АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Благовещенск

Благовещенск
С самого начала своего существования Благовещенск вошел в историю России действительно благой вестью: о подписании Айгунского договора 1858 г. и возвращении России на Амур, о завершении великого исторического дела, задуманного еще Петром I. Его местоположение у слияния Зеи с Амуром было высмотрено еще русскими первопроходцами XVII века. В 1856 г., с очередным Амурским сплавом, здесь высадились казаки и солдаты 13-го линейного батальона - первопроходцы и первостроители, основавшие по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева станицу Усть-Зейскую. Вскоре, 5 (17) июля 1858 г., станица, уже переименованная в Благовещенскую, получает статус города. Вся жизнь Благовещенска тесно связана с развитием Приамурья, чьим деловым и административным центром он был и остается поныне. К концу прошлого века это крупнейший город на Амуре, столица золотодобычи и земледелия всего Приамурского края, важнейший амурский порт и центр амурского судоходства. В тяжелые годы иностранной интервенции и гражданской войны Благовещенск, вместе с другими селениями области, стал первой на Дальнем Востоке и в Восточном Забайкалье освобожденной территорией с народовластием в лице Советов. Дальнейшее преобразование города - это усиление его промышленного потенциала, рост числа школ, училищ, появление техникумов и вузов, рождение научно-исследовательских учреждений. В годы Великой Отечественной войны Благовещенску выпадает судьба фактически прифронтового города - форпоста, противостоявшего вооруженным силам милитаристской Японии, откуда в августе 1945 г. советские войска устремились на их разгром. Как и в других дальневосточных городах, в нем всегда бережно хранились и передавались многие из историко-культурных традиций, и в первую очередь - народной культуры. Благовещенцы, как и все амурчане, - очень трудолюбивые, выносливые и гостеприимные люди. Именно они - залог не менее славного и надежного будущего своего родного города. В послевоенные годы складывается вся основа современного Благовещенска. Город преображается. С 1948 г. он - центр самостоятельной, в составе РСФСР, Амурской области, а ныне является центром субъекта Российской Федерации.. Страницы прошлого... Более четырех столетий миновало с тех пор, как землепроходцы начали осваивать российские земли, лежащие за Уральским хребтом. А в начале семнадцатого века был заложен первый острог уже на берегах Енисея. Отсюда и двинулись на восток легендарные основатели Якутска, Братска, Усть-Илимска. Восточная Сибирь понемногу открывала свои тайны. Но землепроходцы не остановились на берегах Лены и Ангары. Ждал своей очереди Амур. Всего за несколько десятков лет прошли первооткрыватели по громадным территориям востока страны, основывая поселения, которые в будущем стали городами, крупными центрами экономики и культуры этого края. От Семена Дежнева, Ивана Галкина приняли эстафету дружинники Василия Пояркова, Ерофея Хабарова. Гражданский подвиг первооткрывателей М. В. Ломоносов выразил пророческими словами: "Российское могущество прирастать будет Сибирью..." Историческая заслуга первопроходцев, мореплавателей, открывших восточные земли, в том, что именно они, шедшие "встречь солнцу", положили начало освоению края, прирастанию могущества российского. В мировой истории великих географических открытий русское землепроходческое движение - явление уникальное, отмеченное замечательными и в то же время драматическими страницами. Семнадцатый век - начало амурской эпопеи, первый этап освоения Приамурья, и связан он с именами Максима Перфирьева, Ивана Москвитина, Василия Пояркова. Таежными тропами, реками двинулся на Амур летом 1643 года "письменный голова" Василий Данилович Поярков, чтобы увидеть "сторонние реки падучие, которые в Зию-реку пали, какие люди по тем сторонним рекам живут, сидячие ли или кочевые, и хлеб у них и иная какая угода есть ли...". Из ста тридцати двух участников похода, длившегося три года, только тридцать вернулись домой, в Якутский острог. Поистине дорогой ценой было оплачено открытие Амура. Однако и значение этого похода трудно переоценить. Поярков описал хозяйство, быт, нравы местных жителей и, что очень важно, убедился: они не подчинены ни одному из соседних государств. На всем пути по Амуру не встретились поярковцам ни чужеземные войска, ни чужеземные власти. С именами Ерофея Хабарова, Онуфрия Степанова, Петра Бекетова, Никифора Черниговского, Алексея Толбузина, Федора Головина связана история дальнейшего освоения Приамурья, героические подвиги русских людей, отстаивавших эту землю. Не напрасными были лишения, жертвы землепроходцев, защитников Албазина во имя России, ее усиления во имя будущих поколений. Первые походы на Амур стали предвестникам крупнейшего географического открытия девятнадцатого века, сделанного морским офицером Г. И. Невельским. Для России был открыт путь в Тихий океан. 14 мая 1854 года начался первый сплав войск по Амуру. Это был новый этап освоения заселения края. На немудреных плотах, маломощных пароходах добирались переселенцы в амурский край. Много опасностей подстерегало их на пути непогода; наводнения. Стоило хоть немного задержаться - и пришлось бы остаться на зимовку в глухих местах без средств к существованию: в время на огромных расстояниях в сотни километров не встречалось жилище человека. А шли на Дальний Восток с семьями, с малыми детьми на руках. Грузили на плоты домашний скарб, скот, птицу. Начинали на новом месте с землянок и шалашей потом стали строить дома. На видном, "красном" месте ставили церковь... Местоположение города давно привлекало внимание русских землепроходцев. Еще в XVII в. Е.П. Хабаров основал здесь острог. Но после подписания Нерчинского договора в 1689 г., все амурские остроги русских подлежали сносу. И только в середине XIX в., когда Н.Н. Муравьёв, генерал - губернатор Восточной Сибири предпринял энергичные усилия для возвращения амурской территории России, в 1856 г. на левом берегу Амура, невдалеке от устья р. Зеи, был основан Усть-Зейский пост. Пятьдесят забайкальских казаков во главе с сотником Травиным доставили сюда продовольствие, из сплавленных бревен поставили дом. Зимовка для казаков оказалась тяжелой: вдали от обжитых мест, без медицинской помощи от цинги скончалось 26 человек.Вскоре с новым сплавом из Забайкалья на место будущего города прибыли переселенцы - казаки и солдаты 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Командиром батальона был капитан Я. В. Дьяченко. Под его руководством началось возведение жилья: сооружались землянки и дома-мазанки из тальниковых прутьев, обмазанные глиной. Из бревен бывшего дома казачьего поста было построено здание церкви, названной в честь Святого Николая - "Никольской", строили ее под руководством священника Александра Сизого. Так была основана станица Усть-Зейская. В 1858 г. на Амур отправлены новые партии переселенцев-казаков и солдаты 14 Восточно-Сибирского линейного батальона. В начале мая 1858 г. в Усть-Зейскую станицу прибыли генерал-губернатор Н.Н. Муравьев и архиепископ Святитель Иннокентий (Вениаминов). 9 (21) мая в Усть-Зейской станице по инициативе Иннокентия был заложен храм Благовещения, а станица была переименована в Благовещенскую. Отсюда 10 (22) мая 1858 г. Н.Н. Муравьев со свитой отправился в маньчжурский город Айгунь на переговоры. Там 16 (28) мая 1858 г. был подписан Айгунский договор. Население станицы торжественно встретило генерал-губернатора: был устроен благодарственный молебен и крестный ход по случаю успешного решения Амурского вопроса. Н.Н. Муравьев направил императору Александру II представление о преобразовании станицы в город. Святитель Иннокентий (Вениаминов) предложил назвать его Благовещенском. 8 (20) декабря 1858 г. высочайшим повелением была образована Амурская область. Благовещенск был утвержден ее административным центром. В начале 1859 г. в Благовещенск прибыл первый военный губернатор Амурской области - Н.В. Буссе, соратник Н.Н. Муравьева. Казачье население бывшей станицы было переселено выше по Амуру, во вновь основанную станицу Верхнеблаговещенскую. Город стал застраиваться казенными зданиями, жилыми домами для чиновников областной администрации, в городе появились ремесленники и торговые люди. К концу 1859 г. его население уже превышало полторы тысячи человек. Построены 24 казенных здания и 5 частных домов, появились первые улицы - Набережная, Большая, Релочная, Зейская. Общее развитие города Благовещенска во второй половине XIX в. во многом было связано с золотодобывающей промышленностью, сельским хозяйством и водным транспортом. В городе обосновывались конторы торгово - промышленных предприятий, администрация Амурского казачьего войска, службы переселенческого управления. К концу XIX в. Благовещенск превратился в крупный ремесленно-промышленный и торгово-распределительный центр Приамурья. Здесь уже действовали два чугунно-литейных завода, мастерские водного управления, судостроительный завод, спичечная фабрика, 5 крупных мельниц (по их мощности Благовещенск стал третьим городом России после Нижнего Новгорода и Саратова), десятки ремесленных мастерских. Сравнительно быстрыми темпами росла численность населения города: в 1868 г. было 3,5 тыс. человек, в 1878 г. - 5 тыс., 1888 г. - 20 тыс., 1898 г. - 40 тыс., к 1905 г. - более 50 тысяч, в 1913 г. - около 80 тысяч. Существовавшее до 1909 г. льготное таможенное положение Дальнего Востока (порто-франко) с практически беспошлинным ввозом продукции из-за рубежа обеспечивало поступление в Благовещенск самых разнообразных товаров из-за границы. Исключительно благоприятное расположение Благовещенска у двух больших рек определило значение города как крупного транспортного узла. Речное судоходство стало одной из ведущих отраслей экономики области и города. Конторы управления речными службами всего Амурского бассейна находились в Благовещенске. В зимнее время многие горожане занимались, доставкой грузов на прииски, сотни горожан держали лошадей. Железнодорожное сообщение связало Благовещенск с центром России в декабре 1913 г., когда была сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка до Великой транссибирской магистрали, В начале XX века в Благовещенске уже сложилась значительная прослойка торгово-экономических предпринимателей, обеспечивавших деятельность многочисленных фирм и компаний, игравших важную роль не только в экономической жизни Амурской области, но и всего Дальнего Востока, Среди горожан в 1913 г. было 3 тыс. лиц дворянского сословия, свыше 200 священнослужителей, более 2,5 тыс. представителей купеческого сословия, около 5 тыс. ремесленников, до 10 тыс. рабочих, В городе проживали более 5 тыс. китайцев, около 300 японцев, более 300 корейцев. В городе преобладало мужское население. Значительную часть горожан составляли городские обыватели-мещане, мелкие лавочники, чиновничество, приказчики. В начале XX в. город интенсивно застраивался: были возведены здания двух крупных универмагов - Чуринской компании и фирмы "Кунст и Альберс", построены здания мужской и женской гимназий, административные здания, новый дом для военного губернатора, различного рода хозяйственные сооружения, складские помещения, здания военного городка и казачьего управления. Украшением города стали величественные храмы: Свято-Троицкая церковь (Шадринский собор), Вознесенский и Никольский собор, Благовещенский кафедральный собор, Михайло-Архангельская, Пророко-Ильинская церкви и др.В начале XX века в городе уже было более 5 тыс. строений, в том числе 3 тыс. жилых, более 200 магазинов, здание театра Общественного собрания и многие другие. Асфальтированных улиц в городе не было, в центре на некоторых улицах были деревянные тротуары, улица Садовая была замощена камнем. Над городом в летнее время обычно висело плотное облако пыли. Транспортные потребности обеспечивались ломовыми и пассажирскими извозчиками, но в начале XX в. появились велосипеды и даже автомобили. В 1915 г. был открыт автомобильный гараж для перевозки пассажиров и катания людей по городу. Благовещенск в дореволюционные годы имел 51 учебное заведение: три гимназии (женская и две мужских), епархиальное училище, духовную семинарию, 8 церковно-приходских школ, ремесленное и речное училища, школы начального обучения. В городе действовали кинотеатры: "Олимп", "Мираж", "Аргус" и три общественных библиотеки. В 1891 г. город посетил царевич Николай, будущий император Николай II. В честь его была сооружена у пристани Триумфальная арка. Годом раньше город посетил проездом на Сахалин А.П. Чехов О победе Февральской революции в Благовещенске стало известно 3 (15) марта 1917 г. Последний военный губернатор Амурской области К.Н. Хагондоков сложил с себя полномочия, передав власть Областному комитету общественной безопасности (КОБ), в городе организовался Совет рабочих и солдатских депутатов, прошли съезды казаков, крестьян, состоялось областное земское собрание, была образована областная земская управа. С воодушевлением трудящимися города была воспринята победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. 13 (26) января 1918 г. Благовещенский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил о, взятии им власти в городе в свои руки. 25 февраля 1918 г. состоявшийся в Благовещенске IV областной съезд крестьянских делегатов и Благовещенский Совет объявили о переходе власти в Амурской области к Советам. Был образован Областной исполком во главе с Ф.Н. Мухиным. Земства и городское самоуправление были упразднены. С 6 по 13 марта 1918 г. земская управа и областное казачье правление организовали выступление против Советской власти ("Гамовский мятеж"), но были разбиты. Власть Советов в середине марта 1918 г. была восстановлена. 10 апреля 1918 г. съездом трудящихся Амурская область была объявлена Амурской трудовой социалистической республикой. С 18 сентября 1918 г. с падением Советской власти в Благовещенске действовали Амурское правительство Алексеевского. Земская управа, власть колчаковского уполномоченного, разместилось командование японских оккупационных войск. Нелегально сформировалось мощное революционное подполье, готовилось восстание. В обстановке нараставшего партизанского движения в ночь с 5 на 6 февраля 1920 г. революционный подпольный штаб в Благовещенске совершил переворот: власть колчаковщины была свергнута, восстановлены Советы. В 1920 - 1922 гг. Амурская область входит в состав Дальневосточной республики. Благовещенск стал центром организации сил для освобож дения Забайкалья и Приморья от интервентов и белогвардейцев - столицей "Красного острова", где формировались полки революционной армии, участвовавшие в разгроме белых под Волочаевкой в феврале 1922 г. 7 ноября 1922 г. была восстановлена Советская власть. Дальнейшая судьба Благовещенска определялась общим развитием советского Дальнего Востока. В годы первых пятилеток были реконструированы старые предприятия, построены новые. На базе Шадринского завода создан мощный судостроительный завод им. Октябрьской революции, бывший Чепуринский завод стал заводом "Амурский металлист", основательно была реконструирована спичечная фабрика. Появились новые школы, училища и техникумы. В 1930 г. в Благовещенске был открыт педагогический институт (ныне педагогический университет). Были построены кондитерская и швейная фабрики. В предвоенные годы на жизни города отражалось соседство Маньчжурии (Маньчжоу-Го), превращенной в плацдарм милитаристской Японии, где готовились войска для вторжения в СССР. Со стороны Амура город был опоясан колючей проволокой и превращен в зону укреплений. В годы Великой Отечественной войны город жил в прифронтовой готовности. Тысячи горожан уходили по военным мобилизациям и добровольцами в Красную Армию, защищали Родину на разных фронтах, форсировали Днепр, освобождали страны Европы Среди удостоенных высокого звания Героя Советского Союза благовещенцы: П.А. Примак, В.А. Земских, Н.И. Романюк, М.А. Василенко и др. В 1945 г. от Благовещенска частями 2-й Краснознаменной армии началось форсирование Амура и стремительное наступление вглубь Маньчжурии. Боевые катера Зейско-Буреинской бригады Амурской военной флотилии обеспечивали успех переправы. Один из бронекатеров этой бригады напоминает ныне на набережной Благовещенска о боевых подвигах амурских воинов в августе 1945 года. В послевоенной судьбе города огромнейшее значение сыграло выделение в 1948 г. Амурской области из состава Хабаровского края в самостоятельную область РСФСР. Благовещенск стал интенсивно развиваться. В течение нескольких послевоенных десятилетий была практически заново создана современная промышленность: построены и начали давать продукцию более 30 новых промышленных предприятий: "Амурзлектроприбор", мебельный комбинат, домостроительный комбинат, три завода ЖБИ, электроаппаратный завод, создан аэропорт, коренным образом реконструирован речной порт, введен в строй мост через р. Зею, соединивший город с сельскими восточными районами области, создано несколько комбинатов бытового обслуживания, открыто троллейбусное движение, сооружена мощная ТЭЦ. Город быстро перестраивался: сносились одноэтажные убогие ветхие домишки, сооружались многоэтажные здания. Созданы: прекрасная просторная площадь им. В.И. Ленина, ставшая центром политических и общественных мероприятий, площадь Победы, где воздвигнут крупный мемориальный комплекс. Построено много новых административных и общественных зданий: дом администрации, областной библиотеки и филармонии. Выстроены целые вузовские городки: Дальневосточного аграрного университета, Амурского государственного университета. Благовещенского государственного педагогического университета, Благовещенской медицинской академии. Построены: кинотеатр "Россия", новое здание универмага, универсального магазина фирмы "Россия", создан новый споргкомплекс - стадион "Амур", спорткомплекс "Спартак", открыты новые гостиницы: "Зея", "Юбилейная", "Дружба" и другие. Появилась полиграфическая база - газетно-журнальный комплекс, заработал современный телецентр и станция "Орбита". Город опоясался бетонной дамбой, надежно защищающей его от наводнений. Благовещенск благоустроился, покрылся асфальтом, обзавелся современными транспортными развязками, мостовыми переходами через железнодорожное полотно и т.д. За успехи в хозяйственном развитии и благоустройстве в 1972 г. Благовещенск был удостоен высокой государственной награды - ордена Октябрьской революции. В условиях начавшейся экономической реформы, перехода на рыночные отношения, появилось много новых торгово-промышленных заведений, фирм, товариществ, акционерных обществ. Мощным торгово-посредническим центром экономической жизни стала постоянно действующая "Амурская ярмарка", широко развернулась торговля с участием китайских фирм и торговцев на бывшем колхозном рынке. Сооружаются много зданий для банков, фирм, торговых центров. Город превращается в крупный торгово-экономический центр, тесно связанный не только с областью, но и всем Дальним Востоком, многими зарубежными странами - Японией, США, республикой Кореей, КНР, Германией и др. Мост через Амур, строительство которого предполагается, теснее соединит Благовещенск со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и даст новый импульс экономическому развитию. Большие перспективы открываются и с созданием в 200 километрах от города, нового российского космодрома "Свободный". Благовещенск приобретает широкую международную известность и становится притягательным для инвестиций зарубежных фирм из многих стран. Город уверенно смотрит в будущее... Уникальное географическое положение Благовещенска - на слиянии двух судоходных рек Амура и Зеи и непосредственно на границе с Китаем - во многом опредилило характер его развития. Уже к концу прошлого века он стал крупнейшим городом региона, центром золотодобычи и сельского хозяйства, главным речным портом Приамурья. До 1917 года наблюдался бурный рост города как крупного торгово-экономического центра на востоке державы, важнейшей перевалочной базы в торговых отношениях России со странами Юго-Восточной Азии и США. В настоящее время Благовещенск является приграничным городом России на дальневосточной границе, имеющим развитую транспортную инфраструктуру - железнодорожное, воздушное, речное, автомобильное и ссобщение с другими регионами Российской Федерации.За последние годы расширилась география международных связей. Основными внешнеэкономическими партнерами города стали предприятия и фирмы стран Северо - Восточной и Юго - Восточной Азии - Китая, КНДР, Республики Кореи, Японии, Сингапура, а также Европы - Великобритании, Германии, Италии, Португалии; Северной Америки - США, Латинской Америки - Панамы, СНГ - Украины, Беларуссии, Узбекистана. Важнейшей сферой внешнеэкономической деятельности Благовещенска стало создание совместных и иностранных предприятий. Основные виды деятельности этих предприятий - торговля, общественное питание, услуги, производство товаров народного потребления, переработка леса и производство лесопродукции, производство и переработка сельхозпродукции, строительство и строй материалы. Фактически город выполняет функции транспортно-сервисного центра, обслуживающего внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, 30 регионов России и стран СНГ. Предполагаемое строительство моста через реку Амур не только свяжет город с Азиатско-Тихоокеанским регионом, но и придаст новый импульс его экономическому развитию.



Постоянный адрес статьи
http://asdg.ru/sostav/3395/index.php?print=Y