АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Журнал «Профиль». Слишком плавный переход: аудиторы прогнозируют рост себестоимости жилья

30.06.2021

Журнал «Профиль». Слишком плавный переход: аудиторы прогнозируют рост себестоимости жилья

Цены на металлоконструкции с марта 2020 года по январь 2021-го выросли на 70–75% на всей территории России. В результате подскочила себестоимость строительства зданий и инфраструктуры.
По оценке Минстроя, возведение многоквартирных монолитных жилых домов подорожало на 4%, детских садов – на 6%, больниц – на 4%, административных зданий – на 3%, а мостов с металлическими пролетными строениями – на 18%. В связи с этим под угрозой невыполнения оказались стройки, создаваемые в рамках национальных проектов: исполнение заключенных ранее контрактов затруднено или вовсе невозможно. К такому выводу пришла Счетная палата, проанализировав систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. В частности, аудиторы прогнозируют существенный рост себестоимости жилья, что может привести к полной остановке строительства и, соответственно, увеличению количества обманутых дольщиков.
Вопросами ценообразования в строительной отрасли занимаются совместно Минстрой и Главгосэкспертиза. В их задачи входит не только определение сметной стоимости строительства объектов, но и планирование инвестиций с расчетом максимальной суммы необходимых средств, формирование начальной максимальной цены контракта, а также контроль реализации контракта и взаимодействия между заказчиками и подрядчиками.
С 2015 года в стране идет реформа системы ценообразования, в течение которой ключевые методики менялись трижды: на практике все предложенные механизмы оказываются недостаточно эффективными. Также многочисленным изменениям подверглись законодательство и нормативно-техническая база строительства, особенно в 2019–2020 годах.
В 2022 году планируется переход на новую методику определения сметной стоимости (ресурсно-индексный метод), которая должна повысить достоверность расчетов. При этом апробация новых подходов не проводилась, и оценка с использованием пилотных проектов не осуществлялась.
Обилие перемен порождает шквал вопросов не только у строительного сообщества, но и у контролирующих органов.
В 2014–2016 годах на мероприятия реформы из федерального бюджета выделялось 1 млрд 375 млн рублей. С 2019 года они финансируются за счет собственных средств Главгосэкспертизы, в частности, за счет доходов от размещения денег на банковских депозитах. В 2017–2021 годах ведомство потратило 502 млн рублей. По предварительным оценкам, необходимо еще порядка 273 млн рублей.
Как отмечает Счетная палата, несовершенство действующей системы ценообразования создает условия и предпосылки для необоснованного увеличения расходов федерального и регионального бюджетов на капитальное строительство. Ключевая проблема в том, что методики не учитывают возможные резкие изменения рыночных цен на строительные материалы, из-за которых и растет конечная стоимость объектов, возводимых в рамках действующих контрактов.
Ненаполняемая база
При расчете смет главным образом используются данные, размещенные в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Для позиций, отсутствующих в системе, будут учитываться сметные цены в базисном уровне цен 2021 года с индексами по видам ресурсов.
Полный перечень поставщиков, обязанных предоставлять информацию о ценах на стройматериалы во ФГИС ЦС, включает в себя более 15 тыс. юрлиц и предпринимателей. Сейчас в системе зарегистрировано только 4,5 тыс. из них. Степень наполнения системы составляет всего 29%, в ней содержится информация о 128 тыс. ресурсов.
Это объясняется незаинтересованностью производителей в размещении данных на платформе и неудобством ее использования, поясняют аудиторы. Для качественного наполнения системы необходимы дополнительные стимулы.
Кроме того, для мониторинга стоимости строительных ресурсов во всех субъектах РФ сформированы региональные центры. Однако, как выяснили аудиторы, они не могут в полном объеме выполнять поставленные перед ними задачи, так как не обладают достаточным потенциалом.
«В условиях постоянного роста цен на стройматериалы предприятия индустрии игнорируют обязанность по предоставлению данных об отпускных ценах на свою продукцию, справедливо опасаясь возникновения конкурентных и других коммерческих рисков, а те предприятия, что передают данные в ФГИС ЦС, заинтересованы в подаче более высоких цен, чем реализуют потребителям в действительности», – рассказал президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин.
С октября 2020 года на рынке строительных материалов происходит значительный рост отпускных цен производителей и поставщиков. Так, по данным Росстата России, цены на стройматериалы в РФ в мае по сравнению с апрелем 2021 года подскочили на 5%, а с начала года рост составил 12%. По сравнению с маем 2020 года стройматериалы подорожали на 16,44%. Рост цен на металлопрокат и пиломатериалы уже исчисляется десятками процентов.
«В условиях твердых цен государственных и муниципальных контрактов право заказчика на принятие решения об увеличении цены контракта существенно ограничено и ставится в прямую зависимость от непревышения лимита бюджетных обязательств и новой сметной стоимости как одного из обязательных условий. Очевидно, что в этих условиях Минстрой и Главгосэкспертиза должны обеспечить участников контрактных отношений достоверной информацией об уровне текущих сметных цен на строительные ресурсы, индексах изменения сметной стоимости. Возможно, следует рассмотреть вопрос и об индексации цен заключенных до 1 января 2021 года госконтрактов», – полагает Павел Горячкин.
Невыгодные контракты
Также Счетная палата отмечает отсутствие государственного финансирования работ по сметному нормированию и, как следствие, незначительное количество инициаторов разработки сметных норм среди государственных органов власти, в том числе региональных. Затраты на выполнение этих работ, например, для Главгосэкспертизы в 2021 году составляют 518 тыс. рублей за норму.
Кроме того, есть сложности с подбором стройплощадки для проведения нормативных наблюдений. Все это зачастую приводит к переносу сроков выполнения работ. По информации Главгосэкспертизы, в среднем срок разработки сметной одной нормы составляет 1,5 года. В плане на 2020 год около 60% норм перенесены из плана предыдущего года. Вместе с тем количество организаций, инициирующих разработку сметных норм, неуклонно растет и с 2018 года увеличилось более чем в два раза.
Использование устаревшей системы ценообразования негативно сказывается на участниках рынка и качестве выполнения отдельных работ и, следовательно, реализуемых проектов, говорит заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства Торгово-промышленной палаты РФ Николай Алексеенко.
Проведенные ТПП опросы предпринимателей в проектно-изыскательской отрасли показали, что в число основных проблем входит непоследовательность в реформе ценообразования, отсутствие актуальных сборников цен, учитывающих новые технологии и виды работ, реальную структуру затрат. Большинство сметных нормативов в инженерных изысканиях пришло в действующую сметно-нормативную базу 2001 года (СНБ-2001) из СНБ 1984 года, то есть отражает технологии по состоянию на 80-е годы XX века. Абсолютное большинство компаний указывают и на основные последствия неэффективной системы ценообразования: низкую прибыльность изыскательской деятельности, отсутствие возможности для технологической модернизации и технического перевооружения. Если около 20 лет назад в среднем стоимость инженерных изысканий составляла 2,5–6% от общей стоимости строительства, то сейчас она снизилась примерно до 0,5–1,5%.
Еще одной проблемой существующей системы является использование различных понижающих коэффициентов: в Москве он составляет 0,65 от базовых цен, а у некоторых госкорпораций 0,7–0,9.
«Таким образом, во многих случаях нарушается единство трактовки расценок, причем без должного обоснования. Это свидетельствует о произволе со стороны ряда заказчиков, навязывающих кабальные условия договоров, выполнение дополнительных работ с необоснованным занижением смет», – рассказал Николай Алексеенко.
Кроме того, на ценообразование оказывают влияние и внешние факторы, а также сложившаяся конъюнктура рынка как таковая. К примеру, наличие бесконтрольного доступа на рынок в формате членства в саморегулируемой организации уже привело к появлению огромного числа неквалифицированных компаний-посредников, а также усугубило ситуацию с необоснованным демпингом при проведении государственных закупок.
Вопросы ценообразования невозможно решать в отрыве от функционирования системы государственного заказа и контрольно-надзорной деятельности, убежден Николай Алексеенко. Нужно менять в целом подходы к реализации гособъектов, выводя на первый план нацеленность на результат. По его мнению, нужно применять гибкость в отношении добросовестных участников рынка, давая им возможность обоснованно корректировать стоимость и сроки. Все это позволит в том числе уйти от ручного управления ходом реализации десятков тысяч инвестиционно-строительных проектов.
Без инноваций
Тема совершенствования системы ценообразования актуальна не только в связи с необходимостью повышения точности оценки стоимости строительства объектов, но и ввиду стремительно меняющихся рыночных условий функционирования строительного сектора во всем мире, отмечает исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.
Сегодня строительство является одной из отраслей российской экономики с наиболее низкой и, главное, постоянно снижающейся производительностью труда. По официальным данным Росстата, с 2011 по 2019 год производительность труда в этой сфере упала на 6,5%, тогда как в среднем по экономике она возросла на 14%, а, например, в сельском хозяйстве – на 39%. Такая тенденция характерна не только для России, но и для многих других, в том числе развитых стран. Это объясняется высокой степенью зарегулированности сектора и слабым проникновением инноваций.
К факторам, определяющим динамику стоимости объектов, относятся изменения не только цен отдельных видов работ, материалов, оборудования, но и применяемых технологий, способов управления проектами строительства, подчеркнула Татьяна Полиди. К технологиям, которые могут оказывать существенное влияние на саму структуру и источники затрат, относятся в первую очередь цифровые технологии. Так, при переходе к BIM-проектированию, внедрении искусственного интеллекта в процесс реализации строительных проектов доля затрат на применение таких технологий на практике может возрастать (необходимы инвестиции в нематериальные активы, лицензии, обучение персонала), а доля традиционных затрат (например, на оплату труда рабочих) – сокращаться, в том числе вследствие снижения трудоемкости процесса и повышения его капиталоемкости.
«В этой связи представляется перспективным применение новых подходов к оценке стоимости строительства, которые учитывали бы самые последние разработки в сфере управления строительными проектами, преимущественно в сфере цифровых технологий. Это необходимо и для того, чтобы сметное нормирование не становилось препятствием для внедрения таких новых технологий, когда, например, рассчитанная смета попросту не учитывает совершенно иной технологический дизайн проекта, который не заложен в базовую ресурсную модель. Особенно это актуально для уникальных, технически сложных объектов, при строительстве которых в первую очередь применяются передовые технологии», – пояснила эксперт.
По ее словам, в ходе реформирования системы ценообразования целесообразно предусмотреть разработку методологии учета технологических сдвигов в современных условиях, в том числе учет внедрения в строительстве цифровых технологий. Такой учет должен быть своевременным, поэтому и методология должна предусматривать мониторинг соответствующих технологий и различные структурные модели стоимости проектов в зависимости от применяемых технологий. В случаях, когда применение таких технологий не носит массовый характер, методология должна позволять провести оценку на индивидуальной основе. Такой подход позволит создать условия для поддержки инноваций в строительстве, что необходимо для роста производительности труда и вклада строительной отрасли в ВВП России, подчеркнула Татьяна Полиди.
Плавный переход
Вопрос совершенствования системы ценообразования является одним из приоритетных в деятельности министерства, отметил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин. Он подчеркнул, что ведомство видит несовершенства существующей̆ системы и работает над улучшением механизмов, в том числе с привлечением экспертного сообщества.
В частности, в декабре прошлого года в план мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли были дополнительно включены пункты, предусматривающие постепенный, плавный переход к новой методике. Это позволит нивелировать негативные последствия для строительного комплекса, которые могли быть при переходе одномоментно, без учета региональных особенностей ценообразования.
Министр также отметил, что важной задачей является повышение уровня компетенций и восстановление кадрового потенциала в области ценообразования. Так, требуется внедрить систему дополнительного образования на базе актуализированных профессиональных стандартов, а также систему оценки квалификации специалистов в этой области.
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов отмечает, что в 2019–2020 годах Минстрой и Главгосэкспертиза совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также госкомпаниями реализовывали мероприятия переходного периода, нацеленные на исправление сложившейся ситуации. В частности, установлена возможность применения при проектировании и строительстве федеральных единичных расценок («разморозка» расценок), что позволило разрабатывать расценки к новым государственным сметным нормам для современных (в т. ч. инновационных и импортозамещающих) строительных технологий, материалов и оборудования.
По словам чиновника, новые и актуализированные методики предусматривают учет в сметной документации дополнительных затрат строителей, актуальных в современных условиях и необходимых в соответствии с требованиями закона (в частности, затрат на подготовку документов кадастрового и технического учета при вводе объектов в эксплуатацию; затрат, связанных с предоставлением обязательной банковской гарантии; затрат на добровольное страхование и пр.).
Начальник Главгосэкспертизы убежден, что переход на ресурсно-индексный метод позволит значительно повысить достоверность определения сметной стоимости, сократить количество срывов конкурсных процедур и, как следствие, нереализованных проектов, ускорить оборачиваемость бюджетных средств и значительно упростить процесс формирования сметы к контракту.

Источник: сайт https://profile.ru/


Секции АСДГ: 

Возврат к списку