АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Комитет гражданских инициатив. Эксперты Комитета о реформе местного самоуправления

Комитет гражданских инициатив. Эксперты Комитета о реформе местного самоуправления 31.01.2014

Комитет гражданских инициатив. Эксперты Комитета о реформе местного самоуправления

За последнее время несколько раз была озвучена идея о реформировании местного самоуправления в городах вплоть до создания в них государственных администраций с упразднением представительных органов и выборных мэров. 

Эксперт Комитета гражданских инициатив, советник Фонда Кудрина, председатель Экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов: 

«Ограничение городского самоуправления несет серьезные риски не для общества. Совершенно очевидно, что упразднение выборных органов лишит жителей рычагов контроля за ситуацией на местах и неизбежно снизит качество муниципального управления. Города не смогут стать точками экономического роста в условиях, если государственная власть будет централизованно распоряжаться их бюджетом и собственностью. 
Однако реализация озвученных идей «выбивает почву из-под ног» и самой власти, которая пытается лишить города автономии. «Рассерженных горожан» делают еще более сердитыми, заставляют их бороться за восстановление местной демократии. Зато региональные власти чрезмерно усиливаются, когда городские администрации превращаются из противовесов губернаторов в их ресурс. Убирая самостоятельных мэров, федеральная власть позволяют регионам взять в отношении городов столько суверенитета, сколько те хотят. Тем самым ослабляет собственные же возможности. 
Уже представлен доклад фонда ИСЭПИ с юридическим обоснованием возможности упразднения самоуправления на уровне городов как бы без нарушения Конституции и Европейской хартии. Однако не представлено никаких экономических, политических и управленческих аргументов, объясняющих, зачем это надо делать. 
Да и реалистичность их вообще вызывает сомнения. Кто-нибудь подумал, как же будут городские округа упразднять? У нас неработающую ОООшку годами закрывают. Когда внедряли 131-й закон - муниципалитеты только создавали (ничего не упраздняя). Это потребовало 4-х лет проработки и 5 лет реформы. А тут - целые города ликвидировать? Что будет в этом случае с собственностью городов – с землями, помещениями, школами, клубами, водопроводами, теплосетями? Причем сегодня найдутся тысячи рассерженных горожан, которые будут судиться вплоть до Конституционного и Европейского судов. Так может дойти до передачи школ и канализационных труб от города региону и обратно по несколько раз в году! 
Конечно, система местного самоуправления несовершенна. Однако сохранение нынешних муниципальных практик представляется гораздо меньшим злом, чем скороспелые реформы, не основанные на изучении реальных проблем и детальной проработке. В конечном счете, такие «реформы» рискуют превратиться в банальный передел». 

Эксперт Комитета гражданских инициатив, экс-мэр подмосковного наукограда Троицк Виктор Сиднев: 

«Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", безусловно, имеет ряд недостатков. Но в целом он соответствует и Конституции РФ, и Европейской хартии о местном самоуправлении, к которой наше государство присоединилось. Поэтому, на мой взгляд, надо для начала обеспечить его исполнение, а уж потом пытаться улучшить закон. 
Повод для конфликтов заложен, прежде всего, не в юридических коллизиях закона, а в наших экономических реалиях, когда определенный законом набор полномочий того или иного уровня муниципальной власти не обеспечен достаточными материальными ресурсами. При этом муниципалитеты крупных городов – столицы регионов или райцентры, где расположены основные налогоплательщики, часто имеют гораздо больше денег для исполнения собственных полномочий, чем собственно губернии или муниципальные районы. И тогда вышестоящий руководитель, будь то губернатор или Глава района, пытается перераспределить бюджетные доходы в свою пользу, вмешиваясь в компетенцию нижестоящего муниципалитета, что неизбежно ведет к конфликтам. 
Поэтому совершенствования требует, прежде всего, бюджетная система. Необходимо, чтобы соблюдался принцип, когда каждый уровень власти обладал бы достаточными материальными ресурсами для реализации своих полномочий (т.е. в итоге для выполнения своих обязанностей перед избирателями), и тогда конфликтов будет гораздо меньше. При этом формы организации местного самоуправления должны определяться самим населением на местах, и могут существенно отличаться в разных регионах. Это соответствует принципам федерализма и прямо записано в нашей Конституции, Статья 131 прямо говорит: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».

Секции АСДГ: 

Возврат к списку