АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Республика Тыва. Ассоциация муниципальных образований Тувы выступила за переход к сити-менеджменту

Республика Тыва. Ассоциация муниципальных образований Тувы выступила за переход к сити-менеджменту 07.07.2011
В Туве идея перехода к сити-менеджменту в управлении поселениями поддержана большинством муниципалитетов, главы которых до сих пор избирались прямым всеобщим голосованием. Инициатором этого проекта стала Ассоциация муниципальных образований Тувы, возглавляет которую глава столичного округа и председатель Кызылского хурала представителей Виктор Тунёв. По его мнению, модель профессионального управления поселениями, «обкатанная» в трети муниципалитетов республики, показала, что на сегодня это единственный опробованный инструмент повышения эффективности и ответственности самого близкого к населению уровня власти. К тому же, что немаловажно, инструмент, разрешенный 131-м федеральным законом о местном самоуправлении.

1 июля вопросы перехода на систему сити-менеджмента рассматривались на совещании членов ассоциации – глав местных хуралов представителей, муниципальных администраций – с участием вице-премьера Тувы Артура Монгала, курирующего в правительстве республики взаимодействие с органами местного самоуправления, а также министра юстиции Шолбана Монгуша, министра финансов Юрия Килижекова и полпредов премьера республики в муниципальных образованиях. Ассоциация МО, в частности, высказалась за новую систему управления, подразумевающую выбор глав поселений с представительскими функциями из числа депутатов и назначение сити-менеджера, ответственного за городское хозяйство.

В настоящее время по такой системе работает менее половины всех муниципалитетов республики. В 72 сельских поселениях из 120 главы избираются всеобщим голосованием и занимают по 2, а иногда и сразу 3 руководящих поста – главы поселения, председателя администрации да еще и сельского хурала представителей. Практика такой организационной модели МСУ показала, что именно она вызывает у населения больше всего нареканий теми злоупотреблениями, которые позволяют себе всенародные избранники. Это, к примеру, явно криминальные действия, как в случае с главой поселка Каа-Хема, который распределял земельные участки и недвижимость в пользу аффилированных лиц, или полное бездействие, когда, как в тоджинском селе Чазылары, чиновница вместо работы на благо односельчан занималась исключительно расширением личного магазина.

Там, где полномочия местных властей четко разделены на политическую и хозяйственную, число жалоб на органы МСУ не меньше, но они разительно отличаются от первых по характеру – менеджеров критикуют не за безделье или беззакония, а за качество их дел. Одно это, полагают в АМО, дает право на переход всех поселений к единой схеме сити-менеджмента. За институт сити-менеджеров говорит и опыт развития западной демократии, где он считается обычным явлением и всего лишь одним из видов управления. Система, при которой муниципалитетами руководят мэры, избираемые депутатами местных советов, и сити-менеджеры, используется в каждом четвертом городе США и в большинстве городов Великобритании.

Более того: коллеги поддержали Виктора Тунёва и в начинании, которое пока еще слабо распространено в России, - о переводе должности избираемых из числа депутатов глав поселений численностью населения до 1000 человек на общественную основу. Это новшество предполагает, что главы таких МО не будут получать зарплату чиновников, а должны исполнять свои обязанности, совмещая их с местом основной профессиональной деятельности. Благодаря этому решению упраздняются сразу несколько лишних, по мнению Тунёва и его сторонников, и обременительных для местных бюджетов должностей бухгалтера, кассира и других служащих, обслуживающих одного чиновника. Правда, в качестве стимулирования глав-общественников АМО предлагает выплачивать им компенсации: в селах с населением до 700 человек (а таких в Туве 38) – это 5 тыс.рублей, до 1000 человек (26) – 10 тыс.рублей.

Если это намерение будет реализовано, то председатели местных хуралов представителей, работающие на постоянной основе, останутся только в 42 поселениях. Во всех остальных представительные органы перестанут существовать как юридические лица, а все расчеты, связанные с обеспечение работы депутатов и выплатами компенсаций главам, будут осуществляться через администрации поселений.

Изменить рисунок системы МСУ должно и предложение, лоббируемое главами районов – они выступают за упразднение администраций поселений, являющихся районными центрами. Их полномочия должны быть переданы администрациям районов, которые размещаются на территории этих поселений и на которые приходится основная часть функций по их управлению. Тем более, что в уставах этих районов подобная норма заложена – осталось только реализовать ее на уровне поселений. Речь, в частности, идет о 12 поселениях, имеющих статус районных центров.

Главы муниципалитетов, большинство которых является выдвиженцами и членами партии «Единая Россия», высказались также за продвигаемый ЕР на муниципальный уровень принцип партийности в формировании местных хуралов представителей. Базой для этого должен послужить региональный закон, уже принятый 27 июня Верховным Хуралом Тувы в первом чтении. Согласно ему, депутаты, избранные при поддержке партий, должны будут объединяться во фракции или депутатские объединения. По партийному же принципу предполагается строить выдвижение кандидатов на глав поселений – право предлагать их получает партия, имеющая наибольшее количество мест в представительном органе.

«За исключением некоторых нюансов, для меня ничего особо неожиданного в инициативах муниципальных коллег нет. Было время, когда правительственная команда предлагала такие же или похожие решения, подразумевая единую профессиональную управленческую модель на районном и поселенческом уровнях. Для республиканской власти это, не скрою, выгодно тем, что укрепляет хозяйственную управляемость, сохраняя при этом политическую самостоятельность муниципалитетов. Но тогда нас услышали не все. Теперь принципиальное решение об отказе от прямых выборов глав и повсеместном введении института сити-менеджмента вызрело внутри самого местного самоуправления, и оно оказалось в чем-то даже радикальней наших вариантов. Жаль только времени, упущенного на осознание этого, – оно могло бы уже работать на развитие поселений», - так прокомментировал итоги совещания вице-премьер Тувы Артур Монгал.

Источник: Официальный сайт Республики Тыва


Возврат к списку новостей