АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Запись вебинара 24.08.2017
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Верховный суд РФ. Сохраняется запрет на размещение школ в жилых домах

01.03.2023

Верховный суд РФ. Сохраняется запрет на размещение школ в жилых домах

Верховный суд (ВС) РФ оставил без изменения решение о признании законной нормы, запрещающей размещение в жилых домах организаций, которые реализуют программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. 
Высшая инстанция отклонила административное исковое заявление о признании недействующими абзацев 5 и 6 пункта 2.3.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", предусматривающих размещение организаций начального и среднего образования исключительно в отдельно стоящих зданиях на собственной территории. 

Дискриминационные условия 
С административным иском в ВС обратился директор Частного образовательного учреждения "Наша школа" Антон Хохрин. Он пояснил, что является арендатором нежилых помещений, расположенных на первом этаже пятиэтажного многоквартирного жилого дома, которые в силу оспариваемых норм не могут использоваться им для осуществления образовательной деятельности. 
Заявитель считает, что оспариваемые положения необоснованно устанавливают ограничения для учреждений начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также создают дискриминационные условия для образовательных организаций, ведущих данные образовательные программы, поскольку в то же время санитарные правила не запрещают размещение в многоквартирных домах дошкольных образовательных учреждений. 

Смежная территория 
По словам Хохрина, обеспечение потребности школы в земельном участке также не является критически важным. 
"У нас городская администрация и городская дума приняли решение о возможности использования территории, спортивных залов и кабинетов 45-ой школы, которая смежная и находится рядом, для осуществления прогулок и занятий спортом. В соответствии с законом об образовании в случае, если образовательная организация не имеет каких-либо ресурсов для осуществления образовательной деятельности, она может использовать формы взаимодействия между образовательными учреждениями и заключить соответствующие договоры. Можно использовать ресурсы других образовательных организаций", — пояснил административный истец. 
Кроме того, он обратил внимание суда на случай, который произошёл в сентябре этого года, когда Управление Роспотребнадзора в городе Королёве Московской области выдало разрешение на осуществление деятельности начальной школы в многоквартирном доме. 
"То есть, если это было возможно ранее, возможно в других регионах, то абсолютно непонятна позиция управления Роспотребнадзора по Кировской области", — возмутился Хохрин.
 
Позиция ответчика 
В свою очередь, представитель Роспотребнадзора Марина Конькова напомнила истцу, что предметом настоящего спора не является оспаривание решений и действий конкретных органов, уточнив, что санитарные правила, в том числе в предыдущей редакции, никогда не допускали возможность размещения общеобразовательных учреждений в жилых домах. 
"У вас объект находится в пятиэтажном здании, где отсутствуют ограждения, где в нескольких метрах находится дорога. Кроме того, это может также нарушать права тех, граждан, которые проживают в этом здании", — отметила представитель административного ответчика. 
Она добавила, что в процессе подготовки оспариваемый нормативный акт был согласован с различными министерствами. В частности, с Минпросвещением, Минтрансом, Минобрнауки, Минздравом, Минстроем и Минспорта. 
"В рамках исполнения федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены полномочия по изданию таких актов. Данные санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодёжи, предотвращения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказанию услуг оп воспитанию, обучению и спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми", — пояснила Конькова.

Источник: Российское агентство правовой и судебной информации

Секции АСДГ: 

Возврат к списку