АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума РФ. Поправки в закон о концессиях, облегчающие местным властям модернизацию ЖКХ, планируется принять в осеннюю сессию

04.10.2023

Государственная Дума РФ. Поправки в закон о концессиях, облегчающие местным властям модернизацию ЖКХ, планируется принять в осеннюю сессию

Порядок проведения конкурсных процедур и передачи частникам инженерных сетей водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов, следует серьезно усовершенствовать. Кроме того, для качественного и бесперебойного предоставления населению жилищно-коммунальных услуг нужно установить требования к участнику конкурса в зависимости от опыта эксплуатации на территории нашей страны объектов ЖКХ. Такой правительственный законопроект Госдума планирует рассмотреть в трех чтениях до конца года, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин.

Выгодная концессия
С каждым годом жилищно-коммунальное хозяйство ветшает, а денег на его восстановление традиционно не хватает. Поэтому для муниципалитетов концессии в сфере ЖКХ — это способ модернизировать изношенную инфраструктуру, при котором значительную часть расходов покрывает частный партнер. Как именно приводятся в порядок обветшалые трубы или электропроводка и на каких условиях прописывается в соглашении между сторонами-участницами: концессионером — частным партнером и концедентом — публичным партнером, которым может выступать Российская Федерация, регионы или муниципалитеты. 
Концессионерами могут быть две и более компании, действующие по договору простого товарищества без образования единого юридического лица.
В действующем законе о концессиях предусмотрено, что в рамках соглашения концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать объект, а затем использовать его. В то же время региональные или муниципальные власти обязуются предоставить концессионеру на определенный срок права владения и пользования восстановленной им инженерной инфраструктурой. При этом право собственности на нее частнику не отходит, а принадлежит государству или местным властям.
Как пояснил Максим Топилин, с 1 октября в России для концессионеров стали действовать более привлекательные условия, при этом концедент наделен обязанностью контролировать соблюдение концессионером условий соглашения. «Тем самым мы выходим на новую формулу баланса интересов публичной власти и бизнеса. Это новый этап баланса интересов — учета интересов сторон концессионного соглашения и потребителей конечных услуг», — уточнил депутат.
По его словам, создан новый подход к тому, как между сторонами концессионного соглашения распределяется финансовая нагрузка «для достижения наилучшего результата при строительстве, реконструкции, создании, модернизации объектов движимого и недвижимого имущества».
В законопроекте, который находится сейчас на рассмотрении комитета, Правительство предлагает усовершенствовать порядок проведения конкурсных процедур и передачи концессионеру объектов ЖКХ, а также установить требования к участнику конкурса в зависимости от опыта эксплуатации на территории нашей страны соответствующей инженерной инфраструктуры. 
Кроме того, устанавливается новая норма, которая позволит ограничить участие недобросовестных лиц в подготовке или самой конкурсной процедуре на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ.

Незавершенки станет меньше
В беседе с нашим изданием Максим Топилин подчеркнул, что недавно вступившие в силу изменения предусматривают также и возможность заключения концессионных соглашений в отношении объектов незавершенного строительства. «У нас более 80 тысяч таких объектов, и эта цифра, к сожалению, неуклонно растет. Вступившие в силу нормы позволят вовлечь в оборот необходимые нам объекты, в том числе социальной инфраструктуры», — пояснил глава комитета.
Еще одно предусмотренное законом упрощение — возможность региона не только выступать стороной концессионного соглашения по объектам, находящимся в его собственности, но и в качестве третьей стороны по аналогичным соглашениям муниципального уровня. По мнению Топилина, такой подход позволяет концентрировать ресурсы и реализовывать проекты, которые своими силами муниципалитеты с низкой бюджетной обеспеченностью не смогли бы выполнить.
«Во-вторых, это повышает привлекательность реализации таких проектов для частного инвестора, позволяет обеспечить больший охват потребителей услуг населения, качество потребления для которых может быть улучшено в более короткие сроки. И в первую очередь такие изменения направлены на объекты системы водоснабжения и теплоснабжения», — отметил депутат.
В поправках также предусмотрена возможность концессионера не только создавать или реконструировать объект концессионного соглашения, но и технически его обслуживать.
Кроме того, концессионерам по соглашениям в отношении автомобильных дорог, защитных дорожных сооружений и производственных объектов дали право пользоваться недрами на участках местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые — песок, глина, гравий и т.д. Причем такое право предоставляется без необходимости проведения конкурса или аукциона.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку