Информационный бюллетень АСДГ
№ 5 (233) от 19 февраля


СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

"Опыт реализации Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


Правительство Российской Федерации
- 6 февраля в Доме Правительства состоялось второе заседании Совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве Российской Федерации.
На повестке дня три вопроса:
1. О наделении статусом, определении территорий и установлении границ муниципальных образований в рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Доклад представителя Минэкономразвития России).
2. О работе органов местного самоуправления по развитию системы ипотечного жилищного кредитования и формированию доступного рынка жилья (Доклад представителя Госстроя России).
3. О ходе выполнения протокольного решения от 28.11.2003 г. (Доклад ответственного секретаря Совета и представителя Конгресса муниципальных образований Российской Федерации).

- Методические материалы по вопросам организации местного самоуправления, разработанные Минэкономразвития России в рамках мероприятий по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Приложение 1,2,3).

Модельные законы субъектов Российской Федерации (Приложение 1).
1. Модельный закон субъекта Российской Федерации "О местном референдуме" (Приложение 1.1.).
2. Модельный закон субъекта Российской Федерации "О муниципальных выборах" (Приложение 1.2.).
3. Модельный закон субъекта Российской Федерации "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов" (Приложение 1.3.).
4. Модельный закон субъекта Российской Федерации "О разграничении объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом" (Приложение 1.4.).
5. Закон субъекта Российской Федерации "О местном самоуправлении в субъекте Российской Федерации" (Приложение 1.5.).
6. Закон Чеченской Республики (Нохчийн Республика) "О местном самоуправлении в Чеченской Республике (Нохчийн Республика)" (Приложение 1.6.).

Модельные нормативно-правовые акты муниципальных образований (Приложение 2).
1. Модельный устав городского округа (Приложение 2.1.).
2. Модельный устав городского поселения (Приложение 2.2.).
3. Модельный Устав муниципального района (Приложение 2.3.).
4. Типовое положение о сходе граждан (Приложение 2.4.).
5. Положение о территориальном общественном самоуправлении (Приложение 2.5.).
6. Положение об опросе граждан (Приложение 2.6.).

Методические рекомендации (Приложение 3).
1. Методические рекомендации по передаче государственных полномочий субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления (Приложение 3.1.).
2. Методические рекомендации по формированию и исполнению муниципальных бюджетов с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований разных типов (Приложение 3.2.).
3. Рекомендации по проведению выборов в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов (Приложение 3.3.).
4. Рекомендации по проведению голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления и по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования (Приложение 3.4.).
5. Рекомендации по проведению местных референдумов (Приложение 3.5.).
6. Рекомендации по реализации права на правотворческую инициативу граждан (Приложение 3.6.).
7. Рекомендации по проведению публичных слушаний в муниципальном образовании (Приложение 3.7.).
8. Рекомендации по проведению сходов, собраний и конференций граждан (Приложение 3.8.).
9. Рекомендации по территориальной организации и организации органов местного самоуправления (ЦФП) (Приложение 3.9.).
10. Рекомендации по территориальной организации и организации органов местного самоуправления (РНЦГМУ) (Приложение 3.10.).
11. Рекомендации по управлению муниципальными финансами (ЦФП) (Приложение 3.11.).
12. Рекомендации по управлению муниципальными финансами (РНЦГМУ) (Приложение 3.12.).
13. Рекомендации по социальному партнерству (РНЦГМУ) (Приложение 3.13.).

- Все новации в Налоговом кодексе Правительство намерено завершить весной.
Решения по снижению налогового бремени (снижению единого социального налога), по введению спецсчетов и снижению ставки налога на добавленную стоимость правительство намерено внести в виде поправок в НК в весеннюю сессию. Об этом на 5 ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты в РФ сообщил министр экономической торговли и развития Герман Греф.
Он отметил, что стремление снизить налоговое бремя связано с желанием "вывести легальные зарплаты, чтобы обеспечить защиту гражданских прав". В частности, пояснил министр, это касается реформирования пенсионной системы, в которой будущая пенсия напрямую зависит от отчислений в федеральный бюджет.
"Мы планируем значительное снижение ЕСН. Есть несколько вариантов. Окончательное решение будет принято правительством в конце февраля", - сказал Греф. По его словам, в аналогичные сроки правительство примет решение и по введению спецсчетов НДС, и по снижению ставки НДС. "Преступный бизнес по возврату НДС достиг опасных масштабов, - подчеркнул министр. - Кто-то платит, кто-то оптимизирует эти затраты, да еще и получает компенсации по этому налогу из федерального бюджета". В связи с этим, как считают в правительстве, введение спецсчетов НДС при одновременном снижении ставки этого налога могло бы решить основные проблемы. Кроме того, Греф не исключил, что в России будет проведена налоговая амнистия. "Но в ближайших планах этого нет", - заметил он. По его словам, правительство изучает сейчас зарубежный опыт проведения налоговой амнистии и пока останавливается на бельгийской модели проведения амнистии, считая ее наиболее результативной. Однако, по мнению министра, эта мера даст наибольший эффект, если будет являться комплексной. Греф считает, что она требует комплексной либерализации экономики. Он выразил надежду, что "бизнес-сообщество будет довольно налоговыми новациями", которые в конце февраля правительство планирует вынести на публичное обсуждение. "Это будут решения, которые могут быть приняты в весеннюю сессию", - сказал Греф. Комментируя недавнюю отмену налогу на прибыль и снижение НДС с 20 до 18%, Греф объяснил, что уровень цен в экономике зависит от баланса спроса и предложения. "Если бы мы не снизили налоговую ставку, цены выросли бы еще больше", - заметил он. В то же время прямых зависимостей снижения налоговой нагрузки и цен правительство не видит, однако считает, что "определенный эффект это дает".
"Что касается скачка инфляции в январе, - это связано с мерами правительства, направленными на стабилизацию в стране", - пояснил он. В первую очередь, речь идет о ежегодном однократном повышении тарифов в системе жилищно-коммунального хозяйства. "Субъекты перестраховались и подняли тарифы с запасом", - пояснил министр.

- Правительство намерено в 2004 году провести масштабное разграничение полномочий между уровнями власти.
В этом году правительство примет "самые краеугольные нормы" по административной реформе и проведет разграничение полномочий между уровнями власти. Об этом сегодня на конференции заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он рассказал, что по разграничению полномочий готовятся поправки в более чем 100 законов и разрабатываются 160 нормативных актов. "Такого разграничения в истории России никогда не существовало, в результате крайним всегда оставался гражданин", - отметил он. Министр подчеркнул, что сейчас правительство хочет обеспечить гарантию прав гражданина и их осуществления. Для этого, считает Греф, необходимо, чтобы за каждую функцию отвечал один уровень власти. В крайнем случае, должны утверждаться сферы ответственности и механизмы взаимодействия, заметил министр. По его словам, правительство намерено обеспечить надлежащее финансирование каждой функции из бюджета. До конца года кабинет министров надеется получить основу конструкции разграничения полномочий между уровнями власти, чтобы она начала действовать уже в 2005 году, подчеркнул он.
В тоже время правительство пытается определить область компетенции государства и степень его вмешательства в развитие страны. Как сказал Греф, сейчас одна и та же функция закреплена за десятками ведомств, что "зачастую приводит к гибели хороших инициатив". "Деятельность госвласти не прозрачна, а отсутствие конкретной ответственности объясняемое демократичностью межведомственных согласования порождает коррупцию", - заметил он. В этой связи правительство считает необходимым сократить государственные функции и перенести их на поле рыночного регулирования экономики. Кроме того он обратил внимание на то, что государству следует запретить вмешиваться в бизнес-среду. Как подчеркнул министр, наличие таких полномочий не спасает от нарушений. По словам Грефа, свыше 30 ведомств сейчас имеют право приостанавливать предпринимательскую деятельность. "Надо ввести обязательность судебных процедур и исключить это право у госвласти", - заявил министр. Одновременно, считает он, необходимо модернизировать систему судов, чтобы такого рода дела рассматривались в срочном порядке.
"Самое тяжелое - реформировать себя. Это создает очень много намерений и очень мало результатов, всегда есть возможность эти результаты утопить в межведомственных согласованиях", - признал он.
Однако Греф заметил, что настрой исполнительной власти таков, чтобы принять "самые краеугольные нормы" по административной реформе в этом году. "Пока бизнес более конкурентоспособен чем чиновничество, мы должны создать адекватное соотношение, чтобы избежать конфликта, который затормозит развитие российской экономики", - подчеркнул он.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- В Совете Федерации Комитет СФ по вопросам местного самоуправления совместно с консалтинговым обществом "Ост-Евро" (ФРГ) провел "круглый стол" на тему: "Проблемы внедрения двухтиповой модели территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления (МСУ) собрался на заседание "круглого стола", чтобы обсудить проблемы реализации норм ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и ознакомиться с опытом правового регулирования проблем МСУ в ФРГ. Открывая заседание, председатель Комитета Леонид Рокецкий подчеркнул, что в различных субъектах РФ складываются разные модели МСУ. Но максимально учесть специфику каждого субъекта Федерации позволит внедрение "двухтиповой" модели МСУ, когда оно функционирует и на поселенческом, и на межпоселенческом уровнях. Механизм реализации именно такой модели обсуждался участниками "круглого стола".
Консультант компании "Ост-Евро", сотрудничающей с профильным Комитетом Совета Федерации, рассказал о "пилотных" проектах по внедрению новых моделей МСУ, стартовавших осенью прошлого года в Калужской и Псковской областях. В результате эксперимента должен быть наработан опыт и разработана типовая нормативная база по реализации нового ФЗ, который вступит в силу 1 января 2006 года. Глава Центра муниципального права германского университета профессор Франц-Людвиг Кнемайер поделился с участниками "круглого стола" опытом реализации законодательства по МСУ в ФРГ. Главный принцип, который должен лежать в основе построения МСУ, по его убеждению, - демократичность, то есть доступность местных властей и объектов инфраструктуры для населения. Профессор Кнемайер уверен, что государственные функции могли бы быть полностью отданы на региональный уровень при обеспечении соответствующего финансирования. Причем немецкие консультанты в числе направлений деятельности по реализации нового закона поставили этот вопрос лишь на третье место, после территориальных и организационных аспектов. В Германии, где 75% доходных источников поступает в местные бюджеты, финансирование не является главной проблемой МСУ, отметил глава Комитета Леонид Рокецкий. Отмечали специалисты из ФРГ и слабость российского ФЗ в части межмуниципального взаимодействия - совместной деятельности муниципальных образований по решению текущих задач.
Сенаторы, члены Комитета СФ по местному самоуправлению приоритетным считают обеспечение финансовых основ МСУ. "У нас только одна из всех перечисленных проблем не решалась все эти годы - структура собственности поселений, их налоговая база и определение источников финансирования, содержания коммунальной сферы", - подчеркнул член Комитета В.Новиков. Село, как административная единица, в настоящее время не имеет ничего - там живут по смете, утверждаемой на районном уровне. Этой проблемой, считает В.Новиков, и надо заняться в первую очередь. Необходимо принятие соответствующих изменений в Налоговый и Бюджетный Кодексы. Такие законопроекты, как сообщил сенатор, уже находятся в работе.
До вступления в силу ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" осталось два года. "За это время, надо понять, где мы ошиблись, что в законе не так, и быть готовыми отреагировать адекватно на ситуацию, чтобы не "ломать людей через колено", - так видит задачу законодателей на ближайший период для реализации нового законодательства по МСУ член Совета Федерации В.Новиков.
Оставшееся до начала действия нового закона время надо использовать с толком, чтобы ни общих, ни частных вопросов не осталось, резюмировал дискуссию председатель Комитета по местному самоуправлению Л.Рокецкий. Совет Федерации, пообещал он, и дальше будет держать на контроле процесс подготовки к реализации нового законодательства в сфере местного самоуправления.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки в закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Законопроект уточняет редакцию 12-й статьи закона "О бюджетной классификации РФ" и дает право правительству РФ в ходе исполнения федерального бюджета вносить изменения во все уровни функциональной классификации расходов бюджетов РФ: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов. Поправки вносятся в классификацию доходов бюджетов РФ, в функциональную и экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, в классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, а также в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
В заключении бюджетного комитета на законопроект отмечается, что внесение поправок в классификацию доходов бюджетов РФ обусловлено изменениями налогового законодательства и изменениями названий отдельных позиций классификации доходов, имеющими редакционный характер. В связи с образованием стабилизационного фонда РФ в состав показателей классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ вводится новая позиция "Изменение остатков средств стабилизационного фонда федерального бюджета".

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
- 26 января в Новосибирске прошло II заседание Совета АСДГ 17-го созыва.
Доклад "О первоочередных задачах городов по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представил вице-президент АСДГ Бабун Роальд Владимирович. "Об изменении состава и функций муниципального имущества" выступил вице-президент АСДГ, мэр Иркутска В.В. Якубовский, "О системе Союзов и Ассоциаций муниципальных образований Российской Федерации в контексте реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ И.Я. Даровин. По обсуждаемым вопросам приняты соответствующие решения (Приложения 4-7).

- 19-20 февраля в Новосибирске проходят два семинара-совещания АСДГ.
Совещание руководителей экономических и финансовых служб городов Сибири и Дальнего Востока по теме "О мерах по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Экономические и финансовые аспекты" (Приложение 8).

Совещание руководителей юридических служб городов Сибири и Дальнего Востока по теме "О мерах по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Правовые аспекты" (Приложение 9).

- Отдел Мониторинга СМИ предлагает обзор центральной и региональной прессы на тему: "Реформа местного самоуправления. Региональная практика. События. Мнения. Комментарии" (Приложение 10).

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 11-20).

Ассоциация муниципальных образований Иркутской области
- 3 февраля состоялось Общее собрание Ассоциации.
В октябре 2003 года принят Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который положил начало формированию законодательной системы, при которой полномочия по решению важнейших вопросов жизнеобеспечения населения, ответственность за их реализацию четко разграничиваются между уровнями государственной власти и местного самоуправления.
Ожидаемый эффект от принятия нового Федерального Закона разработчики видят в приближении местной власти к населению, привлечению жителей к решению вопросов местного значения, совершенствовании механизмов прямой демократии на местном уровне.
Закон касается муниципальных образований, которые станут его исполнителем на местах. Некоммерческая организация "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области", c 1996 года принимающая самое непосредственное участие в становлении и развитии местного самоуправления в России, собрала своих членов на общее собрание, основным вопросом которого стало обсуждение задач Ассоциации по организации взаимодействия муниципальных образований по реализации нового Федерального Закона.
Председатель ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр г. Иркутска В.В. Якубовский в своем докладе предложил утвердить план мероприятий Ассоциации на 2004-2005 гг., в котором акцент делается на мероприятия по реализации Закона, как при поддержке администрации Иркутской области, так и Законодательного собрания.
В.В. Якубовский видит работу Ассоциации в активном участии в подготовке Законов Иркутской области, которые определят территориальную, организационную, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, в разработке Уставов муниципальных образований области, рекомендаций по структуре органов местного самоуправления.
Так же В.В. Якубовский подчеркивает что, для того, что бы весь объем законотворческой работы позволил эффективно осуществлять местное самоуправление, необходимо решить главную задачу - законодательно обеспечить необходимые финансовые и экономические возможности для реализации муниципалитетами полномочий по решению вопросов местного значения, создать стимулы для участия органов местного самоуправления в комплексом социально-экономическом развитии территорий.
Ассоциацией муниципальных образований уже проделана работа в этом направлении: внесены предложения по проектам Федеральных Законов "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" и "О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ и признании утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так же исполнительной дирекцией Ассоциации направлено 30 предложений и замечаний в администрацию Иркутской области, смысл которых заключается в том, что основой формирования местных бюджетов должны стать бюджетные источники, образуемые за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иных объектов муниципальной собственности.
По словам В.В. Якубовского, исполнительная дирекция Ассоциации направила в администрацию области 30 предложений и замечаний по формированию местных бюджетов будущих муниципальных образований. В плане работы Ассоциации на 2004-2005 годы приоритет отдан также мероприятиям по реализации федерального закона. Так, до 1 января 2005 года необходимо установить границы муниципальных образований, наделить соответствующие муниципалитеты статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. До 31 марта 2005 года должна быть установлена численность представительных органов первого созыва вновь организованных муниципальных образований и сроки их полномочий, назначить дату выборов. Согласно решению Ассоциации, всем муниципалитетам Иркутской области рекомендовано разработать мероприятия по реализации закона внутри каждого образования, участвовать в разработке новых законов области, касающихся реализации федерального закона. В рамках Ассоциации будут проведены семинары по разъяснению положений закона.

Новости муниципалитетов

Арсеньев
- Состоялось совещание Совета представительных органов местного самоуправления при Законодательном Собрании Приморского края.
Как сообщили в пресс-службе ЗС, основная цель мероприятия - реализация реформы местного самоуправления в рамках недавно принятого Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". План мероприятий по реформированию местного самоуправления охватывает весь спектр работы до вступления в силу федерального закона - 1 января 2006 года. В январе 2004 года планируется определить число будущих городских округов и назначить даты проведения местных референдумов по вопросам изменения границ муниципальных образований. Границы будут устанавливаться законами Приморского края.
По мнению участников семинара, остро стоит вопрос наличия картографических описаний. Для установления границ муниципальных образований необходимы карты с описанием границ не только районов и городов, но и населенных пунктов внутри районов.
О работе по построению первого уровня местного самоуправления говорили в своих выступлениях председатели представительных органов. Так, председатель Думы г. Уссурийска и Уссурийского района Алексей Пономаренко представил схему границ муниципального образования. Уссурийские депутаты считают целесообразным выделение городского округа Уссурийск в составе муниципального района. Председатель Находкинской городской Думы Михаил Пилипенко не исключает возможности, что наряду с г. Находка появиться городское поселение Врангель. Председатель Законодательного Собрания Приморского края Сергей Сопчук выступил с инициативой проведения смотра-конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования, посвященного 10-летию Законодательного Собрания Приморского края. Победителем этого конкурса будет тот представительный орган, кто создаст лучшую нормативно-правовую базу для обеспечения взаимодействия с администрацией муниципального образования и работе с населением. Участники совещания выразили благодарность Законодательному Собранию Приморского края за помощь в организации подготовительной работы в ходе реформирования местного самоуправления. На семинаре был определен план работы Совета на текущий год. В 2004 году выездные семинары пройдут в Находке, Лесозаводске, Владивостоке, Кировском районе, а также в Хабаровском крае. В апреле Законодательное Собрание планирует провести съезд депутатов представительных органов местного самоуправления Приморья.

Иркутск (АСДГ)
- Городская Дума увеличивается в 2 раза.
Корпус новой думы Иркутска составит 35 депутатов. Соответствующие поправки в Устав города приняли сегодня на заседании административного совета депутаты. По словам руководителя аппарата мэра Елены Войцехович, в среднем в округе на одного депутата будет приходиться 12 тысяч жителей. По федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" отклонения в численности должны составлять 10%. Так, нижний порог составляет 10,9 тыс. жителей, верхний - 13,3 тысяч человек.
Как сообщалось ранее, городская избирательная комиссия на следующей неделе представит для обсуждения депутатам границы округов. Окончательное решение по границам депутаты должны принять в течение месяца.

Иркутская область
- План мероприятий по реализации федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" будет передан на подпись губернатору Иркутской области Борису Говорину.
Об этом сообщила заместитель главы администрации области Людмила Берлина по итогам заседания рабочей группы по вопросам реализации в регионе закона. В течение недели члены рабочей группы могут вносить свои предложения в план.
Документ состоит из нескольких блоков: мероприятия в сфере правового обеспечения, территориальных основ местного самоуправления, связанные с формированием выборных органов и должностных лиц МСУ, в финансово-экономической сфере, в сфере организационного обеспечения. По словам Л. Берлиной, одной из главных задач по реализации закона, которую нужно решить в ближайшее время, является инвентаризация числа населенных пунктов в области, определение количества населения, которое в них проживает, инвентаризация муниципальной собственности. Пока некоторые данные, которые находятся в реестре муниципальных образований, расходятся с материалами, которые предоставляют в местных администрациях.
По словам начальника департамента по работе с представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления администрации Иркутской области Александра Ведерникова, одним из первых региональных нормативных актов по реализации федерального закона должен стать закон о территориальном устройстве и наделении муниципальных образований статусом и полномочиями. Свои предложения региональным властям по этому закону направили мэры шести муниципалитетов. По мнению Л. Берлиной, при определении территории муниципальных образований второго уровня (муниципальных районов и городских округов) границы существующих муниципалитетов по возможности должны остаться прежними. Если граница существующего муниципалитета будет меняться, среди населения будут проведены два референдума: в муниципалитете, от которого предполагается отделить населенный пункт для образования нового МО, и в населенном пункте, который предполагается сделать новым муниципальным образованием.

- До 1 июня правительство РФ должно определить показатели средней плотности населения.
Об этом на семинаре "Развитие института местного самоуправления в новых законодательных условиях в Иркутской области" сообщила директор Российского научного центра государственного и муниципального управления Светлана Юркова.
По ее словам, сейчас существуют различные данные о плотности населения России. По мнению специалистов Госкомстата, средняя плотность населения в стране составляет 0,75 человека на один кв. км. По расчетам научного центра, средняя плотность составляет 2,8-2,3 чел. на один кв. км. Параметры плотности являются одним из критериев при установлении границ муниципальных образований. "Если субъект сам определил среднюю плотность населения на своей территории, он может направить инициативу с показателями в правительство", - отметила С. Юркова. При условии высокой плотности в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения более трех тыс. человек или объединенные общей территорией несколько населенных пунктов с численностью населения менее трех тыс. человек. Такая ситуация может возникнуть в Краснодарском крае, Ростовской области.

Красноярск (АСДГ)
- Петр Пимашков считает, что местному самоуправлению нужно дать больше прав.
Мэр Красноярска вместе с главами городов России принимал участие в заседаниях Правления Конгресса муниципальных образований Российской федерации и Совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве Российской Федерации в Москве. Основными вопросами Конгресса были содействие становлению и развитию местного самоуправления в России, координация деятельности муниципальных образований и обеспечение их взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти.
Высказывая свое мнение о работе Конгресса Петр Пимашков отметил, что у него сложилось противоречивое впечатление о взаимодействии различных уровней власти: "С каждым годом все больше и больше говорится о повышении роли местного самоуправления в жизни города, и в то же время прав у органов местного самоуправления не добавляется. И то, что на сегодняшний день у нас сложились рабочие отношения с краевой администрацией, то это, скорее, исключение, чем правило на территории России, где муниципальная власть не находит взаимопонимания с региональной".
В заключение Петр Иванович сказал: "Я уверен, что со временем все поймут, что без должного развития роли местного самоуправления невозможно добиться значимых результатов".

Красноярский край
- Губернатор края провел ряд встреч в администрации Президента РФ, на которых обсуждались вопросы реформирования местного самоуправления.
В частности, с 2005 года вводится новый порядок предоставления субсидий и субвенций субъектам Федерации. Это значит, что, например, трансферты Минфина в Эвенкийский и Таймырский АО будут перечисляться непосредственно через Красноярский край. Кроме того, в администрации президента рассматривалось объединение Красноярского края с Таймыром и Эвенкией, вопросы Единых муниципальных образований, ЗАТО, а также вопросы земельных и налоговых отношений после объединения территорий. Однако, как отметил Хлопонин, по большинству вопросов удовлетворяющих ответов так и не было дано.
Александр Хлопонин заявил, что сейчас в Федерации сформирована рабочая комиссия под председательством Дмитрия Козака, которая в конце марта приедет в Красноярск и рассмотрит существующие проблемы. По словам Хлопонина, возможно, здесь, в краевом центре, будет отрабатываться модель управления для субъектов РФ.

Новосибирск (АСДГ)
- Необходимо четко разделить властные полномочия между субъектами Федерации и муниципальными образованиями.
Об этом заявил мэр Новосибирска Владимир Городецкий, на круглом столе "Стратегия развития местного самоуправления" в рамках международной конференции.
Основное внимание его участники обсуждения уделили Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления". Городецкий подчеркнул, что Закон разрабатывался на демократической основе: главы муниципальных образований могли вносить предложения и замечания еще на стадии подготовки. И сегодня нет оснований критиковать документ. Закон написан для местных органов, которые Президентом России рассматриваются, как основа вертикали власти в стране. Однако механизм реализации Закона еще нуждается в основательной доработке, считает мэр. По-прежнему нет ясности в вопросе разграничения полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Федерации, по-прежнему не прозрачны межбюджетные отношения.
Глав крупных городов не во всем устраивает разграничение полномочий, предлагаемое в Законе. Например, передачу функций, связанных с социальной защитой, на уровень субъекта Федерации многие участники дискуссии назвали неприемлемой, так как заниматься решением всех проблем, связанных с поддержкой малообеспеченных людей, придется местным органам власти. Вызывает сомнение искусственное, по мнению мэров, разделение функций, связанных с системой образования, когда заработную плату педагогам будет платить администрация области, а коммунальные платежи учебных учреждений - оплачивать муниципалитет.
Много вопросов вызывает раздел Закона, касающийся статуса городских поселений и границ муниципальных образований. В некоторых сибирских городах появились проблемы с поселками городского типа. Например, у Кемерова 5 таких "спутников". Сегодня они входят в состав города, а по Закону каждый из этих поселков должен стать отдельным муниципальным образованием.
Встает вопрос: каковы же будут тогда границы областного центра? Новосибирску удалось избежать таких трудностей. Городские власти, депутаты по ходу разработки Закона о местном самоуправлении внесли в Устав города более ста поправок и дополнений. Произошло и разграничение полномочий мэра и председателя городского Совета. Определены границы города. Заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы Виктор Косоуров предложил все замечания представить в комитет.
От изменений в Бюджетном и Налоговом Кодексах зависит эффективность нового законодательства по местному самоуправлению. Коррективы должны коснуться еще ста подзаконных актов, чтобы Закон о местном самоуправлении заработал в полную силу.
По предложению президента АСДГ, мэра Новосибирска Владимира Городецкого создана рабочая группа, которая подготовит рекомендации по передаче определенных полномочий субъектов Федерации муниципальным образованиям. Важнейшее условие - подкрепление полномочий финансами.

Норильск (АСДГ)
- Председатель норильского Городского Совета Сергей Шмаков и депутаты ЗС края обсудили важные для заполярного города вопросы.
Беседа началась с обсуждения закона об особом статусе Норильска. По словам Сергея Шмакова, данный законопроект нужен не для того, чтобы подчеркнуть какую-то исключительность Норильска, а чтобы прозрачно формировать бюджет города. Северные коэффициенты, с учетом которых рассчитывается заработная плата северян, содержание наших объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства безнадежно устарели и необходимо выработать социальные стандарты, реально отражающие норильскую действительность. Новые стандарты позволят в полной мере легализовать компенсационные выплаты, которые составляют примерно 60 процентов доходов бюджетников. Спикер Горсовета обозначил и другую проблему - незаконный въезд на территорию граждан из ближнего зарубежья. По словам Сергея Шмакова, в рамках закона можно было бы решить и этот вопрос.
Краевые парламентарии согласились с тем, что заполярный город во многом уникален, и обещали свою поддержку в продвижении законопроекта.
Следующей темой, вокруг которой развернулся разговор - реформирование местного самоуправления. Будущая реформа для Норильска тоже должна иметь особый статус, считает председатель горсовета. В связи с вступлением в силу в 2006 году Закона "Об общих принципах местного самоуправления" перед нашим единым муниципальным образованием стоит угроза распада на отдельные города и поселок. Для городов Большого Норильска это крайне нежелательный шаг, поскольку, как показал опыт, совместное существование нашей территории - самый оптимальный вариант. Чтобы и дальше оставаться вместе, необходимо уже сегодня подготовить ряд поправок и закон. Но одновременно необходимо наделить заместителей главы города по Талнаху, Кайеркану и Снежногорску более весомыми полномочиями в финансовом и хозяйственном плане. "Это можно сделать в рамках коллегии по городскому хозяйству, которая бы решала все жизненно важные вопросы территории. Создание коллегии нивелировало бы недостатки единого муниципального образования, и позволило бы сохранить существующую систему управления. Представители Законодательного Собрания полностью поддержали своих норильских коллег в этом вопросе и выразили пожелание, как можно раньше видеть предложения норильских коллег у себя.

Томск (АСДГ)
- Устав города необходимо привести в соответствие с новым законом "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Устав Томска необходимо привести в соответствие с новым законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", который вступит в силу с 1 января 2006 г. - такое решение принято группой городских депутатов в рамках контрольно-правового комитета. Была создана рабочая группа, которой предстоит в двухмесячный срок подготовить модели формирования органов местного самоуправления в нашем городе.
Как пояснила председатель контрольно-правового комитета Тамара Бычкова, новый закон предлагает три концепции организации местной власти. Первая: дума и мэр избираются на всенародных выборах (сегодня в Томске действует именно эта модель). Вторая модель: мэр выбирается из состава депутатов городской думы. В этом случае, мэр либо возглавляет думу, либо руководит администрацией Томска. Третья модель предполагает избрание главы муниципального образования из состава депутатов, а глава исполнительной власти, читай - городской администрации, нанимается на работу по контракту.
"Естественно, что модели различаются между собой перечнем полномочий думы и мэра" - пояснила Тамара Илларионовна. Она напомнила, что принятие нового закона повлечет не только изменение конституции Томска, но и границ муниципального образования Томск, а также принципов проведения выборов.
Обсудив все "за" и "против" той или иной концепции, депутаты создали рабочую группу. Ей предстоит разработать три варианта Устава Томска. Окончательный вариант городской конституции предстоит выбрать депутатам городского парламента. По прогнозу принятие новой редакции Устава Томска состоится не ранее осени 2004 года.

Тюмень (АСДГ)
- С 1 января 2005 года статус 23-х поселков и деревень, входящих в границы Тюмени, будет ликвидирован. Этого требует новый федеральный закон о местном самоуправлении.
Для мэра Тюмени Степана Киричука, который провел сегодня встречу с журналистами в совместном пресс-центре ИА "Интерфакс-Урал" и "Тюменская линия", это изменение в организации жизни муниципалитета связано с большими сложностями.
"Сейчас, - объяснил городской голова, - жители Парфеново, ММС, Антипино и других поселков в черте Тюмени имеют право на льготы, как проживающие в сельском поселении. Выплаты льгот ежегодно составляют около 5 миллионов рублей. Их получают сельские врачи и учителя. С ликвидацией поселков и сел в границах Тюмени эта льгота должна сохраняться в течение трех лет".
Мэра Тюмени заботит проблема, за счет каких статей бюджета будет осуществляться выполнение нового федерального закона.
Степан Киричук рассказал журналистам, что во время работы Конгресса муниципальных образований Российской Федерации он провел ряд рабочих встреч. Одна из них состоялась с председателем Госстроя Николаем Кошманом.
"Обсуждался вопрос субсидирования из федерального бюджета таких городских программ, как водоснабжение, водоотведение и отселение из ветхого жилья, - уточнил глава Тюмени. - В городском бюджете 2004 года эти расходы не предусмотрены".
Степан Киричук назвал еще немало статей расходов, которые требуют финансовой поддержки федерального центра.
"В законе прописано право выделения квартир судьям за счет федерального бюджета. За десять лет ни одного рубля на погашение стоимости квартир, выделенных судьям, из центра не поступило. Нет средств и на бесплатные квартиры очередникам. В городской очереди на жилье стоят сейчас более 12 тысяч человек. Но администрация не может выделить ни одной квартиры из-за отсутствия средств".

- Степан Киричук: Органы местного самоуправления фактически "отодвинуты" от внедрения закона о местном самоуправлении.
"Органы местного самоуправления фактически "отодвинуты" от внедрения закона о местном самоуправлении. Главная же задача, основной объем работы в этом направлении возложены на субъект федерации. Сегодня по закону основные элементы муниципальной власти - в руках субъекта РФ. Насколько это верно? Трудно судить. По крайней мере, у нас достаточно понимания и квалифицированных кадров для внедрения этого закона", - заявил мэр Тюмени Степан Киричук в интервью интернет-изданию "NewsProm.Ru" по поводу подготовки к реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Мэр уверенно опроверг все предположения относительно сокращения срока своих нынешних полномочий в результате вступления в силу закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". "Судьба мэра и Думы проста - мэр избирался на четыре года, четыре года и отработает - исходя из закона. Что же касается городской Думы, то она в этом составе проработает либо два, либо четыре года - это зависит от некоторых обстоятельств", - подчеркнул Киричук. Тем не менее, по словам Киричука, желающим участвовать в выборах депутатов городской Думы через два года "суетиться рано".
Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который является одной из важнейших составляющих полномасштабной административной реформы, был подписан президентом России Владимиром Путиным в октябре 2003 года.
Тюменская область одна из первых приступила к реализации этого закона. Введение в действие закона о местном самоуправлении, по мнению губернатора Тюменской области Сергея Собянина, позволит урегулировать значительную часть экономических конфликтов за счет более справедливого распределения бюджетного финансирования между муниципалитетами, дефицитными и донорскими регионами.
В проекте заложен механизм распределения средств, исходя из численности населения, проживающего на территории административной единицы. Если доходы того или иного муниципалитета в два и более раз превышают средние по региону, 50% из них будут изыматься в фонд выравнивания.
Кроме того, большая часть налоговых поступлений будет оставаться на местном уровне. Этот закон может изменить процентное соотношение в распределении доходов между центром и субъектом федерации (в перспективе, 40 и 60% соответственно).

Ульяновск
- Действующий Устав города пришел в противоречие с Законом РФ "Об основных принципах организации местного самоуправления". Разработкой нового варианта Устава занимается Российский Центр правовой поддержки местного самоуправления.
Основные положения будущего документа обсуждались на прошлой неделе депутатами, юристами Городской Думы и руководителем отдела по работе с муниципальными образованиями Центра, экспертом Ольгой Савранской.
Как сообщает пресс-служба Городской думы, в нашем городе выборы в муниципальные органы власти должны быть проведены в декабре 2004 года. Они уже попадают под нормы переходных положений нового Закона "Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ". Следовательно, требования, относящиеся к структуре органов местного самоуправления и связанные с этим положения Устава, должны быть приведены в соответствие с законом к моменту проведения выборов.
Для этого нужно разработать новую редакцию Устава, затем принять её, зарегистрировать и официально опубликовать за три месяца до истечения срока полномочий действующих органов местного самоуправления. Поэтому именно сейчас уже остро стоит вопрос о внесении изменений в Устав.
Новый закон допускает два варианта структуры муниципалитета: либо глава города возглавляет представительный орган власти, либо только исполнительную власть. Совмещать должности, как это сейчас используется во многих муниципалитетах, недопустимо. Также необходимо определить полномочия органов местного самоуправления, в том числе и представительного органа, которые закон достаточно сильно изменяет. Полномочия главы города, представительного органа, администрации, иных органов местного самоуправления, существование которых закон считает обязательным, должны быть четко разделены.

Хабаровск (АСДГ)
- Мэр Александр Соколов считает неотложной задачей обеспечение условий для органов муниципальной власти в рамках федерального законодательства принимать самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, формированию его расходов и доходов.
До настоящего времени в стране не решен вопрос по разграничению бюджетных полномочий по уровням власти. Бюджет муниципальных образований перегружен обязательствами федерального и краевого законодательства, что препятствует нормальному функционированию городского хозяйства. Так, краевым законом "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" Хабаровску были предусмотрены средства на выполнение государственных полномочий по реализации Федеральных Законов "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и некоторым другим в сумме 492,1 млн. рублей. Между тем, реальная потребность составляла 823,8 млн. рублей. На 2004 год бюджету города Хабаровска на финансирование мероприятий по реализации федеральных законов предусмотрены средства в размере только 582 млн. рублей при потребности 785,9 млн. рублей. На протяжении ряда лет размер финансовой помощи городу Хабаровску определялся исходя из планируемого дефицита бюджета в размере 10 процентов от доходов. Поэтому город получает финансовую помощь во много раз ниже минимально необходимого. Помимо этого ежегодно происходит сокращение доходной базы бюджета муниципального образования. При общем росте объемов доходов во все уровни бюджетов, доля города Хабаровска за три последних года сократилась с 36 до 24 процентов.

Челябинск
- Депутаты городской Думы ограничили себя и главу города в полномочиях.
Глава Челябинска больше не должен давать разрешение на проведение массовых мероприятий и мирных акций протеста в городе. 27 января депутаты местного представительного органа по рекомендации прокуратуры внесли изменения в положение о мирных массовых акциях и мероприятиях населения в Челябинске.
Ранее для того, чтобы провести выступление на площади Революции или Театральной площади столицы Южного Урала, организаторы мероприятий должны были получить "добро" от главы города. Прокуратура рекомендовала законодателям несколько смягчить формулировку. Однако депутаты решили вообще исключить этот пункт из документа. Теперь организаторы акции должны согласовывать проведение мероприятий с администрацией города или района.
Помимо этого депутаты ограничили и свои полномочия, внеся поправки в Устав города в соответствие с новым федеральным законодательством об организации принципов местного самоуправления. Так, отменен п. 21 ст.18 Устава, согласно которому городская дума согласовывала назначение начальника УВД города. Кроме того, потребовались изменения п. 8 ст. 28 по проведению опроса граждан. Такой опрос будет необходим для изменения административно-территориального устройства области. Согласно федеральному законодательству, в состав Челябинска не должно будет входить более одного поселка. Сейчас в муниципальное образование входят семь поселков. В дальнейшем эти населенные пункты будет необходимо преобразовать в районы столицы Южного Урала, либо они отойдут другим существующим сейчас муниципалитетам. Для решения этого вопроса необходимо узнать мнение жителей этих поселков, для чего и планируется провести опрос.

Приложения к бюллетеню

в начало