АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Правительство РФ. На модернизацию ЖКХ выделят 750 млрд рублей

24.08.2022

Правительство РФ. На модернизацию ЖКХ выделят 750 млрд рублей

Правительство планирует выделить около 750 млрд рублей на программу модернизации ЖКХ. Решения требуют самые острые проблемы — рост долгов по коммунальным платежам и износ инфраструктуры, в том числе теплосетей. По некоторым оценкам, дефицит средств на модернизацию ЖКХ в реальности составляет порядка 4,6 трлн рублей. О том, во что необходимо вкладывать в первую очередь, — в материале «Известий».

Как модернизация поможет ЖКХ
— Мы сейчас находимся на стадии формирования новой программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства, — рассказал руководитель Минстроя РФ Ирек Файзуллин.
Критерии, по его словам, до конца пока еще не утвердили, хотя «начальные материалы уже получены». Президент Владимир Путин в ходе выступления на ПМЭФ-2022 заявлял о необходимости создать программу комплексной модернизации ЖКХ страны. Он предлагал синхронизировать ее с другими планами инфраструктурного развития, капремонта жилого фонда и поставил задачу «кардинально изменить ситуацию».
По оценкам Общественного совета при Минстрое РФ, в настоящее время самые острые проблемы в ЖКХ — неплатежи за ресурсы и ЖКУ, износ коммунальной инфраструктуры (по разным данным, этот показатель превышает 70%), несоответствие сегодняшней коммунальной инфраструктуры новым потребностям. Отдельного внимания заслуживает вопрос износа источников теплоснабжения. Кроме того, есть проблемы, связанные с отсутствием приборов учета и их эксплуатацией. Для более качественной работы сетей надо инвестировать в системы регулирования потребления тепла в зависимости от погоды. Из-за несоответствия нагрузки и износа возникают большие теплопотери и высокая аварийность. 
— Необходимо и реконструировать, и модернизировать сети, а для этого требуется действительно большие деньги. Те 750 млрд, которые нам обещают в течение пяти лет дать, — это даже не та сумма, которая будет достаточна, — отметила в беседе с «Известиями» руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России, исполнительный директор Ассоциации «Совет ЖКХ» Ирина Булгакова. — Реальная цена решения проблемы исчисляется триллионами рублей. Однако на выделенные средства можно будет закрыть часть потребностей и привлечь дополнительные деньги за счет рынка.
Чтобы у бизнеса появилось больше возможностей приходить на рынок ЖКХ, Госдума планирует существенно изменить законодательство о концессиях, об этом «Известиям» рассказали в нижней палате парламента.
— Государство, конечно, несет обязательства и модернизирует инфраструктуру, но было бы правильно, если бы бизнес с его рациональностью тоже активнее приходил на рынок услуг ЖКХ, — говорит председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов. — Конечно, мы планируем корректировки законодательства об управлении многоквартирными домами. В частности, будут существенно ужесточены нормы, касающиеся руководящих должностей и учредителей УК. Кроме того, мы будем дисквалифицировать всех недобросовестных игроков. Дадим больше инструментов воздействия на нерадивые фирмы — и правоохранительным органам, и самим жильцам.

Чего не хватает регионам
Недавно правительство решило выделить 150 млрд рублей на модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в регионах до конца 2023 года, хотя ранее предполагалось это сделать до конца 2025 года. В 2022 году на эти цели будет выделено 37 млрд рублей, в 2023 году — 113 млрд рублей. Предусмотрено предоставление долгосрочных займов организациям на обновление систем тепло- и водоснабжения, а также очистных сооружений. Доля средств ФНБ в финансировании проектов ЖКХ составит до 80%.
Основная проблема — высокий износ сетей тепло- и водоснабжения, канализации — касается практически всех регионов страны, рассказал «Известиям» председатель комитета Государственной думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов. По его словам, в некоторых местах до сих пор встречаются образцы водоносных асбестовых труб, которым по 90 и более лет.
— Поэтому можно сколько угодно строить новые эффективные котельные, станции водоочистки с многоступенчатой системой фильтрации, но пока качественные ресурсы дойдут до потребителя, они потеряют свои главные качества — чистоту, температуру, давление, — поясняет Пахомов.
В этом году в стране к зиме заменят 17 тыс. км тепловых, 66 тыс. водопроводных, 22,5 тыс. канализационных сетей. По оценкам фонда «Институт экономики города», потребности в инвестициях для замены изношенных водопроводных сетей в целом по России составляют 3194 млрд рублей, канализационных сетей — 638 млрд рублей.
— В малых городах по сравнению с большими более высокие удельные затраты на поддержание коммунальной инфраструктуры, соответственно выше тарифы на коммунальные ресурсы для потребителей, включая население, — говорит руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Игорь Колесников. — Но возможности местных бюджетов на поддержание инфраструктуры существенно меньше, чем в крупных городах, и доходы населения меньше. Поэтому нужна поддержка малых городов, но не в ущерб крупным. В сельских поселениях инфраструктура, там где она есть, может быть лучше, чем в городах, в силу того что она позже построена.
Первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин указывает, что большая часть инвестиций традиционно осуществлялась и продолжает осуществляться в административных центрах субъектов РФ и крупных городах.
— Какая-то часть объектов ЖКХ может становиться менее востребованной или вовсе ненужной из-за долгосрочных демографических и миграционных процессов, а где-то нужно строить то, чего раньше не было, — из-за роста потребностей, развития технологий или банального отсутствия той же канализации в поселении, — подчеркивает Борис Копейкин. — Так, хотя статистика говорит о постепенном улучшении этого показателя, но на 2020 год более 10% населения страны проживало в жилых помещениях, не оборудованных канализацией. По той же статистике более 4% населения не имели доступа к чистой воде удовлетворительного качества. В большей степени это проблема малых поселений в сельской местности.

Как сделать ЖКХ безопасным
Скорейшая замена сетей и коммуникаций касается, в первую очередь, безопасности жизни россиян. Необходимо добиться стабильности в обеспечении людей горячим и холодным водоснабжением, надежным отоплением зимой, а также нормальной работы канализации. По данным единой системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах ЖКХ, ежемесячно происходит в среднем 6,6 тыс. происшествий.
— Жилой фонд тоже сильно изношен, — подчеркивает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. — В самих домах недоремонты огромные. Эта проблема особенно чувствительна в малых населенных пунктах — там не собирается столько денег, сколько требуется для проведения ремонта. Взносы, установленные в большинстве регионов, скорее «социальные», чем экономически обоснованные, и не отражают реальных расходов на необходимый ремонт. Поэтому дома изнашиваются быстрее, чем их восстанавливает капремонт. Это, в свою очередь, грозит появлением нового аварийного фонда в дальнейшем.
По словам Сохранова, для решения этой проблемы необходимы региональные программы субсидирования, которые были бы ориентированы на поддержку капремонта. Взносы, собираемые в региональных фондах капремонта, в большинстве субъектов уже сейчас не покрывают объем запланированных ремонтов. На эти цели могла бы как раз пойти часть от упомянутых 750 млрд, указывает эксперт.
— Во многих регионах сейчас идет глубокая реновация систем водоочистки, строятся новые очистные сооружения, — говорит депутат Сергей Пахомов. — На это выделяются в том числе и федеральные средства, всё это в таком системном виде происходит впервые за 30–40 лет. Далее — требуется цифровизация. Кстати, здесь мы тоже готовим законодательные инициативы, обсуждаем их с Минцифры. Нужно переводить отрасль на цифровую инфраструктуру, это позволит жестко учитывать расход коммунальных ресурсов, поможет экономить и предприятиям ЖКХ, и жителям.
Руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова полагает также, что необходима реорганизации централизованной системы теплоснабжения.
— В небольших населенных пунктах нередко требуется ликвидация централизованного теплоснабжения, а если там имеется газ, то более оправданна установка домового поквартирного отопления с соответствующим ремонтом этих домов и правильной в них вентиляции, — говорит Ирина Булгакова. — В городах и населенных пунктах покрупнее — от 100 тыс. человек — будут эффективны другие решения. При одинаковых исходных — большая ТЭЦ и изношенные сети — можно ставить комбинированную выработку, поменять тепловые сети. Такая модернизация приведет к существенному повышению эффективности. В городах от 300 тыс. и миллионниках, сегодня требуется, кроме замены сетей, установка погодного регулирования, программ, которые позволят правильно распределять тепловые потоки, которые идут от ТЭЦ. В этих городах замена сетей должна идти с пересчетом нагрузок, с изменением диаметра сети: где-то их надо увеличить, где-то снизить, то есть оптимизировать.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку