АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

II. Основные направления деятельности и задачи АСДГ в 2006 году

2006 год особый для муниципального сообщества России.
В силу вступает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Идет реализация приоритетных национальных проектов. Межмуниципальному сотрудничеству в России и нашей Ассоциации исполняется 20 лет. В связи с этим, важнейшим направлением для АСДГ в 2006 году станет обеспечение тесного взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти и, в особенности, с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, общероссийским объединением муниципальных образований, межрегиональными и региональными ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации.

Главная цель – доведение до федерального уровня власти предложений и позиции АСДГ по разработке первоочередных мер, направленных на наиболее полный учет мнений муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока при реализации положений ФЗ-131 и других федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления.

Одной из основных задач АСДГ станет продолжение начатого в 2005 году мониторинга реализации федерального законодательства в области местного самоуправления (совместно с аппаратами Полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах).

Приоритет в деятельности Ассоциации будет отдан поиску оптимальных вариантов участия муниципалитетов в реализации приоритетных национальных проектов, выявлению «узких» мест и проблемных вопросов, оперативное доведение до органов государственного управления ситуации, складывающейся в ходе их реализации.

Планируется активное участие экспертов АСДГ в качестве членов рабочих групп Совета по национальным проектам при Президенте Российской Федерации.

Силами Социологической лаборатории АСДГ в рамках совместной работы с Конгрессом муниципальных образований РФ планируется ведение мониторинга практической реализации приоритетных национальных проектов на территории муниципальных образований разных типов, проведение экспертных опросов глав муниципалитетов.

В связи с этим АСДГ совместно с Конгрессом муниципальных образований намерены выступить с инициативой проведения Всероссийского мониторинга реализации приоритетных национальных проектов. В рамках этой инициативы в течение года планируется проведение серии экспертных опросов. По результатам опросов социологической лабораторией АСДГ будут подготовлены аналитические материалы и доведены до федеральных и региональных органов власти.

Принимая во внимание предложения, поступившие от глав муниципальных образований региона, в 2006 году необходимо:
- проводить оперативное консультирование и обучение представителей муниципалитетов по всему спектру вопросов реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- оперативно реагировать на возможные нарушения федерального законодательства в области местного самоуправления, апеллируя к органам правоохранительной системы;
– консультирование руководителей и сотрудников муниципальных образований региона;
- разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на усиление тесного взаимодействия и сотрудничества с аппаратами Полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах;
- содействовать формированию дееспособных Советов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, принять участие в разработке модельного устава Совета и других документов;
- активно участвовать в деятельности Конгресса муниципальных образований РФ, лоббирование через него законодательных и других инициатив муниципального сообщества;
- разработать подходы к организации межмуниципальной хозяйственной кооперации и созданию межмуниципальных хозяйственных обществ (рассмотреть возможность формирования при АСДГ специальной рабочей группы по изучению данной проблемы и мониторингу пилотных проектов создания межмуниципальных хозяйственных обществ);
- скорректировать задачи и укрепить АСДГ как информационный, методический и консалтинговый центр, привлекательный для всех муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на усиление роли Совета АСДГ в деятельности Ассоциации;
- провести мероприятия, направленные на решение межотраслевых проблем муниципального управления.

Особое внимание планируется уделить усилению взаимодействия с муниципалитетами Дальневосточного федерального округа через проведение на этой территории ряда конференций и семинаров.

У исполнительной дирекции есть конкретные предложения по проведению в 2006 году как самостоятельных мероприятий, так и мероприятий-«дублеров» для муниципалитетов дальневосточного региона.

Представляется целесообразным (при планировании самостоятельных и совместных с Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации мероприятий) определить в качестве «опорных» городов: в Сибирском федеральном округе – Новосибирск; в Дальневосточном – Хабаровск.

Кроме того, в планах кадровое усиление самой исполнительной дирекции через:
- оптимизацию структуры управления;
- внедрение современного программного обеспечения;
- систему постоянного повышения квалификации персонала;
- привлечение к работе (на внештатной основе) специалистов и экспертов в области муниципального права, в области земельно-имущественного и финансово-экономического блоков муниципального управления.

О 20-летии АСДГ

Ассоциация намерена активно использовать 2006 год для своего качественного развития и хорошим содержательным поводом должен стать наш 20-летний Юбилей.

В рамках подготовки юбилейных мероприятий планируется максимально использовать весь потенциал, накопленный Ассоциацией за годы деятельности.

Создать Оргкомитет в составе представителей руководства АСДГ, науки, бизнеса и общественности. Привлечь к участию ветеранов, которые в настоящее время находятся на государственной службе, занимаются преподавательской, научной и предпринимательской деятельностью или уже находятся на заслуженном отдыхе.

В планах подготовки к юбилею:
- издание аналитических и информационно-рекламных материалов (буклет).
- участие в организации и проведении выставок на территории от Тюмени до Хабаровска;
- организация презентаций городских программ развития, через взаимодействие с выставочными организациями;
- привлечение к участию в совместных выставках представителей малого и среднего бизнеса, заинтересованных в развитии муниципального сектора экономики;
- подготовка публикаций и размещение их в местных средствах массовой информации (совместно с пресс-центрами муниципалитетов);
- проведение переговоров с центральными СМИ, освещающими проблемы местного самоуправления (журнал «Муниципалитет», газета «Местное самоуправление» и другие), на предмет размещения тематических публикаций экспертов АСДГ по наиболее актуальным проблемам муниципального управления и социально-экономического развития городов в России.

Кульминационным событием года в рамках юбилейных мероприятий, должно стать Торжественное Общее собрание глав городов Сибири и Дальнего Востока (октябрь-ноябрь 2006 г., Новосибирск). В рамках Собрания состоятся:
- всероссийская конференция «Проблемы развития городов. Опыт, роль и перспективы межмуниципального сотрудничества в развитии муниципалитетов»;
- выставка «План стратегического развития и инвестиционный паспорт муниципального образования».

Мероприятие планируется провести с участием представителей федеральных и региональных органов государственной власти, всех партнеров АСДГ по межмуниципальному сотрудничеству.

При подготовке и проведении данного Собрания предлагается активно использовать как собственный потенциал АСДГ, так и представителей муниципального экспертного сообщества России.

Комплекс предлагаемых мероприятий должен способствовать укреплению АСДГ как опорной базы межмуниципального сотрудничества на территории Сибири и Дальнего Востока, а также содействовать развитию системы местного самоуправления – одного из основных институтов гражданского общества в Российской Федерации.

На основе анализа деятельности Ассоциации в 2005 г., состояния и задач межмуниципального движения в Российской Федерации, а также с учетом многочисленных предложений и замечаний, поступивших от глав муниципальных образований и сотрудников муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока во время проведения мероприятий Ассоциации и в ходе информационного обмена, исполнительная дирекция АСДГ предлагает осуществлять деятельность по следующим 6 методологическим направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление

2. Обмен опытом работы специалистов муниципалитетов

3. Методическое направление (в перспективе - научно-исследовательское)

4. Учебно-консультационное направление

5. Проектно-внедренческое направление

6. Грантовая деятельность

и в следующих 22 областях деятельности муниципальных образований:

Законодательный блок

1. Федеральное законодательство

2. Законодательство субъектов Российской Федерации

3. Нормативно-правовая база местного самоуправления

4. Юридическое обеспечение деятельности муниципалитетов

Экономический блок

5. Экономическая, финансовая, бюджетная и налоговая деятельность муниципалитетов

6. Управление муниципальным имуществом, земельные ресурсы и землеустройство

Городское хозяйство

7. Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство

8. Жилищная политика

9. Муниципальный пассажирский транспорт

10. Архитектура и градоустройство

Социальный блок

11. Социальная защита населения

12. Потребительский рынок, ценовая политики и защита прав потребителей

13. Муниципальное образование

14. Муниципальное здравоохранение

15. Муниципальная молодежная политика

16. Охрана труда

Другие области

17. Межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество

18. Взаимодействие муниципалитетов со средствами массовой информации

19. Организация работы аппарата администрации

20. Информатизация органов местного самоуправления

21. Связи с общественностью

22. Муниципальные избирательные комиссии

1. Информационно-аналитическое направление

Информационно-аналитическое направление лежит в основе деятельности исполнительной дирекции и предназначено для обеспечения администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информацией и аналитическими материалами, необходимыми для осуществления своих функций.

В 2006 г. предполагается осуществлять деятельность по следующим разделам:
1.1. Организация и ведение мониторинга реализации федерального законодательства в области местного самоуправления (совместно с аппаратами Полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах).
1.2. Обеспечение администраций муниципальных образований нормативно-правовыми и распорядительными документами органов местного самоуправления:
- организация и ведение мониторинга реализации федерального законодательства в области местного самоуправления (совместно с аппаратами Полномочных представителей Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах).
- сбор, обработка и направление в муниципальные образования документов из информационно-компьютерного банка «Материалы местного самоуправления Российской Федерации»;
- пролонгация и заключение договоров с администрациями муниципалитетов об информационном обмене;
- заключение договоров об информационном обмене с администрациями муниципалитетов европейской части РФ;
- продолжение выпуска еженедельного электронного информационного бюллетеня АСДГ/КМО РФ;
- выпуск еженедельных обзоров (перечни, анонсы) поступающих в информационную сеть (ИС) АСДГ документов;
- выпуск ежемесячных тематических обзоров имеющихся в ИС АСДГ документов;
- расширение консультативной работы на основе накопленного банка данных.

1.3. Обеспечение администраций муниципальных образований нормативно-правовыми документами субъектов РФ в области местного самоуправления:
- сбор, обработка и направление в города документов из информационно-компьютерного банка «Нормативно-правовые документы субъектов РФ в области местного самоуправления», создание оптимальной классификации настоящего банка;
- пролонгация договора об информационном обмене с Межрегиональной Ассоциацией «Сибирское соглашение».

1.4. В экономической области деятельности муниципалитетов - продолжение сбора, обработки и ведения сравнительных таблиц показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Модернизация системы показателей экспертным советом.

1.5. В области управления муниципальным имуществом - продолжение сбора, обработки, составления обобщающих аналитических таблиц показателей приватизации, аренды, итогов деятельности комитетов по управлению муниципальным имуществом.

1.6. В области финансовой деятельности муниципалитетов – продолжение пополнения информационного компьютерного банка (ИКБ) «Бюджеты муниципальных образований», для чего Правлению секции АСДГ «Экономика и финансы города» разработать формы в соответствии с действующей бюджетной классификацией.

1.7. В области юридического обеспечения - модернизация информационного компьютерного банка (ИКБ) «Судебная практика», для чего Правлению юридической секции АСДГ разработать классификацию данного ИКБ.

1.8. В области здравоохранения – продолжение пополнения информационного компьютерного банка (ИКБ) «Муниципальное здравоохранение» на основе классификации, разработанной Правлением секции АСДГ «Муниципальное здравоохранение».

1.9. В области связей с общественностью – организация и проведение мониторинга средств массовой информации Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока; размещение на интернет-сервере АСДГ материалов мониторинга СМИ. Выпуск обзоров и сборников средств массовой информации по следующим темам:
- «Реформа местного самоуправления» (изменения в законодательстве);
- «Реализация приоритетных национальных проектов»;
- «Ход реформы местного самоуправления в субъектах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов» (разграничение полномочий, бюджеты муниципальных образований);
- «Жилищное законодательство» (внесение изменений в жилищный пакет Федеральных законов);
- «Жилищный фонд. Управляющие компании».

1.10. Обеспечение администраций муниципальных образований нормативно-правовыми документами федерального уровня.

1.11. Издание информационно-аналитических, методических печатных сборников АСДГ.

1.12. Модернизация интернет-сайта АСДГ, превращение его в универсальный портал муниципальных информационных ресурсов.

1.13. Продолжение сотрудничества с выставочными комплексами Сибири.

2. Обмен опытом работы

Направление «Обмен опытом работы специалистов муниципалитетов» является основным содержательным видом деятельности АСДГ. Структуру обмена опытом работы, принятую ранее, целесообразно сохранить и на 2006 г.:
- проведение межотраслевых и отраслевых семинаров и конференций АСДГ по основным областям деятельности муниципалитетов;
- функционирование отраслевых секций АСДГ;
- издание информационно-методических сборников по итогам отраслевых семинаров и конференций АСДГ.

2.1. Проведение отраслевых семинаров и конференций АСДГ на основе двух принципов подготовки и организации:
- поочередное проведение мероприятий в крупных городах Сибири и Дальнего Востока («бенефис» администрации);
- постоянное проведение конференций по одной и той же теме в одном городе («методический центр»).

Ниже приводится частично согласованный план мероприятий АСДГ на 2006 г.


ПЛАН
мероприятий АСДГ на 2006 год
(по направлению "Обмен опытом работы")

п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Место
проведения

Дата

1.

Участие в мероприятиях Конгресса муниципальных образований Российской Федерации

Москва

по плану КМО РФ

2.

Участие во Всероссийском мониторинге реализации приоритетных национальных проектов

Муниципалитеты России

в течение года

3.

Заседание Правления секции АСДГ по вопросам организации муниципальных выборов

Красноярск

18.01.06

20.01.06

4.

III заседание Совета АСДГ 19-го созыва

Хабаровск

15.02.06

5.

Учебно-методический семинар для глав муниципальных образований «Проблемы организации муниципального управления»

Хабаровск

15.02.06

16.02.06

6.

Заседание Правления секции АСДГ по местному самоуправлению

Новосибирск

02.03.06

7.

Конференция АСДГ «Опыт работы представительных органов местного самоуправления Сибири и Дальнего Востока по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации»

Новосибирск

02.03.06

03.03.06

8.

Заседание Правления секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления»

Новосибирск

15.03.06

9.

Межрегиональная конференция руководителей информационных служб (совместно с МАСС) «ИнфоКоммуникации Сибири- 2006»

Новосибирск

15.03.06

16.03.06

10.

Заседание Правления секции АСДГ «Градоустройство»

Новосибирск

13.04.06

11.

Конференция АСДГ руководителей органов по землеустройству, архитектуре и градостроительству «Реализация новейшего земельного и градостроительного законодательства и национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Новосибирск

13.04.06

14.04.06

12.

Заседание Правления секции АСДГ по информационной политике

Новосибирск

20.04.06

13.

Заседание Правления секции АСДГ «Муниципальное образование»

Новосибирск

20.04.06

14.

Конференция АСДГ «Деятельность пресс-служб муниципальных образований в условиях современного законодательства о местном самоуправлении»

Новосибирск

20.04.06

21.04.06

15.

Конференция АСДГ «Состояние и перспективы развития системы муниципального образования в свете требований современного законодательства»

Новосибирск

20.04.06

21.04.06

16.

Заседание Правления секции АСДГ по проблемам жилищно-коммунального комплекса городов Зауралья

Барнаул

25.04.06

17.

Конференция АСДГ «Управление жилищным фондом города»

Барнаул

25.04.06

26.04.06

18.

Экспертный опрос глав муниципалитетов «Реализация приоритетных национальных проектов в российских муниципалитетах» (совместно с КМО РФ, в рамках Всероссийского мониторинга реализации приоритетных национальных проектов)

Муниципалитеты России

апрель

-май

19.

Конференция АСДГ «Развитие межмуниципального сотрудничества в субъектах Российской Федерации на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов». «Организация и деятельность Советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации» (научный руководитель - Ю.В. Кириллов, директор Института муниципального управления, Обнинск)

Новосибирск

11.05.06

12.05.06

20.

IV заседание Совета АСДГ 19-го созыва

Новосибирск

19.05.06

21.

XXIII Общее собрание АСДГ

Новосибирск

19.05.06

22.

Конференция глав муниципальных образований

Новосибирск

19.05.06

20.05.06

23.

Заседание Правления секции АСДГ по вопросам организации муниципальных выборов

Томск

25.05.06

24.

Конференция АСДГ «О некоторых аспектах организации и проведения выборов в органы местного самоуправления»

Томск

25.05.06

25.

Заседание Правления секции АСДГ «Внешнеэкономическая и международная деятельность»

Благовещенск

01.06.06

26.

Конференция АСДГ «Внешнеэкономическая и международная деятельность муниципалитетов»

Благовещенск

01.06.06

02.06.06

27.

Заседание Правления секции АСДГ «Муниципальное регулирование торговли»

Новосибирск

08.06.06

28.

Конференция АСДГ руководителей департаментов потребительского рынка, торговли и защиты прав потребителей

Новосибирск

08.06.06

09.06.06

29.

Заседание Правления секции АСДГ «Муниципальная молодежная политика»

Новосибирск

22.06.06

30.

Конференция АСДГ руководителей комитетов (отделов) по молодежной политике

Новосибирск

22.06.06

23.06.06

31.

Конференция АСДГ руководителей структурных подразделений администраций по взаимодействию с общественными организациями, руководителей органов ТОС и общественных организаций

Новосибирск

07.09.06

08.09.06

32.

Заседание Правления секции АСДГ «Городской пассажирский транспорт»

Красноярск

14.09.06

33.

Конференция АСДГ руководителей департаментов (комитетов) транспорта и пассажирских перевозок

Красноярск

14.09.06

15.09.06

34.

Заседание Правления секции АСДГ «Муниципальное здравоохранение»

Сургут

14.09.06

35.

Конференция АСДГ руководителей департаментов (управлений) по здравоохранению

Сургут

14.09.06

15.09.06

36.

I заседание Совета АСДГ 20-го созыва

Омск

15.09.06

37.

Заседание Правления секции земельно-имущественных отношений АСДГ

Иркутск

21.09.06

38.

Конференция АСДГ руководителей департаментов (комитетов) по управлению муниципальным имуществом

Иркутск

21.09.06

22.09.06

39.

Заседание Правления секции АСДГ «Экономика и финансы города»

Хабаровск

28.09.06

40.

Конференция АСДГ руководителей экономических и финансовых служб

Хабаровск

28.09.06

29.09.06

41.

Конференция АСДГ «Совершенствование кадровой работы в условиях реформы системы местного самоуправления»

Красноярск

05.10.06

06.10.06

42.

Конференция АСДГ руководителей служб администраций городов, связанных с предоставлением социальных услуг населению (совместно с Фондом «Институт экономики города»)

Новосибирск

05.10.06

06.10.06

43.

Конференция АСДГ руководителей информационных служб совместно с Днями информатизации в Иркутске «ИНФОКОМ»

Иркутск

12.10.06

-13.10.06

44.

Заседание Правления Секции АСДГ по проблемам жилищно-коммунального хозяйства городов Зауралья

Хабаровск

19.10.06

45.

Конференция АСДГ руководителей департаментов (комитетов) жилищно-коммунального хозяйства

Хабаровск

19.10.06

20.10.06

46.

Заседание Правления Юридической секции АСДГ

Омск

26.10.06

47.

Конференция АСДГ руководителей юридических служб

Омск

26.10.06

27.10.06

48.

Заседание Правления Секции АСДГ по социально-трудовой сфере

Красноярск

26.10.06

49.

Конференция АСДГ руководителей структурных подразделений администраций городов, занимающихся вопросами труда «О проблемах формирования муниципальной системы оплаты труда и проблемах теневой заработной платы»

Красноярск

26.10.06

27.10.06

50.

Выставка «План стратегического развития и инвестиционный паспорт муниципального образования»

Новосибирск

26.10.06

-27.10.06

51.

II заседание Совета АСДГ 20-го созыва

Новосибирск

26.10.06

52.

Торжественное Общее Собрание глав муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока, посвященное 20-летию АСДГ

Новосибирск

27.10.06

53.

Всероссийская конференция «Проблемы развития городов. Опыт, роль и перспективы межмуниципального сотрудничества в развитии муниципалитетов»

Новосибирск

27.10.06

54.

Конференция АСДГ руководителей департаментов (управлений) по благоустройству администраций городов

Кемерово

09.11.06

10.11.06

55.

Заседание Правления секции АСДГ по вопросам организации муниципальных выборов

С

01.12.06

56.

Конференция АСДГ руководителей муниципальных избирательных комиссий

Новосибирск

01.12.06

02.12.06

2.2. Секционная работа АСДГ.

2.2.1. В законодательной области – деятельность на базе секции по местному самоуправлению АСДГ (председатель секции – председатель Томской городской Думы Николайчук Н.А.). Правление считает, что первоочередной задачей на 2006 год является продолжение работы представительных органов местного самоуправления по реализации нового федерального законодательства в области местного самоуправления:

- совершенствование нормативной базы муниципалитетов, связанной с реализацией реформы местного самоуправления;

- обеспечение взаимодействия муниципальных образований при разработке рекомендаций по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- организация мониторинга хода реформирования местного самоуправления в Сибири и на Дальнем Востоке в соответствии с требованиями нового федерального законодательства;

- продолжение работы по формированию нормативно-правовой базы городского самоуправления на основе деятельности секции по местному самоуправлению;

- подготовка предложений (совместно с общероссийскими и региональными ассоциациями муниципальных образований), направленных на сохранение принципов формирования муниципальных органов власти;

- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования системы территориального общественного самоуправления (ТОСов);

- продолжение работы по формированию комплексных пакетов нормативно-правовых актов муниципальных образований;

- привлечение руководителей представительных органов местного самоуправления к деятельности АСДГ по разработке нормативной базы местного самоуправления и защите интересов муниципалитетов в субъектах Российской Федерации;

- разработка предложений по совершенствованию структуры и схемы управления муниципальными образованиями;

- осуществление работы по обмену опытом и консультационной поддержке реформы местного самоуправления в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока.

2.2.2. В области экономической и финансовой деятельности муниципалитетов.

Основная цель городской экономической политики на 2006 год – обеспечение социальной направленности бюджетной политики, повышение качества жизни населения, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, подъема муниципальной экономики.

Осуществление деятельности на базе секции АСДГ «Экономика и финансы города», изучение следующих актуальных проблем (председатель секции – начальник департамента экономики и финансов мэрии Новосибирска Молчанова О.В.):

- привлечение инвестиций в городскую экономику;

- стимулирование инвестиционной и инновационной активности субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципалитета;

- стимулирование муниципалитетов к развитию собственной налогооблагаемой базы при формировании межбюджетных отношений (опыт работы регионов);

- повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих;

- создание системы мониторинга Программ социально-экономического развития городов;

- создание реальных механизмов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

- разработка и использование муниципальных минимальных стандартов, отраслевых нормативов финансирования, стандартов качества предоставления социальных услуг;

- разработка единых для городов критериев оценки привлекательности города и индикаторов оценки качества жизни населения;

- обмен опытом по переходу к бездефицитным бюджетам (без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов);

- создание системы мониторинга и разработка индикаторов результативности бюджетных расходов, а также критериев их оценки;

- совершенствование методологии разработки и реализации муниципальных целевых программ;

- проведение реструктуризации бюджетной сети и преобразования муниципальных бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы с целью внедрения новых форм финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг и повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг;

- координация деятельности предприятий для формирования кооперационных связей с целью повышений занятости населения и увеличения выпуска товаров местного производства;

- содействие развитию кооперации предприятий, расположенных в городах Сибири и Дальнего Востока, для организации совместного производства;

- организация и проведение конференции по актуальным вопросам бюджетного планирования;

- продолжение ведения базы данных показателей социально-экономического развития муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

2.2.3. В области юридического обеспечения деятельности муниципалитетов.

Осуществление деятельности на базе юридической секции АСДГ (председатель секции – директор департамента правового обеспечения администрации Омска Подгорбунских А.В.):

- содействие интенсивному обмену информацией в вопросах правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

- консультирование муниципальных служащих по запросам юридического характера;

- работа по принятию нормативных правовых актов, которые соответствуют полномочиям органов местного самоуправления, предусмотренным Федеральным законом № 131, и основаны на нормах бюджетного, жилищного, земельного и иного законодательства.

- освещение судебной практики муниципальных образований по делам различных категорий, в том числе по реализации федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;

- изучение и распространение положительного опыта по судебным делам по защите интересов местного самоуправления;

- обобщение судебной практики органов местного самоуправления.

Содействие созданию с субъектах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов Советов муниципальных образований с целью организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта Федерации, выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства субъекта РФ, принятия совместных решений по разработке и реализации региональных программ и проектов по решению проблем местного самоуправления.

2.2.4. В области муниципального имущества и земельных отношений – осуществление деятельности на базе Секции земельно-имущественных отношений АСДГ. (Председатель секции - заместитель мэра г. Иркутска Ощерин Л.А., сопредседатель –начальник Земельного управления Новокузнецка Баянов Н.В.):

- разработка предложений по увеличению доходов местного бюджета от использования муниципальной собственности;

- активизировать работу по регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

- корректировка действующих нормативных актов, касающихся земельных отношений с учетом интересов муниципальных образований;

- разработка нового программного обеспечения для ведения кадастрового реестра муниципальной собственности;

- обмен опытом работы по формированию муниципальной собственности;

- проведение анализа итогов работы органов по управлению муниципальной собственностью городов Сибири и Дальнего Востока;

- переход на расчет арендной платы и налога за земельные участки на основании их кадастровой оценки;

- правовое зонирование – подготовка и принятие правил землепользования и застройки, установление в них градостроительных регламентов. Правила – как обязательное основание для предоставления земельных участков для строительства;

- планировка территории – подготовка проектов планировки, проектов межевания, проектов застройки, подготовка градостроительных планов земельных участков;

- разделение и совмещение полномочий органов разных уровней власти в сфере землепользования;

- проекты планировки и межевания территорий, проблемы создания и пополнения.

- организация работ по проведению разграничения государственной и муниципальной собственности на имущество в рамках реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Правление секции АСДГ продолжит работу в сфере реформирования и совершенствования систем управления муниципальной собственностью с целью:

- увеличения доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, в том числе акциями;

- оптимизации структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- расширения функциональных возможностей администрирования неналоговых доходов по всем кодам бюджетной классификации;

- наиболее эффективного выполнения социальных функций в процессе использования муниципальной собственности;

- повышения конкурентоспособности муниципальных и коммерческих предприятий и организаций, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности.

2.2.5. В области охраны труда – осуществление деятельности на базе секции АСДГ «Социально-трудовые отношения» (председатель секции – начальник управления труда администрации Красноярска Власенко Г.Н.):

- разработка и утверждение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в муниципалитетах Сибири и Дальнего Востока;

- снижение количества несчастных случаев на производстве;

- осуществление постоянного контроля за выполнением норм трудового законодательства;

- привлечение специалистов органов местного самоуправления для передачи опыта предприятиям и организациям в области организации и управления охраной труда;

- проведение работы по выявлению фактов нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по труду и охране труда в частном секторе;

- проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации по вопросам охраны труда.

2.2.6. В области социальной защиты населения:

- мониторинг результатов социальной политики и оценка ее эффективности;

- подготовка предложений по ее совершенствованию, совершенствование связей с общественностью;

- внедрение передового опыта в сфере оказания социальных услуг;

- налаживание межведомственных связей для реализации совместных проектов и координации действий по различным направлениям;

- повышения качества работы за счет широкого внедрения информационных технологий.

2.2.7. В области потребительского рынка – осуществление деятельности на базе секции АСДГ «Потребительский рынок и услуги» (председатель секции — директор департамента торговли, продовольственных ресурсов и услуг администрации г. Красноярска Рычков В.А.):

С целью обеспечения дальнейшего развития и совершенствования потребительского рынка на 2006 год определены следующие приоритетные направления в работе:

- регулирование процесса развития сферы потребительского рынка с целью равномерного размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- взаимодействие и поддержка местных товаропроизводителей по вопросам организации долгосрочного сотрудничества с предприятиями потребительского рынка;

- совершенствование системы и повышение качества обслуживания социально-незащищенных слоев населения по муниципальной дисконтной карте в предприятиях торговли;

- внедрение студенческой муниципальной дисконтной карты с целью оказанию адресной помощи студентам дневных отделений высших и среднеспециальных учебных заведений;

- развитие и совершенствование рыночной торговли, создание на базе имеющихся уличных рынков и микро-рынков современных торговых комплексов и пассажей, учитывающих все необходимые условия для продажи и приобретения товаров;

- продолжение процесса перевода предприятий, оказывающих услуги населению из мелкорозничных объектов на стационарные площади, где созданы комфортные и безопасные условия для потребителя;

- продолжение работы по участию в дальнейшем совершенствовании организации питания школьников;

- активизация работы, направленной на обеспечение повышения уровня заработной платы работников, занятых в сфере потребительского рынка, до установленного прожиточного минимума для трудоспособного населения;

- организация работы по взаимодействию и поддержке общественных организаций садоводов и огородников;

- дальнейшая координация деятельности контролирующих служб по обеспечению качества и безопасности потребительского рынка и услуг.

Для обсуждения и решения задач по вопросам торговли и потребительского рынка решено провести очередную конференцию АСДГ руководителей департаментов (управлений, комитетов, отделов) потребительского рынка администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока осенью 2006 года.

2.2.8. В области здравоохранения - осуществление деятельности на базе секции АСДГ "Муниципальное здравоохранение".

Основные задачи и приоритеты в области здравоохранения на ближайшую перспективу должны осуществляться в соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». Основные задачи отрасли:

- профилактические мероприятия и развитие первичной медицинской помощи;

- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

- привлечение кадров первичной медикосанитарной помощи;

- оснащение амбулаторно-поликлинических служб диагностическим оборудованием;

- организация устойчивой системы повышения квалификации медицинских кадров на основе разработки и внедрения специализированного образовательного модуля для работников лечебно-профилактических учреждений;

- обновление основных фондов медицинских учреждений первичного звена посредством их ремонта, реконструкции и укрепления материально-технической базы;

- реализация мероприятий по обеспечению женщин медицинской помощью в период беременности и родов с использованием родильных сертификатов;

- разработка перечня мероприятий по реализации дополнительной программы диспансеризации работающего населения;

- укрепление материально технической базы первичного звена медицинской помощи;

- проведение мониторинга движения врачей и средних медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению на амбулаторном этапе и работа по укомплектованию кадрами первичного звена медицинской помощи;

- дальнейшее совершенствование службы охраны материнства и детства, предполагающее ее оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием и внедрение передовых технологий профилактики и лечения патологии беременности и родов, а также заболеваний новорожденных детей с целью стабилизации и снижения показателей материнской и младенческой смертности;

- развитие социально значимых служб, организация и внедрение стационарозамещающих технологий на основе реструктуризации коечного фонда, открытия дневных стационаров и стационаров на дому при поликлиниках;

- создание эффективной системы оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;

- реализация на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений дополнительного лекарственного обеспечения для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

2.2.9.В области молодежной политики — осуществление деятельности на базе секции АСДГ «Муниципальная молодежная политика».

Деятельность отраслевой секции АСДГ в 2006 г. будет направлена на решение следующих задач:

— изучение и обобщение опыта организации временной и постоянной трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока;

—- организация и проведение мероприятий, направленных на содействие занятости, удовлетворение потребностей в самореализации и развитии творческого потенциала молодежи;

— участие в создании при главах органов местного самоуправления координационных комиссий по молодежной политике;

— изучение и распространение опыта по поиску финансовых ресурсов для финансирования молодежных некоммерческих проектов;

— совершенствование системы поддержи творчества детских и молодежных объединений, деятельность которых направлена на организацию свободного времени и досуга молодых людей по месту жительства;

— участие в формировании минимальных социальных стандартов и нормативов обеспечения молодежи в рамках государственной молодежной политики;

— создания условий для реализации различных интересов молодежи, сотрудничества, партнерства с ведомствами, учреждениями всех форм собственности по реализации молодежной политики, организации работы, направленной на адаптацию молодых специалистов в новых экономических условиях, содействию трудоустройству и занятости;

— противодействие распространению преступности и наркотизма в молодежной среде;

— информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики на информационно-технической базе АСДГ;

— создание системы привлечения молодежи к организации свободного времени и развивающего досуга с использованием различных форм его проведения;

— обеспечения правовой защиты и социальной поддержки молодежи, молодежных общественных объединений, формирования условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, формирования основ семейной молодежной политики;

— развитие форм работы с молодыми семьями;

— развитие социальной активности молодежи путем развития добровольческого движения.

Для обсуждения и решения задач по вопросам молодежной политики решено провести очередную конференцию АСДГ руководителей департаментов (управлений, комитетов, отделов) по молодежной политике администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока летом 2006 года.

2.2.10. В области жилищно-коммунального хозяйства осуществление деятельности на базе секции АСДГ «Проблемы жилищно-коммунального комплекса городов Зауралья» (председатель - заместитель главы города Кемерово, начальник управления жизнеобеспечения городского хозяйства Вильчиков В.И.):

- активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

- обеспечение надежности функционирования жилищно-коммунальной системы, жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;

- развитие конкурентной среды и совершенствование конкурсного отбора организаций, осуществляющих работы по содержанию, обслуживанию, капитальному ремонту жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства;

- разработка мероприятий по снижению затрат на производство услуг;

- обеспечение финансирования и выполнение плана капитального строительства и реконструкции объектов водоснабжения и канализования, проведение мероприятий по подготовке к работе в зимних условиях;

- использование электронной базы данных АСДГ по реформированию отрасли в других регионах России. Анализ положительного и отрицательного опыта проведения реформ;

- оказание консультационной и методической помощи в решении практических вопросов возникающих в городах при проведении реформы ЖКХ;

- консультирование муниципальных служащих по вопросам ЖКХ;

- организация конференций, круглых столов для обсуждения практических вопросов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» с учеными, практиками, специалистами сферы жилищно-коммунального хозяйства;

- участие в реализации международных проектов на территории городов по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в том числе отраслевых целевых программ по всему спектру коммунальных услуг.

2.2.11. В области управления городским транспортом — осуществление деятельности на базе секции АСДГ «Городской пассажирский транспорт» (председатель секции — начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Новоселов В.И.):

— разработать и принять на федеральном уровне Закон «Об общественном пассажирском транспорте», Устав автомобильного и городского электрического транспорта, нормативно-правовые и законодательные акты в области управления автомобильным транспортом;

— на региональном уровне решить вопрос по компенсации затрат на перевозку льготных пассажиров по единым социальным проездным билетам и обновлению подвижного состава за счет краевого и областного бюджетов;

— выработать рекомендации и меры по поддержанию городского пассажирского транспорта, приобретению и обновлению подвижного состава;

— провести комплекс мероприятий по максимальной оптимизации работы городского электротранспорта, вывод его на безубыточную работу за счет сокращения непроизводительных расходов, сбережения энергоресурсов и т.д.;

— изучить и проанализировать источники финансирования для приобретения и обновления подвижного состава;

— собрать и обработать материалы взаимодействия местных властей в вопросах организации управления городским пассажирским транспортом;

— собрать и обобщить информацию по организациибезопасности перевозки пассажиров, выработать рекомендации по снижению аварийности на общественном пассажирском транспорте;

— распространить опыт планирования капитального и текущего ремонта подвижного состава, размещения заказов на ремонт и изготовление запасных частей, узлов и агрегатов на предприятиях города и региона;

— расширить сети транспортных услуг, предоставляемых частными предпринимателями и муниципальными пассажирскими предприятиями;

— завершить реорганизацию муниципальных транспортных предприятий;

— внедрить службы управления наземным пассажирским транспортом города, автоматизированного контроля за движением общественного транспорта;

— скорректировать маршрутной сети города, распределить маршруты между перевозчиками на конкурсной основе.

Для обсуждения и решения задач в области муниципального транспорта и пассажирских перевозок решено провести очередную конференцию АСДГ руководителей управлений (комитетов, отделов) пассажирского транспорта администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока осенью 2006 года.

2.2.12. В области архитектуры и градостроительстваосуществление деятельности на базе секции АСДГ «Градоустройство» (председатель секции – начальник управления строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Арбатский В.П.):

- корректировка генеральных планов городов;

- реализация разработанных градостроительных программ;

- совершенствовании законодательства в области градостроительства (Градостроительный, Земельный, Жилищный кодексы), с целью приведения их в соответствие между собой, с решением реальных градостроительных задач на уровне муниципальных образований;

- повышения темпов и объемов строительства жилья и объектов обслуживания;

- повышение уровня инвестиционной привлекательности города за счет территориального планирования;

- совершенствования нормативно- правовой базы;

- увеличение объемов финансирования по сносу ветхого и аварийного жилого фонда;

- консультирование по проблемам архитектуры и градостроительства;

- консультирование по вопросам землепользования и застройки с учетом Земельного Кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.

2.2.13. В области информатизации - осуществление деятельности на базе секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» (председатель секции - начальник информационно-аналитического центра мэрии Барнаула Поздерин Е.Н.):

— обеспечение эффективного взаимодействия с федеральными органами власти и участие в мероприятиях, связанных с реализацией ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;

— повышение качества и расширение перечня информационных услуг, предоставляемых муниципалитетам со стороны АСДГ;

— частичное обновление компьютерного парка, внедрение нового программного обеспечения в исполнительной дирекции АСДГ;

— проведение конкурса среди фирм-разработчиков на разработку и внедрение комплекса программ по автоматизации делопроизводства и документооборота в исполнительной дирекции АСДГ;

— реорганизация WEB-сайта АСДГ;

— совершенствование электронного документооборота между муниципалитетами;

— продолжение работы по формированию межотраслевых баз данных и развитию структуры информационной системы АСДГ;

— продолжение работы секции информатизации АСДГ совместно с выставочными комплексами Иркутска и Новосибирска, Омска.

Для обсуждения и решения задач по вопросам информационных технологий и муниципальных информационных систем решено провести очередную конференцию АСДГ руководителей департаментов (управлений, комитетов, отделов) информатизации администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в октябре 2006 года в городе Иркутске.

2.2.14. В области связи с общественностью:

- привлечение общественных организаций к решению актуальных проблем муниципальных образований;

- разработка социальных технологий взаимодействия органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций для решения социальных проблем городов;

- повышение квалификации сотрудников организаций, функционирующих в системе территориального общественного самоуправления (органов ТОС, органов общественной самодеятельности, товариществ собственников жилья и других объединений граждан по месту жительства) и членов инициативных групп по созданию подобных организаций;

- участие органов ТОС в законотворческой деятельности муниципалитетов;

- отработка системы взаимодействия администраций с общественными организациями с целью более активного участия последних в решении социально-значимых проблем и реализации проектов муниципалитета;

- поиск решений по конкретным задачам и социальным проблемам местного самоуправления (проведение межотраслевых мероприятий);

- распространение позитивного опыта, технологий взаимодействия органов местного самоуправления и органов ТОСов посредством информационных ресурсов АСДГ (информационная и почтовая рассылка, размещение на сайте и в информационном бюллетене);

- установление непосредственного контакта между негосударственными некоммерческими организация и органами местного самоуправления муниципалитетов региона.

2.2.15. Организационная деятельность исполнительного органа местного самоуправления (председатель секции - заместитель мэра, руководитель аппарата мэра Иркутска Войцехович Е.Е.)

Основными направлениями работы секции станут:

- работа по обмену передовым опытом по вопросам организационной и кадровой работы муниципалитетов;

- организация работ по оптимизации структуры управления;

- совершенствование качества подготовки и исполнения распорядительных и служебных документов;

- продолжение практики проведения обучающих семинаров;

- в целях повышения ответственности за качеством и своевременностью подготовки распорядительных, служебных документов ужесточение спроса с недобросовестных исполнителей;

- совершенствование анализа работы с вышестоящими, распорядительными и служебными документами, а также организации и проведения управленческих формирований главы администрации города (коллегии, расширенные аппаратные совещания);

- совершенствование контроля и планирования работы управленческих формирований при главе и заместителях главы администрации города, активизация исполнения числа «часов контроля» по исполнению распорядительных и вышестоящих документов, а также их проведение в структурных подразделениях администрации города;

- анализ причин продления сроков исполнения документов, постановки на дополнительный контроль;

- снижение документооборота по распорядительным и служебным документам.

2.2.16. В области взаимодействия администраций городов со средствами массовой информации - осуществление деятельности на базе Секции АСДГ по информационной политике (председатель секции - начальник управления по взаимодействию со средствами массовой информации – пресс-центр мэрии Новосибирска Лесникова Н.А.):

- проведение совместного конференции по эффективному взаимодействию муниципальных пресс-служб и местных средств массовой информации;

- включение материалов городских пресс-центров в выпуски информационного бюллетеня АСДГ/КМО РФ;

- регулярное освещение деятельности АСДГ в местных средствах массовой информации;

- проведение опросов работников пресс-служб городских администраций о качестве освещения муниципальных бюджетных проблем в местных средствах массовой информации;

- повышение количества и качества информации о работе муниципальных служб;

- формирование основ корпоративности органов местного самоуправления.

2.2.17. В области организации деятельности муниципальных избирательных комиссий

Осуществление деятельности на базе секции АСДГ по вопросам организации муниципальных выборов (председатель секции – председатель Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии Петухов Ю.Ф.):

- проведение заседания секции АСДГ в г. Томске по вопросам финансового обеспечения выборов и другим проблемам, возникающим в процессе деятельности муниципальных избирательных комиссий;

- участие в работе по обучению организаторов выборов и правовому просвещению избирателей, а также по осуществлению избирательными комиссиями контроля за ведением предвыборной агитации, разрешению избирательных споров, применению мер административного характера, взаимодействия с органами местного самоуправления, региональными отделениями политических партий, правоохранительными органами, СМИ;

- подготовка и проведение ряда семинаров и совещаний с представителями региональных отделений политических партий, организаторов выборов по выборному законодательству.

2.3. Издание информационно-методических сборников АСДГ.

3. Методическое и законодательное направление

3.1. В законодательной области – разработка предложений и поправок к проектам федеральных законов в области местного самоуправления:

- участие в разработке проектов федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления;

- подготовка типовых программ и издание методических пособий, научная разработка отдельных вопросов муниципальной политики и муниципального управления.

3.2. В области экономической политики городов:

- оказание методической помощи экономическим службам городов по вопросам разработки местных нормативных актов, касающихся функционирования муниципальной экономики и возможности влияния на социально-экономическое развитие муниципального образования;

- содействие в разработке муниципальных программ социально-экономического развития;

- координация разработки экономико-правового механизма управления процессами на основе анализа формирования доходной и расходной части бюджетов городов;

- проведение специальных исследований для определения объектов, обладающих перспективами развития и инвестиционной привлекательностью.

3.3. В области приватизации и управления муниципальным имуществом:

-разработка рекомендаций по организации совместной работы органов по управлению имуществом, архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству по управлению муниципальной недвижимостью и повышению ее эффективности.

3.4. В области жилищно-коммунального хозяйства городов:

- разработка механизмов регулирования деятельности естественных локальных монополий путем установления соответствующего порядка представления, согласования и утверждения тарифов на коммунальные услуги;

- методическая помощь муниципальным образованиям по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;

- разработка методики инвентаризации и контроля использования материальных ресурсов.

3.5. В области организационной и кадровой работы:

- организация постоянно действующего методологического семинара для муниципальных служащих «Основания и содержание управленческой деятельности».

3.6. В области связей с общественностью:

- разработка методических рекомендаций по вопросам взаимодействия и совместной работы органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций в сфере социально-экономического развития муниципальных образований.

4. Консультационное направление

4.1. В области приватизации и управления муниципальным имуществом:

- проведение учебно-практической конференции для юристов органов по управлению имуществом и земельными ресурсами.

4.2. В области взаимодействия муниципалитетов со средствами массовой информации - организация серии учебных семинаров для журналистов по вопросам информационной политики в муниципальном управлении.

4.3. Оказание всемерной поддержки впервые избранным главам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Проведение специального информационно-консультационного совещания с впервые избранными главами.

5. Проектно-внедренческое направление

5.1. В законодательной области:

- участие в разработке и экспертизе проектов федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, федеральных программ государственной поддержки местного самоуправления;

- участие в разработке нормативно-правовых актов субъектов РФ в области местного самоуправления, включая региональные программы поддержки и развития местного самоуправления;

- адаптация модельных актов к условиям конкретного муниципального образования;

- содействие правовой защите интересов муниципалитетов.

5.2. В области взаимодействия администраций городов со средствами массовой информации – реализация комплекса мероприятий направленных на:

- создание в сети Интернет на базе информационного бюллетеня АСДГ/КМО РФ общероссийского Агентства муниципальной информации (АМИ);

- подготовку серии статей под редакцией вице-президента АСДГ, к.э.н. Р.В. Бабуна по вопросам местного самоуправления и распространение их в средствах массовой информации Сибири и Дальнего Востока;

- подготовку серии статей под редакцией вице-президента АСДГ, к.э.н. Р.В. Бабуна по вопросам формирования правовой базы экономики муниципального образования и проблемам экономических и финансовых взаимоотношений муниципалитета с субъектом РФ и распространение их в местных средствах массовой информации.



Постоянный адрес статьи