АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Республика Башкортостан. Политолог Николай Евдокимов о сменяемости местной власти: «Когда глава района долго работает на месте, вырастает риск коррупции»

16.02.2022

Республика Башкортостан. Политолог Николай Евдокимов о сменяемости местной власти: «Когда глава района долго работает на месте, вырастает риск коррупции»

Политолог Николай Евдокимов прокомментировал так называемый «иглинский кейс», когда все земельные наделы пригородного района Уфы оказались в руках одного клана – бывшего руководителя этой территории Ришата Исхакова. По словам г-на Евдокимова, проблема в том, что когда глава муниципалитета очень долго находится на своем месте, то «обрастает коррупционными связями».  
Напомним, специальная комиссия, в которую входят силовики, выясняет, как получилось, что практически вся земля в Иглинском районе Башкирии - около четырех тысяч гектаров - прямо или косвенно принадлежит близким бывшего иглинского главы, а более тысячью гектарами владеет он лично.
Николай Евдокимов уверен, что «с точки зрения нравственности и морали, конечно, так не должно быть».
- Когда мы говорим о системе местного самоуправления, главные претензии и скандалы так или иначе всегда связаны с механизмом распределения земли, - комментирует он. – Тем более мы должны иметь в виду, что Иглинский район – это пригород Уфы. Естественно, земля там стоит дороже, а земельные участки пользуются определенной популярностью. Некоторое время тому назад был инициирован вопрос о том, чтобы земельные вопросы были переданы на уровень региональной власти, потому что, к сожалению, такие вещи часто встречаются. Пока мы знаем только «иглинский кейс». Но я не исключаю, что и другие подобного рода ситуации могут всплыть в ближайшее время.
Г-н Евдокимов видит проблему в том, что руководители городов и районов не всегда готовы к такой ответственности, а потому превращаются в местных баев.
- Мы должны таким образом выстраивать систему, которая предполагает, что приход людей с корыстными интересами должен быть минимально возможным, - объясняет он. - То есть максимально купировать подобного рода проявления. Когда мы говорим о контроле, в том числе за системой местного самоуправления, если мы исходим из того, что контролировать всегда должна вышестоящая власть, региональная или федеральная, то подобного рода случаи будут происходить. А на самом деле необходимо развивать систему гражданского общества. Надо понимать, что внимание к муниципальным властям несколько ниже, чем к региональным или, тем более, к федеральным. То есть чем выше власть, тем больше внимания общественности к ней. И этим часто на местах пользуются недобросовестные чиновники. И, как правило, гражданское общество более эффективно себя ведет в больших городах. А в селах местные жители в большей степени зависимы от главы администрации и, может быть, опасаются подобного рода расследований.
При этом политолог отметил, что нельзя сказать, что «на местах творится какой-то беспредел и никто не знает, что там происходит».
- Периодически бывают коррупционные скандалы, конечно, как случай в Иглинском районе, - объясняет он. – Но я все-таки считаю, что говорить о какой-то коррупционной системе на уровне местного самоуправления преждевременно. Муниципалитетов в республике большое количество, и чисто с точки зрения статистической погрешности понятно, что коррупционных дел и расследований на уровне муниципалитетов будет больше, чем на уровне, например, региональной или федеральной власти. Просто потому, что чиновничий аппарат намного более многочисленный, а кадры… Все-таки это тоже не секрет, что лучшие кадры, как правило, рекрутируются в систему региональной власти. То есть те муниципальные руководители, которые себя проявили, вырастают до более высокой работы. Наверное, это правильно и закономерно. А те, кто не получил такого повышения, если очень долго находятся на своем месте, обрастают коррупционными связями.
Политолог считает, что муниципальных руководителей нужно «ротировать» как можно чаще. Возможно, как это делают в правоохранительной системе – раз в пять лет.  
- Если будет выстроена система четкой сменяемости, установлен определенный срок исполнения полномочий, то это в меньшей степени будет способствовать распространению коррупции, - полагает он. - То есть надо понимать, что чем дольше человек находится во главе муниципального образования, тем большими связями и большими корнями он прорастает в муниципалитете.
В последнее время прогремело несколько уголовных дел, возбужденных против глав районных администраций Башкирии – Кушнаренковского, Илишевского, Кугарчинского и города Октябрьского. Все эти дела юристы оценивают как спорные. При этом в Иглинском районе один человек узурпирует все земли, в том числе сельскохозяйственного назначения, но правоохранители при этом молчали.
- Здесь два момента, - комментирует доцент. – Работа на уровне региональной, муниципальной власти связана с различного рода подводными камнями. И очень часто люди подписывают какие-то документы не потому, что они являются коррупционерами, а потому что недостаточно хорошо разобрались в вопросе и недостаточно знают законы. Но все это в итоге вырастает в такие неприятные истории. То есть не надо мазать всех одной краской. Тут нужно разбираться, был ли корыстный умысел или это просто ошибка, совершенная на уровне оформления документооборота. А второй момент в том, что правоохранительные органы на местах во многом зависят от главы администрации просто потому, что живут тут же, в одном сообществе. И это, наверное, существенная проблема. Ведь когда мы говорим о коррупции, то понятно, что коррупция не может быть связана с одним человеком или даже с двумя-тремя. Как правило, это целая система, которая проросла глубоко. И тут нужно разбираться со многими правоохранительными структурами.
Интересно, что сейчас журналисты по уровню коррупции сравнивают Иглино с краснодарской станицей Кущевской, но политолог с таким определением не согласен.
- Я бы не стал сравнивать Иглино с так называемой «Кущевкой», - признается он. – Все-таки там происходили страшные вещи – жестокие убийства. Здесь мы говорим об экономическом преступлении, если оно еще будет доказано. Поэтому до коррупции станицы Кущевской Башкирия, слава богу, не дошла. И я думаю, никогда не дойдет.
Николай Евдокимов уверен, что принятие закона о местном самоуправлении, который рассматривают в Госдуме, «упростит процесс контроля за главами муниципалитетов со стороны региональной власти, но никак не поможет установлению гражданского общества и становлению общественных институтов на местах».
- С точки зрения региональной власти система станет более понятной, прозрачной и контролируемой, - поясняет он. - Но с точки зрения каких-то общественных инициатив или общественного контроля она лучше не станет, к сожалению.

Источник: сайт https://ufa.mk.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку