АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

URBAN-REPORT.RU. Промышленные территории: снести или реконструировать?

11.05.2017
Сегодня бывшим промышленным зонам предложено два сценария: полный или частичный демонтаж с последующей застройкой или же перепрофилирование с сохранением аутентичных смыслов. Совместно с агентством стратегического развития «Центр» и московским градостроительным сообществом Urban report поставит запятую в обозначенной амфиболии.

Ломать — не строить

В годы перестройки практически все промышленные комплексы подвергались сносу для освобождения участка под новое строительство. Снос промышленных конструкций — это настоящая головоломка даже для профессионала. Тут и экспертом быть не надо, чтобы оценить масштабы потенциальных затрат: демонтаж, утилизация, проектирование, инженерные сети. Постсоветская реальность задает новые тенденции и предлагает альтернативные пути решения проблемы. По словам генерального директора московского агентства стратегического развития «Центр» Сергея Георгиевского, «редевелопмент промышленных зон актуален для городского развития, так как формирует новые центры экономического роста. Многие объекты промышленного наследия имеют выгодное расположение, хорошую транспортную доступность, что увеличивает добавочную стоимость самого объекта и повышает его инвестиционную привлекательность». К промышленному наследию обычно относят индустриальные сооружения XIX в. и периода нэпа, представляющие собой типологию и стилистику архитектуры своего времени. 

Вместе с памятниками промышленной архитектуры и градоформирующими достопримечательностями уходит целая эпоха. Это наша память, наше наследие, наш уникальный исторический каркас. Для современного города особенно актуальна идея адаптации и интеграции бывших промышленных территорий в городскую среду, существенно улучшающая облик города, способствующая одновременно и географическому расширению центра, и снижению уровня нагрузки на него.

Международный опыт: культура, обращенная к специфике места

Музеи, театры, галереи, концертные площадки, студии, школы, мастерские — все это выстраивает коммуникацию с целевыми аудиториями, формируя новую систему позиционирования за счет креативного сегмента, что привлекает в дальнейшем крупных арендаторов. Посредством культуры как совокупности достижений человечества и рекреационных кампаний в рамках проекта модернизации индустриального наследия мы познаем историю пролетарской мысли отдельно взятого города и страны. «Центральная локация и дух истории — работать на подобных площадках стало модным», — комментирует председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников. Посмотрим, составит ли красный кирпич конкуренцию каменным джунглям.

«Сохранение промышленных территорий и перепрофилирование под культурно-рекреационный кластер, пожалуй, самый востребованный сценарий редевелопмента, выявленный шведским исследователем-урбанистом Мэтом Исаксоном», — делится международным опытом Михаил Разумовский, представляющий архитектурное бюро «Рождественка». Синергия промышленной инфраструктуры и культурной составляющей — это мировой тренд.

Решение третьего тысячелетия

Информационная революция сменила промышленную. Рекреационные очаги загораются на территориях вышедших из строя предприятий. Город динамично экспансируется: производство выносится на окраины, расширяя исторический центр за счет монументов промышленной архитектуры, которые сами некогда считались периферийными. Реновационный подход в переосмыслении промышленных зон — активно набирающая обороты тенденция в градостроительстве, которая подразумевает альянс первозданного облика с изменением функционального назначения. Руководитель архитектурной студии IND Architects Амир Идиатулин считает, что «проект должен обеспечивать связь времен, его историческая идентичность — это его индивидуальная особенность, которая не только выделяет его на фоне урбанистического пейзажа, но и делает ценным объектом для города и жителей, для будущих поколений».

«Постиндустриальное развитие территорий и архитектуры характеризуется приоритетом комфортности городской среды, удобства для жизни. И здесь на первый план выходят потребности горожан: реновация промзон позволяет зачастую получить новый культурный кластер, арт-пространство, знаковый центр притяжения и интервенций, — рассказывает Сергей Георгиевский. — Многие промышленные объекты в последние два десятилетия развивались, отталкиваясь от формируемых на их территории сообществ, одновременно получая энергию для преобразований». Редевелопмент промышленных зон, их приспособление под современное использование — один из главных и общепризнанных векторов урбанистической политики. Общепризнанных, ибо представляет интерес для всех ключевых аудиторий дискурса: бизнеса, власти, горожан.

Сергей Георгиевский, генеральный директор агентства стратегического развития «Центр»:

- Реновация промышленных зон обоснована с точки зрения градостроительства и экономики. Здесь три ключевых фактора: во-первых, промышленные зоны — это основной резерв территориального развития в условиях существующей плотной застройки. Во-вторых, это реализация принципа полицентричности, позволяющая создавать новые точки экономического роста, разгружая центростремительную транспортную модель и трудовую миграцию горожан путем создания новых рабочих мест, социальной и торговой инфраструктуры. И, в-третьих, эти территории обладают хорошей транспортной доступностью. Одновременно мы видим мультипликативный эффект, когда развитие промышленных зон идет параллельно с благоустройством прибрежных территорий Москвы-реки, а также развитием транспортной системы, что включает даже формирование новых видов средств передвижения.

Михаил Разумовский, архитектор, архитектурное бюро «Рождественка»:

- Какие факторы особенно важны для современного повторного использования заброшенных территорий и как они взаимосвязаны между собой, мы постарались выявить в исследовании международного опыта редевеломпента «После фабрики». Мы выявили ключевые факторы, которые позволили территориям в разных частях мира развиваться в реалиях сегодняшнего дня и вновь стать точками активности в городе. Итогом нашей работы стала формула успеха. В нее вошли факторы, которые были заметны и повторяемы в большей части проектов. Внимание к этим факторам мы и считаем первостепенным и ключевым для редевелопмента: визуальная привлекательность территории, уважение к наследию, расположение в городе, программа проекта, общественное пространство, качество реконструкции, управление проектом и его гибкость.

Татьяна Царева, историк архитектуры, искусствовед-архитектор, эксперт по проведению Государственной историко-культурной экспертизы, член Научно-методического совета по вопросам культурного наследия при Министерстве культуры РФ:

- На мой взгляд, не стоит выделять проблематику сохранения промышленных сооружений из общего контекста охраны культурного наследия. Я уверена, что индустриальное наследие защищают те же люди, которым есть дело до наследия вообще. Композиционное решение, во многом оправданное технологическими процессами производства, кажется более выразительным, иногда даже агрессивным, в сравнении с городской жилой и общественной застройкой, что, несомненно, притягивает к себе пристальное внимание как профессионалов, так и любителей городской культуры. Индустриальное наследие обладает исключительным историко-культурным потенциалом. При правильном отношении к дальнейшему развитию исторических промышленных территорий, которое включает в себя среди прочего изучение, выявление и сохранение архитектурной и художественной ценности элементов застройки, индустриальное наследие может стать одним из главных культурных ресурсов будущего.

Амир Идиатулин, руководитель архитектурной студии IND Architects:

- Редевелопмент — это сложная, интересная задача, которая, на мой взгляд, бросает серьезный вызов архитектору и одновременно с этим дает ему потрясающую возможность проявить свой творческий потенциал. С одной стороны, в таких проектах есть определенные ограничения, но, с другой, эти ограничения заставляют расширять кругозор, смотреть на вещи под другим углом, генерировать новые идеи. Проект должен обеспечивать связь времен, его историческая идентичность — это его индивидуальная особенность, которая не только выделяет его на фоне урбанистического пейзажа, но и делает ценным объектом для города и жителей, для будущих поколений. Как вписать новые функции в существующие границы — это, пожалуй, одна из самых интересных творческих задач.

Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG, председатель Экспертного совета по редевелопменту при РГУД:

- Редевелопмент территорий и гринфилд-проекты имеют совершенно разную экономику. Специфика гринфилд очевидна: застройщику нужно начинать с нуля. Необходимость сноса крупных строений значительно сказывается на бюджете. Жилье в общем и целом окупается быстрее, так как продается. Редевелопмент же предполагает высокие риски и серьезные бюджеты, причем сформировать финансовую модель проекта, учесть все нюансы бывает непросто. Общественные и креативные пространства предполагают раскрутку площадки, поиск резидентов. Офисные площади в грамотных проектах редевелопмента пользуются спросом. Основное преимущество — центральная локация. Территории под редевелопмент находятся между историческим центром и спальными районами. Резидентов зачастую привлекают не только офисные помещения, но и сам дух таких проектов, история. Особенно если речь идет о краснокирпичном наследии. Работать на подобных площадках стало модным. Самое главное: создать эффективный симбиоз функций.

Источник: urban-report.ru


Возврат к списку новостей