АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Ярославская область. Состоялся семинар-совещание "Вопросы развития местного самоуправления в Ярославской области и взаимодействия органов государственной власти Ярославской области и местного самоуправления"

26.09.2012

Ярославская область. Состоялся семинар-совещание "Вопросы развития местного самоуправления в Ярославской области и взаимодействия органов государственной власти Ярославской области и местного самоуправления"

На площадке Ярославской областной Думы состоялось выездное мероприятие Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Оно прошло в форме семинара-совещания с участием представителей Комитета (председателя Виктора Кидяева, депутатов Александра Буркова, Петра Пимашкова, Василия Толстопятова, Маргариты Свергуновой, Виктора Шрейдера, Валентина Шурчанова, сотрудников аппарата), председателя Ярославской областной Думы Виктора Рогоцкого и его заместителя Евгения Заяшникова, и др. На повестке стояли вопросы развития местного самоуправления в Ярославской области и взаимодействия органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления.
Модератор встречи Виктор Кидяев выступил перед собравшимися с приветственным словом и обозначил основные проблемы, стоящие на сегодняшний день в сфере местного самоуправления. Как он подчеркнул, они актуальны, к сожалению, для всех муниципалитетов России в большей или меньшей степени. Ярославская область – не исключение.
Одна из основных проблем, отметил депутат, – это финансово-экономическая слабость муниципальных образований: «Местное самоуправление живёт по остаточному принципу. Оно фактически отключено от процессов управления и развития экономики территории. А ведь лучше нас проблемы на местах никто не знает.
В 2011 году местные бюджеты на 2/3 состояли из субсидий, дотаций и субвенций. Местные же налоги, земельный и налог на имущество физических лиц, дали не более 4% доходов муниципальных бюджетов. Необходимо в корне менять данную ситуацию.
Прежде всего следует реформировать налоговое законодательство. Распределение налогов между уровнями бюджетной системы должно быть основано на принципе: за местными бюджетами закрепляются те налоги, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Это позволит заинтересовать органы местного самоуправления в развитии производства на соответствующих территориях.
Мы предлагаем закрепить за местными бюджетами 100% платежей по упрощённой системе налогообложения, 2% от налога на прибыль организаций, транспортный налог с личного легкового автотранспорта, расщепив таким образом существующий сегодня транспортный налог. Также следует увеличить долю поступлений в местные бюджеты от НДФЛ минимум до 50 процентов, а в местные бюджеты зачислять его по месту жительства граждан.
Наконец, нам предстоит добиться отмены установленных на федеральном уровне льгот по местным налогам. Такой законопроект в части отмены льгот по земельному налогу нами на заседании Комитета был недавно поддержан.
Все эти меры могут дополнительно принести около 650 млрд. руб., увеличив доходы муниципалитетов примерно на четверть. Да, все потребности мы не закроем. Зато мы сделаем существенный шаг к решению проблемы. К тому же мы просим не рыбу – мы просим удочку. Одно дело заработать самим 4 процента, а 96 получить дотациями, а совсем другое дело выйти хотя бы к рубежу 50 на 50.
Вместе с тем надо понимать: в такой большой и разнообразной стране как наша мы все равно не сможем обойтись без выравнивания, финансовой помощи».
Председатель Комитета напомнил, что в целях решения указанных проблем в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака и приказом Минрегиона России создана Межведомственная Рабочая группа по вопросу реализации мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Многие инициативы по улучшению экономического положения муниципалитетов уже были предметом обсуждения на заседании данной Межведомственной Рабочей группы 5 сентября 2012 года. Доклад о результатах деятельности данной Рабочей группы должен быть внесен в Правительство Российской Федерации до 1 октября 2012 года.
Вторая проблема – неупорядоченность полномочий местного самоуправления. «Во-первых, надо до конца навести порядок в полномочиях органов публичной власти. В нашем законодательстве не должно оставаться полномочий, не обеспеченных деньгами, нечётких и непонятных полномочий. А во-вторых, децентрализация важна не сама по себе. Нам надо сделать так, как удобно жителям. Для пользы дела. Местные вопросы должны решаться на местах, с деньгами, а государственными вопросами должны заниматься государственные органы. А сами эти органы должны работать с муниципалами, сообща, а не «кошмарить» их, как совсем недавно «кошмарили» бизнес», – подчеркнул Кидяев.
Ещё одна существенная проблема по заявлению Виктора Кидяева – дефицит профессиональных муниципальных кадров. Её также важно решить в кратчайшие сроки на законодательном уровне.
Помимо основных проблем, существующих на местном уровне, Виктор Кидяев остановился на политическом аспекте муниципальной жизни: «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своей статье «Демократия и качество государства» абсолютно верно отметил, что «Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». Местное самоуправление – это школа ответственности граждан. В то же время это – «профессионально-политическое училище», которое формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей.
В этом году вступил в силу закон о выборах губернаторов. Среди прочего закон предусматривает сбор кандидатами на эту должность подписей в свою поддержку среди депутатов и всенародно избранных глав муниципальных образований.
Появилась не просто возможность широко обсудить программы кандидатов и выдвинуть самых достойных. Очень важно, что закон подталкивает кандидата в губернаторы заранее начать взаимодействовать с муниципальным сообществом. Одновременно возрастает авторитет местной власти. Кстати, такую же поддержку муниципалов должны будут получать и будущие сенаторы, поскольку они будут избираться в связке с губернаторами.
В конце августа Правительством Российской Федерации в Государственную Думы внесен проект федерального закона №133727-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением перечня выборных муниципальных должностей». Его положения предусматривают возможность замещения должности главы муниципалитета только путем избрания на прямых муниципальных выборах.
Предлагаемые изменения подготовлены в целях расширения прямых форм народовластия на уровне местного самоуправления, усиления контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления, а также повышения ответственности должностных лиц перед населением.
Не стоит забывать и о местных депутатах – можно было бы увеличить и минимальную численность представительных органов». 

Источник: Официальный сайт Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Секции АСДГ: 

Возврат к списку