АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Новосибирск. Пассажирским перевозкам нужна финансовая поддержка

09.01.2018
Новосибирск — единственный в Сибири областной центр, где тариф на проезд в автобусе не менялся уже почти три года: из одного конца города можно уехать в другой всего за 19 рублей. Утвержденный в феврале 2015 года тариф сохраняется, несмотря на рост потребительских цен на бензин и запасные части.
КОГДА ТОПЛИВО БЫЛО ПО 30 РУБЛЕЙ:
Тариф был рассчитан, когда литр бензина АИ-92 стоил 30,9 руб. Но только за первое полугодие 2017 года цены на ГСМ выросли на 11,3%. И экономисты прогнозируют, что в начале 2018 года минимальная стоимость АИ-92 по рынку составит 40 руб. за литр. Таким образом, со времени утверждения тарифа только стоимость ГСМ поднялась на 20%.
По сути, рынок пассажирских перевозок в Новосибирске принадлежит немуниципальным предприятиям. По данным НП «Транспортный союз Сибири» на городских маршрутах работают 219 немуниципальных перевозчиков. Им принадлежит около 600 автобусов и порядка 800 маршрутных такси. Это примерно 90% всего автобусного парка города. Протяженность маршрута составляет до 30 километров — с одной окраины на другую.
Парк муниципальных автобусов — примерно 10% от всего количества общественного транспорта города — обслуживает локальные маршруты Первомайского и Советского районов и пригородные направления.
ГДЕ ДОРОЖЕ ВСЕГО БИЛЕТ НА АВТОБУС: 
В соседних областных центрах регулярно «подравнивают» тариф на проезд в общественном транспорте к росту цен и инфляционной составляющей.
Так, в Омске рассчитали средний экономически обоснованный тариф: он составил от 36 рублей в автобусах до 40,9 руб. в трамваях. Горожане платят за проезд 22 руб. А выпадающие доходы компенсируются транспортникам из бюджета города — на 2018 год потребуется 750-800 млн руб.
Также 22 руб. стоит проезд на автобусе в Красноярске. В Екатеринбурге с февраля 2017-го стоимость проезда и провоза одного места багажа — 28 руб. В Новосибирске вопрос увеличения тарифа на проезд в метро до 23 руб. обсуждается уже давно, но решение до сих пор не принято.
Заместитель председателя Законодательного собрания, директор одного из пассажирского автотранспортного предприятия Валерий Ильенко призывает тщательно подойти к изменению стоимости проезда:
«Повысить тариф до такой степени, что население будет неплатежеспособно, — это в корне неправильно. Необходимо закладывать в бюджете средства на компенсацию выпадающих доходов. Возможен вариант, когда тариф устанавливается значительно ниже экономически обоснованного, но компенсируется за счет бюджета. Я надеюсь, что не за горами то время, когда стоимость проезда в Новосибирске будет приближена к реальным цифрам».
БЕЗ ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ: 
Как разъяснил депутат Горсовета зампредседателя комиссии по городскому хозяйству Игорь Титаренко, существующий тариф уже значительно отстает от уровня рентабельности: 
«Он не позволяет порой закупить запчасти и ГСМ, потому что, во-первых, после уплаты налогов у перевозчика ничего не остается, а во-вторых, запаздывающие компенсации за льготных пассажиров, которые перечисляет муниципалитет, не позволяют прогнозировать доходы. Автобусный парк требует постоянного обновления — большая часть городских автобусов куплена в 2006 году. Их нужно ремонтировать, нужно заменять. Практически у всех перевозчиков взята в кредит техника. И если выплачена зарплата — то может не хватить на ремонт. В итоге автобус не выпускают на рейс. Несложно представить, что означает, например, ждать лишние 20 минут автобус зимним утром на остановке на Затулинке», — комментирует депутат.
И. Титаренко рассказал, что и перевозчики, и представители мэрии не раз обращались в Департамент по тарифам с просьбой поднять тариф на инфляционную составляющую. По их подсчетам себестоимость тарифа уже летом этого года составляла 28 руб. Тогда на встрече с представителями коммерческого пассажирского транспорта и. о. замначальника управления пассажирских перевозок мэрии Андрей Куликов согласился, что действующий тариф не позволяет отрасли развиваться и обновлять парк транспорта. Тогда перевозчиков упрекнули в недостаточной подготовке пакета документов для рассмотрения вопроса о повышении стоимости проезда.
«Рассмотрение тарифа занимает несколько месяцев, за это время еще раз подрастают цены на бензин, еще раз изменяются вводные, и получается, что нужно начинать сначала», — говорит И. Титаренко и предполагает, что на утверждение тарифа не хватает политической воли.
КОМФОРТ И БЕЗОПАСНОСТЬ: 
В. Ильенко убежден, что перевозчики должны учитывать пожелания пассажиров. Он приводит пример: жители просят заменить автобус, в котором 20 сидячих и 60 стоячих мест, на автобус, в котором большая часть мест для сидящих пассажиров. «Но для повышения комфорта пассажиров у перевозчика должны быть средства, а в настоящее время возможности очень невелики», — резюмирует В. Ильенко.
По мнению депутата В. Ильенко, несмотря на социальную значимость вопроса, откладывать повышение тарифов уже нельзя.
«Однако нельзя и перекладывать все на плечи пассажиров. — подчеркивает В. Ильенко, — У нас выбор: либо повышение тарифа, либо включение в бюджет. К сожалению, компенсация перевозчикам — это незащищенная строка бюджета: средства переводятся в отрасль по остаточному принципу. В дальнейшем необходимо прорабатывать схемы именно защищенности бюджета пассажирского транспорта. Это необходимо. Необходимо понимать, что это деньги, которые необходимо отдать перевозчику для обновления автопарка, для обеспечения безопасности движения, для сохранения социального комфорта горожан».

Источник: «РБК»


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи
http://asdg.ru/news/358190/index.php?print=Y