АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"The Russian Times". Местное самоуправление: сократить нельзя расширить

"The Russian Times". Местное самоуправление: сократить нельзя расширить 26.02.2014

"The Russian Times". Местное самоуправление: сократить нельзя расширить

Кира Крайнова, политолог, кандидат политических наук о грядущей реформе МСУ: 
Именно к такой простой формуле при детальном рассмотрении сводятся проекты реформы местного самоуправления, активно обсуждаемые в последние месяцы.
Значимость предмета полемики заключается в том, что местное самоуправление является точкой пересечения, в которой сходятся вертикаль власти и горизонтали гражданского самоуправления. Ведь, с одной стороны, местное самоуправление – наиболее близкий уровень власти к населению, и от того, насколько эффективно функционирует местная власть, зависит отношение населения к вышестоящим уровням властной структуры. С другой стороны, местное самоуправление есть форма самоорганизации граждан и основа гражданского общества.
Неоднородная территориальная самоорганизация, практика управления территориями на местах, общественно-политические процессы в крупных городах свидетельствуют о необходимости коренного реформирования системы местного самоуправления в России. Причем требуется именно коренное реформирование, включающее как изменение политико-властного каркаса, так и пересмотр межбюджетных взаимоотношений и налоговой политики.
На фоне развернувшихся споров о перспективах и направлениях реформы МСУ можно выделить две основные позиции, которые служат отправными точками идеи реформирования:
местная власть неэффективна, в исполнительной власти превалируют некачественные управленческие кадры, часто – коррупция, а представительные органы местного самоуправления опираются, скорее, на олигархические круги, нежели на мнение общественности;
сверхцентрализация власти и ограниченные ресурсы местных бюджетов не позволяют органам местного самоуправления исполнять свои функции в полной мере и обеспечивать полноценное развитие муниципальных образований.
Не смотря на то, что тезисы являются взаимоисключающими, оба имеют реальное обоснование. Доказательством тому служат, с одной стороны, многочисленные коррупционные факты и, с другой, наличие значительного числа дотационных и убыточных муниципальных образований.
Также очевидно, что при существующей системе межбюджетных отношений и распределения налогов, при неспособности эффективного регулирования социально-экономических процессов в муниципальных образованиях, муниципалитеты основные свои усилия направляют на получение субсидий из центра или из региона, часто не занимаясь вопросами перспективного развития территорий. Другая проблема заключается в том, что для поддержания дотационных и убыточных муниципальных образований регионами применяется практика распределения финансовой поддержки из регионального бюджета. Как результат территории-доноры не получают или получают лишь частично дотации на выполнение различных мероприятий и государственных поручений. И именно здесь в игру вступает многоликий политический фактор, определяемый сложившимися отношениями между главами региона и местного самоуправления.
Реформа системы местного самоуправления назрела, но по какому пути должно пойти реформирование, вопрос открытый. Очевидно, что кроме выравнивания асимметрии муниципальных образований, реорганизации бюджетов и оптимизации управленческого аппарата трансформация политико-властных отношений в муниципалитетах и их отношений с государственной властью должна учитывать изменение общественно-политической среды. В обществе сформировался запрос на политику открытого, гласного управления социально-политическими и экономическими процессами. Об актуализации данного запроса свидетельствует усиление активности местных сообществ крупных городов, которые сегодня способны стать катализатором всех политических изменений. Власть на низовом уровне «расщепляется» и принадлежит уже не только официальным должностным и выборным лицам, но и другим участникам местной политики. И от того, насколько органы местного самоуправления будут способны аккумулировать интересы местных сообществ, решать вопросы конкретной локальной территории, устранять и регулировать конфликты, а также какими рычагами управления и ресурсами они будут обладать, зависит эффективность будущей реформы.

Источник: "The Russian Times"

Секции АСДГ: 

Возврат к списку