АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Право.ru. МЧП и цифровая трансформация: правовые аспекты

20.04.2023

Право.ru. МЧП и цифровая трансформация: правовые аспекты

Сфера IT долгое время оставалась за пределами регулирования профильного законодательства в сфере государственно-частного партнерства. Возможность реализации таких проектов появилась в 2018 году. Сейчас инвесторы и представители госорганов сталкиваются с некоторыми ограничениями нормативного характера. О них рассказал Александр Долгов, партнер, глава практики инфраструктуры и ГЧП юридической фирмы Better Chance.
Важность сферы информационных технологий для успешного развития и модернизации экономики сложно переоценить. IT — одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики РФ, которая составляет при этом, по имеющимся оценкам, сравнительно небольшие 2,4% ВВП и 2,5 трлн руб. соответственно.
Государственно-частное партнерство (ГЧП), будучи эффективным механизмом реализации инфраструктурных проектов, может оказать серьезную поддержку как отдельным инициативам в высокотехнологичной среде, так и отрасли в целом. Тем не менее сфера IT долгое время оставалась за пределами регулирования профильного законодательства в сфере ГЧП. Возможность реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (МЧП) и концессионных соглашений в отношении объектов информационных технологий и иных объектов интеллектуальной собственности появилась только в 2018 году. Тогда приняли Федеральный закон от 29.06.2018 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон о ГЧП в IT), который урегулировал порядок подготовки и реализации проектов ГЧП по созданию и эксплуатации объектов цифровой инфраструктуры.
После регулирование соглашений о ГЧП (МЧП) и концессионных соглашений менялось в 2020 году с принятием Федерального закона от 29.12.2022 № 604-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволившим реализовать муниципальные проекты ГЧП в IT.
Опыт реализованных проектов и общие потребности участников рынка ГЧП позволяют сделать вывод о некоторых ограничениях нормативного характера, с которыми сталкиваются инвесторы и представители государственных органов. А именно:
  • отсутствие в законодательстве Российской Федерации положений, позволяющих заключать и исполнять соглашения о ГЧП (МЧП), концессионные соглашения с двумя и более публичными партнерами или концедентами;
  • невозможность финансировать проекты в сфере IT наряду с публичным партнером или концедентом специализированными фондами и институтами развития; 
  • недоступность для специализированных фондов и институтов развития механизмов защиты, аналогичных банковским;
  • невозможность передачи неисключительной лицензии на объект IT концессионеру для реализации аналогичных проектов;
  • сложность установления государственного органа — представителя публичной стороны в рамках реализации высокотехнологичного проекта;
  • сложность оценки инвестиционных и эксплуатационных расходов и подтверждение их обоснованности для получения бюджетного финансирования.
Все это — возможные дальнейшие направления развития законодательного регулирования соглашений о ГЧП (МЧП) и концессионных соглашений. Устранение этих ограничений позволило бы повысить доступность инструментов ГЧП для IT-отрасли в части организации и реализации инфраструктурных проектов, привлечь дополнительный объем внебюджетных инвестиций, обеспечить дополнительные условия для частной инициативы, сохранения и развития человеческого капитала.

Источник: Право.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку