АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Минприроды РФ. Подготовлен законопроект, определяющий полномочия органов МСУ по ликвидации несанкционированных свалок

22.08.2023

Минприроды РФ. Подготовлен законопроект, определяющий полномочия органов МСУ по ликвидации несанкционированных свалок

В Минприроды подготовили законопроект, которым предлагается ввести в законодательство понятие «несанкционированная свалка отходов» и наделить региональные власти полномочиями по установлению порядка выявления и ликвидации таких свалок. Соответствующий проект документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
В мае этого года Конституционный суд уточнил пределы ответственности органов местного самоуправления за несанкционированные свалки на землях, не находящихся в их собственности. В частности, в суде отметили, что система обращения с отходами в России подразумевает участие всех трех уровней власти, однако сейчас нет четкого определения принадлежности и объема полномочий органов публичной власти по ликвидации свалок, обнаруженных на территории муниципальных образований, но не находящихся в их собственности.
В связи с этим КС постановил, что законодатели должны определить принадлежность, распределение и источники полномочий по ликвидации несанкционированных свалок. До этого момента на местные власти могут возлагать ответственность за уборку таких свалок, но только при определении судом объема необходимого финансирования из федерального или регионального бюджета.
Проектом закона предлагается определить понятие «несанкционированная свалка отходов». В частности, речь идет о территории, площадью более 10 квадратных метров, которую несанкционированно используют для размещения отходов, объем которых превышает пять кубометров, и которая не относится к объектам накопленного вреда окружающей среде. Мусор меньшего объема может быть убран в рамках благоустройства.
Кроме того, согласно законопроекту, в мероприятия региональной программы в области обращения с отходами должны быть включены выявление и ликвидацию несанкционированных свалок. Также прописываются соответствующие полномочия властей субъектов РФ. К полномочиям властей местного самоуправления предлагается отнести выявление и ликвидацию бесхозных свалок, которые находятся на территории муниципальных образований, но не находящихся в их собственности.
При этом вменение обязанности по ликвидации таких свалок региональным властям и органам местного самоуправления сопровождается определением источников для финансирования реализации таких полномочий. Речь идет об использовании средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также уплаченных штрафов за нарушения в этой сфере и средства от платежей по иска о возмещении вреда на ликвидации свалок.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что по состоянию на 1 января 2022 года в России обнаружено 15 513 бесхозных свалок, к концу указанного года их оставалось 12 795. При том что в течение 2022 года было ликвидировано 19 077 несанкционированных свалок отходов, вновь образованных свалок стало 16 359. По некоторым регионам эта статистика имеет обратную динамику, и вновь образованных свалок появляется больше, чем их ликвидируется.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку