Информационный бюллетень АСДГ

Редактор бюллетеня
Шлегель А.С.

(383-2) 27-11-52
E-mail: Shlegel@asdg.ru

Исполнительная дирекция АСДГ находится по адресу: 630099 Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16
Тел:(383-2) 23-85-00
Факс:(383-2) 27-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

Тел: (383-2) 27-11-16

 

Информационный бюллетень АСДГ
№ 17 (245) от 27 мая

Президент Российской Федерации
- Президент Российской Федерации Владимир Путин огласил ежегодное Послание Федеральному собранию (Приложение 1).
Выступление президента заняло около пятидесяти минут. В своем послании Путин дал оценку нынешней ситуации в стране, определил стратегические задачи в политической, экономической и социальной сферах.

- Владимир Путин просит правительство РФ тщательно проработать пакет законопроектов о разделе полномочий между уровнями власти.
На совещании с членами кабинета министров Президент сообщил, что вопрос о разделе полномочий между уровнями власти будет рассмотрен на ближайшем заседании Госсовета. В этой связи глава государства попросил правительство "тщательно подойти ко всему пакету законопроектов о разделе полномочий и провести широкое обсуждение этого вопроса с участием губернаторов на одном из ближайших заседаний Госсовета". В распоряжении президента РФ, опубликованном на официальном сайте главы государства в Интернете, говорится, что заседание Госсовета по взаимодействию федеральных и региональных органов власти пройдет 1 июня в Кремле.

- Президент РФ Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в ФЗ "О бюджетной классификации РФ". Закон был принят Госдумой 28 апреля 2004 года и одобрен Советом Федерации 12 мая 2004 года.
Данный документ реализует одну из статей бюджетного кодекса, по которой одновременно с проектом ФЗ "О федеральном бюджете на очередной финансовый год" Правительство РФ вносит в Госдуму проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О бюджетной классификации РФ".
Изменения вносятся в классификацию доходов бюджетов РФ, в функциональную классификацию расходов бюджетов, экономическую классификацию расходов, в ведомственную классификацию и классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. Они обусловлены изменениями налогового законодательства и названий отдельных позиций классификации доходов. Кроме того, изменения внесены в перечень целевых статей и видов расходов.
В связи с образованием стабилизационного фонда в состав показателей классификации источников внутреннего финансирования дефицитов вводится позиция "изменение остатков средств стабилизационного фонда федерального бюджета".
Госдума рекомендовала Правительству при формировании проекта ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотреть ряд целевых статей. В частности, на поддержку соотечественников, проживающих в странах Балтии и дальнего зарубежья, "Обеспечение безопасности воздушного транспорта и полетов воздушных судов", "Обеспечение авиационной безопасности", "Обеспечение экологической безопасности". Кроме того, Госдума рекомендовала предусмотреть разделение целевой статьи расходов "Боевая подготовка" в разделах "Национальная оборона" и "Правоохранительная деятельность".

Правительство Российской Федерации
- Премьер-министр Михаил Фрадков утвердил новый состав правительственной комиссии по административной реформе. Соответствующее распоряжение премьер подписал 21 мая.
Согласно документу, в состав комиссии вошли: руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Козак, помощник Президента РФ - начальник Государственно-правового управления Президента Лариса Брычева, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта Игорь Левитин, министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр образования и науки Андрей Фурсенко, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр юстиции Юрий Чайка, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, директор Департамента государственного управления и местного самоуправления Правительства РФ Всеволод Вуколов, заместитель министра финансов РФ Татьяна Голикова, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт, начальник Экспертного управления Президента Аркадий Дворкович, заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, директор Департамента экономики и финансов Правительства РФ Антон Дроздов, заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Михаил Копейкин, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александра Левицкая, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау, директор Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ Валерий Михайлов, начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ Алексей Московский, руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерий Назаров, заместитель руководителя Аппарата Правительства Сергей Нарышкин, губернатор Тюменской области Сергей Собянин, глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский, заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Руслан Цаликов, заместитель министра внутренних дел РФ - начальник Федеральной миграционной службы МВД России Александр Чекалин, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) (по согласованию) Александр Шохин, полномочный представитель Правительства РР в Совете Федерации РФ Андрей Яцкин.

- Премьер-министр Михаил Фрадков своим распоряжением от 22 мая 2004 года утвердил состав правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением кабинета министров от 30 апреля.
Заместителями председателя комиссии (напомним, что им является вице-премьер Александр Жуков) назначены глава Минэкономразвития Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин. Также в состав комиссии включены депутат Госдумы от фракции "Единая Россия", глава подкомитета по налоговому законодательству бюджетного комитета Госдумы Наталья Бурыкина, замглавы Минфина Татьяна Голикова, руководитель секретариата А.Жукова Алексей Головков, начальник Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович, директор Департамента экономики и финансов Правительства Антон Дроздов, Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Сергей Калашников, замглавы Минпромэнерго Иван Матеров, помощник премьер-министра Владимир Миловидов, директор Департамента отраслевого развития Правительства Ольга Пушкарева, помощник премьер-министра Борис Френкель, министр образования и науки Андрей Фурсенко, замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов, а также ректоры Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и Академии народного хозяйства при Правительстве Владимир Мау.
Правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов является органом, образованным для координации работы по подготовке субъектами бюджетного планирования ежегодных докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Основной задачей комиссии является координация работы субъектов бюджетного планирования в целях: создания условий и предпосылок для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов в соответствии с приоритетами социально-экономической политики государства; повышения эффективности государственных расходов за счет их ориентации на достижение общественно значимых измеримых результатов; осуществления перехода от управления бюджетными средствами к управлению бюджетными результатами, в рамках которого бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики; развития системы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами; осуществления перехода к среднесрочному и долгосрочному бюджетному планированию.
Комиссия для реализации возложенной на нее задачи осуществляет следующие функции: рассматривает предложения субъектов бюджетного планирования и дает рекомендации по совершенствованию принципов и правил подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования; рассматривает доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях их деятельности с отчетами о фактическом и планируемом расходовании бюджетных средств, направленном на достижение измеримых результатов; подготавливает рекомендации по уточнению основных направлений и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования и доработке докладов, а также по разработке и реализации ведомственных целевых программ; координирует подготовку и разработку доклада Правительства РФ о целях и результатах бюджетной политики, начиная с проекта федерального бюджета на 2006 год; рассматривает и утверждает рекомендации по повышению эффективности подготовки и реализации федеральных целевых программ; осуществляет контроль над реализацией предложений и рекомендаций комиссии.

- Российское правительство в ближайшие дни внесет в Государственную Думу проект закона по замене льгот для пенсионеров и инвалидов на денежные компенсации.
Об этом сообщил источник в правительстве РФ. "В Госдуму будет внесен соответствующий проект закона, который касается монетизации льгот на проезд в пригородном и городском транспорте, на медикаменты и санаторно-курортное лечение. Льготы на ЖКХ в данном законопроекте затронуты не будут", - заявил источник. Как передает РИА-Новости, источник отметил, что перевод федеральных льгот на денежные компенсации в случае утверждения Госдумой будет осуществлен с 1 января 2005 года и обойдется федеральному бюджету в 170 миллиардов рублей. При этом, подчеркнул источник, бюджет не будет компенсировать льготы ветеранам труда и ветеранам тыла. Кроме того, решение по монетизации ЖКХ отложено, как минимум, на год и в 2005 году льготники будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги в том же объеме. Как отметил источник, согласно проекту закона, с 2005 года Герои России, СССР и соцтруда будут получать взамен льгот 75% от своей пенсии, инвалиды и участники войны - 45-50% от пенсии. Жители блокадного Ленинграда будут получать 55%, инвалиды первой группы - 66%, инвалиды второй группы - 64%, инвалиды третьей группы - 79%, дети-инвалиды - 74%, а инвалиды детства - 98%.
Как пояснил источник, согласно новому проекту, произойдет перераспределение льгот, и в рамках предложенной суммы льготник сам выберет приоритет на год, что ему нужнее - проезд на видах транспорта, медикаменты или санаторно-курортное лечение. "Это не отмена льгот - мы меняем механизмы их предоставления", - подчеркнул источник. "Без реформирования системы получения льгот мы не сможем реформировать ни одну из отраслей социальной сферы, поэтому правительство готово с 2005 года отдать 170 миллиардов рублей на компенсацию льгот", - подчеркнул источник.

- Правительство одобрило концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах, предполагающую переход от управления бюджетными ресурсами к управлению результатами.
Как сообщает пресс-служба Правительства, постановление "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" было подписано премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым 22 мая.
Данная концепция была разработана в рамках исполнения бюджетных посланий Президента и программ социально-экономического развития страны, с учетом принципов реструктуризации бюджетного сектора. Она направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Основная цель реформирования бюджетного процесса - создать условия для эффективного управления госфинансами. Для этого планируется осуществить переход от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" к "управлению результатами".
Концепция "управления ресурсами" предполагает формирование бюджета в основном через индексацию сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации РФ. Такой подход, по мнению разработчиков, обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. Управление бюджетом сводится, главным образом, к контролю соответствия фактических и плановых показателей. В соответствии с концепцией бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов госполитики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям, при их планировании обосновываются конечные результаты в рамках бюджетных программ. Также предполагается повышение самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств. Планируется, что будет формироваться общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение функций и программ, администраторы бюджетных средств будут детализировать направления использования ассигнований (будут созданы стимулы для оптимизации использования ассигнований). Ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.
Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Суть данной модели - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и бюджетными программами с учетом достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах бюджетных ресурсов, прогнозируемых на долгосрочную перспективу.
Данная модель предполагает также переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим процедура составления и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации с одновременным существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.
В рамках реформирования бюджетного процесса предлагается реформировать бюджетную классификацию РФ и бюджетный учет, выделить бюджеты действующих и принимаемых обязательств, провести совершенствование среднесрочного финансового планирования, а также совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования и упорядочить процедуры составления и рассмотрения бюджета.
В рамках первого направления планируется приблизить бюджетную классификацию РФ к требованиям международных стандартов, учитывая при этом изменения структуры и функций федеральных органов власти в рамках административной реформы. Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств.
Четвертое направление является основным и предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных результатов.
Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета.

- Правительство РФ в целом одобрило предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий на 2005 г.
Такое решение было принято на заседании правительства 27 мая. Рост цен на газ в 2005г. составит 20%, на электроэнергетику - 9,5%, в железнодорожной отрасли - 8,5%.
По оценкам МЭРТ РФ, рост цен на газ и электроэнергию превысит уровень инфляции, которая запланирована на 2005г. в размере порядка 8,5%. Уровень тарифов в железнодорожной отрасли будет укладываться в темпы инфляции.
Вместе с тем премьер-министр Михаил Фрадков отметил, что основной задачей правительства является необходимость сохранять рост цен на услуги естественных монополий в пределах инфляции. Он подчеркнул, что руководители естественных монополий "должны осознавать всю меру ответственности за подготовку и принятие решений" в сфере тарифов.
Ранее глава МЭРТ Г.Греф, заявил, что рост цен на услуги естественных монополий в 2005г. приведет к увеличению потребительских цен не более чем на 2,5 процентных пункта. Вместе с тем, отметил он, предполагается, что вклад роста цен на услуги естественных монополий в общем объеме инфляции составит в 2005г. 29%, в 2004 - 31%.
Также, по расчетам МЭРТ, за счет роста цен в электроэнергетике затраты в промышленности в 2005г. увеличатся на 0,75%. Наиболее чувствительной отраслью окажется алюминиевая промышленность, где рост затрат составит 3%. За счет роста цен на газ, рост затрат в промышленности увеличится на 0,9%. Наиболее чувствительной отраслью будет производство азотных удобрений и цемента, где рост затрат составит 4,4%.

- Несовершенство законодательной базы в сфере ЖКХ препятствует привлечению в отрасль частного капитала.
Об этом заявил глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко на торжественном собрании, посвященном 355-летию ЖКХ. "Нам приходится работать по Жилищному кодексу, принятому в 1985 году, который сегодня сдерживает развитие рыночных отношений в отрасли", - сказал Аверченко. Он добавил, что несовершенство действующего законодательства не только препятствует привлечению частного капитала в ЖКХ, но и сдерживает создание объединений собственников в жилищной сфере. Глава Федерального агентства рассказал, что по итогам 2003 года общий объем просроченной кредиторской задолженности предприятий отрасли составил 155 млрд рублей, дебиторской - 200,8 млрд рублей. Таким образом, непокрытый долг предприятий отрасли перед бюджетом и внебюджетными фондами в 2003 году составил 88,8 млрд рублей, перед организациями энергетического комплекса - 60 млрд рублей. "В условиях кризисного финансового состояния предприятий ЖКХ, недостатка собственных оборотных средств, высокого износа систем жизнеобеспечения особо актуальным видится вопрос привлечения в сферу ЖКХ частного бизнеса", - сказал Аверченко. Он отметил, что уже сейчас в жилищно-коммунальной сфере порядка 25% предприятий имеют частную или смешанную форму собственности.
Глава агентства подчеркнул, что отрасль ЖКХ является одной из самых привлекательных отраслей экономики. Он высказался за привлечение как можно большего числа частных компаний в эту сферу.
"Их инвестиции - это плата за вхождение в этот рынок, лучше прийти сейчас, потому что потом будет труднее, так как те, кто пришел на этот рынок сейчас, будут бороться за него", - отметил Аверченко.
Он также подчеркнул, что органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также предприятия ЖКХ и бизнес-структуры при реализации инвестиционных проектов в этой отрасли должны исходить из основного критерия - соблюдения баланса между текущей доходностью и ростом ценности бизнеса, сообщает РИА "Новости".
"И самое главное - сделать так, чтобы риски при этом были оправданными, а сам бизнес - прозрачным и легальным", - заключил Аверченко.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Госдума может рассмотреть 10 июня в первом чтении пакет из 27 законопроектов, направленных на развитие рынка доступного жилья.
Об этом сообщил на брифинге заместитель председателя Госдумы Георгий Боос.
По его словам, пакет документов состоит из проектов поправок в действующее законодательство, новых вариантов ряда законов, а также из нового Жилищного кодекса РФ.
Госдума может решить, что рассмотрению этого пакета документов должно быть посвящено отдельное пленарное заседание, сказал Боос.

ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС)
- РКС предлагает вариант снижения стоимости ипотечного жилья на 40%.
В конце прошлой недели Председатель Правления ОАО "Российские коммунальные системы" Сергей Яшечкин выступил в г. Орле на совещании, посвященном вопросам развития новой модели бизнеса ОАО "РКС". В частности, С.Яшечкин рассказал руководителям региона об экономическом эффекте, который оказывает деятельность компании на развитие ипотечного строительства жилья.
По его словам, в строительстве жилья примерно 40% затрат приходится на прокладку и обустройство коммунальной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение, электро-, тепло- и газоснабжение). Если эти затраты изъять из стоимости ипотечного жилья и выделить в альтернативный инвестиционный процесс, имеющий другой источник окупаемости, то можно снизить цену продажи каждого квадратного метра при новом строительстве на 40%.
Новая ипотечная модель с раздельным инвестированием строительства жилья и обустройства коммунальной инфраструктуры становится возможной при функционировании в регионе коммерческого оператора коммунального комплекса, одновременно являющегося инвестором. Именно такую позицию занимает сегодня в регионах ОАО "РКС", осуществляя инфраструктурные проекты в 17 городах страны. Компания имеет возможность привлекать средства в развитие коммунальной инфраструктуры помимо ипотечного заказа, и реально проводит модернизацию действующих и создание новых коммуникаций. Выступая в качестве оператора коммунального комплекса, компания организует и контролирует окупаемость инвестиций. Инвестиции в коммунальную инфраструктуру при строительстве нового жилья окупаются, в частности, за счет прироста товарной продукции, поскольку новое жилье приводит к увеличению спроса на коммунальные услуги. Между тем, в настоящее время финансовые институты не достаточно готовы к инвестированию долгосрочных инфраструктурных проектов. С.Яшечкин отметил, что в России сложно привлечь кредиты для реализации подобных проектов на срок более 5 лет. Если в отношении ипотеки уже выстраивается механизм долгосрочного перекредитования, то в отношении коммунальной инфраструктуры, которая является необходимым элементом строительного цикла, такого механизма пока не существует.
ОАО "РКС" считает необходимым в ближайшее время создать инвестиционный фонд развития коммунального комплекса для ипотечного строительства, который будет на конкурсной основе предоставлять средства для реализации инфраструктурных проектов. ОАО "РКС" разработало концепцию модели инвестиционного фонда и в ближайшее время передаст ее на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК)
- АИЖК полностью разместило на ММВБ облигации второй серии А2 на сумму 1.5 млрд. руб., ставка купонов была определена на конкурсе в размере 11% годовых.
Об этом говорится в сообщении компании. Ставка всех последующих купонов равна ставке первого купона.
Выпуск включает в себя 1.5 млн. облигаций номиналом 1 тыс. руб. Выпуск размещается по цене номинала. По облигациям предусмотрена выплата полугодовых купонов. Погашение облигаций состоится 1 февраля 2010 года.
Организаторами этого выпуска являются Внешэкономбанк, Внешторгбанк и инвесткомпания "Ренессанс Капитал". Андеррайтером и платежным агентом по займу является Внешэкономбанк.
Напомним, что Наблюдательный совет АИЖК утвердил решение о выпуске этой серии облигаций 5 марта. По облигациям предусмотрена государственная гарантия Правительства РФ в размере до 2.5 млрд. руб., обеспечивающая исполнение обязательств эмитента по выплате номинальной стоимости облигаций и купонного дохода по ним.
На сегодня в обращении находятся облигации первой серии АИЖК на 1.07 млрд. руб. 1070 ценных бумаг номиналом 1 млн. руб. были размещены на ММВБ 24 апреля 2003 года. Цена размещения составила 106.5% от номинала. Дата погашения облигаций - 1 декабря 2008 года.
Уставный капитал АИЖК составляет 690 млн. руб., все 100% акций принадлежат государству. Агентство было создано для развития на федеральном уровне ипотечного кредитования в России.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
- Отдел Мониторинга СМИ предлагает обзор российской прессы на тему: "Основные события недели. Мнения. Комментарии" (Приложение 2).

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 3-12).

Новости муниципалитетов

Бийск
- Экономика города перейдет на инновационный путь развития.
В администрации Бийска на днях прошло заседание научно-технического совета города. Глава города Иван Кичмаренко выступил с докладом о первоочередных мерах по переводу экономики Бийска на инновационный путь развития. Также в ходе встречи был рассмотрен вопрос о создании интернет-сайта "Бийск - наукоград" и представление резюме инновационного проекта.
В Томской области был осуществлен аналогичный эксперимент по отработке модели территории инновационного развития. Он был проведен в форме межведомственной программы на период 2002-2005 годов. В томской программе-аналоге запланирован рост доли инновационной продукции в приросте промышленного производства до 50% к 2010 году. По результатам исполнения программы уже в 2003 году этот показатель достиг 40%. Это говорит о высокой эффективности мер стратегического характера, - отметили участники заседания научно-технического совета Бийска.

Иркутск (АСДГ)
- Решение об уточнении бюджета города на 2004 год приняли депутаты городской Думы.
Как сообщила председатель комитета по экономике и финансам Галина Зюбр, необходимость корректировки связана с изменениями бюджета областного, поступлением дополнительных средств из бюджетов верхних уровней на реализацию федеральных законов и ожидаемого перевыполнения плана по собственным доходным источникам и доходам от оказания платных услуг.
В результате всех этих изменений доходная часть городской казны увеличится на 101 млн. 849 тыс. рублей. В том числе, по собственным доходным источникам на 39 млн. 255 тыс. рублей, по субсидиям и субвенциям из областного и федерального бюджета на 53 млн. 526 тыс. рублей, дополнительные 9 млн. 68 тыс. рублей поступят от оказания платных услуг населению бюджетными организациями города.
Как отметила Г. Зюбр, наиболее значимые поступления по доходам связаны с увеличением плана по сбору арендной платы за землю (15 млн. 200 тыс. рублей) и увеличением поступлений за негативное воздействие на окружающую среду (1 млн. 397 тыс. рублей).
Соответственно будут увеличены и расходы бюджета города. За счет финансовой помощи из областного и федерального бюджетов увеличатся расходы на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", целевой областной программы "Дети-сироты" и субвенции на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Кроме того, дополнительные средства предусмотрены на государственные капитальные вложения (95 млн. 693 тыс. рублей). Часть этих денег пойдет на приобретение спецтехники для предприятий коммунального хозяйства (13 млн. 010 тыс. рублей) и реализацию городской программы капитального строительства (60 млн. 661 тыс. рублей).
Почти 25 млн. рублей бюджетных субсидий будет направлено на поддержку муниципального транспорта. На 103 млн. 933 тыс. рублей увеличатся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Для осуществления социальной политики предполагается увеличить расходы на 83 млн. 975 тыс. рублей, более 80 млн. рублей которых пойдет на реализацию федеральных законов.
Кроме того, в бюджете города часть расходов, на сумму 68 млн. 772 тыс. рублей будет уменьшена.
В результате произошедших изменений бюджет города на 2004 год был утвержден по доходам в сумме 4 млрд. 265 млн. 307 тыс. рублей. По расходам в сумме 4 млрд. 614 млн. 830 тыс. рублей, с дефицитом 349 млн. 523 тыс. рублей или 9,9 процента.

- В мэрии города подготовлен пакет документов, который предусматривает внедрение принципа "единого окна".
В Иркутске процедура предоставления земельных участков значительно упростится. В областном центре собираются внедрить систему "единого окна". Это значит, что порядок согласования необходимой документации будет проходить в два раза быстрее. В мэрии города Иркутска подготовлен пакет документов, который предусматривает внедрение принципа "единого окна". Это значительно облегчит процедуру согласования документов по отводу земельных участков для строительства. В управлении архитектуры и градостроительства создан специальный отдел подготовки исходных данных, который осуществляет сбор технических условий и согласований.
Кроме этого, в комитете по городскому обустройству образован Технический Совет, который должен ускорить процедуру подготовки и выдачи исходных данных на строительство. По мнению первого заместителя председателя комитета Ивана Хомутинникова, это будет способствовать повышению ответственности руководителей эксплуатационных организаций и органов надзора за технико-экономическую целесообразность выдаваемых технических условий и заключений (согласований). Технический Совет будет рассматривать вопрос предоставления участков под перспективную комплексную застройку. Уже рассматривались участки в центральной части города, микрорайоне Парковом, на островах Юности с развлекательным центром и район Северного промузла. Помимо этого, подготовлено Положение о порядке подготовки и выдачи исходных данных на строительство в городе Иркутске объектов промышленного, жилищно-гражданского и коммунального назначения. На прошедшем во вторник административном комитете глава Октябрьского округа Константин Башков потребовал от комитета по городскому обустройству усилить контроль ГАСН за сдаваемыми объектами, так как зачастую технические условия выдаются с нарушениями. А другой заместитель мэра Иркутска Леонид Ощерин потребовал, чтобы вновь создаваемая структура четко отслеживала цепочку прохождения документов, так как технические условия намеренно завышаются. По мнению Ощерина, прежняя процедура согласования документов создана для мздоимства, ее нужно ломать и подготовить конкретный план действий, как упростить процедуру прохождения документов.

Курган
- Городская Дума приняла решение о создании Контрольно-счетной палаты.
Курганская городская Дума приняла решение о создании собственной Контрольно-счетной палаты, сообщила заместитель заведующего юридическим отделом администрации города Елена Осыченко. По ее словам, в состав КСП областного центра смогут войти депутаты Курганской городской Думы. По оценкам местных экспертов, создание КСП областного центра вполне разумный и ожидаемый шаг, передает "ФК-Новости". Дело в том, что за последнее время уровень экономического развития города был настолько высок, что впервые за всю постперестроечную эпоху его бюджет в текущем году достиг более 2 млрд. руб, что составляет немногим менее 1/4 суммы консолидированного бюджета всей Курганской области.

Курганская область
- Курганская областная Дума приняла закон о преобразовании двух муниципальных образований - Круглянского и Красногорского сельсоветов - в одно.
Это - первая ласточка в процессе реорганизации местного самоуправления, который будет длиться ближайшие полтора года. По словам депутата представительного собрания Круглянского сельсовета Вероники Дерябиной, по итогам голосования 14 марта 70% населения двух муниципалитетов, пришедшие на участки, проголосовали за объединение, 27% высказались против. "Это позволит нам сохранить контроль и организовать местное самоуправление в деревнях, где осталось мало жителей, в основном пенсионеры", - отметила депутат. По подсчетам, объединение сократит расходы на управление территорией примерно на 100 тыс. рублей в год.
Дума приняла в первом чтении закон о наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского и городского поселения, о месте нахождения и наименовании их представительных органов, а также наименовании глав администраций. После доработки документ будет принят на очередном заседании Думы, но уже теперь ясно, что в Курганской области будет два городских округа, 24 муниципальных района, 13 городских и 419 сельских поселений. До конца года будут установлены границы муниципалитетов, на что из бюджета выделены необходимые средства.

Находка (АСДГ)
- В городе прошел краевой семинар по подготовке к переходу образовательных учреждений Приморья на профильное образование.
В нем приняли участие руководители краевого департамента образования и науки, специалисты муниципальных органов управления образования, руководители методических ресурсных центров и учреждений общего и дополнительного образования городов и районов Приморья.
Переход на профильное обучение в 10-х и 11-х классах российских школ и на предпрофильную подготовку в 9-х начнется с сентября 2006 года. Основная его задача - помочь школьнику выбрать область знаний, которые помогут самоопределиться, а в дальнейшем определят его профессию. Как было отмечено на открытии семинара, место для проведения мероприятия выбрано не случайно. Именно в Находке действует полный спектр разнообразных образовательных учреждений, а также есть определенные наработки для модернизации системы образования. Многие городские школы работают более десяти лет в экспериментальном режиме, развивая свою профильность. В городе действует один из пяти краевых методических ресурсных центров, где ведется подготовка кадров и материально-технической базы. Последние два учебных года специалисты городского управления образования изучают нормативные документы, проводится просветительская работа среди работников образовательных учреждений, учеба педагогов с опытом ведения специальных курсов.
В первый день участники семинара ознакомились с опытом Находки, а на следующий стали участниками "круглого стола", где поделились наработками и определили общие проблемы на пороге модернизации образования, ведь подготовка к реформированию начинается уже в новом учебном году. Выбор классного руководителя, учителя-предметника, индивидуальный учебный план - все это заложено в концепцию профильного образования. И в 2004 году школы с подготовленной базой начнут постепенно вводить элементы новой программы, помогая учителям, не нарушая учебный процесс и права детей. Определив по итогам семинара основные проблемы и направления в работе, руководство краевого департамента образования и науки посетит методические ресурсные центры Приморья, чтобы определить готовность к профилизации образования во всех городах и районах края.

Новосибирск (АСДГ)
- Депутаты городского Совета приняли положение, по которому субъекты предпринимательской деятельности, имеющие договоры с мэрией, не должны иметь задолженность перед городским бюджетом по неналоговым платежам.
Таким образом, если кто-то хочет арендовать помещение, но при этом имеет задолженность по аренде земли или наоборот, не сможет этого сделать. У департамента имущества и земельных отношений теперь появилась законная возможность новый договор не заключать до возврата долгов.
Необходимые корректировки в правовых актах внесены по предложению директора департамента имущества и земельных отношений Дмитрия Андреева.

- 26 мая на сессии городского Совета утверждены положение об аппарате городского Совета, а также его структура и штатное расписание.
Это завершающий шаг в оформлении горсовета как организационно самостоятельного органа местного самоуправления. В аппарат горсовета войдут два структурных подразделения: управление по правовым и экономическим вопросам и управление по организационно-техническому обеспечению. Отдельно будут сформированы отдел по связям с общественностью (пресс-центр горсовета) и отдел бухгалтерского учета и отчетности. Они будут подчиняться не руководителю аппарата, а непосредственно председателю Совета.
Однако, прежде чем приступить к формированию аппарата, необходимо внести дополнения в действующие законы Новосибирской области: о реестре муниципальных должностей и, соответственно, денежном содержании лиц, замещающих эти должности. Законодательные инициативы горсовета на этот счет уже подготовлены и одобрены на сегодняшней сессии. В ближайшее время они будут переданы в областной Совет.

- На сессии городского Совета принято решение о проведении среди кредитных организаций конкурса по выбору генерального агента по обслуживанию процедур выпуска размещения, обращения, и погашения облигаций города Новосибирска.
По словам начальника финансового управления мэрии Андрея Петрова, конкурсная комиссия выберет агента на Московской межбанковской валютной бирже. Это будет второй транш муниципального займа. Один миллиард рублей из него планируется пустить на реструктуризацию первого транша, а 500 миллионов рублей - на расходы в здравоохранении: капитальный ремонт лечебных учреждений и приобретение современного оборудования для муниципальных поликлиник.
Сессия ввела в конкурсную комиссию трех депутатов: Рената Сулейманова, Виктора Вязовых и Василия Бабарыкина. Всего в комиссии будет не менее шести человек. Утвержденное сессией Положение о проведении открытого конкурса среди кредитных организаций по определению генерального агента, который займется обслуживанием процедур выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций Новосибирска, прошло экспертизу в антимонопольном управлении и одобрено бюджетной комиссией горсовета. Управлению финансов мэрии рекомендовано разработать необходимую документацию для проведения конкурса.

Ноябрьск (АСДГ)
- В городе создана комиссия по реализации муниципальной программы "Жилище".
В состав комиссии вошли представители муниципальных и градообразующих предприятий города, в том числе администрация муниципального образования, МУ "Дирекция муниципального заказа" и ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз". На заседании под председательством первого заместителя главы МО Юрия Гуторова, комиссия рассмотрела проекты по формированию жилищной политики администрации Ноябрьска. В частности, вниманию комиссии был представлен проект компании ООО "Новые строительные технологии" - 3-х секционный 60-квартирный жилой дом планируется возвести на месте сгоревшего строения.
Подобные проекты были реализованы в городах Губкинский и Салехард. Стоимость квадратного метра "под ключ" составит 14-15 тысяч рублей. В эту сумму, в том числе, войдут затраты на коммуникации, ремонт, благоустройство прилегающей территории. Сроки реализации проекта - 1 год 8 месяцев. Финансирование строительства жилого дома будет производиться в 4 этапа. Только после возведения нулевого цикла и первого этажа здания начнут приниматься деньги дольщиков - потенциальных покупателей квартир, сообщает пресс-служба администрации МО Ноябрьска.
Собравшиеся выразили заинтересованность в данном проекте, сочли его актуальным и своевременным, но, в то же время, учитывая опыт взаимоотношений города со строительными компаниями, сочли обязательным тщательное рассмотрение всех нюансов предполагаемого строительства.
Приоритетным направлением деятельности комиссии станет проработка юридических и экономических норм защиты интересов дольщиков. В ближайшее время начнет работу открытая приемная комиссии по реализации муниципальной программы "Жилище". В задачи комиссии, в первую очередь, войдет взаимодействие с населением и всеми заинтересованными сторонами.
На следующем заседании комиссия рассмотрит проектную документацию 60-квартирного жилого дома, утвержденную Госстроем РФ. В ближайших планах - обсудить еще ряд проектов по застройке строительных "пятен" города.

Новый Уренгой (АСДГ)
- 22 мая состоялась организационная конференция по созданию ТОС (территориального общественного самоуправления) в поселке Лимбяяха муниципального образования город Новый Уренгой.
На конференцию прибыли делегаты, избранные от каждого пятиэтажного дома Лимбяяхи и каждой улицы временных поселков. На конференции присутствовали: заместитель мэра Нового Уренгоя Александр Рябов, начальник Департамента общей политики и межрегиональных связей администрации муниципального образования Владимир Нуйкин, начальник Управления систем жизнеобеспечения администрации МО г. Новый Уренгой в поселке Коротчаево Людмила Емельянова, представители СМИ.
Открыл конференцию начальник территориального подразделения администрации МО г. Новый Уренгой в поселке Лимбяяха Сергей Карпенко, далее были избраны председатель и секретарь конференции, мандатная комиссия, которая в свою очередь проверила легитимность каждого делегата и выдала постоянный мандат участника конференции.
Первый и основной вопрос, рассмотренный делегатами конференции - быть или не быть ТОСу в поселке Лимбяяха. Делегаты уверенно и единогласно проголосовали за создание в поселке ТОСа, тем более что этот вопрос на протяжении 1,5 месяца обсуждался на общих собраниях жителей каждой "пятиэтажки" и каждого временного поселка.
Делегатами детально был рассмотрен и утвержден устав ТОСа, в котором предусмотрены практически все вопросы жизнедеятельности поселка. Далее был избран Совет ТОСа, как шутили делегаты, "своя маленькая поселковая Дума", куда вошли представители всех домов и временных поселков, всего 21 человек. Именно им предстоит представлять и защищать интересы жителей своих домов и поселков во взаимодействии с администрацией МО город Новый Уренгой. Председателем ТОСа был избран Павел Суриков, житель поселка с 1986 года, главный инженер Уренгойской ГРЭС, ревизором - Людмила Базелевская, старожил поселка, работает в настоящее время в культурно - досуговом центре.
Таким образом, жители поселка Лимбяяха, не дожидаясь "указки сверху", начали строить свою поселковую власть, которая позволит им управлять наиболее важными вопросами поселка, независимо от того, какой будет будущая территориальная модель поселков: в составе муниципального образования город Новый Уренгой, или в составе муниципального (Пуровского) района.

Омск (АСДГ)
- Выбирается оценщик имущества муниципальной собственности.
Департаментом муниципального заказа проведен I этап открытого конкурса на оказание услуг по оценке имущества муниципальной собственности, включенного в Программу приватизации. Предварительно ДМЗ было разослано 27 приглашений потенциальным участникам. Основными условиями при выборе независимого эксперта является наличие лицензии на осуществление оценочной деятельности, опыт работы по оценке имущества и в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий не менее 5 лет, страхование гражданской ответственности оценочной организации при осуществлении оценочной деятельности на сумму не менее 1 млн. рублей. При этом организация не должна иметь нарушений лицензионных требований и условий.
На участие в конкурсе было подано 7 заявок, предъявляемым требованиям удовлетворили 5 из них. Победитель будет назван по итогам II заключительного этапа конкурса 2 июня - им будет признана организация, набравшая максимальное количество баллов согласно таблице показателей. Сегодня на победу претендуют ООО "Эксперт - Оценка", ООО "РЦО "МИЭЛЬ", ООО "Независимая экспертиза", ООО "Инвест - Аудит", ГУ "Центр технической инвентаризации Омской области".

- Учет реального теплопотребления на бюджетных объектах даст экономию свыше 40 миллионов рублей.
Инвестиционная Программа оснащения бюджетных объектов города приборами учета тепловой энергии и теплоносителя на 2004 год разработана рабочей группой в составе специалистов департамента городского хозяйства, ОмЭСКО, управлений образования и здравоохранения. Структурными подразделениями социального блока составлены паспорта на 779 бюджетных объектов теплопотребления. Очевидно, что наибольшее количество энергоемких объектов по теплопотреблению относится к сфере образования и здравоохранения, что явилось основанием для включения уже в программу этого года 200 лечебно-профилактических учреждений, школ, детских домов и т.д. Таким образом, учет реального теплопотребления даст снижение энергозатратности городского хозяйства и платежей из бюджета города.
На объектах будут установлены приборы учета отечественного производства, имеющие высокие технические характеристики. Подрядными организациями составлены графики монтажа приборов учета и теплоносителя, проведено частичное предпроектное обследование всех объектов. Установка 218 приборов учета обойдется в 24 млн. руб., а ожидаемый экономический эффект составит 42,3 млн. руб. Средний срок окупаемости по одному объекту не превышает 10 месяцев.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
- 26 мая суд Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УО БАО) принял решение о назначении выборов глав муниципальных образований и депутатов местных дум.
Судья Людмила Урмаева удовлетворила соответствующий иск окружной прокуратуры против региональной администрации. Решение подлежит немедленному исполнению. Новых мэров и депутатов дум пяти ранее упраздненных районов будут избирать 15 августа. Таким образом, уже в июне необходимо уточнить границы муниципальных образований, сформировать избирательные комиссии и начать подготовку кампании. Однако, как сообщила заместитель председателя государственно-правового комитета администрации округа Ирина Пальчикова, власти автономии намерены обжаловать решение суда в вышестоящей инстанции (в Верховном суде), "как только будет подготовлено мотивированное решение суда". Между тем, по словам прокурора округа Владимира Миронова, обжалование не имеет перспектив, "поскольку оно ничем не обосновано".
Судебное разбирательство касалось реанимации по требованию окружной прокуратуры муниципальных районов, которые фактически были упразднены в декабре 2003 года окружными властями. Напомним, тогда по настоянию администрации округа была проведена своеобразная реформа местного самоуправления: бюджеты шести муниципальных районов ликвидировали, районные думы самораспустились, а мэры стали заместителями главы округа, осуществляющими территориальное управление. Вместо прежних районов были созданы 77 сельских поселений, избраны их главы и депутаты сельсоветов. Тем самым, по мнению прокурора Владимира Миронова, двухуровневая система местного самоуправления была уничтожена вопреки федеральному закону об общих принципах муниципального самоуправления. С решением администрации округа не согласился только один мэр - глава Эхирит-Булагатского района Петр Хахалов, который оспорил через суд принятый депутатами автономии закон "О структуре исполнительных органов госвласти в УО БАО". По данному вопросу суд вынес решение в пользу истцов. Кроме того, по словам Владимира Миронова, через суд по заявлению прокуратуры сейчас признаются недействительными решения сельских сходов, на основании которых окружные власти приступили к своей реформе. Однако, как рассказала Ирина Пальчикова, 16 июня в Москве состоится рассмотрение жалобы администрации округа на решение окружного суда по данному иску Эхирит-Булагатского муниципалитета в Верховном суде (ВС) РФ. Между тем прокуратура, посчитав, что власти вступили в противоречие с законом, подала еще одно исковое заявление в окружной суд - о назначении муниципальных выборов. Как пояснил Владимир Миронов, законодательная база в округе по этому вопросу осталась практически неизменной - то есть необходимо просто восстановить органы местного самоуправления, поскольку прежние представители местной власти сложили свои полномочия досрочно. Суд назначил выборы, и сейчас, по словам Владимира Миронова, новая система административного управления в округе должна быть ликвидирована. Скорее всего, придется принимать новый закон о структуре исполнительной власти. Он отметил, что бывшие главы пяти районов не смогут участвовать в выборах, потому что добровольно покинули свои посты. Скорее всего, должности заместителей округа в результате будут сокращены. Кроме того, новые органы местного самоуправления будут избраны максимум на один год - до лета 2005 года по федеральному законодательству необходимо провести еще одни выборы. При этом сельские поселения сохранят свой статус и, соответственно, органы власти. По мнению Владимира Миронова, "мы просто поторопились с созданием нижнего уровня МСУ".
Однако окружная юридическая коллизия двумя судебными разбирательствами не ограничена. В настоящее время в суде округа находится заявление от мэра Эхирит-Булагатского района, который оспаривает закон "О бюджете УОБАО на 2004 год" в части передачи финансирования района обратно в ведомство муниципалитета. Ранее рассмотрение было отложено до принятия решения по первому иску Петра Хахалова. Однако, как сообщил Владимир Миронов, по его информации, ВС отменил решение о приостановке процесса, и в ближайшее время слушания по этому вопросу продолжатся. Прокуратура также поддерживает Эхирит-Булагатскую администрацию. При этом прокурор отметил, что, в отличие от прецедента по первому иску главы района, решение по бюджету не будет автоматически распространяться на все муниципальные образования округа.
- Как только будут сформированы новые органы власти в районах, в их компетенции будет подача соответствующих исков в окружной суд о возврате бюджета. Хотя депутаты Думы округа могут самостоятельно решить эту проблему, выступив с законодательной инициативой о внесении изменений в бюджет на 2004 год. Необходимо также отозвать бюджеты сельских поселений, которые должны получить собственную казну только с 1 января 2006 года, - сказал Владимир Миронов.
По решению суда УОБАО выборы глав муниципальных образований и депутатов местных дум должны пройти в Аларском, Баяндаевском, Боханском, Нукутском и Осинском районах.

Челябинская область
- 26 декабря на Южном Урале пройдет около 100 местных выборов.
Ориентировочно, около 100 местных выборов пройдет 26 декабря в Челябинской области, отмечено 25 мая на заседании избирательной комиссии Челябинской области. Как сообщил заместитель председателя комиссии Александр Раевский, в 11 муниципальных образованиях пройдут выборы глав администраций. Мэров будут выбирать жители Челябинска, Магнитогорска, Снежинска, Трехгорного, Коркино, Аши, Сима, Варны, а также Верхнеуральского, Кунашакского, Нагайбакского районов. В некоторых из этих муниципальных образованиях, в том числе в Магнитогорске и Коркино пройдут также выборы в местные Думы и городские советы депутатов. Выборы в местные органы самоуправления должны быть назначены в муниципалитетах в период 7-16 октября. Не позднее 27 июля должны быть определены схемы избирательных округов по выборам в местные представительные органы. Схемы будут утверждены до 25 сентября. Кроме того, члены облизбиркома утвердили ряд инструкций, в том числе о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов.
Как отмечают эксперты, не исключено, что число муниципальных образований, где 26 декабря пройдут выборы глав администраций, будет увеличено. Так, в качестве кандидата на пополнение перечня называют Миасс. По словам Раевского, вопрос о выборах главы Миасса не обсуждался, хотя известно, что в отношении главы города Владимира Григориади возбуждено уголовное дело, он находится в екатеринбургском СИЗО. По словам заместителя председателя облизбиркома, основаниями для досрочного назначения выборов в этом городе может стать либо заявление о сложении полномочий Григориади либо решение суда. Пока же срок выборов в Миассе остается прежним - декабрь будущего года.
Кроме того, как передает корреспондент экспертного канала, из неофициальных источников стало известно, что на 26 декабря могут быть назначены и выборы мэра Златоуста в связи с плохим самочувствием нынешнего градоначальника Петра Мигашкина.

Приложения к бюллетеню

в начало