АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Республика Дагестан. Почему в регионе не могут справиться с хаотичной застройкой городов?

29.03.2023

Республика Дагестан. Почему в регионе не могут справиться с хаотичной застройкой городов?

Беспорядочная застройка и отсутствие инфраструктуры уже много лет являются основными проблемами дагестанских городов, особенно Махачкалы. Их основная причина - отсутствие должным образом разработанных генеральных планов и схем территориального планирования.
"Низкое качество генпланов и схем территориального планирования, несоблюдение градостроительного законодательства становятся серьезным препятствием при реализации программ жилищного строительства", - отметил председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Из десяти городов республики генпланы утверждены в девяти. В Южно-Сухокумске документ не могут разработать уже более пяти лет. Да и существующие составлены, как говорится, на скорую руку. По словам министра строительства, архитектуры и ЖКХ РД Артура Сулейманова, генпланы во многих городах не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ, при этом повсеместно застраиваются территории общего пользования.
- Отсутствие градостроительной документации приводит к злоупотреблениям со стороны органов местного самоуправления. Это одна из причин произвольного выделения земельных участков и изменения их целевого назначения для дальнейшей перепродажи и незаконной застройки, - сообщил Сулейманов.
Особенно плачевная ситуация в Махачкале, где за последние годы сменилось немало градоначальников, а учитывающего реалии почти миллионного города Генерального плана так и нет.
Ушедший в ноябре прошлого года в отставку с поста мэра Махачкалы Салман Дадаев предлагал разработать долгосрочный и краткосрочный планы развития города. Он говорил о том, что система водоснабжения рассчитана на 400 тысяч человек, тогда как по факту здесь живет уже более миллиона. Кроме того, в муниципалитете практически отсутствует ливневая канализация. В ужасающем состоянии также электросетевое хозяйство - отключение света в целых микрорайонах стало обыденным явлением.
Пришедший на смену Дадаеву Ризван Газимагомедов говорит о тех проблемах, который любой махачкалинец давно знает наизусть: высокая степень износа инженерной инфраструктуры, транспортные сложности, неразбериха в земельных вопросах, хаотичная застройка, большая доля теневой экономики.
- Для полноценного и правильного развития Махачкалы в первую очередь необходима актуализация Генерального плана. Во взаимодействии с ДОМ.РФ мы прорабатываем возможность получения финансирования на разработку мастер-плана и нового Генплана Махачкалы. Будут определены точки роста и финансовая модель комплексного развития территорий с тем, чтобы создать полноценную агломерацию, что поможет разгрузить центральную часть столицы, - рассказал Газимагомедов.
Для разработки документов территориального планирования предстоит проделать огромную работу, в первую очередь разобраться с выделением земельных участков, которые по мановению чьей-то руки меняют целевое назначение и застраиваются многоэтажными домами. Ризван Газимагомедов заявил, что в городе приостановят все стройки, чтобы проверить разрешительную документацию на объекты.
Когда будет готов новый генплан, власти не говорят. Предварительно премьер-министр РД поручил разработать и до 25 мая представить программу "Развитие городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" на 2024 и 2025 годы и на период до 2030 года".
- Что касается разработки и реализации генеральных планов, то здесь причиной постоянных неудач является главенствующая роль архитекторов и инженеров в этом процессе, - считает управляющий партнер компании "Финансовый и организационный консалтинг" Моисей Фурщик. - При таком подходе создаются громоздкие документы, понятные только узким специалистам. Причем разработчики часто руководствуются формальными нормативами и абстрактными представлениями о правильной организации городского пространства, но почти не учитывают экономические реалии. В итоге разрабатываемый длительное время план может не выдерживать столкновения с действительностью. Поэтому очень важно изменить базовые подходы к территориальному планированию, поставив во главу угла экономику.
Как заявляет руководитель проектов архитектурно-брендинговой компании DeVision Илья Курбатов, эксперты еще несколько лет назад пришли к тому, что Генплан - архаичный инструмент градостроительства, превратившийся из стратегического документа в тактический:
- Изменения в него вносятся несколько раз в год. Затем пока все компетентные органы согласуют эти поправки, они уже могут потерять свою актуальность. Сейчас на замену Генплану активно продвигают мастер-план территории. Он более гибкий и может быть выполнен разными способами, так как нет законодательных требований к границам проектирования.
Курбатова поддерживает старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института минфина России Ринат Резванов:
- Существующая сегодня практика предполагает утверждение городского Генплана не менее чем на 20 лет. Конечно, это сковывает динамику городского развития - отсюда и многочисленные примеры, когда спустя несколько лет генпланы начинают подвергаться ревизии и корректировке. Причем это отнюдь не простой процесс, поскольку пересмотр и внесение изменений в действующий Генплан либо принятие нового предусматривает проведение общественных городских слушаний. Мастер-план содержит сценарные вариации городского развития. Поскольку к нему не предъявляется жестких требований, то в него проще внести изменения и дополнения.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку