АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Воронеж. Муниципалитет: прямые выборы мэра или расчленение

03.02.2015

Воронеж. Муниципалитет: прямые выборы мэра или расчленение

Доктор политических наук Владимир Слатинов поделился в социальной сети фейсбук своей статьёй (написанной в соавторстве с соискательницей кафедры политологии ВГУ Ксенией Меркуловой): «Институциональные эффекты трансформации систем управления областными центрами в условиях муниципальной реформы» (на материалах Центрально-Чернозёмного региона)

В статье дан научный, но при этом доходчивый и публицистичный экскурс в воронежскую историю «до воцарения губернатора Гордеева»:

- В Воронежской области в региональном «сообществе элит» не складывался консенсус относительно модели с сити-менеджером, а избранный в 2004 г. мэр Б. Скрынников активно конфликтовал с областным руководством, которое не располагало достаточным авторитетом и ресурсами для подавления городской автономии. В 2008 г. на выборах мэра победил представитель «партии власти» С. Колиух, имеющий глубокие связи и влияние среди ключевых городских экономических игроков.

И после оного:

- В 2009 г. губернатором региона стал бывший вице-премьер и министр федерального правительства А. Гордеев, быстро занявший позиции доминирующего игрока в региональной политике. В начале своего правления он высказался за переход региональной столицы к модели с сити-менеджером, - пишет профессор Слатинов. - Однако традиции муниципальной автономии и осознание потребности в публичной легитимации должностного лица, управляющего городом-миллионником, привели к пересмотру прежней позиции. В то же время задачу установления политического контроля над региональной столицей воронежский губернатор решил другим путем.

Про этот путь все, кто хоть иногда интересуется местной политикой – в курсе. Но не грех и напомнить. В 2012 году губернатор Гордеев обнаруживает в мэрии «коррупционный клубок» и в ультимативной форме требует реструктуризации городской власти, а также её кадровой чистки.

Под эту задачу в областном правительстве была создана специальная комиссия (во главе с вице-губернатором Александром Гусевым, позже – мэром!) по пересмотру структуры администрации Воронежа и оценке профессионального уровня ее ключевых должностных лиц.

- Очевидное нарушение фактом создания этой комиссии принципа автономии местного самоуправления от государственной власти не нашло отклика в надзорных и правоохранительных структурах, хотя в постановлении губернатора о создании комиссии ее решениям придавался «рекомендательный характер», - остроумно замечает Владимир Слатинов. В самом деле «отклика» не последовало, точнее, «отклик» надзорных и правоохранительных структур получился в унисон солировавшему губернатору.

- Согласился с созданием комиссии и мэр С. Колиух, тем более что параллельно против близких к нему бизнесменов были заведены уголовные дела, - цитируем статью далее. - Деятельность созданной губернатором А. Гордеевым комиссии фактически означала введение «внешнего управления» областным центром.

Дальше мы помним, как в марте 2013-го уходит в отставку мэр Сергей Колиух. Как губернатор Гордеев «обжигается» на владельце воронежского мебельного холдинга «Ангстем» Геннадии Чернушкине. Как за полтора месяца до единого дня голосования выбор падает на возглавлявшего комиссию по повышению эффективности работы мэрии Александра Гусева.

Вот как описано взятие Воронежа кандидатом Гусевым в научной статье:

- Несмотря на неблагоприятные прогнозы экспертов о возможном поражении не обладающего яркой харизмой А. Гусева в оппозиционно настроенном Воронеже, активная поддержка губернатора, проведение выборов в единый день голосования, административная мобилизация лояльного электората и раскол среди оппозиционных кандидатов привели к победе губернаторского выдвиженца. Правда, ценой выигрыша стала крайне низкая легитимность нового градоначальника — А. Гусев получил 43,6% голосов при явке в 23% избирателей.

Подчёркивается, что «своей победой А. Гусев продолжил обозначившуюся с началом муниципальной реформы в рамках реализации Закона No 131-ФЗ в Черноземье тенденцию прихода на должности глав администраций региональных столиц заместителей губернаторов».

Однако у Воронежа есть существенное отличие от соседей, практически везде в Черноземье замы губернатора стали не избранными главами города, а сити-менеджерами.

- В 2005 г. заместитель губернатора Тамбовской области М. Косенков стал главой администрации Тамбова, в 2008 г. сити-менеджером Курска назначен заместитель губернатора Н. Овчаров, в 2011 г. на должность главы администрации Белгорода был нанят заместитель губернатора области С. Боженов. Формирование, таким образом, неформального института «заместителя губернатора по областному центру» в регионах Черноземья стало существенным элементом неформальной институционализации политического контроля за региональными столицами со стороны областных властей в дополнение к законодательно закрепляемым дополнительным механизмам по подотчетности городских властей перед региональными руководителями, - отмечается в отчётной статье.

Недавно первый зам руководителя аппарата воронежского губернатора Андрей Марков заявил, что нынешние изменения МСУ - это расширение демократии. По его словам, со стороны власти это даже своего рода «подарок», которым, правда, оппозиции надо еще суметь воспользоваться. Но это было сказано только в контексте смены системы выборов в городскую думу на смешанную (мажоритарно-пропорциональную).

Однако и принятое чуть раньше решение губернатора оставить прямые выборы мэра, также многими политологами и чиновниками трактуется как демократическая мера.

В связи с этим журналист интернет-газеты «Время Воронежа» попросил профессора политологии Владимира Слатинова прокомментировать текущую воронежскую ситуацию (всё-таки его статья была написана в октябре 2014).

- По-вашему, стоит ли обещание расширения демократии понимать так, что конкретно в Воронеже губернатор определился в пользу прямых выборов главы города?

- Да, на данный момент это так. Губернатор Воронежской области ещё осенью 2014 года заявил, что является сторонником модели сильного мэра. Вообще, в условиях кризиса губернаторы - это такие антикризисные менеджеры, от них президенту нужны гарантии сохранения стабильности в регионе и выполнение «майских указов». Как именно они будут это обеспечивать, какая модель МСУ для этого губернатору более удобна – это уже его личное дело. Гордеев решил в 2013 году проблему выборности мэра, сделав в ходе всенародных выборов главой города своего заместителя. Что дальше? Гордеев и раньше слыл политиком-либералом во власти, а в 2014 он только подчёркивал свой либерализм публичными выступлениями по поводу «ненастоящих выборов» и т.д. Поэтому, если давления из Кремля не будет, а имидж губернатора-либерала останется для Гордеева в приоритете, то выборы мэра Воронежа сохранятся. Скорее всего – только в Воронеже, в большинстве муниципалитетов региона уже работают сити-менеджеры, со временем будут - везде.

По словам профессора, наблюдаемая в настоящий момент высокая степень подконтрольности избирательного процесса отчасти снимает проблему возможной победы на выборах мэра областного центра кандидата, нелояльного региональной власти.

- Тем не менее, именно поведение жителей региональных столиц для «вертикали», включая губернаторов, является наиболее оппортунистическим и непредсказуемым, - отмечает Владимир Слатинов. - В этом контексте предоставление региональным властям права широко воздействовать на институциональный дизайн местного самоуправления (последние поправки в закон N 131-ФЗ) приведет в ближайшем будущем к резкому росту разнообразия подходов к построению местной власти и ее политико-управленческих конфигураций.

- Так что же ждёт Воронеж в будущем?

- Только полтора десятка столиц регионов в России сохраняют сегодня прямые выборы мэра, - подчеркнул доктор политических наук. – Скорее всего, так будет и в Воронеже. Однако, поскольку это большой миллионный город, не исключена возможность его расчленения на муниципальные районы. Закон это предусматривает.

Источник: http://www.vrntimes.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку