АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума. Местное самоуправление как демократия «малых пространств»

Государственная Дума. Местное самоуправление как демократия «малых пространств» 01.02.2013

Государственная Дума. Местное самоуправление как демократия «малых пространств»

Органы самоуправления и законодательная база для их функционирования в России созданы - теперь необходимо добиться их оптимального экономического эффекта
В соответствии с Конституцией РФ, осуществлять функции государственной власти на местах должны органы местного самоуправления (МСУ), которые формируются на выборной основе на территориях муниципальных районов и поселений. Подразумевается, что органы местного самоуправления должны функционировать и решать местные проблемы автономно от других органов государственной власти. Также подразумевается четкое разграничение полномочий и предметов ведения.
Практически органы самоуправления в России имеются и законодательная база для их функционирования в России также есть. Но экономического эффекта от их деятельности почти не ощущается. Оставив в стороне причины (довольно объективные), по которым это произошло в нашей стране, можно констатировать, что активное население на местах оказалось оторванным от участия в управлении. Но без такого участия пропадает мотивация к эффективной экономической деятельности. В результате сегодня в экономической деятельности практически участвуют только те, кто непосредственно входит во власть или находится рядом с ней. Следствием становятся куцые доходы бюджетов МСУ.
То есть, при существующей системе государственного управления, основанной на административном ресурсе, ни о какой «автономности» органов местного самоуправления не может быть и речи. В этом и заключается фундаментальное противоречие в системе госуправления России.
«Развитие местного самоуправления в России является одной из главных составляющих модернизации страны. Однако, существуют проблемы, препятствующие реформе. И первая из них – финансово-экономическая слабость муниципальных образований. Доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять их обязательства. Спектр полномочий за последнее время существенно расширился, соответственно, разрыв между необходимым и имеющимся в муниципальном распоряжении объемом финансовых средств увеличился», - считает председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.
В России более чем 24 тыс муниципальных образований, и практически все они дотационные. Даже среди наиболее обеспеченных городских округов таковых около 90%. В самом плачевном положении оказались городские и сельские поселения, попавшие в зависимость еще и от муниципальных районов и передавшие им многие свои полномочия.
Пути улучшения ситуации с местными бюджетами есть. Во-первых, это отнесение некоторых налогов к разряду местных, главный из которых – налог на недвижимость. Это позволит не только улучшить ситуацию с наполняемостью муниципального кошелька, но и поможет контролировать операции с недвижимостью.
Во-вторых, увеличение процента отчислений от налога на прибыль предприятий.
В-третьих, модернизация земельного налога в сторону увеличения количества субъектов, уплачивающих его.
В-четвертых, государственное софинансирование учета имущества, признанного бесхозным.
Очевидно, есть и другие способы, но главное – желание государства за местным бюджетом увидеть конкретных людей, проживающих в муниципалитетах.
На государственном уровне есть понимание всей остроты проблемы. Правительством России разработан план повышения уровня доходов местных бюджетов, согласно которому, средства от многих налогов, акцизов и штрафов, полностью или частично поступавшие в бюджеты «высших инстанций», теперь будут оставаться на муниципальном уровне.
Так, например, уже с 2013 года штрафы за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления в полном объеме будут перечисляться в муниципальные бюджеты. С 2014 года в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. С того же года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла.
Нормативы данных отчислений должны устанавливаться региональной властью исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения.
Помимо этого, в Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате доходы местных бюджетов увеличатся в 1,5 раза. То есть движение в нужном направлении явно просматривается.
«Роль местного самоуправления в современной России повышается. Местные главы и депутаты получают новые полномочия. Расширяется круг вопросов муниципального ведения», - отмечает Кидяев и выделяет четыре основные функции, которые должны выполнять муниципальные представительные органы.
«Во-первых, это функция контроля за исполнительной властью. Во-вторых, программная функция – планирование развития территории своего муниципалитета, претворение этих планов в жизнь. Третья, самая важная функция – защита интересов жителей. Четвертая – функция общественного контроля», - перечисляет парламентарий.
Все это - ровно то, о чем в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» говорил в ходе президентской кампании Владимир Путин, справедливо отмечая, что «муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути – лишают смысла само существование муниципального уровня власти».

Источник: http://er.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку