АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Редактор

Семенов Сергей Александрович

Саратовская область. Олег Грищенко: целесообразнее упразднить излишнее властное звено

16.03.2017
Изменения территориальных основ местного самоуправления должны быть направлены, в первую очередь, на соблюдение интересов жителей. Депутат Госдумы от Саратовской области Олег Грищенко прокомментировал поправки в закон об МСУ, разрешающие регионам преобразовывать сельские и городские поселения и муниципальные районы в городские округа.
В числе других депутатов он участвовал в их обсуждении на заседании профильного думского комитета. Поправки приняты во втором чтении на пленарном заседании.
"Мнения депутатов по поводу поправок различны, но в целом не оспаривается то, что вносимые изменения дадут возможность оптимизировать управление там, где есть такая необходимость. Далеко не во всех случаях двухуровневая система местного самоуправления является наиболее эффективной, иногда переход на одноуровневую позволяет более качественно исполнять свои полномочия.
Если, допустим, численность населения невелика, то есть ли смысл избирать собственный Совет депутатов, тратить бюджетные средства на обширный управленческий аппарат? Или разумнее, по усмотрению региональной власти, оптимизировать какие-то территориальные единицы путём преобразования или объединения? Ведь по уровню полномочий городской округ – самостоятельная административно-территориальная единица, которой удобней управлять на принципах единоначалия. Здесь можно рациональней использовать имеющиеся ресурсы для решения острых социальных проблем, поскольку кадровая и бюджетная политика централизованы.
Но любые органы власти должны, прежде всего, быть наделены реальными полномочиями, реальными рычагами для решения проблем граждан и необходимыми для этого ресурсами. Если в определенных условиях этой наполненности не существует, то есть ли смысл сохранять структуру ради структуры?
Сегодня реальные рычаги влияния на решение многих социальных, хозяйственных и прочих проблем сконцентрированы в руках уже не местной, а региональной власти. А значит, вопрос оптимизации управления встаёт не только перед поселениями, но и перед крупными городами. И в какой-то мере уже затрагивает областные центры, такие, как Саратов, где круг местных полномочий сужается, а многие источники налоговых доходов для бюджета переданы на региональный уровень.
Фактически ни один жизненно важный вопрос город уже не в силах решить без помощи областной или федеральной власти. Даже обеспечить бесперебойное функционирование городского хозяйства: муниципальные предприятия находятся в предбанкротном состоянии. Все больше порывов на коммуникациях, городской электротранспорт вот-вот прекратит движение из-за огромных долгов за электроэнергию и т. д. Инфраструктурные проблемы Саратова, такие, как ремонт дорог, строительство школ и детских садов, решаются на уровне областной власти: от изыскания финансирования до контроля за ходом работ.
Может, в подобных ситуациях стоит быть реалистами и трезво проанализировать затраты на содержание местной исполнительной власти и депутатского корпуса и реальные результаты их работы?
По итогам таких расчетов может оказаться, что целесообразнее упразднить излишнее властное звено, с тем, чтобы все полномочия исполнялись на региональном уровне. Ведь по сути, это уже почти так. А решение проблем избирателей в областном центре полностью замкнуть на депутатах областного парламента. Тем самым сэкономив бюджетные средства на содержании муниципальных чиновников и депутатов.
По мнению оппонентов, предлагаемые законопроектом преобразования могут сделать власть более далекой от сельских жителей, но это спорный вопрос.
Во-первых, сократить не значит упразднить: определенные управленческие структуры, работающие с населением, будут продолжать свою деятельность. Во-вторых, что именно подразумевается под близостью к людям? Чтобы быть в курсе проблем населения, не обязательно постоянное территориальное присутствие. И потом, чаще всего решение проблем зависит от другого показателя – от бюджетных ресурсов той или иной территориальной единицы.
К сожалению, у многих МР и поселений их недостаточно не только для развития, но даже для исполнения своих полномочий. А о том, чтобы на свои средства отремонтировать дороги, построить школу, детский сад, ФОК или какой-то другой необходимый жителям объект, они не могут даже мечтать.
Преобразование в другую территориальную единицу, конечно, вряд ли переломит ситуацию, но, как я уже сказал, может дать определенную оптимизацию бюджета. А если, допустим, присоединить какое-либо поселение к городскому округу, с которым оно имеет территориальные, экономические, инфраструктурные связи, то у него могут появиться и дополнительные возможности повысить уровень качества жизни людей.
Однако я считаю, при любой форме управления важно учитывать мнение жителей по стратегическим вопросам развития населенных пунктов, застройке территорий, благоустройству, развитию инфраструктуры и т.д. Это как раз необходимо для того, чтобы власть не отдалялась от людей и строила свою работу, исходя из их интересов.
Поэтому нужно в полной мере использовать возможности, предоставленные законодательством, от публичных слушаний до активной работы различных общественных организаций. 
Обсуждаемый документ затрагивает территориальные основы местного самоуправления, поэтому, думаю, вокруг него еще будет сломано немало копий. Но, я считаю, дискуссии дают возможность более четко сформулировать его сильные и слабые стороны, что важно для такого резонансного законопроекта", - считает Олег Грищенко. 

Источник: http://www.vzsar.ru


Возврат к списку новостей


SpyLOG