Информационные материалы о деятельности департамента образования администрации города Томска в 2007 году и планах на 2008 год

1. Развитие образования

Инновационная деятельность муниципальной системы образования в 2007 году была направлена на продолжение формирования механизма ресурсного обеспечения процесса модернизации российского образования путем использования инновационного потенциала образовательных учреждений города.

В связи с этим основными направлениями деятельности департамента образования были:

  • создание условий для распространения инновационного опыта общеобразовательных учреждений города в массовую педагогическую и управленческую практику;
  • апробация внутришкольной (однопрофильной и многопрофильной) модели профильного обучения;
  • выявление педагогической эффективности и социальных последствий предпрофильной подготовки и профильного обучения на этапе их введения и реализации.

В 2007 году завершился очередной (третий) этап инновационной практики муниципальных общеобразовательных учреждений, фундаментальным принципом которой является идея проектной деятельности.

В 2006-2007 учебном году презентацию своей деятельности по реализации проектов провели 7 муниципальных инновационных площадок:

  • внедрение стратегии обогащения в базовые учебные программы на основе моделирования инновационных практик междисциплинарного обучения;
  • формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
  • здоровьесберегающие технологии в начальной школе как ресурс повышения эффективности образования;
  • формы безотметочного оценивания в начальной школе;
  • изменение системы оценивания в классах ККО;
  • реализация модели многопрофильной школы, основанной на кооперации с ВУЗами;
  • Хобби-старт.
  • Логика дальнейшей деятельности департамента образования по управлению инновационными процессами привела к необходимости формирования муниципальной инновационной политики. С этой целью:

  • разработана целевая Программа департамента образования «Управление инновационной деятельностью муниципальной системы образования»;
  • сформирована рабочая группа по разработке Концепции муниципальной целевой программы развития образования;
  • определен муниципальный заказ общеобразовательным учреждениям на разработку и реализацию целевых программ.
  • Эти документы являются организационной основой очередного этапа управления инновационной деятельностью муниципальной системы образования.

    Основные направления деятельности департамента образования в 2008 году определены следующими задачами:

    • формирование механизма определения приоритетных направлений инновационной политики системы образования города Томска и разработки организационной основы их реализации;

  • создание нормативно-правовых, организационно-технических, научнс-методических условий, финансовых условий для реализации приоритетных направлений инновационной деятельности муниципальной системы образования;
  • развитие новых форм и механизмов оценки и контроля результатов деятельности муниципальных инновационных и экспериментальных площадок;
  • создание системы мониторинговых исследований педагогической эффективности и социальных последствий инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • формирование механизма использования инновационного ресурса муниципальной системы образования для реализации приоритетных направлений ее развития.
  • Особое внимание в инновационной деятельности муниципальной системы образования в сфере общего образования уделяется созданию условий для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    В 2007 году завершилась реализация Программы по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальной системе образования в рамках модернизации общего образования.

    Комплекс мероприятий данной Программы позволил создать полную и достаточно стабильную нормативно-правовую, научно-методическую базу муниципального уровня по всем аспектам предпрофильной подготовки и профильного обучения, сформировать организационно-технологическую схему их введения. Вместе с тем говорить о возможности завершения эксперимента по данному направлению сегодня нельзя, т.к. остался ряд нерешенных проблем:

    1. Неоптимальная структура профилей, отсутствие ориентации содержания профильного обучения на потребности рынка труда;
    2. Недостаточное использование педагогами (или полное отсутствие) технологии проектной деятельности;
    3. Отсутствие сетевых образовательных программ;
    4. Недостаточное психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля, не отработан механизм тьюторства как функции сопровождения профильного обучения;
    5. Изменения в Законе «Об образовании» в части образовательного стандарта;
    6. Не решен вопрос «стыковки» ЕГЭ и профильного обучения;
    7. Переход на новую систему оплаты труда (необходимо разработать нормативно-правовую базу, определяющую принципы и формы распределения стимулирующего фонда (в том числе для педагогов профильных классов).

    Это обстоятельство не позволяет перевести профильное обучение в режим функционирования, поэтому в 2008 году необходимо продолжить работу по решению 4 первых проблем, ибо только они относятся к компетенции муниципального органа управления образованием.

    Помощь и содействие, на наш взгляд, АСДГ может оказать в решении 5,6,7 проблем, сформировав предложения Федеральным органам государственной власти.

    Новым направлением деятельности департамента образования является развитие инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей через реализацию целевых проектов, программ. Это решение следующих задач:

  • увеличение числа инновационных площадок по воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей;
  • совершенствование нормативно - правовой базы по инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях.
  • Особое внимание департамент образования уделяет информатизации муниципальной системы образования. Компьютерная инфраструктура системы муниципального образования включает подсистему органов управления образования (департамент образования) и подсистему муниципальных образовательных учреждений.

    Несмотря на различные источники финансирования и целеполагающие органы, доминирующей тенденцией последних лет является сближение процессов информатизации подсистем, как на уровне целей и задач, так и в технических решениях.

    Наиболее существенные результаты в области информатизации муниципальных образовательных учреждений получены в рамках реализации следующих проектов:

    1. Федеральная программа «Дети России», раздел «Информатизация школ» (2001-2004 годы).

    2. Областные программы информатизации образования (2004 год).

    3. Приоритетный Национальный Проект «Образование» (2006 год).

    4. Проект по созданию корпоративной информационной сети и централизованному техническому сопровождению компьютерных систем муниципальных образовательных учреждений г.Томска, финансируемый из бюджета г.Томска. Реализация данного проекта начата в октябре 2005 г. и продолжается в настоящее время.

    Основные показатели информатизации муниципальных образовательных учреждений (МОУ):

  • всего в 193 МОУ находятся в эксплуатации 2408 компьютеров, из которых 1191 используются непосредственно в учебном процессе (около 50%), а остальные используются учителями, администрацией МОУ, в библиотеках, бухгалтериях, выполняют служебные функции (серверы); 
  • в образовательных учреждениях оборудованы 111 классов учебной компьютерной техники;
  • число обучающихся на 1 компьютер на начало 2008 года составило 38;
  • средняя эффективность использования учебного компьютерного оборудования - более 75%;
  • все общеобразовательные учреждения, а также ряд учреждений дополнительного образования детей и другие учреждения (всего 113 из 193) имеют доступ к сети Интернет;
  • из них 107 имеют скоростное подключение, в том числе 53 - оптоволоконное, 54- используют ADSL - технологию;
  • в конце 2007 года начат эксперимент по внедрению нового перспективного средства связи - Интернет-телефонии. К концу 2008 года планируется внедрить систему Интернет-телефонии в 12 образовательных учреждениях, а также и в департаменте образования.

    Усложнение управленческих функций диктует внедрение качественно новых информационных технологий, специализированных баз данных образования.

    Первыми шагами в данном направлении было введение в эксплуатацию автоматизированной системы учёта и регистрации будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений в сентябре прошлого года. В текущем году запланировано создание и ввод в эксплуатацию автоматизированной информационно-справочной и аналитической системы «Муниципальное образование», которая позволит на единой основе интегрировать информационные потоки и стандартизировать электронный документооборот в департаменте образования.

    2. Дошкольное образование

    На 31.12.2007 года в городе Томске система муниципального дошкольного образования представлена:

    - Дошкольные образовательные учреждения - 87 (количество воспитанников 16707), из них функционировали 79, шесть находились на капитальном ремонте (ДОУ № 8, № 13, № 38, № 61,№50,№ 115);

    - Образовательные учреждения с дошкольными группами - 6 (количество детей 714). Муниципальная система дошкольного образования города Томска представлена детскими садами различного вида:

    Центр развития ребенка - детский сад - 11 учреждений,

    Детский сад общеразвивающего вида - 43 учреждения,

    Детский сад комбинированного вида 14 учреждений,

    Детский сад присмотра и оздоровления - 3 учреждения,

    Детский сад компенсирующего вида - 3 учреждения.

    Детский сад - 13 учреждений.

    В дошкольных образовательных учреждениях функционировали группы кратковременного пребывания в 3 учреждениях (ДОУ № 77, ДОУ № 82, школе-саду «Монтессори») и круглосуточного пребывания детей в 5 учреждениях (ДОУ №11, ДОУ № 57, ДОУ № 60, ДОУ № 77, ДОУ № 96).

    Выпускников муниципальных учреждений дошкольного образования в 2007 году было 3326 человек.

    Дошкольное образование города Томска развивается как вариативное, что достигается за счет многообразия образовательных программ.

    Важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    В 2007 году функционировали 3 детских сада компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    В 73 учреждениях работали группы и логопункты для детей с нарушениями речи.

    В 2 ДОУ оказывалась квалифицированная помощь детям, имеющим особые образовательные потребности (дети с нарушениями интеллекта, слабовидящие дети).

    В 2007 году открыты 2 группы для детей с детским церебральным параличом на базе ДОУ № 6.

    Одной из главных задач муниципальной системы дошкольного образования города Томска является обеспечение доступности качественного дошкольного образования.

    В 2007 году разработано и введено в действие департаментом образования Положение о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений города Томска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

    Подавляющее большинство родителей, имеющих детей дошкольного возраста, для обеспечения им необходимого уровня интеллектуального развития и здоровья, нуждаются в услугах детских садов.

    Охват населения услугами дошкольного образования в г Томске в 2007 году составил 62 %. К сожалению, не все родители имеют возможность своевременно устроить ребенка в детский сад, очередь на получение мест в ДОУ - 13777 детей, из них остронуждающихся - 2500 человек.

    С целью увеличения количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в городе Томске реализуется городская целевая программа «Дошкольник» 2006- 2010.

    В 2007 году в рамках реализации программы «Дошкольник» было дополнительно открыто 33 группы, 741 место по следующим направлениям:

  • перепрофилирование помещений в действующих дошкольных образовательных учреждениях прод группы - 12 групп, 300 мест;
  • реструктуризация классов в школах-садах - 2 группы, 50 мест;
  • перепрофилирование зданий общеобразовательных учреждений в дошкольные образовательные учреждения - 19 групп, 391 место;
  • В 2007 году по целевой программе «Дошкольник» из муниципального бюджета израсходовано - 13,1 млн. руб. (ДОУ № 38), дополнительно на проведение текущего ремонта и приобретение оборудования - 23,0 млн. руб.

    В 2007 году начат капитальный ремонт зданий вновь созданных 5 детских садов (ДОУ № 7, № 8, № 38, № 50, № 54), в которых ранее располагались общеобразовательные учреждения (ремонт не завершен).

    В 2007 году проведен капитальный ремонт двух зданий дошкольных образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии (ДОУ № 61, ДОУ № 115), проведена экспертиза здания действующего муниципального дошкольного образовательного учреждения (ДОУ № 73).

    В рамках проведения капитального ремонта зданий образовательных учреждений была установлена АПС и СОУЭ в 18 образовательных учреждениях на сумму 3 370 620,31 руб., выполнен ремонт кровель 26 образовательных учреждений на общую сумму 39 198 559,50 руб. Проводится работа по аттестации рабочих мест.

    Выполнение ряда мероприятий по увеличению количества мест в детских садах позволило лишь частично удовлетворить спрос на детские сады, но проблема очередности остается по прежнему актуальной.

    В 2008 году в рамках реализации программы «Дошкольник» по увеличению дошкольных мест в г.Томске планируются следующие мероприятия:

  • Перепрофилирование зданий общеобразовательных учреждений под дошкольные образовательные учреждения - 17 групп, 225 мест;
  • Возврат в систему дошкольного образования зданий бывших ведомственных детских садов - 12 групп, 250 мест (из муниципального бюджета в 2008 году выделено 1,5 млн. рублей на ПСД);
  • Реорганизация школ- садов в дошкольные образовательные учреждения - 2 группы, 50 мест (в сметах учреждений на 2008 год предусмотрено 1,6 млн. рублей);
  • Перепрофилирование помещений дошкольных образовательных учреждений под группы - 5 групп, 105 мест (в сметах учреждений на 2008 год заложено 2,43 млн. рублей);
  • Открытие групп дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (предшкольная подготовка) - 23 группы, 345 мест.

    Всего в 2008 году планируется за счет средств областного и городского бюджета дополнительно создать 975 мест.

    Решением Думы города Томска от 12.02.2008 г. на реализацию целевой городской программы «Дошкольник» в 2008 году предусмотрено 19 128 386,0 руб. на следующие мероприятия

  • ДОУ № 61 (пер. Лазо, 8/2)
  • 13,0 млн. руб. - капитальный ремонт здания
  • 4,0 млн. руб. - приобретение мебели и оборудования
  • ДОУ № 13 (ул. Ф. Мюнниха, 15)
  • 2 128 386,0 руб. - капитальный ремонт здания

    В сметах дошкольных образовательных учреждений на приобретение оборудования в 2008 году предусмотрено 10 600 000,00 руб.:

  • ДОУ № 8 - 5,0 млн. руб.
  • ДОУ №38-3,1 млн. руб.
  • ДОУ №50-2,5 млн. руб.

  • Основными задачами в области дошкольного образования города Томска в 2008 году являются:

  • сохранение и увеличение количества мест в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования;
  • повышение качества образовательного процесса.

    3. Общее образование

    Удалось реализовать в 2007г.


    1. С целью экономии энергоресурсов завершена работа по установке во всех ОУ приборов учета тепла.

    1. Большинство школ успешно выставляются на городской конкурс «Томский дворик.»

    2. Произведен комплексный капитальный ремонт с реконструкцией зданий в школах № 3, 50, 65, школе-саду № 60.

    3. С целью обеспечения противопожарных норм смонтированы новые системы автоматических пожарных сигнализации в школах №№ 1, 32, 34, 15, 33, 23, 35, 50, 62, 65, Академлицей,

    4. Во исполнение Постановления Минтруда РФ от 14.03.97г. № 12 в 2007г начата работа по аттестации рабочих мест, аттестовано 30% рабочих мест.

    5. Значительно улучшилось состояние подъездов и пешеходных подходов образовательным учреждениям, для обеспечения безопасности детей на подходах к школам на проезжей части установлены искусственные неровности «лежачий полицейский».

    6. Система образования города Томска предоставляет обучающимся право выбора образовательного учреждения и ориентирована на удовлетворение их образовательных потребностей с учётом их возможностей (36,4% детей обучаются в гимназиях, в лицеях, в общеобразовательных учреждениях, имеющих классы с углублённым изучением различных предметов; 17,2 % обучающихся 2-11-х классов углублённо изучают отдельные предметы в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, школах с углублённым изучением отдельных предметов, 8,8 % обучающихся изучают второй иностранный язык в рамках учебного плана. Возросло число обучающихся, изучающих иностранные языки на первой ступени общего образования с 33% до 56,6%).

    Возросли качественные показатели деятельности общеобразовательных учреждений:

    процент выпускников, награждённых золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» возрос на 2,5% и достиг рекордного показателя - 11,8% от общего количества выпускников;

    в ВУЗы поступило 85,6% выпускников 11-х классов, что выше показателей предыдущих лет более чем на 11%.

    на бюджетные места поступили 77,5% выпускников и 97,3% выпускников из числа награжденных золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении».

    общий анализ результатов ЕГЭ выпускников г. Томска показал, что в 2007 году по среднему баллу из 10 предметов, которые сдавались в форме ЕГЭ - по 8 предметам (русский язык, математика, история, физика, химия, биология, литература, английский язык) - результаты выше, чем в предыдущие годы.

    впервые 5 выпускников города получили на экзамене в форме ЕГЭ максимальное количество баллов - 100.

    8. Общеобразовательными учреждениями города максимально обеспечивается конституционное право граждан на получение общедоступного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

    Увеличилось количество детей, принятых в первые классы общеобразовательных учреждений города на 6,2%.

    75,2 % выпускников 9-х классов продолжили обучение в 10-х классах общеобразовательных учреждений города.

    9. Продолжается эксперимент по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению.

    10. Созданы оптимальные условия для получения детьми образования, адекватного их психо-физическому развитию, используются разные формы получения общего образования:

  • в 22 общеобразовательных учреждениях функционируют специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи;
  • с учётом образовательных потребностей населения в 3-х общеобразовательных учреждениях открыты классы очно-заочного обучения;
  • используется экстернатная форма получения общего образования.
  • в 53 общеобразовательных учреждениях города организовано индивидуальное обучение больных детей на дому.
  • 7 общеобразовательных учреждений организуют обучение детей, находящихся на длительном стационарном лечении в детских больницах и детских отделениях больниц для взрослых.
  • 11. Департаментом образования разработаны нормативные документы:

    - Правила приёма граждан в муниципальные общеобразовательные учреждения города Томска (утверждено приказом департамента образования от 30.07.2007 № 491);

    - Положение о порядке оставления несовершеннолетними образовательного учреждения до получения ими общего образования (утверждено приказом департамента образования от 10.10.2007 № 753, согласовано с председателем городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав А.П. Балановским);

    - Положения о муниципальной экзаменационной комиссии, о муниципальной предметной комиссии, о муниципальной конфликтной комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме в общеобразовательных учреждениях г. Томска.

    12. В 2007 году количество детей «группы риска» (состоящих на внутришкольном контроле, на учете в РОВД, КДН и ЗП) снизилось на 0,2% (или 257 обучающихся) по сравнению с прошлым 2006 годом. По информации УВД по Томской области от 23.10.07г. за 9 месяцев 2007 года в г. Томске на 18,1% снизилось число привлеченных к уголовной ответственности обучающихся общеобразовательных учреждений.

    Задачи на 2008г.:

    1. Продолжение работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
    2. Приобретение транспорта для оперативной работы, в связи с увеличением количества ООУ.
    3. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности детей в школах, в том числе оборудование систем видеонаблюдения;
    4. Строительство автогородков и площадок для практических занятий по ПДД.
    5. Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения образования на всех ступенях обучения.
    6. Обеспечение гражданам возможности выбора общеобразовательного учреждения, форм получения общего образования с учётом образовательных запросов, особенностей развития и подготовки обучающихся.
    7. Организация учёта детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
    8. Совершенствование механизмов, позволяющих предотвратить досрочный выход несовершеннолетних из системы общего образования.
    9. Обеспечение доступности качественного общего образования (переход на Региональный базисный учебный план, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования).

    4. Дополнительное образование детей

    Система муниципального дополнительного образования представлена в Томске 26 учреждениями. Среди них

    - 1 Дворец творчества детей и молодёжи;

    - 7 Домов детского творчества,

    - 9 Центров различной направленности;

    - 5 детско-юношеских клубов физической подготовки;

    -  3 школы искусств

    - 1 ДЮСШ ВК «УСЦ»

    Практически все учреждения дополнительного образования г. Томска имеют лицензии на образовательную деятельность и прошли процедуры аттестации и аккредитации. Из 26 учреждений дополнительного образования г. Томска 15 имеют высшую категорию, 8 - первую, 2 - вторую.

    За последние семь лет (с 2000 года) численность кружковцев в учреждениях дополнительного образования увеличилась на 2,9 %.

    Итоги комплектования учреждений дополнительного образования

    (с 2000 по 2007 годы)


    Уч. год.

    2000- 2001

    2001 - 2002

    2002- 2003

    2003- 2004

    2004- 2005

    2005- 2006

    2006- 2007

    Кол-во детей

    55748 + 2,20%

    55614 - 0,30%

    50773 - 8,7%

    55 106 + 7,9%

    58247

    + 5,4%

    57647 - 1,1%

    57397 -0,4

    Уменьшение количества кружковцев (на 250 человек) в прошедшем учебном году по сравнению с предыдущим обусловлено общей демографической ситуацией в стране и городе.

    Согласно Уставам учреждений дополнительного образования их посещают дети дошкольного и школьного возрастов, а также молодежь, в основном, бывшие воспитанники учреждений. В учреждениях дополнительного образования, согласно Положению, один ребёнок может заниматься в нескольких объединениях разной направленности. В 2006 - 2007 учебном году 12 283 ребёнка (21,4%) посещали несколько детских объединений.

    Уменьшение количества кружковцев (на 250 человек) в прошедшем учебном году по сравнению с предыдущим обусловлено общей демографической ситуацией в стране и городе.

    Согласно Уставам учреждений дополнительного образования их посещают дети дошкольного и школьного возрастов, а также молодежь, в основном, бывшие воспитанники учреждений. В учреждениях дополнительного образования, согласно Положению, один ребёнок может заниматься в нескольких объединениях разной направленности. В 2006 2007 учебном году 12 283 ребёнка (21,4%) посещали несколько детских объединений. О развитии дополнительного образования и стабильности его качества свидетельствуют выступления воспитанников учреждений дополнительного образования на разных уровнях: областном, региональном, россиийском и международном. Только на российском и международном уровнях в прошедшем учебном году были завоёваны 83 диплома и грамоты (из низ 28 воспитанниками Дворца творчества детей и молодёжи).

    Всё это вместе говорит о развитии дополнительного образования и стабильности его качества. Об этом же свидетельствуют выступления воспитанников учреждений дополнительного образования на разных уровнях: областном, региональном, российском и международном. Только на российском и международном уровнях в прошедшем учебном году были завоёваны 83 диплома и грамоты (из низ 28 воспитанниками Дворца творчества детей и молодёжи).

    Количество детей, занимающихся в системе дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, по итогам прошедшего учебного года составило 13 443 кружковца (2004 -2005 уч. год - 12 735 кружковцев; 2005 - 2006 уч.год - 13 319 кружковцев). При переходе общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование это число может значительно уменьшиться, так как возникает проблема сохранности ставок педагогов дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

    Сохранность контингента обучающихся в объединениях - основной показатель результативности деятельности учреждений дополнительного образования. Так в 2006-2007 учебном году он составил в среднем по городу от 89,5 до 95,9 %.

    Ежегодно увеличиваются финансовые расходы на содержание учреждений дополнительного образования.


    Годы/средства (в тыс. руб.)

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    Всего израсходовано финансовых средств на содержание МОУДОД г. Томска

    89103

    97799

    129811

    146 928

    181 105

    В том числе на развитие материально-технической базы

    667

    2402

    3895

    5490

    2310,1

    Но, тем не менее, финансирование материально- технической базы учреждений дополнительного образования явно не достаточно.

    Все муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей г. Томска полностью укомплектованы педагогическими кадрами.

    Сохранность контингента обучающихся в объединениях - основной показатель результативности деятельности учреждений дополнительного образования. Так в 2006-2007 учебном году он составил в среднем по городу от 89,5 до 95,9%.

    Ежегодно увеличиваются финансовые расходы на содержание учреждений дополнительного образования.


    Годы/средства (в тыс. руб.)

    2002

    2003

    2004

    2005

    2006

    Всего израсходовано финансовых средств на содержание МОУДОД г. Томска

    89103

    97799

    129811

    146 928

    181 105

    В том числе на развитие материально- технической базы

    667

    2402

    3895

    5490

    2310,1


    Но, тем не менее, финансирование материально- технической базы учреждений дополнительного образования явно не достаточно.

    Все муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей г. Томска полностью укомплектованы педагогическими кадрами.

    Число педагогов дополнительного образования, имеющих высшее образование, ежегодно увеличивается. 659 (32,9%) педагогов дополнительного образования имеют высшую квалификационную категорию. 1395 (69,5%) педагогов имеют высшее образование. 905 (45,1%) педагогов дополнительного образования работают в учреждениях на условиях совмещения.

    Серьёзное внимание в учреждениях дополнительного образования уделяется психологическому сопровождению учебно-воспитательной деятельности. Работа ведётся по следующим направлениям: диагностика, коррекция, консультирование, проведение тренингов, деловых игр, выступления на методических объединениях и педсоветах, психолого-педагогических лекториях.

    В вопросах воспитания учреждения дополнительного образования тесно связаны с общеобразовательными учреждениями. Совместная деятельность осуществляется через городские целевые программы, разработанные на основе федеральных и областных программ. В этих программах принимают участие более 73 % школьников.

    Реализация данных программ способствует расширению возможностей творческого развития личности ребёнка, его оптимальному самоопределению, повышению роли дополнительного образования в деятельности образовательных учреждений.

    Широкий спектр городских программ позволяет образовательным учреждениям определить направления их деятельности, органично войти в воспитательную систему города.

    Наиболее активными участниками городских целевых программ (9 и больше программ) являются следующие ОУ: школы №№ 8, 15, 16, 25, 28, 32, 33, 34, 36, 40, 43, 44, 47, 50, 51, 53, 54, 58, 64; гимназии №№ 1,13, 18, 26, 55, 56; лицей № 7.

    Практически не принимают участия в реализации городских целевых программ следующие ОУ: школы №№ 20, 21, 22, «Эврика - развитие», прогимназия «Кристина», школа-сад Монтессори.

    Ежегодно внедряются новые целевые программы, необходимые для выполнения социального заказа. В будущем учебном году планируется внедрение двух новых целевых программ: «Арт - шоу - мастер», «Скаут - патриот». Реализуются и районные целевые программы, среди которых особо актуальны профилактические программы: «Комплексная профилактика, социально-психологическая адаптация детей и подростков с девиантным поведением» (Кировский и Советский районы), «Интенсивная профилактика правонарушений, преступлений, алкоголизма, табакокурения и наркомании в среде несовершеннолетних» (Ленинского и Октябрьского районов).

    Вовлечение большого количества школьников в реализацию городских программ и конкурсов способствует росту исполнительского мастерства, позволяет многим детским коллективам завоёвывать заслуженное признание не только на городском и областном, но и на региональном, российском и международном уровнях. За последние девять Министерством образования Российской Федерации присвоено и подтверждено Почётное звание «Образцовый детский коллектив» 16 творческим коллективам:

    - МХСШ «Мелодия» (ДТДиМ); хоровой студии «Глория» (ДТДиМ);

    - ансамблю народного танца «Русские забавы» (ЦСФ);

    - хореографическим коллективам «Улыбка» (гимн. № 13), «Сибирский подснежник) (ДШИ № 4);

    - фольклорному ансамблю «Сударушка» (ДШИ № 40);

    - театральным студиям «Зеркало» (ДДТ «У Белого озера») и «Рататуй» (ДДТ «Планета»);

    - изостудии «Семицветик» (ДДТ «Планета»);

    - концертному хору «Фантазия» (шк. № 51);

    - студии - театру танца и драмы «Зеркало» (МОУДОД «Томский Хобби - центр);

    - ансамблю современного и бального танца «Ника» (ДШИ №40);

    - театру моды «Амазонки» (ДЮЦ «Звездочка»);

    - эстрадно-джазовой студии «Синкопа» (МОУДОД «Томский Хобби - центр»);

    - детскому коллективу «Театр - студия» (МОУДОД «Томский Хобби - центр);

    - хореографическому коллективу современного танца «Фейерверк» (ДДЮ «Наша гавань»)

    Дом Детства и Юношества «Факел» активно участвовал в Сибирской ярмарке «УЧСИБ-2007» и стал обладателем Большой золотой медали Сибирской ярмарки «УЧСИБ- 2007» за разработку и реализацию социально значимого проекта «Межсекторное социально-образовательное партнерство» по организации профилактического воздействия: ресурса системы дополнительного образования детей.

    Дети и подростки ДДиЮ «Факел» стали победителями и дипломантами нескольких конкурсов. Гаврилова Маргарита, обучающаяся изостудии «Разноцветная палитра» - полуфиналист международного детского фестиваля «Арт Город». Руководитель изостудии педагог дополнительного образования, член союза художников России Шафигулина Л.В. Воспитанники вокально-инструментальной студии «Калейдоскоп» Борисов Артем, Никитина Кристина заняли первое место в областном конкурсе исполнителей национальной песни и танца «Радуга». Руководитель студии Владимир Михайлович Станевич.

    Футбольная команда, состоящая из обучающихся 4-х классов МОУ СОШ № 4 принимали участие в финальных соревнованиях по зимнему мини-футболу в Москве. Команда школьников стала чемпионом России по зимнему мини-футболу. Школы искусств №4,9,40 имеют достижения как на городских, так и на областных уровнях.

    В городе Санкт-Петербурге проходил конкурс «Золотой Феникс» при поддержке Международного благотворительного фонда поддержки и развития детского творчества авторов и композиторов современной песни и музыки «Наше будущее» Обучающиеся студии «Художественное слово» Центра детского творчества «Луч» Бородина Василина ( ученица 2 класса МОУ СОШ №44 ) и Абрамов Иван стали победителями конкурса- два 1-х места. Руководитель студии педагог дополнительного образования Иволгина С.М. Иволгина Светлана Михайловна стала лауреатом премии губернатора Томской области в 2007году.

    Центр детского творчества «Луч» на высоком уровне провел финал IX межрайонного конкурса-фестиваля школьных команд «Добры Молодцы». Основная цель конкурса воспитание активной гражданской позиции юных томичей, интереса к истории России, уважение к своей малой Родине. Содержание конкурса способствует повышению активности старшеклассников в изучении военной истории России Мероприятие проводится в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания. В финале конкурса приняли участие школьные команды ООУ№ 4,12,15,41, Ак/лицея, показали хорошие знания государственной символики, Российских боевых наград. Команда школы №41 стала победителями и была награждена путевками в «Океан». Именно в этих образовательных учреждениях уделяется большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию в системе воспитательной работы.

    В городских образовательных учреждениях действуют 16 паспортизованных школьных музеев и 8 комнат-музеев (гимназии №№ 18, 24, 56; школы №№ 1,2, 4, 10, 12, 15,19, 23, 27, 28 (два), 32, 34, 37, 38, 41, 42, 51, 64; ДДЮ «Наша гавань») В школе № 16 музей законсервирован в связи с ремонтом. Деятельность школьных музеев осуществлялась в рамках краеведческого, литературного, художественного и военно-патриотического дополнительного образования детей и подростков, а также допрофессиональной подготовки (основы музееведения и экскурсионная работа).

    Фонды школьных музеев составляют 42 899 музейных предметов, из них 35 187 - подлинные. В 2006 - 2007 учебном году в школьных музеях организованы 51 передвижная выставка, проведены 133 встречи с ветеранами войны и труда, 1003 экскурсии, 495 уроков с использованием материалов музея; принято около 34 000 посетителей, подготовлены 23 публикации.

    В течение прошедшего учебного года реализовывалась целевая программа «Школьные музеи». В рамках программы проведены следующие мероприятия: учеба активов школьных музеев, организационные и практические семинары для руководителей школьных музеев, городской конкурс экскурсоводов «Музейный предмет рассказывает», смотр - конкурс школьных музеев, который проводился 16-17 мая 2007 года. Смотр проводился совместно с городским Советом ветеранов войны и труда.

    В смотре приняли участие 19 школьных музеев и комнат - музеев следующих ОУ: гимназий № 18, 24; школ №№ 1, 2, 4, 10, 12, 15, 19, 27, 28 (2 музея), 32, 34, 38, 41, 42, 51, 64.

    Не приняли участие в смотре по объективным причинам (ремонт, незавершённость работы с фондами) музеи школ №№ 16, 23, 37, 47; ДДЮ «Наша гавань». Победителями признаны музеи следующих школ: №№ 28 («Томичи в боях за Родину», рук. Суханова В.В.); школы № 34 (музей Боевой славы 79 гвардейской дивизии, рук. Югансон Н.В.); школы № 41 (музей истории развития народного образования, рук. Пшеничкина В.Г.) Жюри смотра- конкурса отметило большую просветительскую работу музеев школ №№ 1 (рук. Пушкарёва О.В.), 10 (рук. Муравьёва Л.В.); 28 (рук.Суханова В.В.); 34 (рук. Югансон Н.В.); 32 (рук. Полтанова Л.Е,); 41 (рук. Пшеничкина В.Г.); 42 (рук. Дегтярёва Г.М), 64 (рук. Прокопович Т.М.); гимн. №№ 18 (рук. Нам В.И.), 24 (рук. Вершинина Н.А.). Всем школьным музеям рекомендовано активизировать поисковую работу, а также научно-исследовательскую деятельность, используя богатейшие материалы, накопленные в музеях.

    Большая работа проделана в образовательных учреждениях по обновлению оборудования и экспозиций музеев:

  • музей школы № 4(дир. Зятнин В.И., рук. музея Степанова З.П.) - полностью заменено оборудование музея, приобретена необходимая множительная и оргтехника;
  • школа № 12 (дир. Трощенко В.М., рук. музея Карташова Г.И.) - создана комната - музей;
  • гимназия № 18 (дир. Герасимова О.П., рук. Нам В.И.) - оформлена новая экспозиция музея;
  • школа № 19 (дир. Шалдо Т.Г. рук. музея Валеева B.C.) - полностью переоборудован музей;
  • школа № 27 (дир. Аминский П.Н., рук. музея Бурматова Т.Н.) - приобретено новое музейное оборудование;
  • школа № 28 (дир. Гринькова Н.А., рук. музея Суханова В.В.) - музей отремонтирован, оснащён новым оборудованием и мебелью, полностью обновлена экспозиция музея;
  • школа № 34 (дир. Иванова И.Г., рук. музея Югансон Н.В.) - обновлена экспозиция музея, приобретены витрины.
  • Активно участвовали музеи города в областных мероприятиях:

    -подготовлены материалы для каталога «Школьные музеи Томской области» (издан в мае 2007 года);

    -получены два диплома победителей областного конкурса экскурсоводов (музеи школ №№41 и 64);

    -13 музеев (гимназии №№ 18, 24; школы №№ 1, 10, 15, 27, 28, 32, 34, 38, 41, 42, 64) отмечены грамотами за участие в областном смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений;

    - 12 музеев получили сертификаты участия в различных областных конференциях.

    Департаментом образования администрации г. Томска совместно с областным краеведческим музеем проведён (в апреле 2007 года) городской конкурс экскурсоводов по теме «Музейный предмет рассказывает». В конкурсе приняли участие экскурсоводы музеев образовательных учреждений №№ 1, 2, 10, 12, 15, 18, 19, 24, 27, 28, 32, 34, 37, 38, 41, 42, 64. Всего 53 человека. Лучшие результаты показали экскурсоводы из музеев ОУ №№ 1, 10, 18, 19, 28, 38.

    По распоряжению губернатора Томской области 2008 год объявлен Годом музеев образовательных учреждений Томской области.

    Основными задачами на 2007 - 2008 учебный год являются:

        • обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, её доступность;
        • сохранение и развитие единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования;
        • сохранение системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
        • программно-методическое обеспечение дополнительного образования в образовательных учреждениях.
        • обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности и правонарушений в ОУ;
        • создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся;
        • вовлечение родительской общественности в образовательное пространство.