АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

СЗФО. Почему улицы городов становятся менее комфортными зимой?

24.01.2024

СЗФО. Почему улицы городов становятся менее комфортными зимой?

Зима в города России часто приходит «неожиданно». И на мысли об этом наводят не столько капризы погоды в нашей морозной стране, сколько наблюдения за окружающей обстановкой. Города полнятся сугробами на тротуарах, свисающими с крыш сосульками и продуваемыми со всех сторон автобусными остановками, утопленными в снегу. О том, почему наши улицы с приходом метелей и минусовой температуры резко теряют в комфортности и как это можно исправить, – в материале «ФедералПресс». 

Почему в городах на Северо-Западе много заснеженных пространств
Главным минусом российских городов зимой урбанист Сергей Маяренков считает отсутствие компактности.
«Наши города довольно сильно размазаны по территории. Они не проектируются с точки зрения планировочной структуры под зиму. А зимний город – это компактный город», – считает Сергей Маяренков.
С ним согласен и петербургский урбанист и автор телеграм-канала «Вороньи мысли» Даниил Воронин. По его словам, более северные города на Северо-Западе, такие как Мурманск и Архангельск, должны быть спроектированы с учетом климатических особенностей своего расположения, как Норильск».
«В Норильске здания специально расставлялись, чтобы укрывать дворы от ветра. Некоторые дома строят «на ножках» из-за того, что земля промерзлая», – говорит Даниил Воронин.
При этом в городах Северо-Запада РФ в последние десятилетия используют не квартальную, а микрорайонную застройку. Она, в свою очередь, оставляет довольно много пустых пространств на улице, преодолевать зимой которые довольно проблематично, подчеркивает Даниил Воронин.
«Особенно эта проблема плохой пешеходной доступности видна в новых районах Северной столицы: Парнас, Шушары, Кудрово, Мурино. Плотность застройки в подобных местах довольно низкая из-за стандартов – высотные здания нельзя располагать вплотную, что, соответственно, увеличивает расстояния между точками притяжения», – рассказывает урбанист.
А города, которые считаются наиболее комфортными и удобными для жизни, добавляет эксперт, отличаются высокой степенью плотности.
Сергей Маяренков добавляет, что в российских городах снег чаще всего воспринимают как проблему – хотя он может быть ресурсом. Его можно использовать для сооружений, защищающих от ветра, в общественных пространствах создавать из него горки для катания детей.
«Снег может стать защитой для зеленых насаждений, которые не будут замерзать. Но у нас не продуман оборот снега – мы тратим миллиарды рублей на его вывоз из города, портим его различной химией и всем остальным», – говорит Сергей Маяренков.
Для очистки узких тротуаров власти городов могут обновлять парк коммунальной техники и закупать, например, тракторы под необходимые параметры улиц. По словам Сергея Маяренкова, сейчас на рынке доступны многие варианты под различные запросы.

В чем проблема снежной уборки городов СЗФО
«В Петербурге сегодня недостаточно хорошо улицы убираются от снега, а крыши от наледи чистятся несвоевременно. И здесь проблема не в погодных условиях, а в нехватке техники и специалистов ручного труда, хотя все заявленные реформы имеют место быть. Да, возможно, власти делают все, что могут, потому что не были готовы к столь снежной зиме», – говорит руководитель петербургского отделения НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.
По ее словам, эти проблемы характерны не только для Северной столицы, но и для многих других городов России. С некоторыми тезисами Аллы Бредец соглашается и Даниил Воронин.
По его словам, год назад городской комитет по благоустройству запустил онлайн-карту с количеством техники, которая убирает Петербург в реальном времени.
«И в пике там на улицах работало 800 машин. По всему Петербургу. В среднем же их было по 500–600. Вопрос – можно ли таким количеством техники убрать такой огромный мегаполис? Конечно, нет. Этого достаточно, чтобы выставить машины на Дворцовую площадь в сентябре и показать, что «мы готовы к зиме», – говорит урбанист.
Также в городах СЗФО улицы часто продолжают убирать от снега при помощи ручного труда, а он неэффективен, подчеркивает Даниил Воронин.
На тротуарах в городах часто появляются столбы и заборы – из-за чего это пространство для уборочной техники становится недоступным. При этом пешеходные зоны на улицах изначально спроектированы как очень узкие – и даже маленький снегоуборочный трактор не может по ним проехать.
«В Москве раньше тоже были достаточно узкие тротуары. Но эту проблему решили во время комплексных транспортных изменений. С введением платных парковок и развитием общественного транспорта довольно много места на столичных улицах освободилось. В итоге улицы удалось реконструировать и расширить тротуары во время программы «Моя улица», – рассказывает Даниил Воронин.
По его словам, в Петербурге пошли «примерно тем же путем». Только, досадует урбанист, пешеходная зона после перекладки на набережной Мойки два года назад осталась такой же узкой, как была. Хотя спрос на парковку упал – ведь она тоже стала платной.
Также тротуары в центре Петербурга часто покрываются льдом из-за того, что сточные трубы многих домов там выведены на тротуары. А в мороз эта жидкость замерзает. Сейчас эту проблему решают при помощи реконструкции и сразу уводят трубы в канализацию – поэтому асфальт не замерзает, говорит Даниил Воронин.

Как парковки мешают убирать дворы
Также проблема уборки снега касается не только улиц, но и жилых дворов – особенно многоквартирных домов. В основном сложности тут возникают из-за запаркованности. Сергей Маяренков замечает, что ее в каждом отдельном случае управляющие компании или ТСЖ пытаются решить по-своему – к примеру, обзванивают водителей и предупреждают об уборке.
«Эту проблему можно было бы решить, если бы во дворах предусматривались специальные места, куда будут скидывать снег. Так дворник в ручном режиме сможет спокойно утрамбовывать его в кучу, а далее этот сугроб уже будут вывозить. Так уборка снега идет отдельно от чистки дороги. Это было бы системное решение», – считает Сергй Маяренков. 
Штаты специалистов по уборке недоукомплектованы, и кадры в эту сферу не получается привлечь даже за счет повышения зарплат.
В начале года жители Петербурга увидели в медиа множество сообщений о коммунальных авариях – прорывах труб, отключении тепла и водоснабжения. По мнению Аллы Бредец, это происходит в том числе из-за того, что в большом числе многоквартирных домов Северной столицы износ коммуникаций довольно высок, а собственники долгое время не контролировали деятельность УК.
«И теперь многим домам требуется уже капитальный ремонт. А эта программа сейчас по разным причинам не выполняется на 20–30 %», – подчеркивает Алла Бредец.

Как сделать хорошее общественное пространство для зимы
Что касается общественных территорий в городах РФ, то там, замечает урбанист Сергея Маяренков, «нет даже теплых туалетов». А минимальная гигиеническая норма – погреться, попить воды, сходить в туалет, – должна быть во всех местах общего пользования: это касается парков, набережных и других.
«Например, возьмем транспортные остановки. Часто в наших городах с довольно суровой зимой в ожидании автобуса или трамвая совершенно невозможно спрятаться от ветра и погреться – нет специальных комплексов под это. Бывает, что даже платформы не предусмотрены – и человеку приходится выходить на проезжую часть, чтобы попасть в транспорт. Это ситуация повышенной опасности, так как тормозной путь зимой больше. Такие моменты надо минимизировать – платформы или островки безопасности должны быть», – говорит Сергей Маяренков.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку