АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Государственная Дума РФ. Внесен правительственный законопроект, ужесточающий порядок приватизации объектов ЖКХ

03.10.2022

Государственная Дума РФ. Внесен правительственный законопроект, ужесточающий порядок приватизации объектов ЖКХ

Изменения направлены на закрытие лазеек, позволяющих передавать такое имущество «частникам» в обход требований законодательства о проведении торгов и передаче инвестиционных обязательств. Проект предполагает обязательное соблюдение этих процедур при продаже объектов ЖКХ унитарными предприятиями и госкомпаниями — сейчас такие требования формально их не касаются. Предполагается, что поправки обеспечат недискриминационный доступ бизнеса к объектам ЖКХ — как отмечают эксперты, сейчас нередки случаи злоупотреблений при их продаже.
Во внесенном правительством законопроекте речь идет о приватизации объектов тепло- и горячего водоснабжения (инфраструктура холодного водоснабжения приватизации не подлежит), принадлежащих компаниям с долей государства свыше 50% или государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП). 
Поправками по сути закрывается лазейка, позволяющая бесконтрольно передавать такие объекты в частные руки без проведения торгов.
Как пояснили “Ъ” в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), подготовившей законопроект, законодательство о тепло- и водоснабжении предусматривает два вида передачи объектов ЖКХ — по договору аренды или в концессию. Но они могут быть закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за ГУП и МУП, и на сделки по продаже такого имущества действие закона о приватизации, регламентирующего способы передачи объектов ЖКХ «частникам» и налагающего на нового владельца имеющиеся инвестиционные обязательства, не распространяется. Как следует из пояснительной записки к документу, это исключение фактически стало способом обхода закона — объекты ЖКХ закреплялись за унитарным предприятием, а затем продавались «конкретному лицу без соблюдения конкурентных процедур и установления эксплуатационных и инвестиционных обязательств в отношении такого имущества». После принятия законопроекта сделки по продаже объектов ЖКХ государственными и муниципальными унитарными предприятиями будут попадать под действие закона о приватизации.
Поправками также вводится обязанность госкомпаний проводить аукционы или конкурсы при продаже объектов тепло- и водоснабжения частным организациям. На них действие закона о приватизации не распространяется, однако такое требование планируется внести в закон о защите конкуренции — по аналогии с нормами о заключении договоров аренды или купли-продажи госсобственности, поскольку фактически такие компании находятся под управлением государства. К новому собственнику также перейдут обязательства по реконструкции, модернизации и эксплуатации сетей. Как отмечают в ФАС, меры «направлены на обеспечение недискриминационного доступа к госимуществу в сфере ЖКХ», а закрепление обязанности нового владельца инвестировать в объект — на защиту потребителей.
Руководитель антимонопольной практики коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин отмечает, что случаи отчуждения в частные руки объектов ЖКХ, находившихся на балансе унитарных предприятий, «далеко не единичны и распространены на всей территории России — это подтверждает и судебная практика, когда по искам прокуроров признавались недействительными сделки передачи активов ЖКХ частным компаниям без сохранения инвестиционных и эксплуатационных обязательств». 
Идею законопроекта он видит в установлении препятствий для злоупотреблений — даже в случае нарушения требований оспорить сделки и защитить интересы граждан будет существенно легче, сейчас же это непростой процесс, в ходе которого необходимо доказать обход закона нарушителями.
Адвокат юрфирмы Kulik & Partners Law.Economics Павел Дмитриев добавляет, что обязанность проведения торгов при продаже объектов ЖКХ госкомпаниями повысит прозрачность процесса — сейчас реализация такого имущества может осуществляться в «частноправовом порядке через заключение договоров без проведения торгов и по внутренним правилам самой организации».

Секции АСДГ: 

Возврат к списку