АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Независимая газета. Текущее госфинансирование ЖКХ не остановит коммунальный кризис

01.02.2024

Независимая газета. Текущее госфинансирование ЖКХ не остановит коммунальный кризис

Текущее госфинансирование ЖКХ не способно остановить развивающийся в стране коммунальный кризис. И даже удвоение текущих расходов на инфраструктуру обещает снижение аварийности лишь через несколько лет. Такие выводы следуют из первых попыток инвентаризации самых необходимых ремонтных работ в российских регионах. Десятилетия недофинансирования коммунальной инфраструктуры привели власти к необходимости экстренных решений. Пятилетняя программа восстановления коммунальной инфраструктуры страны будет сопоставима с суммарным годовым бюджетом всех российских регионов в 20 трлн руб. Пока же федеральное правительство запланировало только резкое сокращение расходов на поддержание системы ЖКХ.
После серии скандальных коммунальных аварий власти Приморского края решили составить список самых необходимых ремонтных работ. И получили шокирующий результат: пятилетняя программа восстановления работоспособности ЖКХ исчерпает почти весь краевой бюджет – точнее, около 90% от всех запланированных региональных расходов с учетом федеральных трансфертов. Приморье скорее всего является типичным российском регионом, в котором износ коммунальной инфраструктуры, даже по официальным данным, превышает 40% из-за многолетнего ее недофинансирования. Исключением из общего списка проблемных коммунальных территорий страны можно считать только столицу. И это значит, что общая инвентаризация коммунальных проблем в стране даст похожий результат: пятилетняя программа восстановления инфраструктуры в стране будет также стоить около 90% всех консолидированных региональных бюджетов – то есть около 20 трлн руб.
Приморью понадобится 180 млрд руб. на реконструкцию объектов ЖКХ. План модернизации включает в себя порядка 750 объектов и систем жизнеобеспечения края, сообщает ТАСС со ссылкой на местное Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
При этом все ежегодные краевые доходы и расходы (вместе с перечислениями из Москвы) составляют около 208 млрд руб. Выходит, что восстановление работоспособности коммунальной инфраструктуры потребует примерно 89% всего краевого бюджета. Такая цифра и правда поражает. Но если вспомнить, что политика федеральных и региональных властей предполагала недофинансирование инфраструктуры, то ничего удивительного в таких приморских результатах инвентаризации, в общем-то, нет. В Приморье, как и в других регионах страны, жители этой зимой оставались без отопления, а также наблюдали уличные потоки коммунальных жидкостей.
Опасный износ коммунальной инфраструктуры – это не проблема Химок, Климовска, Омска, Саратова, Челябинска или Владивостока (см. «НГ» от 10.12.23 или от 08.01.24).
Число крупных коммунальных аварий в стране будет увеличиваться, пока власти не смогут переломить тенденцию нарастающего износа инфраструктуры, а также искоренить местную бесхозяйственность. По данным Росстата, показатели износа жилого фонда и коммунального хозяйства в целом по стране увеличиваются, а коэффициент обновления снижается. Модернизация коммунального хозяйства за счет Фонда национального благосостояния повысила качество услуг для нескольких миллионов россиян, утверждают в правительстве РФ. Но в эти миллионы, похоже, не попали те сотни тысяч жителей многих российских регионов, которые оставались зимой 2023/24 года без отопления или даже без электроснабжения.
По официальным данным Росстата, общий уровень износа жилого фонда в стране увеличивается – по крайней мере с 2019 года. Степень износа основных фондов коммунального хозяйства в стране также выросла (с 42,8% в 2017 году до 44,2% – по последним данным за 2021 год).
Коэффициент обновления в ЖКХ не растет, а снижается. Ввод в действие основных фондов в процентах от наличия снизился с 7,1% в 2017 году до 6,9%. Если котельные, магистрали или внутридомовое хозяйство не ремонтируется десятилетиями, то рано или поздно эта техника выйдет из строя. Именно это мы и наблюдаем ежегодно почти по всей стране.
Прокуроры и следователи могут завести уголовные дела против виновников конкретных аварий. Но общую тенденцию нарастающего износа коммунальной инфраструктуры это вряд ли изменит.
Российские чиновники постоянно демонстрируют заботу о состоянии коммунальной инфраструктуры. Особенно накануне таких мероприятий, как несостоявшийся отчет вице-премьера Марата Хуснуллина в Госдуме. Однако факты говорят о том, что адекватная картина состояния и аварийности жилищного фонда в РФ фактически отсутствует, что было подтверждено, в частности, рекомендациями Совета Федерации в конце прошлого года по формированию системы технического учета жилищного фонда.
В РФ «отсутствует интеграция данных автоматической информационной системы «Реформа ЖКХ», государственной информационной системы ЖКХ, Федеральной информационной адресной системы, Единого государственного реестра недвижимости», что осложняет работу власти и искажает данные о техническом состоянии жилищного фонда. Похожая картина и в сфере коммунальной инфраструктуры, где региональные и федеральные власти, как правило, могут не знать собственников объектов и реального технического состояния оборудования. Не случайно в случае очередной аварии местные и федеральные чиновники начинают срочно разыскивать владельцев аварийного коммунального объекта. При этом данных о надежности и реальном состоянии объектов ЖКХ, как правило, просто не имеется.
Опасное состояние коммунальной инфраструктуры должно было стать предметом обсуждения в Госдуме во время отчета вице-премьера Хуснуллина. Однако это мероприятие так и не состоялось. Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков заявил, что правительственный час с участием Хуснуллина, который планировался на 24 января, перенесен на более позднее время. Предполагалось, что темой отчета будет ход реализации Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ. При этом парламентарии могли бы получить разъяснения, почему на фоне масштабных коммунальных аварий в стране федеральное правительство решило радикально сократить расходы на поддержание ЖКХ. В новом трехлетнем бюджете расходы федерального бюджета на ЖКХ сокращаются с 881 млрд руб. в 2024 году до 381 млрд руб. в 2026 году.
Темп износа жилищно-коммунального хозяйства в России пока превосходит скорость его модернизации, однако к 2024–2025 годам этот тренд предстоит переломить, обещает Хуснуллин, несмотря на сокращение федерального финансирования. Впрочем, изменения темпов реальных работ, в общем, и не предполагается. И начавшийся год будет потрачен на переписывание концепций и программ.
«Задача на ближайший год – подготовить полноценную программу до 2030 года. Есть прямое поручение президента. Пока в целом износ инженерных коммуникаций в стране происходит больше, чем мы вкладываем. Я надеюсь, что за 2024–2025 годы мы этот тренд должны переломить в позитивную сторону», – сказал он. По словам Хуснуллина, эта отрасль – «одна из самых отсталых и проблемных сегодня в экономике страны, но при этом имеющая огромный потенциал роста».
Вице-премьер напомнил, что правительство предметно занималось проблемой модернизации ЖКХ в стране в последние годы, и на эту цель удалось найти дополнительные средства за счет специальных казначейских кредитов и инвестиционных бюджетных кредитов. «Тяжелейшая программа. И она для нашей отрасли, для Минстроя является ключевой на ближайшие годы», – резюмировал Хуснуллин. 


Секции АСДГ: 

Возврат к списку