Итоги  деятельности системы образования города Ноябрьска за 2007 год


Сохранение и поддержание динамичного развития сферы образования как важнейшего условия социального и экономического развития города и региона неизменный приоритет социальной политики Администрации города Ноябрьска. Качество и доступность образовательных услуг всегда были и остаются в поле пристального внимания.

Обеспечение условий для удовлетворения потребностей личности, общества и рынка труда в качественном  и доступном образовании  - стратегическая цель современной муниципальной системы образования, которая становится все более чувствительной к происходящим    изменениям.

В г.Ноябрьске с населением 110 тыс. человек в системе образования находятся  22517 детей, заняты 3659 педагогов и 3215 обслуживающего персонала, т.е. 26,7 % населения. Доля специалистов, работающих в системе образования, среди трудоспособного населения города составляет 32%.Таким образом, треть населения города, не считая родителей детей, ежедневно оценивает влияние работы  системы образования на свою жизнедеятельность.

Новые экономические условия и принимаемые в связи с этим на уровне Правительства РФ, ЯНАО и г.Ноябрьска постановления  потребовали от Управления образования, администрации  образовательных учреждений (ОУ)  принципиально новых подходов к организационному и информационному сопровождению развития  образования  в городе.

По итогам 25-летней деятельности муниципальная система образования города является одним из лидеров в округе.

В 2007 году управлением образования и образовательными учреждениями города продолжена работа по реализации городской целевой программы «Развитие системы образования города Ноябрьска до 2010 года». Основой инновационного развития в 2007 году  стал приоритетный национальный проект «Образование», который способствовал совершенствованию  таких важных направлений, как:

  • Развитие стратегического анализа (социального заказа, своих достижений, конкурентных преимуществ, потребностей и проблем, инновационного потенциала),
  • Развитие  демократического, государственно-общественного характера управления;
  • Развитие программно-целевого, проектного управления ОУ.

Основные итоги деятельности системы образования свидетельствуют о положительной динамике по большинству показателей результативности и эффективности ее функционирования и развития:

  • Образование представляет  собой  систему, позволяющую  в рамках города получать полный цикл образовательных услуг: 28 учреждений дошкольного образования (в т.ч. комбинированного вида 19; компенсирующего 1;общеразвивающего  8; 1 комплекс начальная школа - детский сад «Золотая рыбка»;14 общеобразовательных учреждений среднего (полного) образования (в т.ч. 5 с углубленным изучением отдельных предметов); 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 2 специальных коррекционных учреждения (для умственно отсталых и слабослышащих детей; для слабовидящих детей); 4 учреждения дополнительного образования (ДЮСШ-2, МСДЮШОР, ЦДТ, ЦИР «Ювента»); 1 детский дом.
  • Существующая сеть позволяет удовлетворять образовательные потребности населения города и интересы детей с учетом их развития и состояния здоровья: реализация уровневых программ осуществляется в 49 группах компенсирующего назначения для детей- дошкольников с проблемами зрения, слуха, в речевом развитии, с задержкой психического развития, умственной отсталости, нарушениями опорно-двигательного аппарата; в 3 классах компенсирующего обучения, в 47 специальных (коррекционных) классах II, IV, VII, VIII видов, в 46 профильных классах по 7 профилям и специализациям, свыше 100 детей обучается на дому. 30 % обучающихся изучают  учебные предметы на углубленном и повышенном уровнях. Обучение организовано по очной, очно-заочной, индивидуальной формам, в форме экстерната.
  • Впервые открыта в ДОУ «Лукоморье» группа для детей с аллергопатологией, открыт специализированный (кадетский) класс кадетов-милиционеров в 11 школе.

  • Повышается доступность общего и дошкольного образования. Охват дошкольным образованием детей с 1,5 до семи лет возрос до 89%. В течение 2007 года получили путевки для устройства в ДОУ 1816 детей. Общая очередность на получение места в детский сад уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 254 ребенка. Внедрены  новые формы предоставления услуг дошкольного образования: с 1 сентября на базе МОУ «Начальная школа детский сад» «Золотая рыбка» совместно с 8 школой открыта городская экспериментальная площадка по отработке модели «предшкольного образования»; на базе ДОУ «Колобок» начал функционировать Центр игровой поддержки, деятельность которого  направлена на всестороннее развитие детей от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности.
  • В целях увеличения охвата детей дошкольным образованием приняты меры  по высвобождению ДОУ, задействованных ранее под другие учреждения: высвобождены помещения второго корпуса ДОУ «Синеглазка» за счёт вывода Вечерней школы в СОШ № 10; одно групповое помещение СКОУ «Ручеек» за счет вывода  класса в СОШ№2. Данные меры  позволили увеличить контингент учреждений дошкольного образования на 133 ребенка.

    В этом году закончены работы по реконструкции 2-го корпуса средней общеобразовательной школы №11, в котором разместилась начальная школа. В настоящее время ведутся работы по строительству ДОУ «Ромашка в МК-15 (планируемый ввод 2008 год), школы №5 на 800 мест, начата подготовка проектной документации под строительство детского сада на 120 мест в мкр. «Г» (планируемый ввод в 2009 году).

  • Приоритетной задачей муниципального образования явилось создание системы оценки и контроля качества образования. В настоящее время функцию независимой оценки качества образования, которая обеспечивает объективную информацию о системе образования города, выполняет единый государственный экзамен (ЕГЭ). Отработана, практически переведена в режим функционирования процедура подготовки и проведения ЕГЭ. Анализ результатов ЕГЭ, в том числе с позиций результативности организации профильного обучения, подтверждает успешность этого эксперимента. Результаты ЕГЭ выпускников 11-х классов превышают российские и окружные показатели по русскому языку; 9 выпускников 11 х классов награждены золотой медалью и 19 серебряной; снижено число обучающихся основной школы, оставленных на повторный курс обучения с 49 до 29.
  • Увеличивается число  участников  и победителей, призеров  интеллектуальных конкурсов, программ, форумов: 497 призовых мест на  городских предметных олимпиадах, 48 победителей  окружных (117 участников), 13 победителей областной олимпиады (22 участника), из 8 участников Всероссийских олимпиад 5 призеров; в 14  научных обществах учащихся  исследовательской деятельностью занимаются 984 старшеклассников. Самым массовым по количеству участников явилась Всероссийская олимпиада школьников.

         Участие в международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Кенгуру», «Зимние интеллектуальные игры», эвристические предметные олимпиады, проводимые Центром дистанционного образования «Эйдос», принесло победу учащимся СОШ №3,9,11. Два ученика  выпускных классов начальной школы СОШ №11 стали финалистами Международного конкурса английского языка «Cood Luck».По итогам Интеллектуального марафона для учащихся 6-8-х классов определено 32 победителя.

           С результатами исследовательской деятельности школьники города успешно выступают и на всероссийском уровне. По итогам участия в заочных конкурсах учащиеся награждены дипломами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории», Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, Российского заочного конкурса «Юность. Наука. Культура», Международного экологического форума «Зеленая планета - 2007», Всероссийского конкурса «Дети и книга».

         Учащиеся СОШ №3,8 приняли участие в XXII Всероссийской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура». Лауреатами конференции стали 5 учащихся, в том числе два человека награждены специальными дипломами с вручением медали.

         На основании итогов обучения в городской Школе юного программиста, а также результатов вступительных работ семь учащихся прошли обучение в Летней компьютерной школе (Костромская область). Обучение в каникулярных предметных школах по физике и математике (г. Белорецк) прошли 4 школьника города.

        В научно-образовательных турах «По памятным местам А. Нобеля» и «Штаб- квартира ООН», а также в проекте-экспедиции ко льдам Арктики «Студенты на льду», организованных Департаментом международных и межрегиональных связей ЯНАО, приняли участие 5 школьников города.

  • Обеспечена готовность образовательных учреждений для перехода на новый Федеральный базисный учебный план (2004г) и новые образовательные стандарты, которые дают возможность большей дифференциации образовательного процесса и направлены на формирование информационной и коммуникационной компетентности обучающихся. С 1 сентября 2007 г. новый БУП введен в 44 % классов начальной школы, 37% -основной и 100% классов средней школы. Неотъемлемой частью  регламента формирования учебных планов стало проведение анализа соответствия запросов социума на предоставляемые образовательные услуги. В результате  повысилась степень адаптивности муниципальной образовательной системы к запросам социума на содержание образования; обеспечено сохранение единого образовательного  пространства.
  • Активизировалось участие образовательных учреждений города в инновационной деятельности: инновационная практика СОШ №3,7,10,11 получила грантовую поддержку Президента РФ в рамках реализации национального проекта «Образование». 28 педагогов по итогам конкурса стали также обладателями грантов (5 Президента РФ, 13 - Губернатора ЯНАО, 20 гранта Главы). В результате растет престиж деятельности педагогов, их мотивация к повышению качества образования. 
  • В целях усиления воспитательного потенциала, впервые проведен конкурсный отбор   детских садов и  учреждений дополнительного образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Среди победителей конкурса детский сад «Синеглазка», «Надежда» и Центр детского творчества. Им оказана финансовая поддержка из городского бюджета.

    ДОУ «Синеглазка» по итогам окружного смотра-конкурса получило титул «Лучшее дошкольное образовательное учреждение Ямала».

    Положительным результатом работы педагогов нашего города по обеспечению экологического образования дошкольников  стало первое место в окружном конкурсе авторских программ.

  • Расширено использование информационных и коммуникационных технологий в практике управления образовательным учреждением, образовательным процессом. Несомненным достижением является подключение всех школ города к Интернету. Задача следующего шага видится в массовом использовании электронных образовательных ресурсов.
  • Для работы с электронными учениками (что является одним из направлений информатизации) нового поколения в текущем году ОУ закуплено дополнительно 13 компьютерных классов; 266 персональных компьютеров, в том числе 2 мобильных класса, которые являются принципиально новым решением для применения информационных технологий на любых уроках, а не только на занятиях информатикой. Кроме того, все школы города обеспечены серверным оборудованием для выхода в интернет и организации локальной сети в учреждении. Закуплено 10 серверов.

    Для повышения качества уроков, активизации интересов учащихся приобретены электронные учебники (сетевые  и локальные версии по различным предметам) 55 шт, и программы для интерактивных досок - 30 шт., а также программа Матроссофт (учебные модули по 5 предметам (алгебра, геометрия, биология, химия, физика) для всех ОУ.

    Для построения единого информационного пространства 37 учреждений объединены в локальную образовательную сеть, что позволяет осуществлять электронный документооборот; закуплена программа Сетевой город «Образование». По программе «Intel - обучение для будущего» обучено 30 педагогов, на конкурс Intel представлены 3 работы, которые отмечены сертификатами Intel.

  • Опыт педагогов СОШ№7,11 представлен в электронном научно-практическом журнале «Вопросы Интернет-образования».
  • Получила поддержку и дальнейшее развитие профессиональный потенциал педагогических  кадров, которые обеспечивались посредством совершенствования процессов аттестации на квалификационные категории,  развития конкурсного движения, расширения спектра образовательных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, в том числе, по освоению новых образовательных технологий, включая информационные.В текущем учебном году  прошли курсы  998 педагогов.
  • С целью совершенствования профессиональной компетентности учителей, обеспечения возможности  их самореализации проведен смотр-конкурс «Калейдоскоп уроков раннего изучения иностранных языков в  начальной школе», городской конкурс интегрированных уроков.

         Разработки представленные педагогами города  на окружной конкурс  «Лидер в образовании» стали  лауреатами в номинациях  «Инновации в воспитании» (МДОУ  «Аленький цветочек»), номинации «Инновации в обучении» (Центр детского творчества, СОШ № 11,3); номинации «Инновации в управлении» (СОШ № 11), а также был активно представлен в рамках:

  • Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» Издательского дома «1 сентября» (СОШ № 3,  СОШ м-на Вынгапуровский).
  • Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (СОШ № 3, 8,  м-на Вынгапуровский). Работы опубликованы на сайте  газеты «Первое сентября» и в сборнике тезисов участников конкурса.
  • Конкурса методических разработок «Учительские находки» проекта Национального фонда подготовки кадров на Российском общеобразовательном портале. Разработки отмечены дипломами и опубликованы (СОШ № 3, 8).
  •     СОШ № 3  стала лауреатом конкурса «Школа России - 2006», учрежденным Российской академией образования (РАО), Академией творческой педагогики  (АТП), Комитетом по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии  Совета Федерации РФ, Комитетом по образованию и науке Государственной Думы  РФ, редакцией газеты «Педагогический вестник».

            Инновационный опыт педагогов СОШ № 2,3,5,7,8,9,13, м-на Вынгапуровский, ЦДТ транслируется  на страницах региональной, федеральной методической и педагогической прессы в журналах: «Теория и практика дополнительного образования», «Дополнительное образование», «Дополнительное образование и воспитание», «Учительская газета», «Классный руководитель», «Практика административной работы в школе», «Биология в школе»,  «Химия», «Иностранные языки в школе», «Русский язык», «Завуч начальной школы», в электронном научно-практическом журнале «Вопросы Интернет-образования».

  • Изменяется структура управления  в сторону активизации общественного педагогического управления. Созданы и активно действуют 25 городских методических объединения  специалистов дошкольного, дополнительного, общего и специального (коррекционного) образования. Профессиональные объединения педагогов  являются организационной формой деятельности педагогов, обеспечивают координацию работы по вопросам обновления содержания и технологий образования в городской образовательной системе.
  • Внедрены новые формы и модели государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. Более 300 представителей деловой, культурной общественности, общественных организаций, педагогов, родителей включены в деятельность коллегиальных органов, экспертных и аттестационных комиссий, координационных советов, органов управления образовательными учреждениями. 2406  учащихся - активные участники 24 общественных организаций и объединений. Действуют городское родительское собрание, муниципальный совет.
  • Обеспечивается педагогическая поддержка органам ученического самоуправления. В настоящее время в образовательных учреждениях города действует 19 детских общественных организаций и объединений, охватывающих 2800 школьников в возрасте от 7 до 17 лет, что составляет 21 % от общего количества учащихся МОУ. Одна из важнейших целей их деятельности - воспитание патриотизма как осознанного чувства ответственности за благополучие образовательного учреждения. На базе МОУ ДОД «ЦДТ» (руководитель Ципляева Е.А.) осуществляется подготовка лидерского и организаторского актива ДОО городской организации школьников «САМ» (Союз активной молодёжи), новизна опыта которой заключается в проведении ежегодных выездных Коммунарских Сборов в санатории «Лесники» (г. Курган). В ноябре 2007 г в сборах приняли участие 90 старшеклассников из общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений города, что на 10 % больше, чем в 2006 году. 

    Согласно принятого решения на городской ученической конференцией «Я гражданин России. Я гражданин Ноябрьска» с 2007 года активно осуществляет свою деятельность Ноябрьская городская общественная организация «Содружество детский объединений «Я-МАЛ (Я молодая активная личность)» руководитель Камакин О.Н. В 2007 году «Я-МАЛ» реализовывал целенаправленную деятельность по созданию детских общественных организаций на базе МОУ СОШ города, путём проведения игр патриотической направленности «Лидер 21 века», «Зарница», акции «Сохраним окружающий мир», «Ты в ответе за тех, кого приручил». Всего в мероприятиях приняли участие свыше 300 учащихся МОУ СОШ.

    В декабре 2007 г проведен 1 городской конкурс лидеров детских общественных организаций МОУ «Лидер XXI века» с участием 9 представителей. Победителем стала представитель городской организации школьников «САМ» Мария Добрынина.

    В школах города № 2,5,7,8,11, МОУ ДОД «ЦДТ» организовано волонтёрское движение для работы по пропаганде ЗОЖ, оказания помощи одиноким пожилым людям, ветеранам, участникам и инвалидам ВОВ, вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн, конфликтов и т.п. Управлением образования проводится целенаправленная работа по подготовке волонтёров: семинары, тренинги, совместные совещания организаторов волонтёрского движения со специалистами УФСКН по г.Ноябрьску, ОЦ «СПИД», Управления социальной защиты населения и др.

    В 2007-2008 уч.г. МОУ ДОД «Центр детского творчества» объявлен как опорное (базовое) учреждение по теме «Деятельность ОУ по формированию здорового жизненного стиля через развития волонтерского движения» (приказ Управления образования №1021-од от 04.12.2007 г «О систематизации работы по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательной среде»).

    Опыт работы Управления образования и образовательных учреждений представлен по темам:

    «Проблемы и перспективы развития культурно-образовательного пространства города» на городском форуме «Культура и город. Влияние культуры на формирование образа города» в марте 2007 г;

    «Деятельность образовательных учреждений по повышению воспитательного потенциала семьи и профилактике социального сиротства» на окружном научно-практическом семинаре «Демографическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе. Проблемы и пути решения» в мае 2007 г.;

    Опыт работы психологов г. Ноябрьска транслировался на окружном семинаре-совещании «Практическая психология системы образования ЯНАО: опыт, проблемы, перспективы. Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога» в апреле 2007 г. Представители 13 муниципальных образования округа высоко оценили уровень развития Психологической службы г.Ноябрьска, организации семинара.

    В работе окружного семинара-совещания «Гражданское и военно-патриотическое воспитание молодёжи в ЯНАО: опыт, современное состояние, перспективы развития» в ноябре 2007 г приняли участие 7 педагогов МОУ СОШ№ 5, 11, 12. Они  обобщили результаты опыта в сфере патриотического воспитания по темам: «Гражданское и военно-патриотическое воспитание в классах пожарных кадетов МОУ СОШ № 6», «Гражданское воспитание школьников МОУ СОШ № 12  как фактор их социализации ».

  • Значительно расширились  возможности дополнительного образования детей. В учреждениях дополнительного образования, обучаются 4067 учащихся, дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях охвачено  80%  детей. Число победителей международных и Всероссийских состязаний увеличилось практически в 1,5 раза.
  • Среди основных  качественных результатов и достижений: МОУ СОШ № 2 (Диплом II и III степени на международном  фестивале «Каменный цветок»; 3 место на  международном турнире по спортивным танцам «Юганские зори»;Лауреат III степени конкурс на народных инструментах г.Красноярск; Чемпионка Европы среди женщин ЭЛО, II место в шахматном фестивале, диплом IIстепени, г.Москва); МОУ СОШ № 3 (Диплом 1степени XXII всероссийской  конференции учащихся «Юность, наука, культура» г. Обнинск (всего 5 дипломов Iстепени);I место в региональном конкурсе за маршрут выживания, поисково-спасательные работы, полоса препятствий, общий зачет   в конкурсе «Школа безопасности» (всего 6 дипломов);I место Открытый городской турнир на призы Главы г.Новый Уренгой, Кубок Героя России А.А.Карелина;II место в XX  Международном турнире по греко-римской борьбе, г.Екатеринбург; МОУ СОШ № 5 (Лауреат 1 степени (ансамбль) II Международный  фестиваль  «Метелица» (всего 6 грамот); МОУ СОШ № 6 (Победа   в окружном этапе    конкурса акции  «Письмо водителю»»; Дипломант IIX Всероссийской телекоммуникационной  олимпиады юных журналистов); МОУ СОШ № 7 (2 и 3 место во всероссийском  конкурсе «Пасха Красная»; Лауреат 2 степени Межрегиональный конкурс академического рисунка « Золотое сечение»);МОУ СОШ № 8 (II место в региональном конкурсе «Рождественское чудо»; Диплом III степени Х регионального фестиваля-конкурса «Золотые купола 2007» (всего 2 диплома); I место Первенство ЯНАО «Белая ладья 2007»  по шахматам ;Лауреат 1 и 3 степени XXII Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность, наука, культура» (г. Обнинск);Диплом победителя окружного конкурса «Осторожно огонь!» (всего 3 диплома); Почетная грамота участника международного молодёжного конкурса творческих работ «Лики Севера» (всего 4 грамоты);Диплом за 3 место в первенстве ЯНАО по футболу на приз Клуба «Кожаный мяч» среди юношей 1991-1992г.р.; МОУ СОШ № 11(Финалист Международного конкурса  англ. языка «Good Luck»; 1 место по ЯНАО,3 место в региональном конкурсе танцевальных пар в г.Новом Уренгое;2 место во всероссийском турнире по теннису; Медаль и диплом 2 степени в открытых городских соревнованиях по авиамодельному спорту, посвященных 75- летию ЯНАО в классе резиномоторных моделей;6 место в соревнованиях Уральская лига, г.Челябинск;1 место в III зональном конкурсе народных инструментов, Диплом 3 степени в конкурсе «Вдохновение»;1 место Региональный турнир по спортивным танцам «Кубок Локомотива 2007» в категории «Молодежь», г.Сургут, 09.12.2007 г.);МОУ СОШ № 12 (2 место в окружном конкурсе народной игры «Все краски Ямала»;2 место в окружном конкурсе «Устное народное творчество»;в номинации «Специальный приз»; Дипломант II степени IX региональный конкурс «Золотые купола» г.Тобольск (всего 7 дипломов); Диплом  I степени, диплом  II степени V Окружного фестиваля  детского народного творчества «Все краски Ямала»);МОУ СОШ  м-на Вынгапуровский (Диплом Победителя Международного  конкурса «Лики Севера»;Всероссийский фестиваль «Сияние Севера». Диплом Президента Союза городов Заполярья  и Крайнего Севера (всего 4 диплома); ЦИР «Ювента» - 4 место из 10 призовых в международном конкурсе «Эрудиты планеты»»; победители номинации «Лучшая техника торговли» в 10 международной ярмарке школьных компаний;  воспитанники ДЮСШ № 2 чемпионы Европы и России по тайскому боксу и Греко-римской борьбе; есть также чемпионы Азии по самбо; ЦДТ лауреаты Всероссийского детского Пушкинского конкурса; дипломанты Международного фестиваля детского народного творчества и выставки детского изобразительного искусства «Рождественская 2007»; победители 9 окружного заочного конкурса «Сердце отдаю детям»; победители городского конкурса «Лидер 21 века»;СДЮШОР победители по баскетболу среди девушек в 5  Международном турнире во Франции; победители первенства по баскетболу среди девушек Федерального агентства Минобрнауки РФ; бронзовые призеры первенства Европы и  победители первенства России по боксу.

    Одной из приоритетных организационных задач является вовлечение как можно большего числа детей в педагогически организованные формы досуга во внеучебное время.

    Расширена адресная социальная составляющая дополнительного образования: в составе   контингента воспитанников  учреждений дополнительного образования детей 

    Охват таких детей дополнительным образованием составляет: из семей, где родители безработные - 87%;опекаемых - 86%;из неполных семей- 64%;из многодетных семей - 45%; из малообеспеченных семей- 29%;с ограниченными возможностями здоровья- 1,5%.

  • Во взаимодействии всех уровней управления, в том числе и на межотраслевом уровне, решались вопросы развития воспитания.
  • В целях сохранения и приумножения лучших традиций Отечества по гражданскому и патриотическому воспитанию в апреле 2007 года кадеты МОУ СОШ № 6 № 12 участвовали в окружном слете кадетов «Сыны Отечества». Осенью 2007 г состоялся молодёжный фестиваль военно-патриотической песни «Димитриевская суббота» с участием учащихся кадетских классов и творческих коллективов МОУ города Ноябрьска.

    Особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, с этой целью в апреле 2007 года  среди МОУ города был проведён городской фестиваль «Дорогой добра». В нем приняли участие 14 МОУ , 111 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 17 лет, из них 98 человек участвовали в персональной выставке творческих работ, посвященных  теме «Моя Родина» и «Мир, в котором я живу». Вопросы гражданственности и духовности также  решались на базе лагеря «Непоседы». Лагерная смена для «непосед» с ограниченными возможностями здоровья  была организована с 6 по 13 марта 2007г.

    Занятия музейной деятельностью воспитывают в школьниках чувство ответственности за сохранение природных богатств, художественную культуру края, гордость за свою семью, школу, уважение к старшему поколению, гуманизм, трудолюбие, чувство сопричастности к прошлому и настоящему своего  Отечества. Согласно приказу Управления образования Администрации города Ноябрьска  от 23.03.07 № 278-од «О создании комиссии по паспортизации музеев музейных комнат на базе МОУ муниципального образования город Ноябрьск», в 2007г документы на паспортизацию 4 музеев на базе МОУ СОШ № 2, 3, 11, м-на Вынгапуровский были направлены в департамент образования ЯНАО, где выписаны паспорта.

    В окружном этапе Всероссийского конкурса на лучший музей боевой, воинской и трудовой славы МОУ 15.03 по 01.06.07-2 место музей  «Память», МОУ СОШ № 11, рук. Лебедева Н.В. и дипломом за особую роль музея в воспитательной системе ОУ -  музей «РЕМИД», МОУ СОШ № 2,рук. Царяпина Т.Н.

  • Повышен уровень социальной поддержки участников образовательного процесса: количество семей, имеющих льготу по оплате за содержание детей в ДОУ остается достаточно высоким:18 категорий семей, воспитывающие детей дошкольного возраста (1025 детям (16%) пользуются льготой- 50% и 100% по родительской оплате. Компенсацию части родительской платы   за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, получают 4680 родителей (74%), 2774 - имеющих одного ребенка (20% компенсации), 1689- имеющие двух детей (50% компенсации) и 217 - родители, имеющие трех и более детей(70%).
  •        Полное содержание 1 ребенка в день составляет 611,26  руб. Родительская плата (72 руб. за один день посещения)  за содержание детей не превышает 20%.

    Значительно увеличилось  количество обучающихся, получающих питание организованно: охват организованными формами  питания составил  64,3% ( на 200 чел.больше, чем в 2006 году).

    Бесплатное питание получают 46% учащихся от общего количества (что на 3% больше, чем в 2006 году), в том числе все учащиеся начальных классов, коррекционных, кадетских, малообеспеченные, дети инвалиды, дети-сироты, дети групп продленного дня.

    На основании Постановления Главы города о защите прав и интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Управлению образования делегировано осуществление полномочий по опеке и попечительству над данной категорией детей.

    Всего на учете в отделе по защите прав детства и опеке Управления образования состоит 247 подопечных детей, в том числе сирот 54 человек. Принято под опеку за отчетный период 57. Всего получают пособие по опеке 209. За отчетный период выявлено 60 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Передано под усыновление (удочерение) гражданам РФ в этом году 26 детей. Подготовлено материалов и принято участие в 124 судебных заседаниях.

    Впервые в этом году введена в практику новая формы работы с опекунами и попечителями Школа опекуна.

    В 2007 году приобретено для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей три двухкомнатные квартиры, тринадцать однокомнатных квартир и три жилых комнаты, все приобретенное жилье деревянного исполнения.

    В Ноябрьском детском доме воспитывается 39 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжена  работа по внедрению патроната. В настоящее время в 10 ПС воспитывается 11 детей, результаты работы говорят о позитивном опыте воспитания детей в ПС и необходимости дальнейшего развития такой формы работы с воспитанниками ДД.

    Детский дом перееехал в новые отремонтированные помещения в капитальном здании.

  • Одним из важных направлений в работе явилась оценка состояния здоровья воспитанников и организация работы по здоровьесбережению.
  • Здоровьесберегающее пространство образовательных учреждений представлено комплексом оздоровительных услуг:  медицинских кабинетов - 47,  процедурных - 39, изоляторов 25,  стоматологических - 14, физиокабинетов - 31,  массажных - 5, логопедических 49,  бассейнов - 11,   министадионов, расположенных в группах - 86,  галокомплекс - 1.

    Впервые в этом году в полную силу начали функционировать на базе школ и детских садов 29 кабинетов БОС. 17   классов «БОС - Здоровье» позволяют проводить массовые оздоровления воспитанников и учащихся и прививать навыки здоровья с детства. Логотерапевтическая БОС-технология, реализуемая в 6 учреждениях,  способствует улучшению технике речи, повышению устойчивости к воздействиям стресса, психоэмоционального перенапряжения, связанных с высокими речевыми нагрузками. Метод биологической обратной связи,  используемый в 3-х учреждениях в работе с детьми с патологиями опорно-двигательного аппарата открыл новые возможности и существенно повысил эффективность коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Достоинство технологии биологической обратной связи оценили и специалисты, работающими с детьми с нарушением зрения.

    Реализация современных здоровьесберегающих технологий с  использованием созданной здоровьесберегающей среды в МОУ позволила уменьшить количества случаев заболеваний у школьников по сравнению с 2006 годом (на 293 промили).

    Возможность укрепить здоровье была предоставлена в ходе летней кампании. Ежегодно на базе  образовательных учреждений работают пришкольные лагеря, в которых в этом году оздоровились 936 уч-ся 1-8 классов. За пределами города Ноябрьска:на Черноморском и Азовском побережьях, в Тюменской обл.-1302 детей и подростков. В профильных лагерях совершенствовали свое мастерство 404 воспитанника УДОД. 265 подростков было трудоустроено на предприятия города.73 человека работали в студенческих трудовых отрядах. Всего за это лето оздоровлено и трудоустроено более 3 тысяч детей и подростков (26% обучающихся).

    Опыт работы МДОУ «Колобок» и СОШ №2 по созданию условий медицинского обслуживания детей, был представлен на окружном смотре-конкурсе, и был признан лучшим по округу.

  • Реализованы меры по усилению безопасности образовательных учреждений: в соответствии с    городской программой «Обеспечение комплексной безопасности муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Ноябрьск до 2010 года» за период летних каникул в 23 учреждениях (16 ДОУ, 7 школ)  установлена система видеонаблюдения, в 2006 году эта система была в 10 учреждениях.   На сегодняшний день 30 (65%) ОУ обеспечено системой видеонаблюдения. Затраты составили-8900тыс. рублей.
  • Осуществлено укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений. В 2007 году на эти цели было  направлено 46  млн. бюджетных средств, включая текущий ремонт зданий и сооружений, из них на приобретение учебного оборудования, мебели, спортивного и другого инвентаря -  16 млн. рублей, на хозяйственные и  канцелярские товары, мягкий инвентарь, расходные материалы 12 млн.руб., текущий ремонт зданий и сооружений, благоустройство территории 9 млн.рублей, на монтаж пожарной сигнализации и охрану объектов 9 млн. рублей. Всего же  в 2007 году  учреждения образования получили ассигнований из бюджета города в размере 1 млрд. 728 млн. рублей, что на 384 млн. рублей  больше, чем в 2006 году.
  • Из общей суммы выделенных ассигнований учреждения образования получили  в виде субвенции 615 млн. рублей. Данные  средства направлены  в общеобразовательные учреждения на оплату и стимулирование труда работников (496 млн. рублей) и организацию учебного процесса (119 млн. рублей). За счет средств, предусмотренных на  организацию учебного процесса, приобретены учебные и наглядные пособия, спортивный инвентарь и оборудование, мультимедийные проекторы, компьютерная и другая орг.техника; также приобретены канцелярские и хозяйственные товары.

    Таким образом, одной из главных задач, осуществленных за последние годы, было обеспечение развития многопрофильной, разноуровневой и вариативной системы образования в целях удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения. Муниципальная система образования стремится обеспечить в полной мере права граждан, гарантированные им законодательством.

    В 2008 году деятельность Управления образования и образовательных учреждений будет направлена на:

    • реализацию национального проекта «Образование», федеральных, региональных, муниципальных программ в системе образования;
    • сохранение единого образовательного пространства при расширении вариативности городской системы образования, укрепление ее материально-технической, информационной, научно-методической базы, с целью роста качества образовательных услуг;
    • развитие организационных, правовых, экономических условий, обеспечивающих реализацию прав граждан на общедоступное, бесплатное, качественное дошкольное и общее среднее образование;
    • расширение спектра условий, обеспечивающих реализацию экспериментальной, инновационной работы, полный переход на предпрофильное и профильное обучение учащихся;
    • развитие системы воспитательной работы как важнейшего компонента деятельности системы образования города;
    • совершенствование мониторинга и управления качеством образования,
    • развитие системы реабилитационно-коррекционной, социальной, психолого-педагогической поддержки участников образовательно-воспитательного процесса и другие.

    Выполнение поставленных задач позволит системе образования города Ноябрьска в значительной мере реализовать основные направления его модернизации.

           Хотелось бы отметить успехи наших соседей ХМАО по развитию государственно-общественного управления, внедрению дистанционного обучения,  Санкт-Петербурга переход на новую отраслевую систему оплаты труда.

    В 2007 году не удалось разработать муниципальную систему мониторинга качества образования.

    Считаем возможным обсуждение на конференции АСДГ вопросов:

  • внедрения стандарта второго поколения
  • муниципальная система оценки качества образования
  • внедрение дистанционного обучения