ближайшее время он будет направлен для регистрации.

 

Красноярск (АСДГ)

- В городе утверждены все этапы и элементы бюджетного процесса - от формирования до утверждения отчета о его исполнении.

На последней сессии Красноярского городского Совета, которая прошла 31 мая, был принят целый ряд фундаментальных решений, особенно важных для развития городского самоуправления. Одним из них является решение городского Совета «О бюджетном процессе в городе Красноярске».

Работа над проектом столь важного решения была тщательной и скрупулезной. Учитывая, что он непосредственно касается деятельности и администрации города, и городского Совета, была создана специальная рабочая группа постоянной комиссии по бюджету и собственности. Проект довольно долго обсуждался на рабочей группе и во всех комиссиях городского Совета. Работа усложнялась тем, что в 2004 году шла административная и бюджетная реформа, постоянно менялось федеральное законодательство. Необходимо было документ приводить в соответствие с этими изменениями.

В результате решение о бюджетном процессе учитывает:

- все этапы и элементы бюджетного процесса города – от формирования бюджета до утверждения отчета о его исполнении;

- исторически сложившийся в Красноярске порядок утверждения бюджета;

- создание контрольного органа: контрольно-счетной палаты города;

- новый порядок исполнения бюджета по расходам через территориальный орган краевого казначейства.

Таким образом, разработан документ, который будет реально применяться на практике, а не поставлен на полку для галочки. Принятие решения «О бюджетном процессе в городе Красноярске» действительно жизненно необходимо для качественной подготовки проекта бюджета города, его своевременного утверждения и исполнения.

Структурно решение состоит из 10 глав. В нем прописан и перечень документов, входящих в бюджетное послание, и содержание самого решения о бюджете города, и приложений к нему. Центральное место занимает порядок прохождения проекта бюджета в городском Совете, в который до 25 ноября Глава города вносит бюджетное послание на очередной финансовый год. Этот порядок основан в первую очередь на согласительных процедурах, то есть большая часть работы над проектом бюджета проводится в комиссиях городского Совета. Это четко обозначено в документе. Проект бюджета будет обсуждаться с каждым депутатом, по  результатам чего на сессию выносится доработанный документ, который утверждается в 2 этапа. На первом этапе определяются основные характеристики бюджета города. На втором этапе, после обсуждения проекта по конкретным доходным и расходным статьям, бюджет утверждается в целом. Если на каком–либо из этапов бюджет города не утверждается, то создается согласительная комиссия с целью разрешения сложившихся противоречий. Так вкратце выглядит процедура рассмотрения и утверждения решения о бюджете города. Она сегодня уже фактически применяется и всем знакома.

Есть в Положении о бюджетном процессе и некоторые особенности: Во-первых, определено, что решение о бюджете города будет вступать в силу со дня его официального опубликования. Со дня подписания, решение о бюджете может вступать в силу только в случае его утверждения после начала финансового года. Во-вторых, с этого года город может привлекать средства только на возмездных условиях. Соответственно определено, что кредиты из бюджета города и частным, и муниципальным предприятиям предоставляются также на платной основе. В-третьих, разделен порядок внесения городских целевых программ в городской Совет. Краткосрочные программы (со сроком реализации в один финансовый год) вносятся в городской Совет одновременно с бюджетным посланием, так как они направлены на дополнительное финансирование специальных отраслевых мероприятий. Долгосрочные стратегические программы города - утверждать до внесения бюджетного послания.

Кроме того, впервые в городе будут нормативно закреплены следующие положения: Во-первых, детально, пошагово расписаны действия администрации города по исполнению бюджета: от утверждения бюджетных росписей и смет до завершения финансового года. Во-вторых, администрация взяла на себя обязательства ежеквартально предоставлять в городской Совет информацию об исполнении бюджета города. Составу и сроку информирования посвящена отдельная статья 75 Положения. В-третьих, в главе девятой установлены конкретные сроки работы по отчету об исполнении бюджета города. Основной датой, до которой отчет должен быть подготовлен и внесен в городской Совет, определено 1 мая очередного года.

Документ в этом виде является согласованным и проработанным решением депутатских комиссий и администрации города.

 

Находка (АСДГ)

- В городе продолжается реформа местного самоуправления.

До конца года в Находке должны вступить в силу более 130 новых муниципальных правовых актов. Совместную работу по их разработке и утверждению проводят администрация Находки и городская Дума.

С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Согласно требованиям федерального законодательства, к этому времени все муниципально-правовые акты должны соответствовать требованиям проводимой в России реформы местного самоуправления. В Находке необходимо утвердить более 130 документов, 15 из них уже принято, 19 направлено на рассмотрение в городскую Думу, более 60 проектов разработаны структурными подразделениями администрации города и находятся на согласовании, остальные в стадии разработки. Как сказала заместитель начальника организационно-контрольного управления администрации Татьяна Мельник, наиболее важны проекты муниципально-правовых актов по вопросам градостроительной деятельности, землепользования, организации деятельности жилищно-коммунального комплекса, жилищного строительства и пересмотра межбюджетных отношений. В первоочередном порядке городской Думой были приняты муниципально-правовые акты, регламентирующие порядок участия жителей Находки в осуществлении местного самоуправления. В связи с разграничением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, специалистами администрации города разрабатываются проекты муниципально-правовых актов в области образования, здравоохранения и социального обеспечения граждан. Их разработка осложнена тем, что в Приморском крае отсутствуют соответствующие   нормативы на федеральном и краевом уровнях. Работа над всеми проектами должна быть завершена до конца текущего года.

 

Новосибирск (АСДГ)

- О заседании экономического Совета, посвященного строительству жилья.

В прошлом году в Новосибирске было построено 500 тыс кв. м. жилья. В ближайшие годы предполагается улучшить это достижение вдвое – ввести до 1 млн кв. м. жилья.

Об этом 7 июня говорилось на заседании экономического Совета, которое провел первый заместитель мэра Владимир Шумилов. А с докладом на нем выступил Сергей Боярский, начальник департамента строительства и архитектуры мэрии.

Под будущий 1 млн кв. м. жилья уже подобрано 209 перспективных площадок. Предполагается, что 800 тыс кв. м. из него будут составлять многоквартирные дома, которые в будущем придется обслуживать структурам мэрии, а остальные 200 тысяч обеспечит индивидуальное строительство. Цифры эти реальны, но нельзя забывать и о проблемах отрасли.

С 1 октября текущего года, согласно Градостроительному кодексу, все земельные участки будут выделяться исключительно через открытые торги. Это довольно сложная процедура. Для массовой застройки также недостаточно развита и инженерная инфраструктура. Эту проблему нужно решать комплексно, с привлечением инвесторов. Не обойтись без них и в строительстве локальных источников тепло- и энергоснабжения. Городу не хватает ресурсов, и именно такой выход поможет справиться с нарастающим дефицитом средств. Также требует развития системы водоснабжения и канализации. Кроме того, для резкого увеличения объема строительства необходимы дешевые кредиты, а этот вопрос тоже не решен. Пока во многом проблему притока в отрасль денежных ресурсов решают в нашем городе привлекаемые инвестиционными компаниями средства приезжих.

Существенным фактором, влияющим на политику властей, является то, что в Новосибирске существует около 800 тыс кв. м. аварийного и ветхого жилья, которое нужно сносить. Сейчас идет инвентаризация подобного жилья в частном секторе. Это необходимо, в том числе, и для разработки градостроительной документации. На прошедшем недавно форуме АСДГ было отмечено, что в Новосибирске интенсивно идет корректировка Генерального плана. Скоро он будет закончен, и уже в конце текущего года его вынесут на общественное обсуждение.

В планах мэрии и строительство социального жилья. В ближайшие два года будут построены 300 квартир для работников бюджетной сферы – согласно программе, утвержденной городским Советом депутатов. На большее пока не хватает средств. Жилье будет выделяться по трем адресам: начато строительство дома по улице Петухова (196 квартир), в стадии проектирования находятся дома по улицам Есенина и Выборной (135 и 352 квартиры соответственно).

В 2005 году Новосибирск не готов еще взять миллионную планку, но результат прошлого года будет превзойден – в городе планируется построить 550-560 тыс кв. м. жилья.

 

- Федеральный закон № 122 внес изменения в порядок возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг льготникам, проживающим в ТСЖ и ЖСК.

С этого года, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 122, изменился порядок возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг льготникам, проживающим в ТСЖ и ЖСК.

Если раньше за льготников мэрия напрямую перечисляла деньги поставщикам услуг, то сейчас все расходы, связанные с предоставлением субсидий, предусмотрены в виде субвенций, поступающих из областного бюджета. Возмещение расходов происходит через управление финансов и налоговой политики мэрии, которое должно отчитаться за полученные субвенции. Поэтому каждое товарищество собственников жилья и каждый жилищно-строительный кооператив должны заключить договоры с управлением финансов и налоговой политики мэрии. Только при наличии такого договора бюджет города сможет получить компенсацию из областного бюджета и рассчитаться за каждого конкретного льготника.

Чтобы ускорить эту процедуру, к работе привлекаются службы социальной защиты районов - для сверки реестров. Однако от самих ТСЖ и ЖСК, в первую очередь, требуется скорейшее заключение договоров и составление реестров льготников. До тех пор, пока таких списков нет, льготники вынуждены будут платить за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме.

На сегодняшний день из 563 ТСЖ и ЖСК Новосибирска договоры имеют лишь 259. С учреждениями соцзащиты согласовано 144 договора. Подано заявок на финансирование - только 60.

Заместитель мэра Анатолий Корнилов провел совещание с заместителями глав районных администраций, курирующих социальную сферу, и потребовал ускорить работу по уточнению списков льготников, проживающих в ТСЖ и ЖСК. По предварительным данным, таких на сегодняшний день около 21 тысячи человек. Все они должны своевременно получать возмещение на оплату услуг ЖКХ. Во многом это зависит от руководителей ТСЖ и ЖСК, от которых требуется представить списки льготников. Задача служб социальной защиты - сверить их и передать в электронном виде рассчетно-кассовому центру для расчетов с поставщиками.

Перед районными службами соцзащиты поставлена задача: завершить сверку реестров на этой неделе. Департамент по социальной политике мэрии обращается также ко всем ТСЖ и ЖСК города с просьбой своевременно выполнить поставленную задачу, чтобы у жильцов впредь не возникало проблем с оплатой жилищно-коммунальных услуг.

 

Омск (АСДГ)

- Приняты изменения в бюджет города.

На состоявшемся 1 июня заседании Омского городского Совета депутаты приняли к рассмотрению изменения в документ «О бюджете города Омска на 2005 год». Проектом решения предусмотрено увеличение доходов на 72 606,2 тысячи рублей от сдачи в аренду имущества, находящегося в управлении муниципальных органов, и на 8000 тысяч рублей по статье «Доходы местных бюджетов от продажи квартир». В связи с необходимостью проведения капитального ремонта жилищного фонда города, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии, и погашения задолженности перед подрядными организациями за выполненные работы по капремонту жилищного фонда прошлых лет увеличены ассигнования на сумму почти 261 млн. рублей. В целом по статье «Капитальный ремонт жилищного фонда» запланирована сумма 415 млн. рублей.

По фактически осуществленному финансированию расходов на мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы, увеличены ассигнования бюджета на оказание финансовой поддержки ветеранским общественным организациям на сумму 269 тысяч рублей. Также увеличены расходы по адресным инвестиционным программам на 2005 год – они составят 52 820 тысяч рублей.

Депутатами были приняли к рассмотрению и изменения в «Правила благоустройства города Омска». В частности, речь шла о пункте 2.2.8 правил, по которому уборка и содержание мест, предназначенных для разворота транспорта общего пользования и размещенных на них остановок, возлагалась на департамент транспорта администрации города. По словам директора департамента Владимира Губера, сегодня подразделение не имеет технической возможности заниматься этим вопросом. Только с разворотных площадок еженедельно вывозится до 25-35 кубометров мусора. Ранее на основании договоров уборка проходила на средства частных автоперевозчиков, теперь деньги аккумулируются в бюджете города. Поэтому необходимо передать функцию по уборке данных территорий в окружные ДЭУ.

 

- Вопрос о мерах по увеличению поступлений в бюджет города Омска средств от пользования земельными участками был заслушан 6 июня на аппаратном совещании у Мэра города.

Сегодня муниципалитет основные доходы от использования земельных ресурсов получает за счет земельного налога, арендной платы за землю, продажи в частную собственность застроенных земельных участков, права аренды земли. Полномочия органов местного самоуправления в плане сбора земельного налога установлены Налоговым кодексом. В соответствии с Федеральным Законом Омский городской Совет в срок до 01.12.2005 г. должен принять решение, устанавливающее ставки земельного налога в виде процентной доли от кадастровой стоимости земельных участков. Вторым по важности источником поступлений в бюджет города от пользования землей является арендная плата за землю. В настоящее время ее начисление и сбор регулируется Постановлением Мэра города Омска от 19.04.2004 г. «О ценовом зонировании и порядке расчета ставок арендной платы за землю и поправочных коэффициентов к ним на территории города Омска». Планируемые поступления в бюджет города по итогам 2005 года составляют по объектам городского значения 171 млн. рублей, по объектам окружного значения - 4,3 млн. рублей.

Сумма средств от продажи в частную собственность застроенных земельных участков составляет 35 млн. руб. в год. Возможность ее увеличения обусловлена двумя факторами – активностью покупателей и скоростью рассмотрения заявлений Суммы, получаемые бюджетом по договорам купли-продажи, в текущем году составили 17 млн. руб. За счет ускорения документооборота вполне реально выполнение финансового плана в сумме 35 млн. руб.

От миллиона рублей бюджет может зарабатывать на каждом земельном участке, предназначенном для строительства многоэтажного дома. Разрабатывается целевая программа, которая определяет порядок, сроки и стоимость формирования земельных участков. В условия торгов нужно включать обязательства застройщиков как по благоустройству территории, так и по строительству объектов социальной инфраструктуры или по долевому участию в их финансировании.

Последний источник наполнения бюджета – это земельные участки для целей не связанных со строительством. В настоящее время формирование таких участков осуществляется по заявительному принципу. Формируя участки для предоставления на торгах, можно учесть все необходимые требования и упорядочить размещение данных объектов. Конкретизация указанных направлений содержится в проектах соответствующих городских программ, над которыми в настоящее время в департаменте недвижимости ведется  целенаправленная работа.

 

Томск (АСДГ)

- Единый социальный проездной приносит убытки муниципальному транспорту.

Анализ доходов муниципальных транспортных предприятий за последние месяцы показывал: перевозки горожан по единому социальному проездному приводят к значительным убыткам. С февраля по май потери транспортников составили около 6 млн. рублей.

Напомним, что на сегодняшний день стоимость единого проездного составляет 200 руб. Эти деньги расщепляются между основными перевозчиками: доля городских предприятий 63% (речь идет о ТТУ, ОАО Горавтотранспорте). Поскольку эти средства покрывают только часть расходов предприятий, из областного бюджета идет компенсация перевозчикам - на каждый социальный проездной 50 рублей в месяц. Но расчеты специалистов департамента дорожного строительства, транспорта и благоустройства показывают, что возмещение расходов из бюджета должно быть увеличено с 50 до 515 рублей. Дело в том, что согласно инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения стоимость единого социального проездного билета в городе должна рассчитываться из стоимости 55 поездок в месяц на каждый вид транспорта. Таким образом, стоимость единого социального проездного должна равняться 715 рублей.

Непроработанность схемы реализации единого социального проездного также приводит к убыткам муниципальных транспортников. Количество билетов, принятых к возмещению ОГУ «Центр государственных социальных льгот, выплат и жилищных субсидий департамента социальной защиты населения администрации Томской области», значительно меньше предъявленных ФГУП «Почта России». С февраля по май потери составили около полумиллиона рублей.

Значительно сложнее доказать ущерб, полученный из-за низкой степени защищенности социальных проездных от подделок. Количество льготных перевозок в городском электротранспорте уже сейчас практически сравнялось с аналогичным периодом прошлого года. Хотя, конечно же, далеко не все льготники, приобрели единый социальный проездной билет. Для справки: с февраля по май 2005 г. реализовано всего 16 964 единый социальных проездных билета. В прошлом году транспортной льготой пользовались 127 тыс. томичей.

В результате трамвайно-троллейбусное управление и «Горавтотранс» не получает возмещения затрат на перевозки горожан, пользующихся социальным проездным. При этом предполагалось, что монетизация льгот отменит необходимость дотаций на общественный транспорт. На деле, дотаций не стало, а новая схема с применением социального проездного, предложенная как панацея областной администрацией, добивает и без того обескровленный муниципальный транспорт.

 

Тюмень (АСДГ)

- О передаче приватизированных одноквартирных жилых домов собственникам жилых помещений.

Вопрос передачи приватизированных одноквартирных жилых домов собственникам жилых помещений был одним из требующих незамедлительного решения в интересах жителей города. Ситуация складывалась таким образом, что, являясь собственником жилого помещения, человек не был собственником дома в целом. Это приводило к таким последствиям, как необходимость прохождения длительных согласований реконструкции и ремонта жилого дома. Вместе с тем, передав в собственность граждан жилое помещение, собственник строения – муниципалитет – был заинтересован в исключении такого объекта из реестра муниципальной собственности, потому как фактически таким объектом не распоряжался в полной мере. Кроме того, дом полностью содержит и ремонтирует собственник жилого помещения. Таким образом, это усложняло взаимоотношения собственника жилого дома и собственника жилого помещения – гражданина.

С целью разрешения этой ситуации решением Тюменской городской Думы от 27.11.2001 № 226 были внесены изменения в положение о приватизации муниципального жилищного фонда г. Тюмени, утвержденное решением Тюменской городской Думы от 27.10.1999 № 507, в соответствии с которыми «при приватизации жилого помещения в одноквартирном жилом доме в собственность переходит весь жилой дом». На основании вышеуказанной нормы балансодержатели муниципального жилищного фонда получили возможность передавать приватизированные одноквартирные жилые дома собственникам жилых помещений. Такая передача осуществляется и в настоящее время. Её оформление происходит путем составления и подписания акта приемки-передачи основных средств. Если гражданин – собственник жилого помещения – в силу каких-либо причин не желает принимать дом, то он вправе просто не подписывать акт приемки-передачи. Отказ от подписи фиксируется в акте, составленном в тот же момент. Следует отметить, что одноквартирный жилой дом и в этом случае подлежит исключению из реестра муниципальной собственности.

 

Направляю:

- перечень № 429 нормативно-правовых и распорядительных документов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших в АСДГ с 24.05.2005 по 31.05.2005

 

Приложения к информационному бюллетеню № 18:

Для получения интересующего приложения необходимо направить в исполнительную дирекцию АСДГ (ИД АСДГ) запрос по электронной почте, факсу или телефону, указав пятизначный код документа.

 

 

Код

приложения

Содержание

92573

Приложение 1. Программа и регламент конференции АСДГ «Молодежная инициатива, власть и бизнес – стратегия партнерства» 02-04 июня 2005 г., г. Красноярск

92574

Приложение 2. Решение Хабаровской городской Думы 19.04.2005 № 62 «Об утверждении Временного порядка размещения оборудования телевидения и связи юридическими и физическими лицами на конструктивных элементах объектов муниципальной собственности г. Хабаровска»

92575

Приложение 3. Постановление мэра г. Хабаровска 04.04.2005 № 555 «О задачах муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска по работе в новых правовых и финансовых условиях»

92576

Приложение 4. Постановление мэра г. Хабаровска 06.04.2005 № 561 «Об утверждении Положения о городских дворовых досуговых площадках по работе с детьми и подростками на жилмассивах города»

92577

Приложение 5. Постановление мэра г. Хабаровска 20.04.2005 № 652 «О проведении конкурса на лучшее муниципальное медицинское учреждение по работе с ветеранами»

92578

Приложение 6. Распоряжение мэра г. Хабаровска 06.04.2005 № 836-р «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения документов на право воспроизведения и использования изображения герба г. Хабаровска»

92579

Приложение 7. Постановление Череповецкой городской Думы 26.04.2005 № 44 «Об утверждении Временного положения о порядке и размерах оплаты родителями (законными представителями) расходов на обеспечение питания воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях»

92580

Приложение 8. Распоряжение мэра г. Иркутска 14.04.2005 № 031-10-417/5 «О порядке принятия решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска»

92581

Приложение 9. Постановление мэра г. Иркутска 20.04.2005 № 031-06-705/5 «О проезде отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте на садоводческих маршрутах г. Иркутска»

92582

Приложение 10. Постановление мэра г. Иркутска 27.04.2005 № 031-06-745/5 «О проведении мероприятий, посвящённых празднованию 85-летия Иркутской организации ВЛКСМ»

92583

Приложение 11. Постановление главы г. Комсомольска-на-Амуре 29.03.2005 № 52 «Об утверждении новой редакции Положения о порядке передачи в аренду объектов недвижимого и движимого имущества, находящихся в муниципальной собственности города Комсомольска-на-Амуре»

92584

Приложение 12. Решение Находкинской городской Думы 28.01.2005 № 331 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета г. Находки»

92585

Приложение 13. Решение Находкинской городской Думы 27.04.2005 № 377 «Об утверждении Положения о порядке освобождения земельных участков, занятых самовольно установленными некапитальными гаражами, размещения и эксплуатации некапитальных гаражей на территории Находкинского городского округа»

92586

Приложение 14. Решение городского Совета г. Новосибирска 18.05.2005 № 12 «О Положении о порядке назначения и проведения опроса граждан»

92587

Приложение 15. Решение городского Совета г. Новосибирска 18.05.2005 № 13 «О Положении о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления»

92588

Приложение 16. Распоряжение мэра г. Новосибирска 31.05.2005 № 3867-р «О мероприятиях по повышению безопасности при эксплуатации муниципального жилищного фонда»

92589

Приложение 17. Решение городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой 26.05.2005 № 41 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях  муниципальном образовании город Новый Уренгой»

 

С текстами Приложений к информационным бюллетеням можно ознакомиться на сайте АСДГ по адресу: http://www.asdg.ru в разделе «Информационный бюллетень АСДГ».

 

Электронные версии Бюллетеня АСДГ можно просмотреть на сайте АСДГ по адресу: http://www.asdg.ru  

 

При неполучении заказанных документов, просьба обратиться к администратору БД АСДГ Ауровой Юлии Александровне по телефону (383-2) 27-11-16, e-mail: admin@asdg.ru

 

Редактор Бюллетеня АСДГ - Шлегель Аркадий Станиславович,

тел. (383-2) 27-11-52, 23-85-00, факс 27-11-08, e-mail: Shlegel@asdg.ru

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов