АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Решение 1 Совета АСДГ

АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

С О Ц И О Л О Г И Ч Е С К А Я Л А Б О Р А Т О Р И Я


Краткие результаты экспресс-опроса

(декабрь 2008 г.)

В порядке подготовки к заседанию Совета АСДГ социологическая лаборатория АСДГ с 1 по 15 декабря 2008 г. провела экспресс-опрос руководителей муниципальных образований с целью выявить проблемы, возникающие в муниципальных образованиях региона в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, и подходы к их решению на местах.Опрошены руководители 40 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока (как крупных, средних так и малых), в том числе 14 центров субъектов Федерации.

Оценка сегодняшней социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях существенным образом отличается от ответов на аналогичный вопрос, полученный нами в апреле 2008 г.: более чем в 2 раза выросла доля отметивших элементы напряженности и только каждый четвертый опрошенный считает ситуацию нормальной (в апреле таких ответов было две трети). По сути, сейчас распределение оценок приближается к распределению ответов, которое нами фиксировалось на рубеже веков после кризиса 1998 г.

Оценка сегодняшней социально-экономической ситуации

в муниципальном образовании


% к числу

ответивших

Нормальная

27,5

Неопределенная

12,5

Есть элементы социальной напряженности

57,5

Обстановка крайне напряженная

2,5

В целом острота влияния кризиса пока ощущается не слишком сильно, основная доля оценивает ее как среднюю и примерно поровну распределились мнения оценивающих это влияние как сильное и как слабое.

Острота влияния кризиса


% к числу

ответивших

Остро

17,5

Средне

60,0

Слабо

22,5

При этом, обращает на себя внимание несколько более сдержанные оценки остроты кризиса на Дальнем Востоке: по словам одного из муниципальных руководителей «до Дальнего Востока кризис пока не дошел».

Несмотря на то, что среднюю оценку остроты проявления кризиса, конкретные проявления кризиса в отдельных направлениях значительны. Так, две трети опрошенных отмечает уже наблюдающийся кризис в банковско-кредитной сфере, который влечет за собой снижение объемов кредитования реального сектора экономики, снижение доступности кредитных ресурсов для населения. Около половины респондентов указывает на начавшийся спад производства, который в значительной мере отражается на работниках: в каждом втором муниципальном образовании наблюдается перевод работников на сокращенное рабочее время, начавшиеся сокращения кадров, а также задержки с выплатами заработной платы. Эти негативные тенденции в наибольшей степени проявляются в монофункциональных небольших муниципальных образованиях, и, как следствие, их руководители отмечают рост социальной напряженности.

Конкретные проявления кризиса


% к числу

ответивших

Снижение объемов кредитования реального сектора экономики

65,0

Перевод работников на сокращенную рабочую неделю (рабочий день)

50,0

Снижение доступности кредитных ресурсов для населения

50,0

Сокращения работников в других отраслях

42.5

спад производства

42.5

Задержки с выплатами заработной платы

37.5

Усиление инфляции

35,0

Снижение объемов строительства

27.5

Рост социальной напряженности

20,0

Массовые сокращения работников на градообразующих предприятиях

7.5

Остановка предприятий

2,5

Сильнее всего кризис затронул такие сферы жизнедеятельностикак производственную, финансово-кредитную, малый и средний бизнес, в меньшей степени это пока коснулось городского хозяйства и рыночной инфраструктуры, что, впрочем, не означает их защищенности от кризисных проявлений в последующем.

Какие сферы кризис затронул сильнее всего?


% к числу

ответивших

Производственная сфера

72,5

Финансово-кредитная сфера

52,5

Малый и средний бизнес

52,5

Потребительский рынок

32,5

Жилищная сфера

32,5

Сфера услуг

17,5

Городское хозяйство

7,5

Рыночная инфраструктура

5,0

Среди отраслей производственной сферы кризисные явления затронули строительство (50%), промышленность строительных материалов (30%), а также основные отрасли специализации муниципальных образований, такие как добывающая промышленность, машиностроение, транспорт, лесная и лесоперерабатывающая промшленность.

В этих условиях органам муниципального управления уже пришлось столкнуться серьезными проблемами, в первую очередь это касается бюджетных проблем, следствием которых является необходимость отказа от части расходных обязательств, таких как капитальный ремонт, строительство, благоустройство, содержание дорог, снижение финансирования муниципальных программ, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Другая группа проблем касается обеспечения занятости высвобождаемых работников и увеличения социальных выплат.

Наиболее серьезные проблемы муниципалитетов


% к числу

ответивших

Потеря части налоговых поступлений

65,0

Несбалансированность местного бюджета

42,5

Угроза финансовой нестабильности

37,5

Обеспечение занятости высвобождаемых работников

35,0

Отказ от части расходных обязательств

35,0

Снижение спроса на земельные участки

17,5

Увеличение социальных выплат

5,0

Задержка платежей проблемными банками

5,0

И хотя 37,5% опрошенных не видят никаких позитивных элементов влияния кризиса, остальные рассматривают его как условие поиска внутренних резервов, пересмотра расходов, их оптимизацию и ужесточение контроля, развития малого бизнеса, объединения усилий бизнеса, власти и городского сообщества для преодоления кризиса. Кроме того, отмечается тенденция снижения стоимости строительных материалов и ГСМ, а также стоимости жилья (правда, пока скорее как возможность, чем уже реальное проявление).

В связи с этим 17,5% опрошенных считают, что ожидаемое снижение цен на рынке жилья позволит муниципалитетам покупать жилье для социальных нужд по относительно недорогой цене. Однако 27,5% уверены, что этого не произойдет, поскольку местный бюджет не располагает подобными средствами даже при условии незначительного удешевления жилья. Половина же респондентов высказывает сомнения относительно такой возможности, поскольку снизится и деловая активность в стройиндустрии и сократится предложение жилья.

Что касается перспектив свертывания социальных программ на территории муниципального образования, то почти две трети опрошенных опасается, что такое свертывание произойдет (как федеральных, так и региональных), и в первую очередь это может коснуться жилищных программ (в том числе «Обеспечение жильем молодых семей»), капитального ремонта, строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры. И свыше 90% видят необходимость в пересмотре муниципальных целевых программ, инвестиционных программ или переносе реализации программных мероприятий на более поздние сроки в связи с сокращением доходной части бюджета (в том числе за счет снижения НДФЛ).

85% опрошенных отметили, что в их субъектах федерации созданы антикризисные органы, которые приступили к мониторингу ситуации и разработке программ преодоления негативного влияния кризиса. Аналогичные органы cозданы и в 70% муниципальных образований. При этом взаимодействия в основном сводятся к еженедельному информированию органов субъекта федерации, совместным совещаниям и подготовительным работам к выработке совместных действий. Об эффективности подобных действий, по мнению опрошенных, пока говорить рано, поскольку недостаточно определены полномочия штабов, работа только началась. Среди предложений об оптимизации взаимодействий встречаются необходимость обмена информацией и положительным опытом, разработки рекомендаций (преимущественно для малых и средних муниципальных образований), а также создание фонда финансовой помощи.

В основной части муниципальных образований для минимизации негативных последствий кризиса организован мониторинг ситуации, создаются резервы финансовых средств, разработаны меры, направленные на оптимизацию расходов (в том числе на содержание аппарата), сохранение рабочих мест на общественных работах, предоставление льгот (по арендной плате, плате за землю и т.п.) для малого и среднего бизнеса, а также экономических преференций для предприятий реального сектора экономики.

Вместе с тем, возможности муниципалитетов по противодействию кризисным явлениям наталкиваются не только на ограниченные возможности бюджетов (недостаточность собственной доходной базы), но и на ограниченность полномочий органов местного самоуправления, отсутствие механизмов влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (крупных предприятий), на банковский сектор, что требует внесения изменений в нормативно-правовые документы.




Постоянный адрес статьи