АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Тюмень. Разгрузить тюменские пробки помогут автоматические светофоры, автобусы и воспитание водителей

15.03.2013
Во время онлайн-конференции «Вслух.ру» на тему «Тюмень 3.0. Будущее региональной столицы» губернатор Тюменской области Владимир Якушев ответил на самые актуальные вопросы
…о развитии Тюмени:
- Каждый год говорит о том, что мы стараемся создать в Тюмени высокоорганизованную среду обитания, где люди будут жить в тех условиях, в которых они хотят. Конечно, каждый год мы делаем определенные шаги, добиваемся успехов, но то, что мы живем сегодня в далеко не высокоорганизованной среде обитания, еще не в городе-мечте, это мы все понимаем. Я бы назвал этот период переходным.
Если рассуждать интернетовским языком, то старая Тюмень была в версии 1.0. В 1970–80-х годах она не могла вместить то количество людей, которое проживало в городе, стали появляться высотные каменные дома. Главная проблема, которая тогда решалась, - обеспечение людей жильем. Тогда не смотрели вперед, что может наступить время, когда автомобиль станет не роскошью, а средством передвижения. Поэтому улицы в градостроительной документации закладывались узкие. От этого сегодня мы имеем серьезные проблемы и стараемся решить вопрос с автомобильными пробками.
Теперь мы начинаем осознавать, что должны жить в другом городе, современном, но при этом, чтобы все его историческое наследие сохранялось. Это и памятники деревянного зодчества, и другие интересные объекты, архитектурные ансамбли. Все это должно быть сохранено. При этом сочетаться и переплетаться в новом облике города, который мы пытаемся строить.
Сейчас у нас много исторических проблем, а также тех проблем, которые мы создаем себе сами. Поэтому о высокой организации инфраструктуры в областном центре говорить рано. Мы паркуем автомобили где попало, ездим по газонам, не уважаем друг друга, бросаем окурки, выносим мусор не туда, куда положено. Этот период мы переживаем. Но в зависимости от того, как мы все вместе будем решать городские проблемы, настолько версия 2.0 и затянется. Либо быстрее, либо медленнее, мы перейдем в версию 3.0.
…о парковках
Очень режет слух вопрос, что в связи с отсутствием парковок жители вынуждены нарушать и ставить свои автомобили во дворах. Речь идет об административном нарушении, но, тем не менее, это нарушители. Если мы говорим о преступнике, мы же не анализируем условия, что побудило преступника совершить то или иное преступление. Он все равно является преступником и несет за это наказание. Почему у нас такое спокойное отношение, когда люди ставят автомобили на детские площадки, заезжая через бордюры? Мы почему-то не обсуждаем эту тему, не кричим, не проводим общие собрания жильцов. У нас сейчас другая мода. Вот если что-то во власти неправильно, то мы все взрываемся и начинаем заниматься жесткой критикой.
Давайте посмотрим вокруг. Думаю, что с этими нарушителями общественность должна работать. И не ждать, что мы зайдем в каждый двор, я имею в виду муниципальную и региональную власть, наведем порядок, поставим всех на место, применим меры административного воздействия. Практика показывает, что если общественность сегодня эти процессы не регулирует, то и порядка в подъезде никакого нет.
Давайте не будем забывать, что у нас есть огромный ресурс — люди, которые живут в нашем городе. Если они не будут самоорганизовываться и контролировать все эти процессы, то сколько парковок мы не построим, порядка не будет.
Появилось парковочное место возле областной библиотеки, но мы с вами видим, что в час пик никто особо на эту парковку не заезжает. Предпочитают оставлять автомобили вдоль транспортной артерии, создавая пробки. То есть речь идет о самодисциплине. Движение должно быть обоюдное, если будет только потребительское отношение ко всему, ничего не сработает.
Для увеличения парковочных мест в Тюмени используются территории после сноса ветхого жилого фонда. Правда, цена, по которой муниципалитет предлагает выкупить дома, горожан не устраивает. В результате переговоров с 30 процентами горожан удается достигнуть соглашений. С 70 процентами приходится выяснять отношение в суде. И когда в суде подтверждается та оценка, на которой настаивает муниципалитет, происходит технический снос дома. По некоторым домам процедура длится годами.
В качестве яркого примера — одинокий дом у развязки на Мориса Тореза. Третий год идут судебные разбирательства, никак не можем прийти к соглашению в оценке. Цена, которую собственники просят за дом, не вписывается ни в какие параметры. Она завышена раз в 40. Поэтому, пока не будут получены все судебные решения, мы не можем сделать снос. То же самое будет происходить с теми местами, которые определены под парковки вместо ветхого фонда. Где-то в ближайшие дни будет происходить технический снос, где-то только дали предложения по выкупу, где-то происходят судебные разбирательства.
Сегодня существует жесткий запрет — на месте снесенного ветхого фонда не будет строительства. Это будут либо парковки, либо зоны для отдыха. За счет них будем прирастать.
С одним из наших тюменских заводов отработан проект по возможности строительства двух и трехуровневых парковок. Подчеркиваю, наши, тюменские заводы, готовы производить такие конструкции. Это и нормальный госзаказ, и новые рабочие места. Решается проблема, чтобы из одноуровневых парковок сделать двух и трехуровневые. Сейчас идет подготовка: выделены средства, нужно провести аукционы, снести жилье, парковки покрыть асфальтом, поставить конструкции. В центре города практически вместо всего ветхого фонда будут парковки. Работа предстоит очень серьезная.
Еще одно направление — мы продолжаем серьезную реконструкцию наших дворов. Нужно сказать, что по социологическому опросу, эта инициатива получила серьезную поддержку горожан. Организовано достаточно большое количество парковочных мест. Эта программа будет продолжена летом. Значит, мы снова получим новые парковочные места. Плюс благоустроим дворы. Надеемся, что по детским площадкам в этих дворах уже точно никто не будет ездить.
Также вдоль улиц будут сделаны карманы, где это возможно. И там, где они будут созданы вдоль жилых домов, будем серьезно отслеживать и наказывать тех горожан, кто при наличии карманов будет стараться на ночевку затащить свою машину во двор.
…о нерегулируемых перекрестках:
- То, что касается вопросов, связанных с нерегулируемыми перекрестками, эта тема давно обсуждается, но никак не доводится до логического завершения. Где там загвоздка - в ГИБДД или в муниципалитете - я еще с этим вопросом разберусь. Кажется, что уже этот вопрос изучался, людей опрашивали, люди настроены на то, что готовы дойти 50 метров до светофора.
Нерегулируемые перекрестки нужно убирать, там очень часто возникают ситуации, когда водитель не видит пешехода, может его зацепить или резко тормозить.
Кроме того, все уже признали, что данные пешеходные переходы создают заторы, это раз.
Думаю, однозначных решений, как разгрузить наш центр от пробок, их, наверное, не будет. И не исключаю того, что некоторые решения, которые будут приняты, от них придется потом отказываться, потому что они не докажут свою эффективность. Пользуясь случаем, я бы попросил горожан спокойнее к этому относиться.
…о пробках:
Я неоднократно обращал внимание, что у нас много таких артерий, которые напрягаются в час пик при перпендикулярном пересечении, и есть регулируемые перекрестки с левым поворотом, которые серьезно останавливают движение. Потому что артериям, которые наиболее напряжены, нужно двигаться прямо, а левый поворот практически в два раза увеличивает количество времени, которое автомобили проводят на этом перекрестке. Этой темой тоже надо заниматься.
Что касается регулирования наших светофоров, которые настроены таким образом, что в час пик максимальное время под зеленый сигнал получает та артерия, которая минимально загружена. Вот эти технические решения должны быть отрегулированы вручную.
Что касается автоматической программы, то мы закупаем пермскую программу, которая неплохо себя зарекомендовала.
Если все пройдет хорошо, то в следующем году мы установим определенные модули этой программы, и тогда светофорное регулирование будет проходить автоматически. Будут стоят видеокамеры и с помощью них будут регулироваться транспортные потоки, и соответственно светофор будет давать максимальное время на зеленый свет тем улицам, которые на тот момент будут наиболее загружены.
Программа достаточно дорогостоящая - для бюджета она стоит 150 млн., но внедрять ее необходимо.
…о развязке на Монтажников:
- Предварительные сроки проведения строительных работ развязки на Монтажников – три года. Введение ее даст возможность жителям микрорайонов быстрее добираться до центра и обратно. Подготовительная работа шла два года, строительство будет длиться три года — итого пять лет, чтобы решить эту проблему. Сегодня там возникает масса вопросов с гаражным кооперативом, который там находится. У людей нет документов, которыми они могут подтвердить свое право собственности. Те деньги, которые им предлагают, чтобы купить гаражи, их не устраивают, несмотря на то, что они построили их без документов. Они требуют сумму как за гаражи, которые узаконены.
Сегодня идут переговоры.
…о мостах через Туру:
- О строительстве новых мостов через Туру (рядом с Совмещенным мостом и мост на ул. Челюскинцев) говорим давно. К сожалению, госэкспертизу проектная документация не прошла. Она дорабатывается и предстоит повторная экспертиза. По нашим расчетам, мы должны были выйти на эти объекты весной. Сроки переносятся на осень. Мосты — объекты повышенной опасности, а прохождение госэкспертизы – процедура достаточно непростая. Проекты предусматривают строительство мостов рядом с существующими. Пропуская способность створов улиц будет увеличена в два раза.
Есть проект и заключение госэкспертизы на строительство моста через Туру в районе, где находиться временная переправа.
…о выборе общественного транспорта:
- Еще одна тема, на которой надо заострить внимание, – создание альтернатив, чтобы заманить человека не садиться за руль автомобиля, а использовать общественный транспорт. Звучала тема наземного рельсового транспорта, тема метро. По метро тема очень сложная, так как это мероприятие дорогостоящее и финансируется с поддержкой федерального бюджета, в первую очередь речь идет о городах-миллиониках. Но для города будущего перспектива в этом есть.
Что касается наземного рельсового транспорта, эта тема обсуждалась и обсуждается сегодня, хотя мы не выносили ее на общественные слушания. Это позволит связать наши микрорайоны с другими районами и с центром города. Можно рассматривать движение вдоль окружной дороги, там создать распределительные центры, куда будут подходить автобусы и забирать людей с остановок и затем, например, по перпендикулярным артериям — Пермякова, Мельникайте, Дом Обороны, привозить людей в центральную часть. 
Я знаю, что этот путь будет длиннее, я буду испытывать дискомфорт, так как мне из теплой квартиры нужно будет выйти на улицу, сесть в трамвай, пересесть в автобус, но я буду знать, что через 20 минут я точно буду на работе, а не через полтора часа.
…о закольцевании объездной дороги:
- Объездную однозначно пора закольцовывать. В 2013 году мы это доведем до логического завершения, но есть одна серьезная проблема, связанная с землей. Те земли, по которым должна пройти развязка, осуществляющая полноценный съезд на Тобольский тракт, являются частной собственностью. Деньги, которые за нее просят, - невероятно большие. Мы находимся в процессе переговоров, я не исключаю, что возможны судебные процедуры. По большому счету мы могли бы еще летом запустить эту развязку, но пока у нас нет права собственности на землю, мы не получим разрешения на строительства.
С такими проблемами мы постоянно сталкиваемся, когда ведем речь о сносе жилья, о прокладывании коммуникаций, о строительстве дорог, это серьезно мешает нам продвигаться вперед по обустройству нашего областного центра.
…о заграничном опыте:
- Я думаю, Тюмень ни на кого не должна ориентироваться, она должна оставаться Тюменью.
Что касается каких-то решений, связанных с работой инфраструктуры города, то, конечно, есть чему поучиться. Есть темы, которые решены во многих европейских городах, с них можно брать пример. Единственное, нельзя брать эти решения и переносить их полностью к нам в Сибирь, где совершенно другой климат, другая разница температур. У нас летом может быть +40, а зимой -40, такого разбега в Европе нет.
Решения, связанные с тем, как в Европе разбираются с пробками, с муниципальным транспортом, заслуживают пристального внимания. В частности, многие жители европейских городов отказываются от автомобилей, пересаживаются на общественный транспорт и чувствуют себя комфортно.
Мы многое делаем, построили магистрали со сливной канализацией, но сказать, что избавились от нашей тюменской грязи, мы не можем. Это накладывает свой отпечаток, многих, особенно в дождливую погоду, это останавливает от использования общественного транспорта. Не всегда можно прийти на работу красивыми, после того, как проедешься в нашем общественном транспорте. Нужно обращать внимание на европейские инженерные решения по грамотному обустройству ливневой канализации.
Нам есть чему поучиться, когда бываешь там, обращаешь на такие моменты внимание. Нужно учиться на опыте, желательно на чужом, чтобы допускать меньше ошибок самим.
…о круглой бане на Ленина:
– В подобных проектах мы должны спрашивать мнение населения, как это было в ситуации с «Арт-Паласом». Моя точка зрения была озвучена в администрации города, но буквально перед праздниками услышал в средствах массовой информации, что вопрос уже решённый, и на месте круглой бани уже летом появится многоуровневая парковка.
Но без мнения жителей мы никаких решений принимать не должны. Должно состояться нормальное обсуждение, обмен мнениями, а дальше - право выбора самих горожан.
Там действительно точка напряжения, рядом находится вуз, многие студенты оставляют автомобили, где попало. На ул. Ленина большое здание, рядом с которым парковок не хватает. Насколько сегодня сохранение этого памятника необходимо Тюмени или сегодня необходимо там увеличить количество парковочных мест — это должны решить горожане.
…о фасадах зданий:
- Мы с вами знаем, что большинство проблем в этом плане возникает с арендаторами площадей, которые являются представителями малого бизнеса, и доходы их, если называть вещи своими именами, невелики. И когда мы начинаем «поддавливать» малый бизнес в вопросе приведения фасадов в нормативное состояние, предприниматели естественным образом возмущаются.
Конечно, необходимо добиться нормативного вида фасадов при условии, что предприятия малого бизнеса после этого не закроются - все решения в этой жизни должны быть сбалансированы. Поэтому двигаться в этом вопросе нужно аккуратно. Муниципалитет здесь усиленно работает, и практически все магазинчики, расположенные на первых этажах, имеют предложения о том, как украсить фасад. Когда появляется финансовая возможность - они их в норму приводят. Хотелось бы этот процесс ускорить, я сам сторонник этого. Но решать все чисто административным путем будет неправильно.
…о жилищных программах:
– В Тюменской области успешно работает восемь жилищных программ, и мы не планируем расширение категорий бюджетников, получающих поддержку из областного бюджета. Дело в том, что на сто процентов еще не обеспечены жильем граждане, попадающие под действие регионального закона. Чтобы получить господдержку, надо отработать не менее десяти лет. Когда всех бюджетников обеспечим на 100%, тогда возьмемся за решение проблем остальных нуждающихся.
В минувшем году на приобретение и строительство жилья мы выделили из бюджета около 800 субсидий. И в этом году их будет не меньше. Считаю, что идем мы хорошими темпами. Но наши финансовые возможности пока ограничены в рамках бюджетных назначений и не можем расширять бюджетные программы.
В Тюмени и Тобольске мы предоставляем гражданам субсидии, а в остальных муниципалитетах строим жилье и отдаем работникам бюджетной сферы. В ближайшее время мы разработаем законопроект, где пропишем процедуру передачи муниципального жилья в собственность. Дополнительных возможностей расширять эту программу у нас пока нет.
Программа обеспечения жильем молодых семей действует в Тюменской области с 2006 года по настоящее время. За эти годы около 12 тыс. семей уже улучшили свои жилищные условия. Если умножить на три (средний коэффициент «семейственности»), то около 36 тыс. человек въехали в новое и добротное жилье. А это немало и неплохо.
В 2012 году на программу было направлено более двух миллиардов рублей. Несмотря на то, что федерация снизила софинансирование и уменьшила квоты, мы возместили все затраты за счет регионального бюджета, чтобы никто в этой ситуации не пострадал.
Что касается этого года, то мы запланировали около миллиарда рублей пустить на улучшение жилищных условий одной тысяче семей. Очередь, правда, большая- более 10 тысяч желающих. Будем искать возможность разгружать очередность.
…о демократии:
- Когда мы предъявляем только претензии и говорим, что власть должна и обязана, никто не откажется, власть будет работать, но нам всегда нужна помощь. Нам нужен совет, желание жителей, чтобы реформы, которые мы проводим в областном центре, воспринимались и поддерживались. Если мы совместно приняли решение, давайте тогда солидарно отвечать за него. Говорить о том, что я голосовал против и выполнять это решение не буду — тоже не подход. Демократия — это власть большинства. И только совместными усилиями мы можем достичь успеха. Если один житель двигается в одну сторону и считает, что это единственное правильное решение, значит мы никогда не добьемся необходимого результата. Мы хотим жить в совершенно ином городе. И когда мы говорим о версии 3.0, то больше говорим не о себе, а о наших детях и внуках.

Источник: "Комсомольская правда"


Возврат к списку новостей