АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

URBAN-REPORT.RU. Управляемые динамические пространства

19.05.2017
В 2009 г. появилось понятие «Интернет вещей». Тогда количество подключенных к Интернету предметов, в том числе архитектурных сооружений, превысило население Земли. Сегодня мы вызываем лифт, открываем двери, включаем свет, регулируем температуру и напор воды с помощью компьютерных настроек или приложений. А что произойдет, если, используя инженерно-технические устройства, мы перейдем к формированию и управлению самим архитектурным пространством?

Динамизм от архитектуры

В эпоху четвертой промышленной революции архитектура может стать не только управляемым, но и самоуправляемым роботизированным пространством, соответствующим установленной программе эксплуатации конкретного типа зданий. В истории можно найти убедительные примеры зарождающегося динамизма: управление формой зданий, их пространственное перемещение, развитие новых архитектурных возможностей в XX в.
Первым наглядным примером является знаменитая башня Татлина, посвященная III Коммунистическому интернационалу 1920 г. Конструктивист Владимир Татлин впервые предложил проект строительства башни высотой 400 м, состоящей из двух спиралевидных наклонных несущих конструкций, внутри которых могли вращаться отдельные здания-блоки, предназначенные для различных органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна). Причем самое нижнее массивное здание в виде куба должно было поворачиваться один раз в год, здание выше, в виде пирамиды, один раз в месяц, верхний цилиндр раз в сутки, а самая верхняя полусфера раз в час. Это была неслыханная по тем временам смелость и новизна, намного опередившая инженерно-технические возможности своего времени. Проект не был реализован и дошел до нашего времени только в виде чертежей и макетов.

Машина для жилья

Несколько лет спустя классик архитектуры функционализма Ле Корбюзье провозгласил принцип «дом — это машина для жилья». Он выступал за серийность, стандартизацию, типизацию, индустриальную архитектуру, становящуюся на конвейер. Стараясь сделать архитектурные решения максимально свободными, он сформулировал «пять отправных точек архитектуры»: свободная планировка, ленточные окна, свободный фасад, крыши-террасы и столбы-опоры. Ему удалось предложить приемы проектирования, при которых здания могли иметь гибкую конструктивную функциональную структуру для организации внутреннего пространства.

Город «на ногах»

Другим примером архитектурного динамизма является известный проект «Шагающий город» британской группы 1960-х гг. «Аркигрэм». Аркигрэмовцы не просто поставили свои многофункциональные структуры на опоры, как Корбюзье, а заставили их двигаться на этих «ногах». Таким образом, они предложили принцип мобильного расположения зданий в городах. Конечно, шестидесятники исходили в своих проектах из научной фантастики, но сегодня мы уже подходим к соответствующим технологическим возможностям вплотную. Кстати, аркигрэмовцы также предложили симбиоз зданий и компьютеров в своем концептуальном проекте «Компьютер-Сити». Правда, им было не ясно, как его можно воплотить в жизнь.

Из прошлого в будущее

Японский метаболизм — выстроенная башня «Накагин» в Токио (1972 г.) архитектора Кисё Курокавы с подвижной структурой перестроения объемных элементов-модулей в зависимости от функциональных запросов пользователей. Здание состоит из двух взаимосвязанных бетонных башен (11 и 13 этажей), в которых размещается 140 сборных модулей — капсул (4 на 2,5 м). Каждый из модулей является автономной единицей, квартирой или офисом. Они могут быть связаны и объединены, чтобы образовать большее пространство. Каждая капсула подключена к одному из двух главных валов лишь четырьмя болтами высокой напряженности, которые позволяют менять модули. Огромную механизированную структуру этого здания осталось только подключить к компьютеру, задать программное управление, и из «жилого транспортера» XX в. она превратится в интеллектуально управляемое динамическое пространство XXI в.

Несостоявшееся чудо

В 2008 г. Дэвид Фишер предпринял попытку спроектировать в Дубае первый в мире небоскреб, способный программироваться, постоянно вращаться, меняя форму, по спирали вокруг своей оси. Планировалось, что апартаменты его 420-метрового здания смогут, по голосовой команде владельцев этажа, совершать полный оборот в течение часа с помощью 79 ветровых турбин, расположенных между этажами. Движущийся небоскреб должен был быть закреплен на прочной неподвижной основе. В центре 80-этажного сооружения по всей высоте предполагалось смонтировать сверхпрочный стержень, который обеспечит устойчивость всей конструкции. Здание обещали открыть к 2010 г., но не нашли инвесторов, и строительство дорогого технического чуда отложили.

Архитектурные коды будущего

В истории накопилось немало ярких примеров, бросающих вызов традиционному восприятию архитектурного пространства как статичной, неизменяемой системы. Сегодня можно говорить, что мы приблизились к новому историческому периоду, когда на современную архитектуру надо смотреть под совершенно другим углом зрения. Пора расстаться с мыслью о том, что архитекторы создают будущие памятники на века — Парфеноны из мрамора, воплощая в своих проектах эстетические, конструктивные и функциональные ценности прошлого, следуя клятве идеалам проектирования по незыблемым законам Витрувия и в соответствии с пропорциями золотого сечения. Время вечной архитектурной классики прошло, сегодня мы стоим на конвейере индустриального домостроения, запущенном на полную мощь еще в прошлом веке. В наступившем столетии здание быстро устаревает не столько физически, материально, сколько технологически, морально. Развитие технологий происходит настолько быстро, что дом, выстроенный двумя десятилетиями позже, существенно отличается от своей более ранней версии по потребительским свойствам и уровню функционального комфорта.
Нужно перестать проектировать статичную среду обитания, которую невозможно переформатировать, перенастроить, адаптировать под новые технологические возможности и социальные задачи стремительно развивающегося общества. Мало создавать только «поворотную» архитектуру Татлина или Фишера, «шагающую» архитектуру «Аркигрэм», «свободные фасады и планировку» Корбюзье, «автономность и модульность» Курокавы. Сегодня мы можем начать создавать программируемую архитектуру, которая будет способна изменять высоту этажей, конфигурацию стен или крыш, раздвигаться, обновлять отделку в режиме онлайн, перестраиваться с помощью нанороботов, строиться через 3D-принтеры, корректировать функциональное назначение после смены владельцев и арендаторов, становиться хамелеоном, эстетически вписываясь в любую среду обитания.
Универсальные архитектурные пространства смогут трансформироваться в любом конструктивном направлении, модернизироваться и менять свое положение (дислокацию в пространстве). Строительными материалами будут выступать не застывший кирпич или железобетон, а подвижные пиксельные субстанции, которым можно задавать любые физические свойства, программируя их использование. Можно проектировать так, чтобы целый жилой район или общественное сооружение не нужно было бы ломать как «ветхие пятиэтажки», а компактно демонтировать и перебазировать на новое благоприятное место, используя «память формы». Можно заложить принцип регулярного обновления свойств объектов через определенные временные интервалы или внедрить принцип самонастройки пространства в зависимости от количества пребывающих в нем людей, функционального трафика, транспортного обеспечения, климатических факторов, сезонности, времени суток, инженерных и конструктивных нагрузок, масштаба социальных мероприятий и так далее.
Технологические возможности будущего в состоянии обеспечить архитектуре ее полное обновление, перестроение и апгрейд. Она будет подобна компьютерам, на которые можно устанавливать новые программы эксплуатации. Теоретически, рассматривая архитектуру как программируемую динамическую систему, создаваемую под постоянно обновляемые функциональные, конструктивные, инженерные или эстетические задачи, мы придем к расшифровке ее «архитектурного кода» в XXI–XXII вв.

Источник: urban-report.ru


Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи
http://asdg.ru/news/355630/index.php?print=Y