АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Независимая газета". Почему необходима муниципальная реформа

"Независимая газета". Почему необходима муниципальная реформа 19.05.2014

"Независимая газета". Почему необходима муниципальная реформа

Совершенствование системы местного самоуправления сегодня необходимо для поступательного развития российских территорий. Ожидаемым и крайне актуальным стал разработанный депутатами Госдумы пакет поправок в 131-й закон о местном самоуправлении и в закон о принципах организации региональных законодательных и исполнительных органов власти. Сегодня он готов ко второму чтению. Над документом работали представители самых низовых уровней власти. Поэтому объективно он учел интересы всех территорий. Буква и дух законопроекта сегодня оптимально реализуют заявленную цель: приблизить власть к людям, вовлечь граждан в систему организации местного самоуправления своим населенным пунктом.

Местное самоуправление непосредственно касается каждого из нас: мы пользуемся коммунальными услугами, газом, водой, общественным транспортом, ходим по дорогам. Когда муниципалитет не способен выполнить возложенные на него обязанности, естественные потребности человека в комфортном проживании не будут удовлетворены. Законопроект меняет подход к распределению и финансированию полномочий. И если для больших муниципалитетов, например городов-миллионников, этот вопрос не стоит так остро, то для районов, прежде всего сельских поселений (а это почти 40% населения страны), он крайне актуален.

Сегодня на муниципалитеты возложено 44 полномочия. Из вышестоящих бюджетов они не финансируются, многие территории варятся в собственном соку, самостоятельно изыскивая средства на реализацию возложенных на них обязанностей. Как правило, из-за отсутствия денег они занимаются лишь имитацией выполнения своих функций. Отсутствие средств приводит к коллапсам. Когда город не может отремонтировать коммунальные сети, его жители остаются зимой без тепла. Контракты, вводы в эксплуатацию – все эти вопросы находятся на территории, заменить ее главу в их решении не может никто, в том числе вышестоящие органы власти. Итог – жители оказываются заложниками ситуации. Но если местная власть не может решить вопрос, почему должны страдать люди?

Решение проблемы давно назрело: либо отдать полномочия, которые не может исполнить муниципалитет, финансово обеспеченному государству, либо обеспечить территорию деньгами. Законопроект вопрос решит. По сути, он развяжет руки муниципалитетам, сделает их более независимыми от вышестоящих уровней власти. Коммунальную сферу, в том числе теплоснабжение, дорожную безопасность, вывоз мусора и т.д. – все эти полномочия регион сможет забрать себе. Или оставить их муниципалитету, но уже с необходимым финансированием. В результате «маленьким» территориям предстоит исполнять лишь то, на что у них есть бюджеты. Все остальное уходит наверх.

В этой ситуации люди смогут намного эффективнее влиять на работу территорий через своих депутатов. В период выборов на первый план выйдет фактор не финансовой составляющей избирательной кампании, как это зачастую бывает на выборах городских собраний, но знания своего кандидата. У условной бабы Маши, старшей по дому, которая навела порядок на вверенной ей территории, появится больше шансов попасть в представительный орган, чем у ее соседа-депутата, который украл у нее дрова, но в Думу прошел, пользуясь поддержкой, к примеру, бизнеса. В силу большего доверия жителям территории вести диалог с «бабой Машей» и принимать решения будет намного проще. Это и есть власть на расстоянии вытянутой руки. Чем ниже мы передаем возможность принятия решения, тем с большей ответственностью человек относится в целом к системе, к функционированию территории, на которой живет.

Кроме того, если «баба Маша» станет вторым депутатом (пройдет отбор в Думу округа), то при голосовании за главу администрации «на хозяйстве» (сити-менеджера) она будет исходить именно из критерия профессионализма человека. Здесь образуется двойной фильтр на профессионализм сити-менеджера, представленный комиссией по отбору кандидата на эту должность и депутатами, которым доверяют люди. Конечно, в законе есть свои нюансы. К примеру, ответственность за процесс обсуждения передачи полномочий и саму передачу ляжет непосредственно на губернатора. В том числе от него будет зависеть длительность переходного периода, заложенного в законопроект ко второму чтению. Ту же сферу ЖКХ можно передать и сейчас, однако в преддверии отопительного сезона в ряде территорий это будет рискованно: многие коммунальные объекты – котельные, скважины – до сих пор остаются в состоянии так называемого бесхозяйного имущества. Чтобы их инвентаризировать, нужно два года. В любом случае необходимость исполнять закон поставит подобные застоявшиеся проблемы ребром и даст толчок к их решению. 

Секции АСДГ: 

Возврат к списку