АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Республика Саха (Якутия). Гульсум Бейсембаева: Новый поворот в местном самоуправлении

02.03.2022

Республика Саха (Якутия). Гульсум Бейсембаева: Новый поворот в местном самоуправлении

   История местного самоуправления России никогда не была простой. Последние десятилетия со дня принятия 6 октября 2003г. Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стали временем постоянных изменений и перестройки самой приближенной к народу власти. И сегодня местное самоуправление стоит перед очередным крутым поворотом.
Пожалуй, самыми обсуждаемыми вопросами для муниципального сообщества нашей республики и России в целом стали нововведения, касающиеся организации местного уровня власти. Уверена, что именно эти законы (речь идет о 87-ФЗ от 01.05.2019 и законопроекте, получившем название КлиКра (от фамилий его авторов - Клишаса и Крашенинникова), напрямую относящиеся к местной власти и влияющие на уровень жизни и социальное самочувствие людей, должны быть сегодня в центре внимания не только ученых в этой области, экспертов, специалистов, но и каждого жителя.
Сегодня поговорим о двух законах. 
Первый - 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Или, как его еще называют, о муниципальных округах. К обсуждению этого закона, а тем более к его реализации наша республика не успела приступить. На то были свои причины. Закон установил переходный период до 1 января 2025г. Хотя справедливости ради надо отметить, что в резолюции круглого стола, которую провел Мирнинский районный Совет 6 декабря 2019г., было записано предложение о включении вопроса реализации в Республике Саха (Якутия) Федерального закона №87-ФЗ от 01.05.2019 г. в повестку II съезда депутатов представительных органов и обеспечить его всестороннее обсуждение до принятия соответствующего республиканского закона. Но ситуация с развитием коронавирусной инфекции лишила возможности провести эту работу, депутатский съезд был отменен. В итоге республиканский закон не принят, а российский остался лежать на полке до лучших времен. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что некоторые субъекты согласно этому закону перешли на муниципальные округа. 
И второй - внесенный 16 декабря прошлого года в Государственную Думу пока еще законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который предполагает коренную перестройку действующей системы местного самоуправления. Принятые ускоренные темпы принятия обусловили его активное рассмотрение по всей стране. И наша республика не стала исключением. Законопроект обсуждался на различных площадках, в том числе с участием депутатов Госдумы от Якутии. Мнения высказывались как «за», так и «против» нового закона. Переход на одноуровневую систему самоуправления воспринимался многими экспертами очень критично. Особенно, с учетом территориальных особенностей Якутии. Логическим завершением стало обсуждение законопроекта на расширенном заседании Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению и принятие 15 февраля постановления Ил Тумэна. 
Председатель Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению якутского парламента Владимир Прокопьев отметил, что новый законопроект более четко разграничивает полномочия органов муниципальных образований и государственной власти субъектов РФ в решении вопросов местного значения. Будут учитываться особенности тех или иных регионов нашей страны. Появляются новые институты, такие как коллегиальный орган местного самоуправления, территориальные органы местной администрации. Серьезными полномочиями наделяется глава муниципального образования, становясь руководителем местной администрации, который будет замещать одновременно и муниципальную и государственную должности. «Переход на одноуровневую систему местного самоуправления в условиях региона будет способствовать более оперативному решению всех вопросов на местах. В целом такая система действует сегодня во всем мире», - считает парламентарий. Для меня здесь очень важна позиция парламента о необходимости «максимально сохранить существующие границы, наименования, структуру органов местного самоуправления».
О том, что в республике не формально подошли к обсуждению законопроекта говорит факт поступления в Ил Тумэн более 150 предложений в рамках первого чтения, и порядка 50 предложений в виде поправок в рамках второго чтения. По итогам обсуждения постоянный комитет по государственному строительству и местному самоуправлению разработал 9 поправок к законопроекту. Очень важным является предложение, чтобы решения о преобразовании, установлении изменений границ муниципальных образований принимал сам субъект РФ. Также предлагается внести изменения о том, что субъекты РФ должны принимать непосредственное участие в разработке и принятии федеральных законов, касающихся столиц субъектов РФ, районов Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза грузов, ТОСЭР и Арктической зоны.
Что касается продвижения закона в Государственной Думе, то можно отметить следующее: 16 декабря законопроект внесен Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым; затем он был направлен во все субъекты РФ для обсуждения; 25 января законопроект принят в 1-ом чтении; до 23 февраля можно было внести поправки к нему. Однако совсем недавно стало известно, что Комитет по государственному строительству и законодательству вышел с предложением отложить на июнь второе чтение законопроекта и продолжить сбор поправок до 20 мая.
Сам председатель комитета и соавтор документа Павел Крашенинников отметил, что к законопроекту поступило более сотни поправок. Кроме того, законодатель говорит о том, что «есть очень много различных официально не оформленных предложений. Они звучат в СМИ, из интернета, кроме того, мы находимся в постоянном контакте с губернаторами, с коллегами из органов МСУ. Мне кажется, что это хорошо, когда процесс прозрачен, общество видит, какие ведутся дискуссии, какие есть проблемные зоны».
Какие же вопросы волнуют сегодня муниципальное и научное сообщество. Одним из главных вопросов являются полномочия. Собственные и которые могут быть переданы на муниципальный уровень. Сам переход на одноуровневую организацию местной власти вызывает немало критики. Ведь Президент страны Путин В.В. одним из главных определений МСУ назвал его шаговую доступность к населению. Или властью на уровне протянутой руки. А с переходом на одноуровневую систему связь и влияние на МСУ главного субъекта – населения сел, поселков, городов – заметно уменьшается или сойдет на нет. Другой важный вопрос - конечно, финансовое обеспечение местного самоуправления. Полномочия, сколько бы их ни было, собственных, переданных, должны быть подкреплены бюджетным финансированием. Иначе, грош – цена таким полномочиям.
Вот как комментирует переход на одноуровневое самоуправление Павел Крашенинников: - «Поселения не должны уходить из органов МСУ. И тем более его никто не хотел ликвидировать. Поэтому мы говорим о том, что вполне возможно создание органов МСУ и на базе поселенческого уровня. Но это не значит, что они должны подчиняться в данном случае районному уровню МСУ. Если они значимые, если они могут объединить в себе какие-то другие территории, то тогда можно на их базе это все организовывать. Если мы с этим соглашаемся, то у нас возникает большое количество организационных вопросов. Мы предлагаем обеспечить создание территориальных органов МСУ, там власть должна быть в пешеходной доступности. Подчеркиваю, все это обсуждается с коллегами из разных регионов, из разных политических партий. Если какой-то тезис обосновывается, мы видим, что это правильно, то необходимо не просто внести поправки, но и детально их проработать и продумать все возможные последствия.»
Именно из этих побуждений Комитет по государственному строительству и законодательству Государственной Думы предложил отложить на июнь второе чтение законопроекта и продлить сбор поправок до 20 мая. 
Сегодня уже с уверенностью можно говорить, что местное самоуправление стоит перед очередным крутым поворотом в своей истории. До сего времени мы говорили о последовательном движении согласно курсу Европейской Хартии местного самоуправления. Хартию Российская Федерация ратифицировала в 1998 г. без поправок и изъятий. Затем 06 октября 2003 г. был принят 131-ФЗ, основополагающий закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно по этому закону в 2005 г. Якутия перешла на двухуровневую систему организации местной власти. Пройден большой путь. Школу самоуправления прошли сотни и тысячи человек. Именно с самоуправления начинали свой путь в большую политику депутаты разных уровней, руководители регионов. В этой связи глубоко оправдано, что федеральный законодатель взвешенно и ответственно подходит к преобразованиям местного самоуправления. Взять хотя бы наш регион. Нельзя не согласиться с высказываниями известного якутского журналиста Виталия Сур, что Якутия – «самый показательный регион российского севера. По громадным размерам, соответствующими расстояниями, отсутствием коммуникаций и инфраструктуры. Да и тем, что у нас нет и не может быть никаких рыночных отношений – плотность населения составляет 1/3 человека на квадратный километр. А в отдельно взятых «северах» намного жиже будет. Что делать, если ближайший «рынок» располагается за четыреста километров беспросветной вьюги?». С такими фактами не поспоришь. Поэтому непоколебимым постулатом местного самоуправления должен остаться учет особенностей каждой территории. И если до сего времени до Государственной Думы доходили, возможно, мнения больших городов, законодательных органов субъектов федерации, то в связи с продлением сроков сбора поправок до 20 мая, есть надежда быть услышанными и муниципальным образованиям городских и сельских поселений. Образно говоря, «начальных классов» школы ответственности граждан. 
Любая реформа – процесс болезненный. Тем более, такого живого, связанного с нуждами и чаяниями конкретных жителей организма, как местная власть. Поэтому надо взвешивать все «за» и «против», оценить последствия, к которым могут привести те или иные преобразования. Очень хочу надеяться, что мы не растеряем накопленный опыт, и «школа ответственности граждан» продолжит воспитывать достойных учеников для самого приближенного к народу уровня власти.

Об авторе:
Гульсум Бейсембаева, к.с.н.,
народный депутат РС(Я) V созыва, заместитель председателя Комитета по вопросам местного самоуправления.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку