АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Министрой РФ. Состоялся съезд региональных операторов капитального ремонта общего имущества

Министрой РФ. Состоялся съезд региональных операторов капитального ремонта общего имущества 27.08.2021

Министрой РФ. Состоялся съезд региональных операторов капитального ремонта общего имущества

В Нижнем Новгороде состоялся Всероссийский съезд региональных операторов, собравший на своей площадке представителей региональных операторов, органов исполнительной власти, отвечающих за реализацию программ капитального ремонта в субъектах РФ, государственной жилищной инспекции. Лейтмотивом мероприятия стала мысль о том, что  сегодня необходимо претворять в жизнь глобальные изменения для формирования образа нового собственника, со всей ответственностью относящегося к вопросам эксплуатации и своевременного ремонта своего жилья. 
Организаторами съезда выступили Министерство строительства и ЖКХ РФ, Ассоциация региональных операторов капитального ремонта МКД при поддержке губернатора и правительства Нижегородской области. Участие в мероприятии приняли свыше 400 участников более чем из 80 регионов страны.
«Прошлый год был непростым для всех нас. В силу пандемийных ограничений в некоторых субъектах работы по капитальному ремонту полностью останавливались, где-то ремонтировались только фасад и кровля. Но этот год мы начали с настроем, что весь объем работ нужно нагнать», — подчеркнул на пленарном заседании заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. Он рассказал о внесенных в Общенациональный план восстановления экономики и доходов россиян моментах, касающихся капитального ремонта. В частности, это программа замены лифтового оборудования, которая сегодня осуществляется совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Ведется работа по расширению функций органов государственного жилищного контроля. Кроме того, было встречено аплодисментами заявление замглавы Минстроя о разработке законопроекта, согласно которому предлагается предоставление возможности региональным фондам пересматривать совместно с субъектами РФ программы капитального ремонта исходя из технического состояния жилфонда. Максим Егоров заметил, что у ряда региональных операторов наработаны положительные практики капремонта, достойные тиражирования во всероссийском масштабе. Об одной из них, касающейся проведения капремонта многоквартирных домов-памятников культурного наследия, которых в Нижегородской области большое количество, рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. «Мы выработали механизм субсидирования, считаем целесообразным субсидирование из регионального бюджета таких работ, потому что только средств взносов на такие ремонты недостаточно, они гораздо дороже. Уже есть конкретные объекты, по которым ведется работа. Считаю, что этот вопрос требует федерального внимания», — отметил он.
Председатель Комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская обратила внимание на большую разницу в величине взносов по стране: от 6-7 рублей в регионах до 19 рублей 60 копеек в Москве. «Но никто в Москве не вышел на улицы, когда ввели такой взнос, потому что в регионе введена адресная защита самых малообеспеченных граждан: предоставляется субсидия, если расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают 10% от дохода. Конечно, жилье при этом должно быть в пределах нормативов».

Барьеры для полноценной работы
На съезде было проведено голосование, во время которого представители региональных операторов назвали главные проблемы капремонта. Их озвучила исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова. На первом месте оказались проблемы в законодательстве, на втором — отсутствие достаточного финансирования, на третьем — отсутствие софинансирования работ, на четвертом — ветхость жилищного фонда, пятая проблема связана с тем, что объем обязательств превышает объем собранных средств. О проблемах, связанных с работой системы капремонта, говорил и заместитель полномочного представителя президента в ПФО Алексей Кузьмицкий. По его словам, за последние три года в приемную полпредства поступило более 400 вопросов по теме капремонта. 90% из них связано с ненадлежащим качеством проведения работ, необходимостью включения или исключения домов или отдельных мероприятий в краткосрочные планы капремонта, правомерности начисления взносов и предоставления льгот по оплате капремонта. Проблемы функционирования систем капремонта связаны прежде всего с низким уровнем исполнения мероприятий региональных программ и их финансовой несбалансированности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. «По округу финансовая обеспеченность мероприятий долгосрочных программ составляет всего 35%. Дефицит составляет 1,8 трлн рублей», — привел данные Алексей Кузьмицкий. В числе проблем также недостаточное количество работ и услуг, которые включаются в краткосрочные планы реализации капремонта, недостаточные темпы проведения работ для исполнения региональных программ капремонта в заявленные сроки. Серьезным вопросом является несоответствие установленных минимальных размеров взноса на капремонт экономически обоснованным значениям, что влечет за собой риски финансовой обеспеченности программ капремонта в их долгосрочной перспективе. В некоторых регионах, по данным полпредства ПФО, уровень взноса от экономически обоснованного составляет всего 20-23%, где-то 50-60%. Проблема эта копилась годами — изначально низкая база взноса на старте реализации программы не позволяет сегодня сразу поднять взнос в 4-5 раз, учитывая финансовое положение населения. Кроме того, регоператоры не располагают достаточным количеством оборотных средств для проведения работ по капремонту в краткосрочном периоде. Для решения этого вопроса необходимо разработать механизм, позволяющий обеспечить опережающее финансирование. Галина Хованская также подняла вопрос финансовой необеспеченности системы капремонта. «Лет через 7-10 мы будем присутствовать на съезде региональных ассоциаций владельцев специальных счетов. Общий котел и все, что связано с деятельностью региональных операторов, — это мера вынужденная, мера, связанная с тем, что государство не выполняло своих обязательств по проведению капитального ремонта десятилетиями», — считает она. При этом Галина Хованская отметила, что наиболее перспективным является проведение капремонта со спецсчетов — за этим будущее. 

По специальному счету
Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер заметила, что ведение спецсчета для собственников помещений не сопоставимо сложнее по сравнению с теми собственниками, дома которых находятся «в котле». «За весь период с начала создания региональных систем каких-то мер поддержки по развитию этого способа не принималось. Если мы сегодня фиксируем положительную динамику увеличения домов на спецсчетах, то я бы сказала, что это главным образом вопреки тому, что существует, а не благодаря какой-то особой поддержке данного способа. Что еще очень важно, мы говорим о проблемах, о злоупотреблениях, но совершенно никто и нигде не говорит об успехах. Никто не пропагандирует хороший опыт спецсчетов», — отметила она. При этом был приведен в пример прошедший в Москве форум на тему «Специальный счет. История успеха», на котором участники рассказывали о том, как они преодолели проблемы, сделав качественный капремонт в своих домах. 
«В ходе опроса представители домов со спецсчетами сказали, в чем именно они нуждаются. Во-первых, в информационно-методической поддержке (в большей части регионов люди не могут получить информацию, разъяснения законодательства и т.д.). Во-вторых, персональные консультации, рекомендации по техническим вопросам капитального ремонта (им нужно также знакомство с опытом других домов, в том числе с теми, кто через эти барьеры и проблемы уже прошел и этот ремонт сделал). В-третьих, обязательно нужно что-то вроде региональной горячей линии, куда можно было бы обратиться с вопросом и совместно с представителями власти решить его без того, чтобы дом переводился в систему общего котла. И еще одна важнейшая вещь: если люди в котле могут не задумываться о том, кто и где найдет для них заемные деньги, то заниматься специальными счетами — просто катастрофическая вещь. Сегодня по всей стране единственный банк дает кредиты на капитальный ремонт домам со спецсчетами, причем главным образом это дома с ТСЖ и ЖСК. У домов, у которых управляющие организации, нет возможности получить заемные деньги», — говорит Ирина Генцлер. 
По ее словам, существует 5 моментов, решение которых помогло бы не только владельцам спецсчетов, но и в целом системе капремонта. Во-первых, это снижение количества голосов, необходимых для принятия решения о капремонте (не 2/3, а хотя бы 50%). Во-вторых, необходимо определить возможность расходовать средства минимальных взносов на любые работы по капитальному ремонту имущества и энергосберегающие мероприятия при одновременном введении условий о переходе к региональному оператору с нулевым счетом. В-третьих, исключить возможность перехода многоквартирных домов со специальными счетами в общий котел решением органов власти. В-четвертых, решить вопрос с кредитами, для чего внести некоторые изменения в Жилищный кодекс для снижения рисков банков для предоставления таких кредитов. И, наконец, необходимо принятие норм относительно злостных неплательщиков. В итоге собравшиеся пришли к консолидированному мнению, что смысл проводимой реформы как раз и состоит в том, чтобы сформировать образ нового собственника, который в конечном итоге будет решать все самостоятельно. А в настоящее время уже накоплено достаточно опыта, чтобы проводить решающие глобальные изменения в сфере капремонта. 
«Проблем было перечислено много. И вы, те неравнодушные, которые сегодня собрались, на местах как раз решаете эти проблемы. Очень серьезные вызовы стоят перед нами, и мы должны выработать решения, которые нам помогут на эти вызовы достойно ответить», — заметила Анна Мамонова, обращаясь к представителям регоператоров.
Система капремонта — направление для нашей страны достаточно новое, ставшее одним из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в России, и продемонстрировавшее свою эффективность. Ежегодно проводится капремонт 45-50 тыс. МКД. Объем отремонтированных домов вырос в прошлом году по сравнению с 2014 годом в 6 раз. За 7 лет условия проживания улучшили более 26 млн человек. Уверены, что решение всех острых вопросов — дело времени. Ведь объективно система капремонта является одной из самых открытых отраслей для взаимодействия власти и общественности. Об этом говорят и результаты опроса, проведенного среди регоператоров на съезде АРОКР. Все участники опроса сошлись во мнении, что в отрасли налажен открытый диалог между органами власти и регоператорами. А это значит, что те проблемы, о которых говорили в рамках съезда, со временем найдут оптимальное решение. 

Источник: сайт http://www.vestnikstroy.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку