АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Novostroy. Индекс качества городской среды: реальный индикатор или цифра из воздуха?

24.08.2022

Novostroy. Индекс качества городской среды: реальный индикатор или цифра из воздуха?

Как вы думаете, можно ли объективно оценить, насколько комфортно жить в каком-либо городе? Минстрой РФ считает, что да. Во всяком случае, в России ежегодно вычисляют индекс качества городской среды.
В статье об извечном жилищном вопросе мы уже упоминали национальную цель «Комфортная и безопасная среда для жизни», которую нужно достичь к 2030 году. В её рамках предстоит не только увеличить темпы строительства жилья, но и улучшить в 1,5 раза качество городской среды (по сравнению с 2020).
О том, что это такое, как измеряется и достижима ли эта цель, мы и поговорим сегодня.

6×6
Качественные метрики внедрять куда сложнее, чем количественные. Одно дело посчитать сколько было построено кв. м и уже совсем другое понять, насколько это жильё комфортно. С качеством городской среды всё ещё сложнее.
Вы только представьте масштаб задачи. Нужна единая методика, с помощью которой можно адекватно оценивать среду во всех российских городах. Для Москвы с бюджетом, измеряемым трлн рублей, и 12,6 млн людей, и для Чекалина, где живёт 866 человек. Для городов-курортов Черноморского побережья с их субтропическим климатом, и для Певека, где с конца ноября по середину января длится полярная ночь.
Да и как оценить, насколько хороши городские парки? А как узнать, где лучше, а где хуже дороги?
Так что сравнивать российские города задача явно непростая. Но Минстрой с ней справился. Совместно с ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» в 2019 году он впервые опубликовал Индекс качества городской среды (ИКГС) для 1114 городов в России.
Методика расчёта индекса предполагает балльную систему оценок. Всего город может набрать 360 баллов по 36 индикаторам. Экспертами оцениваются 6 типов пространств:
  • жильё и придомовые зоны;
  • дорожная сеть;
  • парки и другие зелёные зоны;
  • общественно-деловая инфраструктура;
  • социально-досуговая инфраструктура;
  • общегородские пространства.
Каждое из этих пространств оценивается по 6 критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, актуальность и эффективность управления.
Состав индекса.png
Участники, которые набрали от 180 баллов, считаются городами с благоприятной городской средой. Ну а те, у кого этот показатель меньше, соответственно, с неблагоприятной. Для большей объективности города распределяются по группам, в зависимости от климатического пояса и численности жителей.
Распределение городов в индексе.png
Подробно останавливаться на том, как рассчитывается каждый индикатор, мы не станем. Для этого есть руководство от Минстроя аж на 94 страницах.

Жить стало лучше, жить стало веселее
ИКГС за 2021 год показал, что доля городов с благоприятной средой в России выросла на 10% — до 44% (490). А среднее значение индекса составило 184 балла. Причём рост показателей наблюдается каждый год.
Если взглянуть на динамику изменения количества городов с благоприятной средой на графике, то вполне себе верится в достижение национальной цели. Напомним, что звучит она так:
в 1,5 раза повысить среднее значение индекса. В 2020 он составлял 177 баллов, значит к 2030 должен быть выше 265.
увеличить долю городов с благоприятной средой до 80%.
График изменения индекса.jpeg
О позитивных тенденциях в деле улучшения городской среды в России говорит и тот факт, что Минстрой регулярно перевыполняет планы по увеличению среднего значения ИКГС. В 2021 году он составил 184, вместо намеченных 183 баллов. Перевыполнение плана было и в 2020: 177 вместо 176 баллов.
Как заявляют в Минстрое, улучшений в качестве городской среды удаётся достичь благодаря комплексному и системному подходу. Вот что сказал по этому поводу Алексей Ересько, замминистра строительства и ЖКХ (с сайта Правительства России, от 1.04.2022):
«… Мы говорим о качестве городской среды. А это не только благоустройство территорий и общественных пространств, но и развитие дорожной сети и транспортной и социально-досуговой инфраструктуры, пешеходной доступности к городским точкам притяжения, безопасности…»

Лучше так, чем никак
Несмотря на такую дотошность при вычислении ИКГС, к этому показателю довольно много вопросов. К примеру, странным смотрится лидерство Кудрово по качеству городской среды среди малых городов (25-50 тысяч населения). Во всяком случае для петербуржцев, которые бывали в этом пригороде Северной столицы.
У Кудрово 260 баллов в индексе за 2021 год. Это лучший показатель среди 248 исследуемых малых городов. Да, Кудрово не худший из пригородов Петербурга. Но и сказать, что там благоприятная городская среда, при всём уважении к кудравчанам, язык не поворачивается. Кстати, тем, кому не посчастливилось бывать в Кудрово, мы советуем почитать статью, где автор разобрал все плюсы и минусы этой локации.
индекс качества городской среды в Кудрово.png
Видимо, у остальных малых городов всё ещё хуже. Хотя может быть дело в самой методике оценки. Вот что по поводу вычисления ИКГС думает Владислав Преoбраженский, исполнительный директор «Клуба инвесторов Москвы»:
«Вызывает сомнение логика расчёта балльных значений 36 индикаторов, отражающих качество городской среды. Согласно методике, внутри каждой размерно-климатической группы городов формируется индивидуальная 10-балльная шкала, устанавливаются максимальные и минимальные значения индикаторов, соответствующие определённому баллу. Для каждой размерно-климатической группы выстраивается отдельная шкала оценки.
В результате города с наибольшими значениями индикатора в группе получают 10 баллов, города с наименьшими —1 балл. Каким образом присваиваются баллы городам со средним значением индикатора методика не объясняет. Вероятнее всего, пропорционально значению индикатора.
Города в каждой группе ранжируются относительно города с самыми плохими показателями. Нет объективных оценок минимальных показателей комфортной городской среды. В группе удобно иметь один город с наихудшими значениями индикаторов (по балльной системе 1, всего 36), относительно которого остальные города будут иметь более 5 баллов (всего 180). Так что, в 10 группах будет только 10 городов с неблагоприятной средой».
Но дело не только в методике расчёта показателей. Подобный индекс может дать пищу для размышлений местным властям, позволить понять, что строить (открывать, ремонтировать, спонсировать и т. п.). Так, чтобы было не хуже, чем у других. А вот сделать свой город лучшим из лучших — этот показатель не поможет.
«В целом индекс отражает реальное качество городской среды. Однако подчеркну, что речь действительно идёт о реальном качестве среды, которое часто изначально низкое. Во многом методика построена на оценке самых базовых составляющих городской среды, которые в принципе должны быть и так: скажем, освещённость дорог, наличие инфраструктуры для передвижения маломобильных групп населения, отсутствие или низкая доля аварийного жилья. 
То есть методологически создатели индекса отталкиваются от достигнутого, а не закладывают какое-то эталонное представление (“как должно быть”) об идеальной городской среде. Помимо этого, есть много неформализованных критериев, которые могут оцениваться весьма произвольно, что снижает общую точность индекса. 
В целом индекс городской среды можно использовать только в сравнительных исследованиях, когда нам нужно, к примеру, сравнить два города или оценить уровень одного и того же индикатора в разных городах. Но, условно говоря, “образа будущего” в нём нет. Практически нет критериев, по которым можно было судить о том, насколько исследуемый город близок к трендам развития городской среды в ближайшем будущем», — думает Надежда Коркка, управляющий партнёр компании «Метриум».
Зато ИКГС отлично иллюстрирует проблемы провинции:
«Очевидно, что в России существует огромная разница между качеством жизни в городах. Если даже в Санкт-Петербурге, культурной столице, после хаотичной уплотнительной застройки окраин возникли серьёзные сложности с чрезмерной урбанизацией, то во многих отдалённых от столицы населённых пунктах гораздо более ощутимые проблемы оказываются вне поля зрения федеральных властей.
Поэтому индекс качества городской среды, прежде всего, должен привлечь внимание к проблемам регионов. Это одна из позитивных инициатив на пути развития и модернизации городов. Но любая инициатива должна иметь продолжение: для начала – расширение пула исследуемых городов, затем – выявление наиболее эффективных инструментов анализа локаций на практике, и наконец – результат реальных действий по улучшению проблемных направлений», — считает Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина».
Индекс городской среды на карте.png

Ждёт ли нас светлое будущее в 2030?
Ещё один интересный нюанс, который можно заметить при изучении значений ИКГС — это очень удобная метрика для чиновников. Каждый год индекс растёт с завидным постоянством и опять можно отчитываться о перевыполнении плана.
Куда как лучше, чем с показателем объёмов строительства, который у чиновников не всегда получается выполнять. Говорить это может либо о том, что ИКГС — действительно удобный инструмент, который власти наших городов активно используют для улучшения жизни горожан. Либо о том, что нужное значение индекса легко можно нарисовать. А может быть истина где-то посередине. Кто знает.
Напоследок мы решили спросить экспертов, считают ли они достижимой национальную цель по увеличению индекса качества городской среды достижимой к 2030 году.

Надежда Коркка:
Поскольку в целом методика отталкивается от оценки достигнутого уровня, повышение индекса за 10 лет — вполне достижимая задача. Это возможно при условии выравнивания качества городской среды в тех городах, где она сейчас низкая, и небольшом улучшении ситуации в городах с высоким индексом.

Ася Левнева:
На данный момент экономический кризис вынуждает сосредоточиться на делах насущных, не позволяя активно продвигаться по пути модернизации. В условиях нарастающих санкций крайне сложно делать прогнозы по достижению целей, но любые реальные шаги на пути к улучшению качества городской среды должны принести пользу горожанам, а это уже немаловажно.

Источник: сайт Novostroy.ru

Секции АСДГ: 

Возврат к списку