АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Состав Ассоциации

 
 
О муниципальном образовании
Руководитель муниципального образования
Почтовый адрес и телефон
Официальный сайт
Возврат к списку

Абакан

Абакан
Биография Абакана начинается с первого острога, заложенного в сентябре 1675 года на Сосновом острове близ Улуса Ахти Гей - будущего села Усть-Абаканское. Более 200 лет нынешний Абакан будет известен как село Усть-Абаканское. В 1925 году была сделана попытка переименовать его в город Хакасск. Однако это имя не закрепилось, и в 1931 году населенный пункт получил название - Абакан, по названию реки, на берегах которой он раскинулся. В первой половине 19 века, 1835 - 1880 годы ознаменованы первым большим экономическим бумом. Все началось с открытия месторождения золота в Минусинском уезде, на территории которого располагался в те далекие годы Абакан. Сюда устремились тысячи искателей счастья, были открыты десятки приисков. Из 20 тонн ежегодной добычи золота в Енисейской губернии большая часть в то время добывалась здесь. Прииски вызвали к жизни развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности. Второй период экономического подъема в Минусинском уезде относится к концу XIX - началу XX века. Он вызван постройкой Сибиркой железной дороги в 1891 - 1916 годах. Это великое сооружение было детищем русского капитализма. В поисках дешевого сырья и рынков сбыта предприниматели устремились в Минусинский край. Здесь имелись большие, почти не тронутые природные богатства. Возникла идея создания железнодорожной ветки Ачинск-Минусинск. Строительство этой линии открывало возможности для вывоза из района угля, леса, пиломатериалов, зерна, продукции сельскохозяйственного производства. В обратном направлении должны были поступать промышленные изделия. Постройка сибирской железной дороги стимулировала русских промышленников. В Минусинском уезде стала усиленно развиваться угольная и горнорудная промышленность, появляется металлургическое производство. В 1910 году в долине реки Камышта французы построили фабрику по переработке асбестовых руд, английские предприниматели вошли в состав акционерного общества «Енисейская медь». В Минусинске, селе Усть-Абаканском были открыты отделения американской фирмы «Международная кампания жатвенных машин в России», действовали отделения «Сибирского торгового» и «Русско-азиатского» банков, в которых крупную роль играл иностранный капитал. На ряду с промышленность продолжалось развитие транспорта. На реках Енисей и Абакан появились паровые суда. В 1935 году, несмотря на большие сложности, было завершено строительство дороги Абакан-Ачинск. Хакасия получила связь со всей страной, а Абакан стал важным транспортным пунктом. Значение административного центра Хакасии стало вновь возрастать. Стальные рельсы дали сильный импульс для его дальнейшего развития. В поселке появились железнодорожные предприятия, транспортные и экспедиционные организации, перевалочные базы. Быстро увеличивалось население. До революции в Усть-Абаканском и на станции Абакан проживало около 1500 человек, в1925 году - 3000, а в 1930 - свыше 10000. В 30 годы в Абакане значительное развитие получили транспорт и связь. С сентября 1938 года начал действовать новый вид транспорта - авиационный. Был создан авиаотряд Восточно-Сибирского управления воздушного флота, связавший Абакан с Красноярском и отдаленными пунктами области. Областной центр получил устойчивую телеграфную и телефонную связь с Москвой, краевым центром и всеми районами области. Продолжалось расширение сети учебных заведений. В 1939 году в Абакане создан учительский институт. Его первый набор невелик - всего 123 студента, но это был новый этап и более высокая ступень в подготовке учителей. В 1939 году в городе открылся театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова, а год спустя стал профессиональным национальным театром. Появился кукольный театр. Постепенно менялся общий облик Абакана. Улицы со строгой планировкой составляли уже большую часть города. Новые улицы начали формироваться еще в начале тридцатых годов: сначала в районе железнодорожного вокзала, а затем и в других частях города. В середине тридцатых появилась улица Вокзальная, затем - Первая (позже - улица Ленина, теперь Пушкина). По улице Вокзальной были выстроены двухэтажные дома для железнодорожников (сейчас на этом месте сквер привокзальной площади), рядом построили большое одноэтажное здание клуба. Вокруг этих построек и начала складываться новая часть города. В 1931 году закладывается Пятая улица (позже Октябрьская, затем проспект Ленина).Она была застроена двумя рядами деревянных двухэтажных домов, которые многие десятилетия формировали ее вид, начиная от парка «Орленок» и до улицы 40 лет Октября. Ровная возвышенность этой части города была недоступна разливам рек. Поэтому район быстро застроился и вскоре представлял собой центр города. Здесь разместились административные здания областного и городского Советов депутатов, банк, школы, больницы, государственные учреждения. В 30-е годы город застраивался преимущественно от железнодорожного вокзала в сторону аэропорта. При этом соблюдалась прямолинейность планировки. Улицы были сориентированы в направлении север-юг, запад-восток и представляли собой четкую сетку жилых строений. Расположенные параллельными рядами, они мало, чем отличались друг от друга и именовались по номерам - первая, вторая, седьмая... Нумерация их начиналась от железнодорожного вокзала и возрастала в северном направлении. До войны было построено двенадцать таких улиц. В те же годы силами абаканцев были начаты работы по озеленению Абакана. На месте бывшего озера Игир коль (Кривое озеро) в 1933 году был заложен городской парк (ныне парк «Орленок»). Тогда же были высажены деревья, которые образовали красивый бульвар вдоль проспекта Ленина. В последующий период работы по озеленению стали проводиться ежегодно. К 1940 году «зеленая площадь» составляла 24 гектара. Таким образом, в первое десятилетие в ранге города Абакан сделал большой скачок. Численность его населения возросла в четыре раза (с десяти тысяч человек в 1931 году до 40 тысяч в 1941 году). Раздвинул он свои границы и по территории. В 1940 году город занимал уже более 20 квадратных километров. Его строения заполнили левобережную часть реки Абакан и быстро продвигались в северном и западном направлениях. Особенностью города того периода была индивидуальная застройка. Четкие квадраты улиц, насыщенных одноэтажными деревянными строениями, редкое вкрапление двух и трехэтажных зданий, гравийное покрытие проезжей части улиц, штакетное ограждение зданий, деревянные тротуары - вот характерная панорама города того периода. Особенностью Абакана также было большое число строящихся домов. Они возводились кварталами и отдельными зданиями. Как вспоминают старожилы, в тридцатые годы не было ни одной улицы, свободной от строительных лесов. Город строился, набирал силы. Разрабатывались проекты строительства новых предприятий, был сделан заказ на разработку проектов генерального плана Абакана в расчете на 100 тысяч человек.

SpyLOG